Сравнительная характеристика налоговых систем зарубежных стран с налоговой системой РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 21:22, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной работы является рассмотрение и сравнительная характеристика налоговых систем развитых стран с налоговой системой РФ.
Задачи, которые способствуют достижению данной цели:
- рассмотреть понятие налога и налоговой системы;
- охарактеризовать основные виды налогов;
- описать налоговую систему РФ;
- описать налоговые системы развитых стран;
- привести сравнительную характеристику налоговых систем развитых стран и России.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. НАЛОГИ КАК ВАЖНЕЙШИЙ СОСТАВНОЙ ЭЛЕМЕНТ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ 4
1.1. Экономическая сущность и функции налогов 4
1.2. Состав налоговой системы и принципы ее построения 4
1.3. Функции налоговых систем 4
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ НАЛОГОВЫХ СИСТЕМ РАЗВИТЫХ СТРАН МИРА И ИХ СРАВНЕНИЕ С НАЛОГОВОЙ СИСТЕМОЙ РОССИИ 4
2.1. Общая характеристика налоговых систем зарубежных стран 4
2.2. Характеристика налоговой системы РФ 4
2.3. Сравнительная характеристика налоговой системы России и налоговых систем развитых зарубежных стран 4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 4
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 4

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 92.10 Кб (Скачать файл)

     Это означает, что регулирующая функция налогов способствует осуществлению фискальной, укрепляет ее, а эффективное выполнение распределительной функции создает благоприятную социально-экономическую атмосферу для выполнения других функций налогов.

     Таким образом, налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

     Налоги как стоимостная категория имеют свои отличительные признаки и функции, которые выявляют их социально-экономическую сущность и назначение.

1.2. Состав налоговой системы и принципы ее построения

     В каждой стране существуют свои виды налоговых систем, иногда существенно отличающихся друг от друга. Во многом это связано с традициями, накладывающими отпечаток на количественные и качественные характеристики, а также с конкретной социально-экономической ситуацией и соответственно с теми задачами, которые решает налоговая система в тот или иной период времени. Тем не менее, налоговые системы объединяют общие черты, характерные для всех стран9.

     Налоговая система, в ее обобщенном понимании, представляет собой совокупность налогов, установленных законом; принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены; системы мер, обеспечивающих выполнение налогового законодательства. Главными органично связанными элементами налоговой системы являются система налогов и налоговый механизм.

     Система налогов – это совокупность налогов, сборов, пошлин и других, приравненных к налогам, платежей, взимаемых на территории государства в тот или иной период времени. Основными налогами, посредством которых формируется преобладающая масса бюджетных доходов, как в российской, так и в мировой практике являются: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль (доход) юридических лиц, подоходный налог с физических лиц; таможенные пошлины, платежи в социальные фонды, налог с продаж.

     Налоговый механизм – понятие более объемное, чем система налогов, представляет собой совокупность всех средств и методов организационно-правового характера, направленных на выполнение налогового законодательства. Посредством налогового механизма реализуется налоговая политика государства, формируются основные количественные и качественные характеристики налоговой системы, ее целевая направленность на решение конкретных социально-экономических задач.

     Наиболее важную роль в налоговом механизме имеет налоговое законодательство, а внутри него – механизм налогообложения (уровни налоговых ставок, система льгот, порядок исчисления налогооблагаемой базы, состав объектов обложения и другие элементы, связанные с исчислением налогов).

     Помимо  налогового механизма, элементами налоговой  системы являются: система налогов, пошлин и сборов; система налогового законодательства; система научных знаний в области налогообложения.

     Система налогов, пошлин и сборов – это совокупность взимаемых в установленном порядке в Российской Федерации налогов, сборов, пошлин, иных приравненных к налогам платежей.

     Система налогового законодательства устанавливает принципы налогообложения, порядок установления, введения и взимания налогов и сборов, определяет правомочия и ответственность участников налоговых правоотношений.

     Система научных знаний в области налогообложения  представляет собой совокупность теоретических знаний, полученных в результате научных разработок, анализа практики налогообложения, накопленных на определенный период времени10.

     Существуют  два вида налоговой системы: шедyлярная и глобальная.

     В шедyлярной налоговой системе весь доход, получаемый налогоплательщиком, делится на части – шедyлы. Каждая из этих частей облагается налогом особым образом. Для разных шедyл могут быть установлены различные ставки, льготы и другие элементы налога, перечисленные выше.

     В глобальной налоговой системе все  доходы физических и юридических  лиц облагаются одинаково. Такая  система облегчает расчет налогов  и упрощает планирование финансового  результата для предпринимателей.

     Глобальная  налоговая система широко применяется  в Западных государствах.

     В современном мире налоговая система  любой страны выступает важнейшим звеном не только финансовой системы государства, неотъемлемой частью которой она является, но и общей системы экономического регулирования. Налоговые системы используются как действенный инструмент реализации финансово-экономической политики государства. С помощью налогов регулируются социально-экономические процессы, поощряются или, напротив, сдерживается развитие тех или иных отраслей экономики и видов деятельности в интересах структурной перестройки экономики, поддерживаются общие темпы социально-экономического развития и уровень занятости населения.

     Решение этих задач не происходит автоматически  путем введения системы налогов. Способность налоговой системы в целом и каждого налога в отдельности выполнять возложенные на них функции зависит от принципов, на которых она построена.

     Принципы  налогообложения – это базовые  идеи и положения, применяемые в налоговой сфере.

     Однако  учитывая многоаспектность содержания налогов, их комплексный характер и неоднозначную природу, необходимо отметить, что каждой сфере налоговых отношений соответствует своя система принципов.

     Так, можно условно выделить три системы  таких принципов:

    1. экономические принципы налогообложения;
    2. юридические принципы налогообложения (принципы налогового права)
    3. организационные принципы налоговой системы

     Кроме того, в рамках каждой из вышеуказанных  систем принципов необходимо выделять общие принципы налогообложения, которые присущи всей системе налогообложения в целом (именно об общих принципах налогообложения, установление которых входит в совместное ведение Российской Федерации и её субъектов говорится в подп. «и» ст.72 Конституции России), так и частные принципы налогообложения, которые соответствуют только некоторым разделам и положениям налогообложения, например, принципы применения ответственности за нарушение налогового законодательства, принципы исчисления и уплаты налога на прибыль, принципы взимания налогов с нерезидентов, принципы местного налогообложения и т.д.11

     Экономические принципы налогообложения представляют собой сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления. Впервые эти принципы были сформулированы в 1776 году Адамом Смитом в его работе «Исследование о природе и причинах богатства народов». Адам Смит выделил 5 принципов налогообложения, названных позднее «декларацией прав плательщика»:12:

  1. принцип хозяйственной независимости и свободы основан на праве частной собственности. Как считал Адам Смит все остальные принципы занимают подчиненное данному принципу положение;
  2. принцип справедливости, заключающийся в равной обязанности граждан платить налоги соразмерно своим доходам;
  3. принцип определенности, из которого следует, что сумма, способ, время платежа должны быть заранее известны налогоплательщику;
  4. принцип удобства, согласно которому налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
  5. принцип экономии, в соответствии с которым издержки по взиманию налога должны быть меньше чем сами налоговые поступления.

     Принципы, предложенные А. Смитом, сохранили свою актуальность и поныне. Однако за более  чем 200 летнее развитие общества система  принципов Смита претерпела определенные изменения. Представляется, что в  настоящее время реально воплощены  в действительности 4 следующих экономических (классических) принципа налогообложения:

  1. принцип справедливости ;
  2. принцип соразмерности предусматривает сбалансированность интересов налогоплательщика и государственного бюджета;
  3. принцип максимального учета интересов и возможностей налогоплательщиков. Сумма, способ и время платежа должны быть точно известны налогоплательщику, а налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые наиболее удобны для налогоплательщика, «…акты законодательства о налогах и сбора должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.» (п.6 ст.3 НК РФ);
  4. принцип экономичности (эффективности) означает, что сумма сборов по отдельному налогу должна существенно превышать затраты на его обслуживание. Налоговая система должна быть свободной и от малоэффективных налоговых форм, т. е. таких видов налогов, сбор которых требует затрат, значительно превышающих величину налоговых поступлений. Такие налоги только запутывают и усложняют налогообложение, затрудняют налоговый контроль.13

     Наряду  с общими (классическими) принципами построения налоговых систем в налоговой теории разработаны специальные (частные) принципы, к числу которых относятся:

    • стабильность налогового законодательства;
    • однократность взимания налогов;
    • предъявление равных финансовых требований к налогоплательщикам независимо от организационно-правовых форм хозяйствования и видов собственности;
    • оптимальный уровень налоговых ставок;
    • обоснованность системы налоговых льгот;
    • оптимальное сочетание налоговых функций (прямых и косвенных налогов в доходах бюджета) и др.

     Юридические принципы налогообложения – это  общие и специальные принципы налогового права.

     Организационные принципы налогообложения – положения, на которых базируется построение налоговой системы и осуществляется взаимодействие ее структурных элементов.

     Таким образом, следует отметить, что при построении современных налоговых систем указанные принципы используются с учетом экономической, социально-политической целесообразности14.

     Налогообложение индикативно, поскольку его недостатки неминуемо приводят к перекосам в экономическом базисе и, наоборот, прогресс базисных основ хозяйствования приводит к сбоям в системе налогообложения, требует ее совершенствования. В связи с этим большое значение имеет качественный состав платежей, включаемых в налоговую систему.

     Принципы  построения налоговой системы в  своей совокупности должны создавать условия для эффективного выполнения налоговыми системами своих функций.

1.3. Функции налоговых систем

     Исходным  методологическим положением сравнительного анализа систем налогообложения является выделение наиболее существенных, качественно важных характеристик, которыми выступают функции налоговой системы.

     Наиболее  распространено объединение всего  многообразия различных проявлений налоговой системы в две группы, которые выполняют две комплексные функции: фискальную и экономическую (регулирующую)15.

     Экономическая (регулирующая) функция налоговой  системы заключается в том, что эта система представляет собой механизм влияния на экономические и опосредованно на социальные процессы, происходящие в государстве, позволяющий при его правильном использовании формировать необходимые качественные и количественные характеристики этих процессов.

     Для целей сравнительного анализа налоговой  системы следует конкретизировать особенности экономической (регулирующей) функции налоговой системы в методическом отношении. Наиболее правильным является введение понятия «экономический (регулирующий) потенциал налоговой системы», которое подразумевает возможности влияния на ход и тенденции развития национальной экономики. Внутреннее содержание этого понятия следует формировать исходя из конкретных направлений указанного влияния и соответственно целесообразно выделить следующие составляющие экономического (регулирующего) потенциала системы налогообложения:

    • инвестиционный потенциал налоговой системы, который определяется теми ее структурными элементами, которые позволяют изменять (повышать или снижать) темпы и объемы инвестиций в национальную экономику в целом;
    • региональный потенциал налоговой системы, представляющий собой совокупность возможностей влияния на экономической развитие отдельных регионов страны, распределяя и перераспределяя между ними финансовые ресурсы, полученные в виде налоговых платежей;
    • отраслевой потенциал налоговой системы, представляющий собой комплекс возможных воздействий на отраслевую структуру национальной экономики согласно установленным целям и задачам ее развития и позволяющих обеспечить необходимые объемы производства наиболее важных видов товаров и услуг;
    • конкурентный потенциал налоговой системы, заключающийся в тех ее положениях и нормативах, которые обеспечивают равные условия справедливой конкуренции для всех хозяйствующих субъектов и эффективное функционирование всех базовых законов рыночной экономики.

Информация о работе Сравнительная характеристика налоговых систем зарубежных стран с налоговой системой РФ