Сущность, виды и функции налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 13:54, курсовая работа

Описание работы

Налоговая система – это совокупность предусмотренных законодательством налогов и сборов, принципов, форм и методов их установления или отмены. Она призвана обеспечить финансовыми ресурсами большую часть расходов государства. Налоговой системе свойственны логичность, отлаженность, эффективность выполнения основных функций, приспособляемость к изменяющимся условиям, справедливость налогообложения.[1]
Существуют разные определения налога.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….....………3
Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования налоговой системы……………………………………………………......................……....5
Понятия и функции налоговой системы…………………………...............….5
Виды налогов и сборов……………………………………..............………….7
Налоговое регулирование в России………………………............…………10
Глава 2. Анализ государственного регулирования налоговой системы РФ на современном этапе……………………………………………….......………...13
2.1. Взаимоотношение налоговых органов с налогоплательщиками……..13
2.2. Взаимоотношения Министерства финансов и Федеральной налоговой службы……………………………………………………………..…………...14
2.3. Налоги в системе государственного финансового и бюджетного регулирования………………………………………………………………....16
Глава 3. Направления совершенствования налоговой политики в РФ…....22
Заключение …………………………………………………………….……....29
Список литературы…………………………………………………………...30

Файлы: 1 файл

курсовая по ггаку.docx

— 53.87 Кб (Скачать файл)

Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов  Российской Федерации законами о  налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым  Кодексом, могут устанавливаться  налоговые льготы, основания и  порядки их применения.

К региональным налогам относятся:

  1. Налог на имущество организаций;
  2. Налог на игорный бизнес;
  3. Транспортный налог.

Третий уровень – местные  налоги, то есть налоги городов, районов, поселков и т.д. В понятие «район»  с позиций налогообложения не входит район внутри города. Представительные органы (городской Думы) городов  Москвы и Санкт-Петербурга имеют  полномочия на установление как региональных, так и местных налогов.

Местными налогами признают налоги, которые установлены настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

Местные налоги вводятся в  действие и прекращают действовать  на территориях муниципальных образований  в соответствии с Налоговым Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных  образований о налогах.[15]

К местным налогам относятся:

  1. Земельный налог;
  2. Налог на имущество физических лиц.

Земельный налог и налог  на имущество физических лиц устанавливаются  настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных  районов), городских округов о  налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов. Земельный налог и налог на имущество физических лиц вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), городских округов в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах.

Местные налоги в городах  федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются НК РФ и законами указанных субъектов Российской Федерации о налогах, обязательны  к уплате на территориях этих субъектов  Российской Федерации. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях городов  федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в соответствии с НК РФ и законами указанных субъектов Российской Федерации.

При установлении местных  налогов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной  власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяются в порядке и пределах, которые  предусмотрены Кодексом, следующие  элементы налогообложения: налоговые  ставки, порядок и сроки уплаты налогов.[6] Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются Налоговым Кодексом.

Представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной  власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) законодательством  о налогах и сборах в порядке  и пределах, которые предусмотрены НК РФ, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

1.3. Налоговое регулирование  в России

Налоговое регулирование  – совокупность мер косвенного воздействия  государства на развитие производства путем изменения нормы изъятия  в бюджет за счет повышения или  понижения общего уровня налогообложения. Это ставки прямого индивидуального  подоходного налога, налога на прибыль, косвенных налогов, налоговых скидок на инвестиции («налоговый кредит») разнообразных  специальных налоговых льгот, поощряющих деловую активность.

Осуществляя воздействие  на экономику, государство, как правило, стремится к достижению:

  • постоянного устойчивого экономического роста;
  • стабильности цен на основные товары и услуги;
  • полной занятости трудоспособного населения;
  • определенного минимального уровня доходов населения;
  • социальной защищенности граждан, в первую очередь пенсионеров, инвалидов, многодетных;
  • равновесия во внешнеэкономической деятельности.

Достичь этих целей одновременно практически невозможно. Так, если начинают расти цены, то необходимо проводить  меры по их ограничению и регулированию. Но ограничение цен почти наверняка  приведет к замедлению экономического роста и снижению занятости. Достижение полной занятости с той же неизбежностью  приведет к повышению цен, ибо  надо выплачивать заработную плату  большему количеству людей и к  тому же снизится конкуренция на рынке  труда. Рост заработной платы стимулирует  ускорение автоматизации производства и увеличивает безработицу. Снижение налогов, увеличение государственных  расходов на социальные цели порождает  бюджетный дефицит, инфляцию, рост цен. Таким образом, сбалансированность, оптимизации налоговых регуляторов — первейшая задача налоговой политики государства.

Основным инструментом государственного регулирования является налоговая  политика и финансовое воздействие  на частное предпринимательство. При  помощи сугубо экономических регуляторов, свойственных рыночному хозяйству (налогообложение, кредитование, инвестирование), государство побуждает осуществлять хозяйственную деятельность, удовлетворяющую общественные потребности[10]. Наряду о выполненном чисто фискальной функции система налогов и сборов служит механизмом экономического воздействия па общественное производство, его структуру и динамику, размещение, ускорение научно-технического прогресса. Налогами можно стимулировать или, наоборот, ограничивать деловую активность, а, следовательно, развитие тех пли иных отраслей предпринимательской деятельности; создать предпосылки для снижения издержек производства и обращения частных предприятий, для повышения конкурентоспособности национальных предприятий па мировом рынке. С помощью налогов можно проводить протекционистскую экономическую политику или обеспечить свободу товарному рынку. Налоги создают основную часть доходов государственного, региональных и местных бюджетов, обеспечивая возможность финансового воздействия на экономику через расходную часть.

Основные направления  воздействия финансово-бюджетного механизма государства на процесс  расширенного воспроизводства следующие:

  • бюджетное субсидирование, например, на закупки излишков сельскохозяйственной продукции, па поддержание розничных цен;
  • государственные инвестиции в экономику;
  • прямое субсидирование предприятий в виде дотаций или возвратных ссуд, кредитная политика. Получение государственных кредитов избавляет от риска и высвобождает собственные средства компаний;
  • введение при необходимости денежно-кредитных ограничений:  
    регулирование цен, условий потребительского кредита, ограничение  
    кредита, валютный контроль;
  • лицензирование;
  • совершенствование законодательства о частной торговле: стандартизация продукции, государственный арбитраж, антитрестовское законодательство;
  • финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

• осуществление эффективной  налоговой политики.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ государственного регулирования налоговой системы  РФ на современном этапе.

2.1. Взаимоотношение  налоговых органов с налогоплательщиками

В России продолжается налоговая  реформа, в ходе которой отмечается значительное снижение частоты налоговых  проверок, до одной проверки в два-три  года. Таковы данные исследования вопросов налогообложения в России, проведенного компанией «Эрнст энд Янг» за 2008 год. Участники исследования в этом году отметили резкое снижение числа налоговых споров, рассматривавшихся в суде (65% по сравнению с 82% в прошлом году). Подавляющее количество споров, рассматриваемых в суде (89%), было выиграно налогоплательщиками.

Вместе с тем, в исследовании отражено определенное разочарование  бизнес сообщества по поводу слишком  медленного реформирования системы  российского налогового администрирования, а также неудовлетворенность  предпринимателей, вызванная непоследовательностью  российских властей в применении и толковании налогового законодательства.

В исследовании участвовали 78 российских и иностранных компаний, осуществляющих деятельность в России, которым предлагалось обсудить вопросы  налоговых проверок и налоговых  споров в России, российского налогового законодательства и администрирования, влияния российского налогового режима на иностранные инвестиции, а также предложить меры по улучшению  российского налогового режима и  предоставить информацию о функционировании налоговых служб в компаниях, осуществляющих деятельность на российском рынке.

Исследование «Эрнст энд Янг» также показывает, что восприятие деятельности налоговых органов стало гораздо более позитивным. Значительное число опрошенных в этом году (32%) отметили, что по их мнению качество работы налоговых органов несколько улучшилось по сравнению с прошлым годом (на 11%). Основной проблемой судебной системы в России, по мнению опрошенных, по-прежнему является ее недостаточная независимость. В то же время налоговые органы зачастую следуют букве закона, а не его сути, поэтому данный показатель их деятельности получил наиболее низкую оценку в этом году.

«Большинство (70%) опрошенных получают возмещения по входящему НДС  в размере 90% или более. Их них  у 53% опрошенных размеры возмещения экспортного НДС превышают 1 млн. долларов США в год», – сказал Рис Дженкинс, партнер компании «Эрнст энд Янг», координатор проведения исследования. – «Среди основных проблем в налоговом законодательстве были названы трансфертное ценообразование, НДС и вычет расходов».

Согласно данным исследования, средний срок задержки возмещения по экспортному НДС составляет от трех до четырех месяцев (42%) и даже от четырех до шести месяцев (22%). Помимо этого, растет число опрошенных (53% по сравнению с 28% в прошлом году), отметивших в качестве основной меры по развитию корпоративной налоговой  службы усовершенствование процессов  и подбор более квалифицированного персонала.

Вывод:

Результаты нашего исследования указывают на то, что, по мнению многих участников, российская система налогообложения  более не оказывает отрицательного влияния на инвестиционный климат в  стране. Однако участники исследования считают, что смягчение порядка  отнесения на себестоимость деловых  расходов, а также упрощение требований к подготовке документации, являются первыми шагами, которые необходимо предпринять для дальнейшего  усовершенствования системы налогообложения  в России.

2.2. Взаимоотношения  Министерства финансов и Федеральной  налоговой службы.

Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации. В настоящее время Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы в установленной сфере деятельности являются правопреемниками Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, а также Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству по всем правоотношениям, связанным с представлением интересов Российской Федерации в процедурах банкротства.

Сведения, которые Федеральная налоговая служба предоставляет в Минфин РФ. ФНС при осуществлении взаимодействия с Минфином:

а) разрабатывает формы  и порядок заполнения расчетов по налогам, формы налоговых деклараций и иные документы в случаях, установленных  законодательством РФ, и направляет их для утверждения в Министерство финансов РФ;

б) обеспечивает предоставление информационных, справочных и иных материалов, необходимых для деятельности Минфина, по запросу директоров департаментов Минфина в указанные в запросе сроки; 
в) разрабатывает и представляет проекты планов и прогнозных значений показателей деятельности, а также отчеты об их исполнении. 
д) по итогам года руководитель ФНС (его заместители) представляет в Минфин результаты анализа работы с обращениями граждан, в том числе: 
- о количестве и характере рассмотренных обращений граждан; 
- о количестве и характере рассмотренных обращений организаций; 
- о количестве и характере судебных споров с гражданами, а также о принятых по ним судебных решениях;

Информация о работе Сущность, виды и функции налогов