Сравнительная характеристика налоговых систем зарубежных стран с налоговой системой РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 21:22, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной работы является рассмотрение и сравнительная характеристика налоговых систем развитых стран с налоговой системой РФ.
Задачи, которые способствуют достижению данной цели:
- рассмотреть понятие налога и налоговой системы;
- охарактеризовать основные виды налогов;
- описать налоговую систему РФ;
- описать налоговые системы развитых стран;
- привести сравнительную характеристику налоговых систем развитых стран и России.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. НАЛОГИ КАК ВАЖНЕЙШИЙ СОСТАВНОЙ ЭЛЕМЕНТ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ 4
1.1. Экономическая сущность и функции налогов 4
1.2. Состав налоговой системы и принципы ее построения 4
1.3. Функции налоговых систем 4
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ НАЛОГОВЫХ СИСТЕМ РАЗВИТЫХ СТРАН МИРА И ИХ СРАВНЕНИЕ С НАЛОГОВОЙ СИСТЕМОЙ РОССИИ 4
2.1. Общая характеристика налоговых систем зарубежных стран 4
2.2. Характеристика налоговой системы РФ 4
2.3. Сравнительная характеристика налоговой системы России и налоговых систем развитых зарубежных стран 4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 4
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 4

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 92.10 Кб (Скачать файл)

     Как показало исследование PricewaterhouseCoopers, самые простые налоговые режимы действуют в ближневосточных и азиатских государствах. Что же касается европейских государств, то среди них столь же необременительной и несложной системой налогообложения может похвастаться только Ирландия, где действует всего 9 налогов, на уплату которых необходимо затратить 76 часов в год, а полная налоговая ставка составляет 28,8%.

     Заметим, что в ходе исследования не принималась во внимание зависимость между уровнем экономического развития страны и удобством налоговой системы. Лидером рейтинга оказалось государство, экономику которого при всем желании высокоразвитой не назовешь. А, к примеру, благополучная Швейцария находится только на 19-м месте. Также в середине рейтинга оказались, к примеру, Бельгия (64 место) и Франция (66 место). Тем не менее, тот факт, что наша страна занимает позицию лишь во второй сотне, конечно, не характеризует ее с лучшей стороны. Свидетельствует это в первую очередь о том, что отечественная система налогообложения нуждается в совершенствовании. Даже не вникая в другие подробности процесса оценки, 56 рабочих дней для заполнения документации – это достаточно много.

2.2. Характеристика налоговой системы РФ

     Российская  Федерация является страной с  интенсивно развивающимся налоговым  законодательством, но с утраченным опытом и неординарными условиями его использования.

     Налоговая система РФ строится по территориальному принципу и состоит из трех уровней в зависимости от уровня управления процессом налогообложения: федеральный (на уровне РФ), региональный (на уровне республик в составе РФ, краев, областей, городов федерального значения) и местный (на уровне муниципальных образований). В рамках территориальных образований на уровне субъектов и муниципалитетов нельзя выделять самостоятельные налоговые системы, так как они не будут отвечать всем ее свойствам и организационным принципам, в первую очередь принципу единства. Следовательно, налоговая система страны должна отвечать свойству целостности (неделимости) территориального построения.

     По  своей общей структуре, принципам  построения и перечню налоговых  платежей российская налоговая система  в основном соответствует системам налогообложения юридических и  физических лиц, действующим в странах  с рыночной экономикой.

     Общие принципы построения налоговой системы  в РФ, права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов определены «Законом РФ от 27.12.91 №2118-1 « Об основах налоговой системы в РФ».18

     Первой  частью НК РФ установлено в целом  четырнадцать видов налогов и  сборов, в том числе девять федеральных, три региональных и два местных  налогов. Кроме того, НК РФ предусмотрена  возможность применения специальных налоговых режимов, при которых устанавливаются соответствующие федеральные налоги с одновременным освобождением от уплаты отдельных федеральных, региональных и местных налогов. В настоящее время в российской налоговой системе установлены четыре вида таких налогов.

     Перечень региональных и местных налогов стал исчерпывающим, т.е. ни один орган законодательной власти субъекта Федерации и представительный орган местного самоуправления не имеют права ввести ни одного налога, не предусмотренного НК РФ.

     На  сегодняшний день российскую налоговую  систему можно классифицировать как умеренно фискальную, прямую, централизованную, нейтральную.

     Минфин  России, финансовые органы в субъектах  Федерации и органах местного самоуправления при составлении  проектов соответствующих бюджетов определяют суммы налогов с учетом коэффициента собираемости налогов, составляющего по разным видам налогов от 60 до 90 % суммы налогов, вытекающих из проектируемой налогооблагаемой базы.

     О фактической собираемости налогов можно судить по данным таблицы 3.

     Таблица 3

     Уровень собираемости отдельных видов налогов, %

     
Вид налога 2004 2005 2006 2007 2008 2009
НДС на товары, производимые на территории Российской Федерации 75,5 63,6 69,0 68,9 65,0 82,5
НДС на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации 90,0 90,0 80,5 80,4 71,0 88,0
Налог на доход/(прибыль) предприятий 87,1 83,4 75,0 74,3 82,0 82,5
Акциз на нефть 81,2 90,3 90,0 81,2 90,0 100,0
Акциз бензин 98,0 60,0 92,3 60,0 93,5
Акциз на газ 69,4 87,1 62,8 88,1 73,2 92,0
Акциз на спирт и ликероводочные изделия 60,4 73,6 86,7 87,8 86,2 90,0
Налог на пользование недрами 83,5 96,3 70,0 83,6 70,0 78,3

     Ист. www.fin-buh.ru «Налоги налогообложение в Российской Федерации»

     Таким образом, общий показатель совокупной налоговой нагрузки налогоплательщиков должен быть скорректирован с учетом указанного коэффициента собираемости, или, проще говоря, на сумму ежегодного прироста недоимки по платежам во все виды бюджетов и внебюджетные фонды.

     Во-вторых, совокупный показатель налоговой нагрузки в России является несовершенным  еще и потому, что имеются существенные погрешности измерения самого ВВП. В-третьих, немаловажное значение имеет и та экономическая среда, в которой приходится осуществлять финансово-хозяйственную деятельность и платить налоги российским налогоплательщикам. Таким образом, перед российской налоговой системой стоит задача постепенного ограничения доли косвенного налогообложения, что должно, с одной стороны, уменьшить относительное налоговое давление на законопослушных налогоплательщиков, а с другой стороны, снизить ограничение спроса и способствовать тем самым подъему российской экономики.

     Из  сказанного можно сделать вывод, что российская налоговая система построена таким образом, что реальное налоговое давление на предприятия в значительной мере выше, чем в странах с развитой рыночной экономикой.

     В российской налоговой системе налоговое  бремя перекладывается на определенный круг налогоплательщиков, вследствие чего они испытывают чрезмерное налоговое  давление. Поэтому проблема снижения налогового бремени в российской налоговой системе в значительной степени связана с расширением налогооблагаемой базы в результате вовлечения в сферу уплаты налогов теневого бизнеса, «расчистки» неплатежей в экономике, укрепления налоговой и финансовой дисциплины. Создание благоприятных налоговых условий для функционирования легальной экономики, законопослушных налогоплательщиков целиком и полностью зависит от решения этих проблем.

     Основные  направления налоговой политики на 2010-2012 годы, подготовленные Минфином РФ, не предполагают существенных изменений налоговой системы, а будут создавать условия для восстановления экономического роста в России19.

     Помимо  решения задач в области бюджетного планирования Основные направления  налоговой политики позволяют экономическим агентам определить ориентиры в налоговой сфере на трехлетний период, что должно способствовать стабилизации и повышению определенности условий ведения экономической деятельности на территории Российской Федерации. Несмотря на то, что Основные направления налоговой политики не являются нормативным правовым актом, этот документ представляет собой основание для внесения изменений в законодательство о налогах и сборах, которые разрабатываются в соответствии с предусмотренными в нем положениями. Такой порядок приводит к увеличению прозрачности и прогнозируемости налоговой политики государства.

     Особое  значение настоящий документ приобретает  в условиях завершения реализации срочных антикризисных действий и перехода к устойчивому развитию экономики.

     В трехлетней перспективе 2011–2013 годов приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики остаются такими же, как и ранее – создание эффективной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе. При этом в отличие от предыдущих лет налоговая политика ближайших лет впервые после долгого перерыва будет проводиться в условиях дефицита федерального бюджета. Вместе с тем Основные направления налоговой политики составлены с учетом преемственности ранее поставленных базовых целей и задач.

     Налоговая политика, с одной стороны, будет направлена на противодействие негативным эффектам экономического кризиса, а с другой стороны – на создание условий для восстановления положительных темпов экономического роста. В этой связи важнейшим фактором проводимой налоговой политики будет являться необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы и стимулирования инновационной активности. Создание стимулов для инновационной активности налогоплательщиков, а также поддержка инноваций и модернизации в Российской Федерации, будут основными целями налоговой политики в среднесрочной перспективе.

     С учетом отмены с 1 января 2010 года единого  социального налога и введения страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование, а также принимая во внимание, что указанные взносы в настоящее время составляют существенную часть фискальной нагрузки на фонд оплаты труда в экономике, основные направления налоговой политики содержат предложения в области исчисления и уплаты указанных страховых взносов.

     Таким образом, налоговая система России построена таким образом, что перед нею все равны. Не существует какой-либо “дискриминации” налогоплательщиков, скажем, по формам собственности или территориальному расположению. Но вместе с тем в российской налоговой системе налоговое бремя перекладывается на определённый круг налогоплательщиков, вследствие чего они испытывают чрезмерное налоговое давление. Одновременно негативное влияние на сбор налогов и формирование показателя среднего налогового бремени во всё большей степени оказывает теневой сектор экономики. Поэтому проблема снижения налогового бремени в российской налоговой системе в значительной степени связана с расширением налогооблагаемой базы в результате вовлечения в сферу уплаты налогов теневого бизнеса, “расчистки” неплатежей в экономике, укрепления налоговой и финансовой дисциплины. Создание благоприятных условий для функционирования легальной экономики, законопослушных налогоплательщиков целиком и полностью зависит от решения этих проблем. Поэтому необходимо, чтобы Налоговый кодекс России, или, как его еще называют, налоговая конституция страны, после принятия всех его глав кардинально изменил ситуацию с реальным снижением налогового бремени для российских налогоплательщиков.

2.3. Сравнительная характеристика налоговой системы России и налоговых систем развитых зарубежных стран

     В мировой налоговой практике в  качестве показателя налоговой нагрузки на макро уровне служит отношение суммы всех взысканных с налогоплательщиков налогов, вне зависимости от того, в бюджет какого уровня или в какой внебюджетный фонд они поступают, к объему полученного валового внутреннего продукта (ВВП).

     Данные  о степени налоговых изъятий по отношению к ВВП в различных странах приведены в табл. 4.

     Таблица 4

     Удельный  вес налоговых поступлений в  различных странах по отношению к ВВП (в процентах)

     
Страна Доля налогов  и обязательных платежей Доля налогов  без обязательных платежей
Австрия 45,5 29,9
Бельгия 46,4 31,1
Великобритания 33,9 27,7
Германия 42,9 23,1
Дания 52,8 49,7
Испания 35,5 21,7
Италия 42,9 27,4
Канада 36,3 31,0
Нидерланды 44,8 26,6
США 31,8 22,7
Франция 46,3 24,9
Швеция 54,2 38,1
Япония 28,6 18,2
Россия

(2002)

(2003)

 
31,2

34,9

 
23,5

27,0

Информация о работе Сравнительная характеристика налоговых систем зарубежных стран с налоговой системой РФ