Сущность, виды и функции налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 13:54, курсовая работа

Описание работы

Налоговая система – это совокупность предусмотренных законодательством налогов и сборов, принципов, форм и методов их установления или отмены. Она призвана обеспечить финансовыми ресурсами большую часть расходов государства. Налоговой системе свойственны логичность, отлаженность, эффективность выполнения основных функций, приспособляемость к изменяющимся условиям, справедливость налогообложения.[1]
Существуют разные определения налога.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….....………3
Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования налоговой системы……………………………………………………......................……....5
Понятия и функции налоговой системы…………………………...............….5
Виды налогов и сборов……………………………………..............………….7
Налоговое регулирование в России………………………............…………10
Глава 2. Анализ государственного регулирования налоговой системы РФ на современном этапе……………………………………………….......………...13
2.1. Взаимоотношение налоговых органов с налогоплательщиками……..13
2.2. Взаимоотношения Министерства финансов и Федеральной налоговой службы……………………………………………………………..…………...14
2.3. Налоги в системе государственного финансового и бюджетного регулирования………………………………………………………………....16
Глава 3. Направления совершенствования налоговой политики в РФ…....22
Заключение …………………………………………………………….……....29
Список литературы…………………………………………………………...30

Файлы: 1 файл

курсовая по ггаку.docx

— 53.87 Кб (Скачать файл)

- о количестве и характере  судебных споров с организациями,  а также о принятых по ним  судебных решениях

Вывод: Сегодня НК предусматривает право Минфина трактовать законодательство о налогах – и право Федеральной налоговой службы разъяснять плательщикам правила исчисления налогов. Практика показала, что ФНС понимает своё разъяснительное право достаточно широко, из-за чего-то и дело по одному и тому же поводу появляются несовместимые бумажки, отнюдь не облегчающие жизнь налогоплательщикам. Выходили даже такие разъяснения Минфина, в которых прямо говорилось, что ФНС имеет другую точку зрения.

2.3. Налоги в системе государственного финансового и бюджетного регулирования.

Развитие государственного регулирования экономики в развитых странах за последние 45 лет и, в  частности, повышение значимости налоговых  систем в этом процессе, свидетельствует  о том, что необходимо пересмотреть роль отдельных инструментов экономического регулирования в общей системе  государственного регулирования экономики. Рост государственного участия в экономике и социальной сфере выявил потребность в совершенствовании бюджетной и налоговой систем и процессов их взаимодействия. Поэтому создание механизма распределения налогов между бюджетами, учитывающего перераспределение налогов между бюджетами одного уровня (имеется ввиду горизонтальное бюджетное выравнивание), является одним из направлений совершенствования налоговых и бюджетных систем.

Государственное регулирование  экономики осуществляется экономическими и административными методами, или их сочетанием. При этом административные методы, как правило, используются в случае, если экономические методы недостаточно эффективны, а также в условиях кризиса.

С точки зрения основополагающих принципов классической теории установления экономического равновесия на основе использования рыночного механизма спроса и предложения, административное регулирование имеет ряд недостатков. Прежде всего, эти методы ограничивают конкуренцию. Производители и потребители не могут свободно маневрировать ценами, а это, ставит часть предприятий в льготные условия и следствием такого положения может стать оторванная от реальной конъюнктуры на мировом и внутреннем рынках инвестиционная и торговая политика экономических субъектов. Вместе с тем, данные методы неизбежно приводят к значительному перераспределению доходов и налогов между бюджетами одного уровня.[14] Регионы ставятся в неравные условия и развиваются неравномерно, вследствие чего возникает необходимость осуществления значительных затрат для поддержки отсталых регионов и специальных программ по оживлению и перепрофилированию их экономик. Поэтому наиболее жесткие меры административного регулирования широко используются в течение относительно короткого периода, как правило, в кризисной ситуации для быстрой стабилизации цен.

Методы экономического регулирования  в отличие от административных не нарушают условий функционирования рыночного механизма. Они оказывают  влияние на экономику через издержки производства, прибыль, заработную плату, развитие инвестиционной деятельности, увеличение объемов производства и  реализации продукции, стимулирование потребления и другие методы экономического регулирования, в конечном счете, направлены на факторы, влияющие на соотношение  спроса и предложения. Это может  быть стимулирование увеличения (снижения) объемов ресурсов на рынке, или увеличения (снижения) платежеспособного спроса [7]. Органы государственного управления имеют возможность регулировать размер эмиссии денег, изменять учетные ставки, налоги, пошлины и т.п.

В регулировании экономических процессов налоги играют двойную роль. С одной стороны, налоговая система обеспечивает бюджетную систему в целом и ее отдельные уровни требуемыми финансовыми ресурсами, с другой - она способствует реализации целей выбранной экономической программы.

Проблема построения налоговой  системы, которая давала бы необходимые  поступления в бюджеты разных уровней и оказывала бы желаемое воздействие на развитие экономики  страны, стоит перед каждой страной. Особенно остро эта проблема стоит  сейчас перед Россией. Принципиально  механизм регулирования экономических процессов с помощью налогов несложен: снижение или увеличение налогового пресса в той или иной сфере деятельности должен стимулировать приток ресурсов в эту область или наоборот сокращать их. Приняв во внимание стремление производителя к получению максимальной прибыли (дохода) и стремление потребителя к максимизации полезности от приобретаемых благ, можно построить теоретическую модель налоговой системы, которая определила бы поведение субъектов экономической деятельности в соответствии государственной экономической политикой. Однако, регулирование экономических процессов с помощью налогов не дает однозначного результата [11]. Главными причинами этого являются невозможность полностью учесть в законодательном порядке все многообразие экономических субъектов, силу воздействия других факторов на их поведение и временной лаг между оценкой экономической ситуации, принятием и воплощением в жизнь решения об изменении налоговой системы.

Вывод: Степень использования налоговой системы как инструмента государственного регулирования и особенно как инструмента регулирования развития тех или иных отраслей экономики определяет степень перераспределения налогов между бюджетами . Различия в налогообложении отдельных производств и хозяйственных операций на общенациональном уровне при разделении налоговых поступлений между центром и регионами взаимодействуют в этом случае с неравномерностью распределения данных производств и операций по территории страны. Одни регионы, производящие налогоемкую продукцию, получают дополнительные доходы, другие, производящие продукцию, которая полностью или частично освобождена от налогов, теряют доходы. Большое значение с точки зрения перераспределения налогов имеют также состав и величина налогов, собираемых на региональном и местном уровнях, и возможности органов власти этих уровней вводить собственные налоги

 

 

 

 

 

Глава 3

Направления совершенствования  налоговой политики в РФ

     Учитывая общемировую тенденцию гармонизации налоговых систем различных стран, потенциальную возможность интеграции России в мировое экономическое сообщество и необходимость привлечения иностранного капитала в экономику РФ, вопросы совершенствования налогового законодательства согласно принципам, принятым в странах с рыночной экономикой, должны прорабатываться уже сегодня. В этой связи игнорирование норм международного налогового права с мотивацией национальных особенностей развития России вряд ли правомерно.

Налоговые системы экономически развитых стран складывались под  воздействием различных экономических, политических и социальных условий. По набору налогов, их структуре, способам взимания, ставкам, налогооблагаемой базе, сфере действия налогов, налоговым  льготам налоговые системы имеют  ярко выраженные национальные особенности. Вместе с тем международные нормы  налогового права являются приоритетными  при построении национальных налоговых  систем ввиду необходимости обеспечения  развития международного экономического сообщества и свободного передвижения капитала, товаров и услуг в  рамках, например, Европейского Союза. Поэтому налоговые системы различных  стран строятся на основе общепринятых принципов.

Принципы построения эффективной  налоговой системы достаточно обоснованы в налоговой теории и включают в себя следующее.

¨    Экономическую  эффективность. Налоговая система  не должна мешать развитию предпринимательства  и эффективному использованию ресурсов (материальных, трудовых и финансовых).

¨    Определенность налогообложения. Налоговая система  должна быть построена таким образом, чтобы налоговые последствия  принятия экономических решений  предпринимателем (и юридическим, и  физическим лицом) были определены заранее  и не изменялись в течение длительного  периода времени. Таким образом, этот принцип практически смыкается с принципом стабильности налоговой системы.

¨    Справедливость налогообложения. Этот принцип является основным при построении налоговой  системы и предполагает справедливый подход к различным налогоплательщикам, а также приоритет интересов  налогоплательщика в отношениях между ним и налоговой администрацией.

¨    Простоту налогообложения  и низкий уровень издержек по взиманию налогов. Налоговое законодательство должно содержать простые формулировки, понятные большинству налогоплательщиков, а процедура взимания налогов  должна быть относительно дешевой.

Перечисленные принципы построения эффективной налоговой системы  недостаточно точно соблюдаются  в действующей налоговой системе  РФ, что подтверждает ее анализ.

Уровень налогового бремени  в России значительно выше, чем  в экономически развитых странах. Несмотря на то, что ставка налога на прибыль  в целом соответствует мировому уровню (РФ — 35%, Германия — 45%, Бельгия  — 39%, Великобритания — 33%, Нидерланды — 35%, Италия — 52%), уровень реального  изъятия прибыли в Российской Федерации значительно выше. Это  связано с двумя обстоятельствами. Во-первых, с более широкой налогооблагаемой базой, так как в нее включаются многие виды расходов, которые в  международной практике принято  исключать из налогооблагаемой базы. Во-вторых, отечественной методикой  определения налогооблагаемой прибыли  не учитывается фактор инфляции, в  результате чего налогооблагаемая прибыль  неоправданно завышается, что влечет уклонение от налогообложения.

К традиционно критикуемым  недостаткам налоговой системы  относится нестабильность налогового законодательства, которая оказывает  негативное воздействие на мотивацию  деятельности потенциальных инвесторов, особенно иностранных. Кроме того, наблюдается  нестыковка налогового и других видов  законодательства, в частности Гражданского права. В связи с этим существует безусловный приоритет норм, установленных в налоговом законодательстве, над нормами, затрагивающими налоговые вопросы в иных законодательных актах Гражданского права.

Налоговая система страны характеризуется серьезной асимметричностью. Она не является нейтральной по отношению  к различным категориям налогоплательщиков. Основную тяжесть налогового бремени  несут юридические лица, в частности  крупные предприятия, вследствие меньшей  возможности уклонения от налогов, существующего порядка уплаты налогов, усиленного контроля налоговых органов.

Наконец, налоговая система  России является одной из самых громоздких в мире, что делает ее функционирование значительно дороже. Множественность  взимаемых налогов, сложная методика определения налогооблагаемой базы, наличие многочисленных льгот не только удорожает стоимость бухгалтерского труда на предприятиях, но и требует  все увеличивающегося числа работников налоговых органов, дополнительных расходов по компьютеризации их деятельности. Кроме того, сложное и постоянно  меняющееся налоговое законодательство определенным образом дискриминирует права налогоплательщиков, так как  при применении различных санкций  за нарушение налогового законодательства не принимается во внимание умышленность того или иного нарушения закона (т.е. не делается различий между ошибкой  или умышленным сокрытием или  занижением налогооблагаемого дохода).

Совершенствование действующей  налоговой системы проводится в  рамках налоговой реформы. Она связана  с принятием Налогового кодекса, необходимость которого как закона прямого действия сегодня очевидна*. Целью налоговой реформы должно стать усиление влияния налоговой  политики на укрепление рыночных начал в экономике и развитие предпринимательства.

 

В условиях перехода к рынку  налоговая политика должна базироваться на следующих основных принципах:

Ø     разумном сочетании прямых и косвенных налогов, позволяющих учесть имущественное положение налогоплательщиков и их доходы;

Ø     определении оптимального размера ставки налогов;

Ø     использовании системы налоговых льгот, воздействующих на процессы инвестирования;

Ø     четком разделении налогов по уровням государственного управления;

Ø     четкости и  ясности налогового законодательства;

Ø     соответствии налоговой системы РФ международным нормам налогового права.

    Реализация перечисленных принципов в налоговой политике является чрезвычайно трудной задачей, однако их соблюдение должно стать основой долговременной налоговой стратегии.

Сегодня тезис о коренной ломке действующей налоговой  системы уже не является актуальным. Большинством экономистов признано, что резкие изменения в налоговой  системе лишь породят неуверенность  экономических агентов в своей  будущей предпринимательской деятельности и чреваты дестабилизацией общей  экономической ситуации [15]. Поэтому стабильность налоговой системы является одной из важных предпосылок выхода страны из кризиса, роста предпринимательской активности и привлечения в страну иностранного капитала. Россия делает первые шаги в направлении интегрирования в мировую экономику, преследуя цель вступить в ЕС и заключить новые международные соглашения об избежании двойного налогообложения. Кардинальное изменение действующей налоговой системы ставит под сомнение выполнение этой задачи и сделает Россию закрытой для иностранных инвесторов.

Налоговый кодекс является законом прямого действия. Прежде всего он четко определяет вопросы взаимоотношений налогоплательщиков и налоговых органов, права и обязанности обоих субъектов налоговых отношений, процедурные вопросы, связанные с обжалованием решений налоговых органов. Прямое действие кодекса обеспечивается также за счет большей точности формулировок отдельных понятий и терминов, исключающих двойное их толкование налогоплательщиками и налоговыми органами.

Информация о работе Сущность, виды и функции налогов