Сущность, виды и функции налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 13:54, курсовая работа

Описание работы

Налоговая система – это совокупность предусмотренных законодательством налогов и сборов, принципов, форм и методов их установления или отмены. Она призвана обеспечить финансовыми ресурсами большую часть расходов государства. Налоговой системе свойственны логичность, отлаженность, эффективность выполнения основных функций, приспособляемость к изменяющимся условиям, справедливость налогообложения.[1]
Существуют разные определения налога.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….....………3
Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования налоговой системы……………………………………………………......................……....5
Понятия и функции налоговой системы…………………………...............….5
Виды налогов и сборов……………………………………..............………….7
Налоговое регулирование в России………………………............…………10
Глава 2. Анализ государственного регулирования налоговой системы РФ на современном этапе……………………………………………….......………...13
2.1. Взаимоотношение налоговых органов с налогоплательщиками……..13
2.2. Взаимоотношения Министерства финансов и Федеральной налоговой службы……………………………………………………………..…………...14
2.3. Налоги в системе государственного финансового и бюджетного регулирования………………………………………………………………....16
Глава 3. Направления совершенствования налоговой политики в РФ…....22
Заключение …………………………………………………………….……....29
Список литературы…………………………………………………………...30

Файлы: 1 файл

курсовая по ггаку.docx

— 53.87 Кб (Скачать файл)

                             Министерство сельского хозяйства РФ

Новосибирский Государственный  Аграрный Университет

Факультет Государственного и Муниципального Управления

 

 

 

Курсовая работа по дисциплине: Финансы

На тему:  Сущность, виды и функции налогов

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 8401гр

Савченко А.В.

                                                                            Проверил: Гааг А. В.

 

                                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск 2013

Содержание

Введение……………………………………………………………….....………3

Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования налоговой  системы……………………………………………………......................……....5

    1. Понятия и функции налоговой системы…………………………...............….5
    2. Виды налогов и сборов……………………………………..............………….7
    3. Налоговое регулирование в России………………………............…………10

Глава 2. Анализ государственного регулирования налоговой системы  РФ на современном этапе……………………………………………….......………...13

2.1. Взаимоотношение налоговых  органов с налогоплательщиками……..13

2.2. Взаимоотношения Министерства  финансов и Федеральной налоговой  службы……………………………………………………………..…………...14

2.3. Налоги в системе  государственного финансового и  бюджетного регулирования………………………………………………………………....16

Глава 3. Направления совершенствования  налоговой политики в РФ…....22

Заключение …………………………………………………………….……....29

Список литературы…………………………………………………………...30  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

 

Введение

     В начале курсовой работы мне хотелось бы обосновать, почему мой выбор пал именно на тему налогового регулирования.

Вообще налоги играют очень  важную роль в жизни человека как  части общества, в жизни государства. От того, сколько налогов будет  собрано, зависит благополучие страны, региона, города. В истории развития общества еще ни одно государства  не смогло обойтись без налогов, ведь для выполнения функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется  определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени  определяется суммой расходов государства  на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка. Следовательно, чем больше функций  возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

Велика роль налогов и  для России, где актуальная проблема нехватки финансовых ресурсов. Ведь налоги являются одним из ключевых способов решений этой проблемы, выступая в  качестве одного из рычагов экономики, при помощи которых государство  воздействует на рыночную экономику. С  помощью налогов определяются взаимоотношения  предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных  инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

В своей курсовой работе я рассмотрю основные виды налогов, собираемые в России, а также проведу  краткий экскурс по истории формирования налоговой системы в нашей  стране. Этой теме посвящается первая глава моей работы. Во второй, самой  большой по своему объему, части  я проведу аналитическую работу, которая заключается в описании и рассмотрении важнейших аспектов налоговой системы России на настоящий  момент. В третьей же, заключительной, главе курсовой работы я попытаюсь разобрать направления совершенствования налоговой политики, а также подведу итог своей работе, кратко изложу основные рассмотренные моменты и сформулирую вывод о том, что же мне удалось отразить в курсовой, а какие вопросы, возможно, могли остаться не до конца освещенными.

Прежде чем приступить непосредственно к выполнению теоретической, аналитической и практической работе согласно выше указанному плану, хотелось бы ответить на вопрос, что же представляет собой налоговое регулирование? А представляет оно систему особых мероприятий в области налогообложения, которые направлены на вмешательство государства в рыночную экономику в соответствии с принятой правительством концепцией экономического роста. Налоговое регулирование охватывает всю экономику в целом. Одним из аспектов налогового регулирования является взимание налогов с населения. Через систему косвенного и подоходного налогообложения государство воздействует на личное потребление и платежеспособный спрос населения путем установления необлагаемых минимумов, освобождения (полного или частного) отдельных доходов и групп товаров от соответствующих налогов. Через регулирование платежеспособного спроса населения государство влияет на производство и предложение товаров и услуг, на личные сбережения и инвестиции.

Итак, в своей курсовой работе я попытаюсь рассмотреть  лишь основные моменты, связанные с  налогообложением и его регулированием, ведь тема эта поистине неисчерпаема.

 

 
 
 
 

Глава 1. Теоретические  основы государственного регулирования  налоговой системы.

1.1.Понятия и функции налоговой системы.

Налоговая система – это  совокупность предусмотренных законодательством  налогов и сборов, принципов, форм и методов их установления или  отмены. Она призвана обеспечить финансовыми  ресурсами большую часть расходов государства. Налоговой системе  свойственны логичность, отлаженность, эффективность выполнения основных функций, приспособляемость к изменяющимся условиям, справедливость налогообложения.[1]

Существуют разные определения  налога. Статья 8 Налогового кодекса  РФ определяется налог как обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и  физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях  финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных  образований.

В налоговую систему России, кроме собственно самих налогов, также входят приравненные к ним  сборы, особенность которых состоит  в том, что их уплата служит одним  из условий совершения в отношении  плательщиков сборов юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений, лицензий.

В Налоговом кодексе РФ существует определенный закрепленный перечень сборов, поэтому на них, также  как и налоги, распространяются все  правила и правоотношения, установленные  законодательством России.

Основные понятия налоговой  системы:

- налоговые платежи, взимаемые  с налогоплательщиков (налоги, сборы,  пошлины)

- объекты налогообложения  (продукция, работа, доходы, имущество  и прочее)

- субъекты налогообложения  (налогоплательщики).

Налоговая система должна выполнять:

- фискальную функцию, - обеспечение  финансированием государственных  расходов; налоги – основной источник  доходов государства.

Во всех общественных формациях  налоги выполняли прежде всего эту функцию, являясь средство финансирования расходов общественных, а также государственных органов власти;

- регулирующую функцию, - обеспечение с помощью налоговой  политики, изменения системы налогообложения,  налоговых ставок, величины налогового  бремени реализации основных  целей экономического развития, оптимизации отраслевой и региональной  структуры экономики.

Инвестиции, занятость, внешнеэкономическая  деятельности, окружающая среда и  другие аспекты деятельности хозяйствующих  субъектов в рыночной экономике  в существенной мере регулируются с  помощью налоговой системы;

- социальную функцию –  поддержание социального равновесия, сглаживание резкого неравенства  между доходами отдельных социальных  групп.

Выделяются, как правило, три типа налоговой политики государства.

Первый тип политика максимальных налогов, характеризуется принципом  «взять все, что возможно». При этом государству уготована «налоговая ловушка», когда повышение налогов  не сопровождается ростом доходов. Поэтому  данная политика проводится государством, как правило, в экстренных случаях, таких, как экономический кризис или ведение военных действий.

Второй тип – политика разумных налогов, способствующая развитию предпринимательства, но снижает объем  социальных гарантий.[3]

Третий тип – налоговая  политика, предусматривающая достаточно высокий уровень обложения, но при  значительной социальной защите населения. Налоговые доходы направляются на увеличение социальных фондов. Недостатком такой  политики является то, что она вызывает инфляцию.

При развитой экономике все  типы налоговой политики успешно  сочетаются. В РФ с начала экономических  реформ стал реализовываться первый тип налоговой политики. Однако экономических, социальных и политических предпосылок для проведения политики максимальных налогов в это время не существовало, вследствие чего подобная политика привела к падению темпов роста производства в отраслях экономики, широким масштабам уклонения от уплаты налогов, росту задолженности и взаимным неплатежам субъектов предпринимательства.

1.2. Виды налогов  и сборов.

По механизму формирования налоги подразделяются на прямые и косвенные. Они различаются по объекту налогообложения, по механизму расчета и взимания, по их роли в формировании доходной части.

Прямые налоги взимаются  с доходов или имущества налогоплательщика (физических и юридических лиц). Наиболее значительными видами прямых налогов  являются подоходные налоги с населения, налоги на прибыль предприятия. Косвенные  налоги взимаются с товаров и  услуг, включаются в цену продукции, которая ими облагается и оплачивается ее потребителями. К косвенным относятся налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги (акцизы, таможенные пошлины, налог на добавленную стоимость).

Соотношение прямых и косвенных  налогов различается по странам, исходя из экономических, политических и национальных особенностей. Однако при формировании всех налоговых  систем во всех странах идет постоянный поиск путей, с одной стороны, как уменьшить государственные  расходы и тем самым сократить  потребности в налоговых доходах, с другой, - как повысить эффективность  налоговых систем.[7]

Согласно ст. 12 Налогового Кодекса РФ в Российской Федерации, части 1 устанавливаются следующие  виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

В Российской Федерации введена  трехуровневая система налогообложения  предприятий, организаций и физических лиц.

Первый уровень – это  федеральные налоги России. Они действуют  на территории всей страны и регулируются общероссийским законодательством, формируют основу доходной части федерального бюджета и, поскольку это наиболее доходные источники, за счет них поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.

Федеральными  налогами и сборами признают налоги и сборы, которые установлены Налоговым кодексом и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.

К федеральным налогам  и сборам относятся:

  1. Налог на добавленную стоимость(НДС);
  2. Акцизы;
  3. Налоги на доходы физических лиц;
  4. Единый социальный налог;
  5. Налог на прибыль организаций;
  6. Налог на добычу полезных ископаемых;
  7. Водный налог;
  8. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
  9. Государственная пошлина.

Второй уровень – налоги республик в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов (региональные налоги).

Региональные  налоги признаются налоги, которые установлены Налоговым Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации [8].

Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать  на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии НК РФ и  законами субъектов Российской Федерации  о налогах.

При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов  Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядки и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ.

Информация о работе Сущность, виды и функции налогов