Сравнительная характеристика налоговых систем зарубежных стран с налоговой системой РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 21:22, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной работы является рассмотрение и сравнительная характеристика налоговых систем развитых стран с налоговой системой РФ.
Задачи, которые способствуют достижению данной цели:
- рассмотреть понятие налога и налоговой системы;
- охарактеризовать основные виды налогов;
- описать налоговую систему РФ;
- описать налоговые системы развитых стран;
- привести сравнительную характеристику налоговых систем развитых стран и России.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. НАЛОГИ КАК ВАЖНЕЙШИЙ СОСТАВНОЙ ЭЛЕМЕНТ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ 4
1.1. Экономическая сущность и функции налогов 4
1.2. Состав налоговой системы и принципы ее построения 4
1.3. Функции налоговых систем 4
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ НАЛОГОВЫХ СИСТЕМ РАЗВИТЫХ СТРАН МИРА И ИХ СРАВНЕНИЕ С НАЛОГОВОЙ СИСТЕМОЙ РОССИИ 4
2.1. Общая характеристика налоговых систем зарубежных стран 4
2.2. Характеристика налоговой системы РФ 4
2.3. Сравнительная характеристика налоговой системы России и налоговых систем развитых зарубежных стран 4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 4
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 4

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 92.10 Кб (Скачать файл)

     Однако  одновременная реализация всех названных  выше составляющих экономического (регулирующего) потенциала налоговой системы сопровождается определенными противоречиями, основа которых находится в области взаимозависимости и взаимовлияния инвестиционного, регионального, отраслевого и конкурентного развитий с ярко выраженными сильными обратными связями, объективно требующими выделения его приоритетных направлений.

     Исторически первая (и основная) фискальная функция  налоговой системы предполагает ее использование в качестве механизма, обеспечивающего поступление в распоряжение органов государственной власти необходимых объемов финансовых ресурсов, для реализации функций государства в соответствии с его законодательно установленными правами и обязанностями. Конкретизация фискальной функции налоговой системы для целей сравнительного анализа должна определяться путем определения структуры распределения налогового бремени между главными группами налогоплательщиков и объемов налоговых платежей между важнейшими объектами налогообложения. В соответствии с этим положением можно предположить следующие составляющие реализации фискальной функции16:

    • налогообложение доходов физических лиц (населения), рассматриваемое с точки зрения их значимости для формирования государственных финансовых ресурсов, а также состава соответствующих налогов и сборов;
    • налогообложение доходов юридических лиц (хозяйствующих субъектов), рассматриваемое в целом аналогично первой составляющей;
    • налогообложение собственности (имущества), которое при анализе должно учитывать различные подходы к формированию системы соответствующих налогов в отношении физических и юридических лиц, а также структуру этой части общей налоговой системы;
    • акцизное налогообложение, которое следует рассматривать как элемент фискальной политики в отношении физических лиц, поскольку акцизы включаются в цену товаров и услуг.

     Противоречие, заложенное в реализации экономической  функции налоговой системы, выражается в следующем: высокий удельный вес отдельной фискальной составляющей объективно должен сопровождаться снижением удельного веса другой; нарушение этого условия приведет к снижению общего реального объема налоговых поступлений.

     Кроме того, необходимо иметь в виду тесную (прямую и обратную) связь между реализацией экономической и фискальной функции налоговой системы, природа которой заключается в том, что если для обеспечения необходимых темпов экономического развития, как правило, необходима мобилизация налогового режима, то это означает ослабление фискальной позиции государства.

     Таким образом, налоговая система как единое целое и каждый отдельный налог обладает рядом функций. Функции налоговой системы являются производными от объективных функций налогов.

 

     ГЛАВА 2. АНАЛИЗ НАЛОГОВЫХ  СИСТЕМ РАЗВИТЫХ СТРАН МИРА И ИХ СРАВНЕНИЕ С НАЛОГОВОЙ СИСТЕМОЙ РОССИИ

2.1. Общая характеристика налоговых систем зарубежных стран

     Налоговые системы развитых стран складывались под воздействием разных экономических, политических и социальных условий, конечно же, они не оптимальны.

     Для всех развитых и большинства развивающихся  стран основные формы и методы налогообложения практически едины, но есть и существенные различия.

     Налоги  и их сущность по своему содержанию на практике представляется в виде многообразных форм, с множеством национальных особенностей той или  ной страны, которые в совокупности образуют налоговую систему различных стран.

     На  первый взгляд системы отличаются друг от друга, и кажется несравнимыми, но при более тщательном анализе построения налоговой системы можно выделить две основные черты, которые характерны для построения налоговой системы в развитых странах:

    • постоянный поиск увеличения налоговых доходов государства;
    • построение налоговой системы на базе общепринятых принципов экономической теории: равенства, справедливости и эффективности налогообложения.

     При этом первая черта реализуется в  виде реформ, путём введения новых  налогов изменения налогооблагаемой базы, соотношения различных видов  налогов и перераспределения налогового бремени.

     Вторая  черта проявляется и во многом зависит от приверженности Правительства к той или иной экономической направленности.

     Различая  в самих налогах в отдельно взятой стране зависит от характера  облагаемых доходов и расходов природа, которых лежит в основе классификации налогов.

     Так налоги могут взиматься:

    1. на рынке товаров или факторов производства;
    2. с продавца (покупателя) товара;
    3. с домашних хозяйств ил кооперативов;
    4. с источника дохода или статьи дохода.

     Налоги  в развитых странах можно объединить в четыре основные групп, которые  соблюдаются в стране, несмотря на различные названия тех или иных налогов, сущность которых в конечном итоге одинакова.

    1. Подоходный налог с юридических лиц;
    2. Подоходный налог с физических лиц;
    3. Налоги с оборота;
    4. НДС.

     Не  менее важную проблему при построении налоговой системы представляет собой учёт перераспределения последствий применения различных видов налогов. Эти последствия зависят от ставки, определения налогооблагаемой базы, сферы действия налогоплательщиков.

     Изменение всех этих показателей приводит к  изменению в ценах товаров, что  оказывает влияние на состояние  доходов и расходов налогоплательщика.

     Важнейшим моментом при оценке эффективности налоговой системы является так же учётом административных издержек и затрат налогоплательщика на соблюдение законодательства.

     Общие принципы построения налоговой системы  находят конкретное отражение в общих элементах налога: такие как субъект, объект, источник, единица, ставка, льгота, налоговый оклад.

     Специалисты, составляя рейтинг удобства национальных систем налогообложения, руководствовались тремя критериями: количеством налогов, их объемом и временем, которое нужно потратить на подготовку к их уплате. Для удобства оценки той или иной системы в PWC (PricewaterhouseCoopers (PwC, произносится Прайсуотерхаускуперс) – крупнейшая в мире международная сеть компаний, предлагающих профессиональные услуги в области консалтинга и аудита) использовали экономическую модель некоей абстрактной компании, производящей и продающей цветочные горшки. В таблице 1 приведен рейтинг 10 самых удобных налоговых систем мира.

     Таблица 1

     10 самых удобных налоговых систем  мира

     
Страна Общее  
число  
налогов
Время,  
затрачиваемое  
на уплату  
налогов,  
(часов в год)
Полная  
налоговая  
ставка,  
(%)
1 Мальдивы 1 0 9,1
2 Катар 1 36 11,3
3 Гонконг (КНР) 4 80 24,2
4 ОАЭ 14 12 14,4
5 Сингапур 5 84 27,9
6 Ирландия 9 76 28,8
7 Саудовская Аравия 14 79 14,5
8 Оман 14 62 21,6
9 Кувейт 14 118 14,4
10 Кирибати 7 120 31,8

     Ист.: Журнал «Расчет» № 1/2009

     В Таблице 2 приведены десять самых сложных налоговых систем мира.

 

     Таблица 2

     10 самых сложных налоговых систем  мира

     
Страна Общее число  налогов Время, затрачиваемое на уплату  
налогов, (часов в год)
Полная налоговая ставка,  
(%)
172 Панама 59 482 50,6
173 Ямайка 72 414 51,3
174 Мавритания 38 696 98,7
175 Гамбия 50 376 292,4
176 Боливия 41 1080 78,1
177 Венесуэла 70 864 56,6
178 Центрально-Африканская Республика 54 504 203,8
179 Республика Конго 61 606 65,5
180 Украина 99 848 58,4
181 Беларусь 112 1188 117,5

     Ист.: Журнал «Расчет» № 1/2009

     В рейтинге налоговых систем мира Россия занимает 134 место – российские предприниматели ежегодно вынуждены тратить на уплату налогов 448 часов (или 56 рабочих дней) и отдавать при этом половину коммерческой прибыли. Для сравнения: в 2008 году мы находились на 130 строчке. Однако, как отмечают эксперты, налоговый режим в нашей стране за 2009 год не изменился, просто Россию «обошли» другие участники опроса, изменившие свои методики пополнения казны. Так, Китай, занимающий соседнее с нами 133 место, за год перебрался на 35 строчек вверх. Единственное, в чем российская система уступает китайской – это в количестве налогов. В Китае их всего 9, однако суммарная ставка составляет 79,9%. Надо сказать, что налоговые поступления – основной источник пополнения бюджета в Китае, и они составляют примерно 95% финансовых доходов страны. Величина налоговой ставки в США (42,3%) практически не отличается от нашей, но при этом они находятся на 46 месте. Связано это в первую очередь с технологией сбора налогов. В Америке их всего 10 и на их оплату тратится 187 часов в год. Кстати, за год в рейтинге «Paying Taxes» США поднялись на 30 строчек вверх. Эксперты отмечают, что заметных изменений в американской системе налогообложения не произошло, просто население начало активно использовать информационные технологии.17

     Аутсайдерами  рейтинга являются Украина и Белоруссия. Налогов там много, полная ставка высокая, а время, необходимое на оформление соответствующей документации, весьма велико. Тем не менее, с прошлого года суммарный объем выплат в Белоруссии снизился на 26,5%, а на Украине период подготовки к выплате сократился с 2085 часов до 848. Системы этих стран напоминают скорее запутанные налоговые клубки, и главной заботой для тамошних чиновников остается сам процесс сбора средств с предприятий. Поэтому украинские и белорусские власти основной своей задачей ставят оптимизацию этого процесса. Например, на Украине фискалы стали рассылать на электронные адреса налогоплательщиков информацию об изменениях в налоговом законодательстве. Белорусы пошли другим путем – до 2010 года они решили отменить 20 налоговых платежей, оставив всего 27. По словам заместителя министра финансов Белоруссии Владимира Амарина, основных налогов будет 8 (сейчас их 10), а остальные будут взиматься в зависимости от специфики деятельности предприятия. Нельзя исключать, что в следующем году Украина и Белоруссия поднимутся с последних строчек в рейтинге «Paying Taxes 2010».

     Отдельного  внимания заслуживают, конечно же, лидеры рейтинга – страны, которые могут похвастаться самыми удобными налоговыми системами. Первое место принадлежит островному государству Мальдивы, где предпринимателям нужно заплатить всего один налог размером 9,1%, потратив на это всего полчаса в год. Также один налог платят предприниматели в Катаре, правда, у них на оформление документов уходит целых 36 часов. Третью строчку занимает Гонконг с тремя основными видами налогов: на прибыль, на недвижимое имущество и на заработную плату. Общая налоговая ставка составляет 24,2%. Огромная разница в системах налогообложения Гонконга и Китая объясняется тем фактом, что сами по себе законы первого создавались с учетом его будущего статуса низконалогового финансового центра.

Информация о работе Сравнительная характеристика налоговых систем зарубежных стран с налоговой системой РФ