Сущность, виды и функции налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 13:54, курсовая работа

Описание работы

Налоговая система – это совокупность предусмотренных законодательством налогов и сборов, принципов, форм и методов их установления или отмены. Она призвана обеспечить финансовыми ресурсами большую часть расходов государства. Налоговой системе свойственны логичность, отлаженность, эффективность выполнения основных функций, приспособляемость к изменяющимся условиям, справедливость налогообложения.[1]
Существуют разные определения налога.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….....………3
Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования налоговой системы……………………………………………………......................……....5
Понятия и функции налоговой системы…………………………...............….5
Виды налогов и сборов……………………………………..............………….7
Налоговое регулирование в России………………………............…………10
Глава 2. Анализ государственного регулирования налоговой системы РФ на современном этапе……………………………………………….......………...13
2.1. Взаимоотношение налоговых органов с налогоплательщиками……..13
2.2. Взаимоотношения Министерства финансов и Федеральной налоговой службы……………………………………………………………..…………...14
2.3. Налоги в системе государственного финансового и бюджетного регулирования………………………………………………………………....16
Глава 3. Направления совершенствования налоговой политики в РФ…....22
Заключение …………………………………………………………….……....29
Список литературы…………………………………………………………...30

Файлы: 1 файл

курсовая по ггаку.docx

— 53.87 Кб (Скачать файл)

Основным направлением совершенствования  налоговой политики, предусмотренным  в проекте остальных частей Налогового кодекса, должно стать изменение  методологического подхода при  определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль. В налоговых  законодательствах всех стран, входящих в Европейский Союз, заложен единый подход к определению налогооблагаемой базы как юридических, так и физических лиц. Суть его состоит в том, что  все расходы, связанные с бизнесом, исключаются из налогооблагаемой базы (в соответствии с терминологией  российского законодательства они  относятся на себестоимость продукции). При таком подходе сбор налогов  должен осуществляться только на основе законов, без применения многочисленных подзаконных актов, инструкций и  разъяснительных писем Министерства финансов. Задачей налогового инспектора при этом является лишь проверка непосредственной связи произведенных расходов с  бизнесом, соответствия его целям  и задачам.

Ряд положений российского  законодательства противоречит методике определения налогооблагаемой базы, применяемой в странах с развитой рыночной экономикой. Основные различия касаются:

Þ  неполного отнесения  на себестоимость расходов по уплате процентов за банковский кредит (лишь в пределах учетной ставки), а  также отнесения командировочных, представительских и некоторых  других расходов на себестоимость в  пределах норм, установленных правительством;

Þ  применения норм амортизации, лимитированных государством и не соответствующих  экономической жизни основных средств (т.е. учитывающих не только физический, но и моральный износ), что не позволяет обеспечить своевременное восстановление основных средств (применяемые в России нормы амортизации в два-три раза ниже норм, используемых в странах с развитой рыночной экономикой);

Þ  игнорирования инфляционного  фактора при оценке производственных запасов и основных фондов для  исчисления налогооблагаемой прибыли;

Þ  отсутствия в российском законодательстве основной концепции, согласно которой налогообложению  подлежит прибыль, полученная в течение  всего срока существования юридического лица, что позволяет покрывать  убытки за счет прибыли не только последующих, но и прошлых лет (с пересчетом налога, уплаченного в предыдущие годы).

Понимая причины данных специфических  черт российского налогового законодательства (кризисная ситуация, невозможность  резкого снижения налогового бремени), необходимо тем не менее признать нелогичность отстаивания и в перспективе своей своеобразной модели построения налоговой системы.

Основные направления  налоговой реформы должны, по-видимому, предусматривать следующее:

Þ  изменение методологического  подхода при определении облагаемой базы для исчисления налога на прибыль, предполагающее исключение из доходов, полученных налогоплательщиком, расходов, связанных с предпринимательской  деятельностью. При этом из налогового права должен быть исключен термин "затраты, включаемые в себестоимость  продукции (работ, услуг)";

Þ  пересмотр норм амортизационных  отчислений, позволяющих обеспечить своевременное восстановление основных фондов, внедрение прогрессивных  методов амортизации, предусматривающих  более быстрое списание основных фондов в течение первых лет их эксплуатации;

 

Þ  введение механизма  индексации стоимости основных фондов и производственных запасов, относимых  на себестоимость продукции, при  определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль;

Þ  рассмотрение возможности  покрытия убытков предприятий не только за счет прибыли последующих  периодов, но и за счет прибыли прошлых  лет.

Некоторые из этих положений  нашли отражение в проекте  остальных частей Налогового кодекса. В нем, в частности, предусмотрено  изменение методики определения  налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, а плательщикам этого налога разрешено  исключать из полученных доходов  расходы, связанные с их извлечением. Однако после признания необходимости  использования такого подхода при  исчислении налогооблагаемой прибыли  следует длинный перечень исключений из этого правила. В частности, не могут быть отнесены на себестоимость расходы, связанные с выплатой процентов по займам, выплатой дивидендов, представительские и командировочные расходы, расходы, связанные с обучением и повышением квалификации сотрудников, сверх установленных правительством лимитов и др. Такой усеченный вариант определения налогооблагаемой базы по сравнению с западной моделью (при которой все расходы по ведению бизнеса исключаются из налогооблагаемой базы), как и раньше, базируется на приоритете фискальных интересов государства над интересами налогоплательщиков.

Предусмотрен новый порядок амортизации основных средств. Изменения касаются, во-первых, группировки имущества, подлежащего амортизации — их только четыре (здания и сооружения; автотранспорт, конторское оборудование и мебель, компьютерная техника и информационные системы; технологическое, энергетическое, транспортное и иное оборудование; нематериальные активы), что значительно упрощает исчисление амортизации; и, во-вторых, некоторого увеличения норм амортизации, не пересматривавшихся с 1991 г. Однако и в новых правилах амортизации по-прежнему утвержден лишь один метод исчисления амортизации — линейный. Следует предусмотреть и нелинейную амортизацию, то есть более быстрое списание основных средств в первые годы их эксплуатации, что позволит в известной мере компенсировать влияние инфляционных факторов.

     Налоговая система России слабо адаптирована к высокому уровню инфляции. Исчисление и взимание налога на прибыль и налога на добавленную стоимость сопряжено с большими финансовыми потерями, которые несут налогоплательщики. Они связаны с отсутствием индексации амортизации и стоимости производственных запасов, списываемых на себестоимость, в связи с инфляцией.

В проекте Налогового кодекса  предусмотрена периодическая корректировка  облагаемой налогом прибыли с  учетом инфляции. Однако речь должна идти, по-видимому, не о корректировке  налогооблагаемой прибыли, а об индексации стоимости основных фондов и производственных запасов, относимых на себестоимость, как это принято международными нормами налогового права.

Проект Налогового кодекса  предусматривает также более  либеральный по сравнению с действующим  сейчас порядок переноса убытков  на будущие периоды. В настоящее время они могут списываться равными долями в течение пяти лет за счет полученной прибыли. Предусматривается, что убытки можно будет списать в течение первого года, если полученная прибыль позволяет это сделать, или в течение последующих лет. Однако, к сожалению, в проекте Налогового кодекса не предусмотрен действующий во многих экономически развитых странах (Германия, Франция, Великобритания, Нидерланды, США, Канада, Япония и др.) порядок переноса убытков на прошлые периоды. Этот порядок базируется на известной концепции, что налогообложению подлежит прибыль, полученная в течение всего срока функционирования юридического лица. Непризнание этой концепции в настоящее время в России вызвано предполагаемыми большими потерями бюджетных средств в случае включения данной нормы в налоговое законодательство. Однако в будущем эта концепция должна быть признана в рамках реализации принципа справедливости налогообложения, являющегося краеугольным камнем построения налоговой системы.

Одним из основных вопросов совершенствования налогового законодательства, содержащихся в проекте Налогового кодекса, являются правовые взаимоотношения  налогоплательщиков с налоговыми органами. В экономически развитых странах  они базируются исключительно на положениях законов. В России взаимоотношения налогоплательщиков и налоговых органов регулируются как статьями законов, так и подзаконными актами, включая постановления правительства, а также инструкциями Министерства финансов и Государственной налоговой службы РФ (ныне Министерство РФ по налогам и сборам) по применению соответствующих законов, а также многочисленными инструктивными письмами, разъяснениями, телеграммами Министерства финансов, Госналогслужбы и Центрального банка РФ. Любое нарушение налогового законодательства жестко карается действующей системой штрафов и санкций. Причем налоговыми органами не делается различий между умышленной неуплатой налога и его недоплатой вследствие ошибки при исчислении налогооблагаемой базы, неправильного применения льгот или ошибок при ведении бухгалтерского учета (многие ошибки связаны с расплывчатостью определений в законе и подзаконных актах).

В экономически развитых странах  разногласия между налогоплательщиком и налоговой администрацией решаются только в налоговых судах, независимых  от налоговых органов, и на основе соответствующих статей закона. В  Российской Федерации защита прав налогоплательщиков также предусмотрена законодательством  в судебном порядке (в арбитражных  судах). Однако механизм защиты этих прав не отработан. Рассмотрение дел происходит в течение длительного срока, что в условиях инфляции ведет  к ущемлению прав налогоплательщика  и потере части денежных средств, даже если он выиграет дело. Кроме того, основанием для рассмотрения споров является не только закон, но и подзаконные акты, имеющие фактически силу закона (например, "Положение о составе затрат…", в которое вносятся изменения без утверждения их в законодательном порядке).

В связи с этим актуальным представляется вопрос о развитии в  России прецедентного налогового права. Прецедентное право является в развитых странах эффективным средством  развития налогового законодательства. Каждый случай рассмотрения налоговых  споров в суде по применению отдельных  положений налогового законодательства принимает силу закона и может  использоваться с момента принятия решения суда другими налогоплательщиками  при исчислении и уплате налогов. Вопрос о создании налоговых судов  в Российской Федерации в настоящее  время отложен из-за больших финансовых издержек, однако он не должен игнорироваться в будущем. Требует неотложного  признания и необходимость применения у нас в стране прецедентного  права, действующего во многих экономически развитых странах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Алиева, Б. Х. Налоги и налогообложение : учеб. пособие / под ред. Б. Х. Алиева - М.: Финансы и статистика, 2004. - 416 с.: ил.
  2. Дмитриева, Н. Г. Налоги и налогообложения / Н. Г. Дмитриева - Ростов-на-Дону : «Феникс», 2001. - 416 с.
  3. Зарук, Н. Ф. Налоги и налогообложение в АПК / Н. Ф. Зарук, В. В. Ухоботов, М. Ю. Федотова, О. А. Тагирова - М.: КолосС,  2008. - 224 с.: ил.
  4. Чепурина, М. Н. Курс экономической теории: учебник / под ред. М. Н. Чепурина, Е. А. Киселевой. - 7-е изд., перераб. и доп.- Киров : «АСА», 2011.
  5. Носова, С. С. Экономическая теория: учебник / С. С. Носова. - 2-е изд.  - М.: КНОРУС, 2008 - 800 с.
  6. Черник, Д. Г. Налоги и налогообложение / под ред. Д. Г. Черника, Л. П. Павловой. - М.: Инфа-М, 2001. - 55 с.
  7. Гусев, А. Б. Налоги и экономический рост: теории и эмпирические оценки / А. Б. Гусев. - М.: Экономика и право, 2003. - 139 с.
  8. Андриянов, В. П. Основы экономической теории / В. П. Андриянов, В. Ф.  Щегрова. - М.: «ЮНИТИ», 2004. - 335с.
  9. Матвеев, Т. Ю. Основы экономической теории / Т. Ю. Матвеев, И. Н.  Никулина. - М.: «Дрофа», 2003. - 213с.
  10. Черник, Д. Г. Основы налоговой системы: учеб. пособие для вузов / Д. Г. Черник, А. П. Починок, В. П. Морозов. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998. - 422с.
  11. Юткина, Т. Ф. Налоги и налогообложение: учеб. / Т. Ф. Юткина. - М.: ИНФРА-М, 1999. - 429с.
  12. Жидкова, Е. Ю. Налоги и налогообложение: учеб. пособие / Е. Ю. Жидкова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.:  Эксмо, 2009. - 480 с.
  13. Перов, А. В. Налоги и налогообложение: учеб. пособие / А. В. Перов, А. В.  Токушкин. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт-Издат, 2005. - 720 с.
  14. Толкушкин, А. В. Энциклопедия российского и международного налогообложения / А. В. Толкушин. - М.: Юристъ, 2003. - 910 с.
  15. Словари - Режим доступа: dic.academic.ru

 


Информация о работе Сущность, виды и функции налогов