Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 13:54, курсовая работа
Налоговая система – это совокупность предусмотренных законодательством налогов и сборов, принципов, форм и методов их установления или отмены. Она призвана обеспечить финансовыми ресурсами большую часть расходов государства. Налоговой системе свойственны логичность, отлаженность, эффективность выполнения основных функций, приспособляемость к изменяющимся условиям, справедливость налогообложения.[1]
Существуют разные определения налога.
Введение……………………………………………………………….....………3
Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования налоговой системы……………………………………………………......................……....5
Понятия и функции налоговой системы…………………………...............….5
Виды налогов и сборов……………………………………..............………….7
Налоговое регулирование в России………………………............…………10
Глава 2. Анализ государственного регулирования налоговой системы РФ на современном этапе……………………………………………….......………...13
2.1. Взаимоотношение налоговых органов с налогоплательщиками……..13
2.2. Взаимоотношения Министерства финансов и Федеральной налоговой службы……………………………………………………………..…………...14
2.3. Налоги в системе государственного финансового и бюджетного регулирования………………………………………………………………....16
Глава 3. Направления совершенствования налоговой политики в РФ…....22
Заключение …………………………………………………………….……....29
Список литературы…………………………………………………………...30
- о количестве и характере
судебных споров с
Вывод: Сегодня НК предусматривает право Минфина трактовать законодательство о налогах – и право Федеральной налоговой службы разъяснять плательщикам правила исчисления налогов. Практика показала, что ФНС понимает своё разъяснительное право достаточно широко, из-за чего-то и дело по одному и тому же поводу появляются несовместимые бумажки, отнюдь не облегчающие жизнь налогоплательщикам. Выходили даже такие разъяснения Минфина, в которых прямо говорилось, что ФНС имеет другую точку зрения.
2.3. Налоги в системе государственного финансового и бюджетного регулирования.
Развитие государственного
регулирования экономики в
Государственное регулирование экономики осуществляется экономическими и административными методами, или их сочетанием. При этом административные методы, как правило, используются в случае, если экономические методы недостаточно эффективны, а также в условиях кризиса.
С точки зрения основополагающих принципов классической теории установления экономического равновесия на основе использования рыночного механизма спроса и предложения, административное регулирование имеет ряд недостатков. Прежде всего, эти методы ограничивают конкуренцию. Производители и потребители не могут свободно маневрировать ценами, а это, ставит часть предприятий в льготные условия и следствием такого положения может стать оторванная от реальной конъюнктуры на мировом и внутреннем рынках инвестиционная и торговая политика экономических субъектов. Вместе с тем, данные методы неизбежно приводят к значительному перераспределению доходов и налогов между бюджетами одного уровня.[14] Регионы ставятся в неравные условия и развиваются неравномерно, вследствие чего возникает необходимость осуществления значительных затрат для поддержки отсталых регионов и специальных программ по оживлению и перепрофилированию их экономик. Поэтому наиболее жесткие меры административного регулирования широко используются в течение относительно короткого периода, как правило, в кризисной ситуации для быстрой стабилизации цен.
Методы экономического регулирования в отличие от административных не нарушают условий функционирования рыночного механизма. Они оказывают влияние на экономику через издержки производства, прибыль, заработную плату, развитие инвестиционной деятельности, увеличение объемов производства и реализации продукции, стимулирование потребления и другие методы экономического регулирования, в конечном счете, направлены на факторы, влияющие на соотношение спроса и предложения. Это может быть стимулирование увеличения (снижения) объемов ресурсов на рынке, или увеличения (снижения) платежеспособного спроса [7]. Органы государственного управления имеют возможность регулировать размер эмиссии денег, изменять учетные ставки, налоги, пошлины и т.п.
В регулировании экономических процессов налоги играют двойную роль. С одной стороны, налоговая система обеспечивает бюджетную систему в целом и ее отдельные уровни требуемыми финансовыми ресурсами, с другой - она способствует реализации целей выбранной экономической программы.
Проблема построения налоговой системы, которая давала бы необходимые поступления в бюджеты разных уровней и оказывала бы желаемое воздействие на развитие экономики страны, стоит перед каждой страной. Особенно остро эта проблема стоит сейчас перед Россией. Принципиально механизм регулирования экономических процессов с помощью налогов несложен: снижение или увеличение налогового пресса в той или иной сфере деятельности должен стимулировать приток ресурсов в эту область или наоборот сокращать их. Приняв во внимание стремление производителя к получению максимальной прибыли (дохода) и стремление потребителя к максимизации полезности от приобретаемых благ, можно построить теоретическую модель налоговой системы, которая определила бы поведение субъектов экономической деятельности в соответствии государственной экономической политикой. Однако, регулирование экономических процессов с помощью налогов не дает однозначного результата [11]. Главными причинами этого являются невозможность полностью учесть в законодательном порядке все многообразие экономических субъектов, силу воздействия других факторов на их поведение и временной лаг между оценкой экономической ситуации, принятием и воплощением в жизнь решения об изменении налоговой системы.
Вывод: Степень использования налоговой системы как инструмента государственного регулирования и особенно как инструмента регулирования развития тех или иных отраслей экономики определяет степень перераспределения налогов между бюджетами . Различия в налогообложении отдельных производств и хозяйственных операций на общенациональном уровне при разделении налоговых поступлений между центром и регионами взаимодействуют в этом случае с неравномерностью распределения данных производств и операций по территории страны. Одни регионы, производящие налогоемкую продукцию, получают дополнительные доходы, другие, производящие продукцию, которая полностью или частично освобождена от налогов, теряют доходы. Большое значение с точки зрения перераспределения налогов имеют также состав и величина налогов, собираемых на региональном и местном уровнях, и возможности органов власти этих уровней вводить собственные налоги
Глава 3
Направления совершенствования налоговой политики в РФ
Учитывая общемировую тенденцию гармонизации налоговых систем различных стран, потенциальную возможность интеграции России в мировое экономическое сообщество и необходимость привлечения иностранного капитала в экономику РФ, вопросы совершенствования налогового законодательства согласно принципам, принятым в странах с рыночной экономикой, должны прорабатываться уже сегодня. В этой связи игнорирование норм международного налогового права с мотивацией национальных особенностей развития России вряд ли правомерно.
Налоговые системы экономически
развитых стран складывались под
воздействием различных экономических,
политических и социальных условий.
По набору налогов, их структуре, способам
взимания, ставкам, налогооблагаемой базе,
сфере действия налогов, налоговым
льготам налоговые системы
Принципы построения эффективной налоговой системы достаточно обоснованы в налоговой теории и включают в себя следующее.
¨ Экономическую эффективность. Налоговая система не должна мешать развитию предпринимательства и эффективному использованию ресурсов (материальных, трудовых и финансовых).
¨ Определенность налогообложения. Налоговая система должна быть построена таким образом, чтобы налоговые последствия принятия экономических решений предпринимателем (и юридическим, и физическим лицом) были определены заранее и не изменялись в течение длительного периода времени. Таким образом, этот принцип практически смыкается с принципом стабильности налоговой системы.
¨ Справедливость
налогообложения. Этот принцип является
основным при построении налоговой
системы и предполагает справедливый
подход к различным
¨ Простоту налогообложения
и низкий уровень издержек по взиманию
налогов. Налоговое законодательство
должно содержать простые
Перечисленные принципы построения
эффективной налоговой системы
недостаточно точно соблюдаются
в действующей налоговой
Уровень налогового бремени
в России значительно выше, чем
в экономически развитых странах. Несмотря
на то, что ставка налога на прибыль
в целом соответствует мировому
уровню (РФ — 35%, Германия — 45%, Бельгия
— 39%, Великобритания — 33%, Нидерланды
— 35%, Италия — 52%), уровень реального
изъятия прибыли в Российской
Федерации значительно выше. Это
связано с двумя
К традиционно критикуемым недостаткам налоговой системы относится нестабильность налогового законодательства, которая оказывает негативное воздействие на мотивацию деятельности потенциальных инвесторов, особенно иностранных. Кроме того, наблюдается нестыковка налогового и других видов законодательства, в частности Гражданского права. В связи с этим существует безусловный приоритет норм, установленных в налоговом законодательстве, над нормами, затрагивающими налоговые вопросы в иных законодательных актах Гражданского права.
Налоговая система страны
характеризуется серьезной
Наконец, налоговая система
России является одной из самых громоздких
в мире, что делает ее функционирование
значительно дороже. Множественность
взимаемых налогов, сложная методика
определения налогооблагаемой базы,
наличие многочисленных льгот не
только удорожает стоимость
Совершенствование действующей налоговой системы проводится в рамках налоговой реформы. Она связана с принятием Налогового кодекса, необходимость которого как закона прямого действия сегодня очевидна*. Целью налоговой реформы должно стать усиление влияния налоговой политики на укрепление рыночных начал в экономике и развитие предпринимательства.
В условиях перехода к рынку налоговая политика должна базироваться на следующих основных принципах:
Ø разумном сочетании прямых и косвенных налогов, позволяющих учесть имущественное положение налогоплательщиков и их доходы;
Ø определении оптимального размера ставки налогов;
Ø использовании системы налоговых льгот, воздействующих на процессы инвестирования;
Ø четком разделении налогов по уровням государственного управления;
Ø четкости и ясности налогового законодательства;
Ø соответствии налоговой системы РФ международным нормам налогового права.
Реализация перечисленных принципов в налоговой политике является чрезвычайно трудной задачей, однако их соблюдение должно стать основой долговременной налоговой стратегии.
Сегодня тезис о коренной
ломке действующей налоговой
системы уже не является актуальным.
Большинством экономистов признано,
что резкие изменения в налоговой
системе лишь породят неуверенность
экономических агентов в своей
будущей предпринимательской
Налоговый кодекс является законом прямого действия. Прежде всего он четко определяет вопросы взаимоотношений налогоплательщиков и налоговых органов, права и обязанности обоих субъектов налоговых отношений, процедурные вопросы, связанные с обжалованием решений налоговых органов. Прямое действие кодекса обеспечивается также за счет большей точности формулировок отдельных понятий и терминов, исключающих двойное их толкование налогоплательщиками и налоговыми органами.