Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 13:54, курсовая работа
Налоговая система – это совокупность предусмотренных законодательством налогов и сборов, принципов, форм и методов их установления или отмены. Она призвана обеспечить финансовыми ресурсами большую часть расходов государства. Налоговой системе свойственны логичность, отлаженность, эффективность выполнения основных функций, приспособляемость к изменяющимся условиям, справедливость налогообложения.[1]
Существуют разные определения налога.
Введение……………………………………………………………….....………3
Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования налоговой системы……………………………………………………......................……....5
Понятия и функции налоговой системы…………………………...............….5
Виды налогов и сборов……………………………………..............………….7
Налоговое регулирование в России………………………............…………10
Глава 2. Анализ государственного регулирования налоговой системы РФ на современном этапе……………………………………………….......………...13
2.1. Взаимоотношение налоговых органов с налогоплательщиками……..13
2.2. Взаимоотношения Министерства финансов и Федеральной налоговой службы……………………………………………………………..…………...14
2.3. Налоги в системе государственного финансового и бюджетного регулирования………………………………………………………………....16
Глава 3. Направления совершенствования налоговой политики в РФ…....22
Заключение …………………………………………………………….……....29
Список литературы…………………………………………………………...30
Основным направлением совершенствования
налоговой политики, предусмотренным
в проекте остальных частей Налогового
кодекса, должно стать изменение
методологического подхода при
определении налогооблагаемой базы
по налогу на прибыль. В налоговых
законодательствах всех стран, входящих
в Европейский Союз, заложен единый
подход к определению налогооблагаемой
базы как юридических, так и физических
лиц. Суть его состоит в том, что
все расходы, связанные с бизнесом,
исключаются из налогооблагаемой базы
(в соответствии с терминологией
российского законодательства они
относятся на себестоимость продукции).
При таком подходе сбор налогов
должен осуществляться только на основе
законов, без применения многочисленных
подзаконных актов, инструкций и
разъяснительных писем
Ряд положений российского
законодательства противоречит методике
определения налогооблагаемой базы,
применяемой в странах с
Þ неполного отнесения
на себестоимость расходов по уплате
процентов за банковский кредит (лишь
в пределах учетной ставки), а
также отнесения
Þ применения норм амортизации, лимитированных государством и не соответствующих экономической жизни основных средств (т.е. учитывающих не только физический, но и моральный износ), что не позволяет обеспечить своевременное восстановление основных средств (применяемые в России нормы амортизации в два-три раза ниже норм, используемых в странах с развитой рыночной экономикой);
Þ игнорирования инфляционного фактора при оценке производственных запасов и основных фондов для исчисления налогооблагаемой прибыли;
Þ отсутствия в российском
законодательстве основной концепции,
согласно которой налогообложению
подлежит прибыль, полученная в течение
всего срока существования
Понимая причины данных специфических черт российского налогового законодательства (кризисная ситуация, невозможность резкого снижения налогового бремени), необходимо тем не менее признать нелогичность отстаивания и в перспективе своей своеобразной модели построения налоговой системы.
Основные направления налоговой реформы должны, по-видимому, предусматривать следующее:
Þ изменение методологического
подхода при определении
Þ пересмотр норм амортизационных отчислений, позволяющих обеспечить своевременное восстановление основных фондов, внедрение прогрессивных методов амортизации, предусматривающих более быстрое списание основных фондов в течение первых лет их эксплуатации;
Þ введение механизма индексации стоимости основных фондов и производственных запасов, относимых на себестоимость продукции, при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль;
Þ рассмотрение возможности покрытия убытков предприятий не только за счет прибыли последующих периодов, но и за счет прибыли прошлых лет.
Некоторые из этих положений нашли отражение в проекте остальных частей Налогового кодекса. В нем, в частности, предусмотрено изменение методики определения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, а плательщикам этого налога разрешено исключать из полученных доходов расходы, связанные с их извлечением. Однако после признания необходимости использования такого подхода при исчислении налогооблагаемой прибыли следует длинный перечень исключений из этого правила. В частности, не могут быть отнесены на себестоимость расходы, связанные с выплатой процентов по займам, выплатой дивидендов, представительские и командировочные расходы, расходы, связанные с обучением и повышением квалификации сотрудников, сверх установленных правительством лимитов и др. Такой усеченный вариант определения налогооблагаемой базы по сравнению с западной моделью (при которой все расходы по ведению бизнеса исключаются из налогооблагаемой базы), как и раньше, базируется на приоритете фискальных интересов государства над интересами налогоплательщиков.
Предусмотрен новый порядок амортизации основных средств. Изменения касаются, во-первых, группировки имущества, подлежащего амортизации — их только четыре (здания и сооружения; автотранспорт, конторское оборудование и мебель, компьютерная техника и информационные системы; технологическое, энергетическое, транспортное и иное оборудование; нематериальные активы), что значительно упрощает исчисление амортизации; и, во-вторых, некоторого увеличения норм амортизации, не пересматривавшихся с 1991 г. Однако и в новых правилах амортизации по-прежнему утвержден лишь один метод исчисления амортизации — линейный. Следует предусмотреть и нелинейную амортизацию, то есть более быстрое списание основных средств в первые годы их эксплуатации, что позволит в известной мере компенсировать влияние инфляционных факторов.
Налоговая система России слабо адаптирована к высокому уровню инфляции. Исчисление и взимание налога на прибыль и налога на добавленную стоимость сопряжено с большими финансовыми потерями, которые несут налогоплательщики. Они связаны с отсутствием индексации амортизации и стоимости производственных запасов, списываемых на себестоимость, в связи с инфляцией.
В проекте Налогового кодекса
предусмотрена периодическая
Проект Налогового кодекса предусматривает также более либеральный по сравнению с действующим сейчас порядок переноса убытков на будущие периоды. В настоящее время они могут списываться равными долями в течение пяти лет за счет полученной прибыли. Предусматривается, что убытки можно будет списать в течение первого года, если полученная прибыль позволяет это сделать, или в течение последующих лет. Однако, к сожалению, в проекте Налогового кодекса не предусмотрен действующий во многих экономически развитых странах (Германия, Франция, Великобритания, Нидерланды, США, Канада, Япония и др.) порядок переноса убытков на прошлые периоды. Этот порядок базируется на известной концепции, что налогообложению подлежит прибыль, полученная в течение всего срока функционирования юридического лица. Непризнание этой концепции в настоящее время в России вызвано предполагаемыми большими потерями бюджетных средств в случае включения данной нормы в налоговое законодательство. Однако в будущем эта концепция должна быть признана в рамках реализации принципа справедливости налогообложения, являющегося краеугольным камнем построения налоговой системы.
Одним из основных вопросов совершенствования налогового законодательства, содержащихся в проекте Налогового кодекса, являются правовые взаимоотношения налогоплательщиков с налоговыми органами. В экономически развитых странах они базируются исключительно на положениях законов. В России взаимоотношения налогоплательщиков и налоговых органов регулируются как статьями законов, так и подзаконными актами, включая постановления правительства, а также инструкциями Министерства финансов и Государственной налоговой службы РФ (ныне Министерство РФ по налогам и сборам) по применению соответствующих законов, а также многочисленными инструктивными письмами, разъяснениями, телеграммами Министерства финансов, Госналогслужбы и Центрального банка РФ. Любое нарушение налогового законодательства жестко карается действующей системой штрафов и санкций. Причем налоговыми органами не делается различий между умышленной неуплатой налога и его недоплатой вследствие ошибки при исчислении налогооблагаемой базы, неправильного применения льгот или ошибок при ведении бухгалтерского учета (многие ошибки связаны с расплывчатостью определений в законе и подзаконных актах).
В экономически развитых странах
разногласия между
В связи с этим актуальным
представляется вопрос о развитии в
России прецедентного налогового права.
Прецедентное право является в развитых
странах эффективным средством
развития налогового законодательства.
Каждый случай рассмотрения налоговых
споров в суде по применению отдельных
положений налогового законодательства
принимает силу закона и может
использоваться с момента принятия
решения суда другими налогоплательщиками
при исчислении и уплате налогов.
Вопрос о создании налоговых судов
в Российской Федерации в настоящее
время отложен из-за больших финансовых
издержек, однако он не должен игнорироваться
в будущем. Требует неотложного
признания и необходимость
Список использованной литературы