Современные проблемы проведения налоговой реформы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 11:26, реферат

Описание работы

Несмотря на экономический спад, налоговая реформа остается на повестке дня правительств разных стран – такой вывод делается в четвертом ежегодном исследовании «Уплата налогов 2010. Международный обзор» («Paying Taxes 2010. Global picture»), подготовленном Всемирным банком, МФК (Международная финансовая корпорация) и PricewaterhouseCoopers[22]. Согласно результатам отчета, в период с июня 2008 года по май 2009 года в 45 странах мира упрощена процедура уплаты налогов, что на 25% выше показателя, отмеченного в прошлом году.

Файлы: 1 файл

Современные проблемы проведения налоговой реформы (Люба).doc

— 358.50 Кб (Скачать файл)

 


 


Современные проблемы проведения налоговой реформы

 

Содержание

 

 

Введение

 

Актуальность данной темы исследования определяется несколькими проблемами.

Несмотря на экономический спад, налоговая реформа остается на повестке дня правительств разных стран – такой вывод делается в четвертом ежегодном исследовании «Уплата налогов 2010. Международный обзор» («Paying Taxes 2010. Global picture»), подготовленном Всемирным банком, МФК (Международная финансовая корпорация) и PricewaterhouseCoopers[22]. Согласно результатам отчета, в период с июня 2008 года по май 2009 года в 45 странах мира упрощена процедура уплаты налогов, что на 25% выше показателя, отмеченного в прошлом году.

Налоговая реформа является одним из важнейших достижений, стимулировавших экономический рост в России, начавшийся с 2000 года. Основные задачи налоговой реформы — снижение налоговой нагрузки на предприятия, усиление значения добывающих отраслей как источника налоговых поступлений, а также упрощение налогообложения малого бизнеса.

В отношении населения была введена «плоская» шкала по налогу на доходы физических лиц — ставка налога для граждан с любыми доходами была установлена в размере 13 %. Бюджет в результате существенно пополнился налогами с доходов, «вышедших из тени».

В 2001 году произошла полная отмена налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы. Был отменён налог на приобретение автомобилей. Единый социальный налог (ЕСН) заменил страховые взносы во внебюджетные фонды. Эта мера также способствовала частичному выводу заработной платы из тени, хотя ставка ЕСН продолжала оставаться высокой. В 2002 году была снижена ставка налога на прибыль предприятий до 24 % (в 2001 году она могла доходить до 35 %). Налог на добычу полезных ископаемых стал зависеть от цен на сырьё на мировом рынке, что существенно пополнило бюджет России[21].

Замена в 2003 году налога на пользователей автомобильных дорог и налога с владельцев транспортных средств на транспортный налог, а также отмена налога на покупку валюты существенно сократили доходы регионов. Однако изменение схемы распределения акцизов — на алкогольную продукцию в пользу федерального бюджета, на нефтепродукты в пользу регионального — стабилизировало ситуацию.

В сфере малого бизнеса также произошли изменения, в частности были снижены ставки налогов для предпринимателей, применяющих упрощённую систему налогообложения. На федеральном уровне утверждён список предпринимателей, имеющих право платить единый налог на вменённый доход. В 2004 году был отменён налог с продаж, однако выпадающие доходы бюджетов регионов были компенсированы очередным увеличением норматива отчислений от налога на прибыль организаций.

Параллельно с изменениями в налоговом законодательстве были осуществлены попытки улучшения налогового администрирования. Так, в 2003 году был введён принцип «одного окна», что позволяло зарегистрировать предприятие, подав документы в налоговый орган[21]. Однако в налоговой сфере продолжали оставаться серьёзные проблемы, связанные в первую очередь с криминальными поборами, которые осуществляют нечистоплотные налоговики в отношении предпринимателей, иногда даже разоряя компании. Множество проблем доставляли запутанные формы отчётности, заполнить которые под силу только профессиональным бухгалтерам, что создавало серьёзные препятствия для ведения малого бизнеса.

Несмотря на неоднозначные результаты налоговой реформы, положительным является тот факт, что в России в отличие от предыдущего периода появилась работоспособная (пусть и несовершенная) налоговая система.

На сегодняшний день в условиях финансово-экономического кризиса перед правительством встали новые задачи по совершенствованию налоговой политики Российской Федерации.

Цель данной работы – определить современные проблемы налоговой реформы и каким образом они влияют на субъектов предпринимательства Российской Федерации.

В ходе достижения цели предстоит решить ряд задач:

1. Рассмотреть теоретические аспекты  реформирования налоговой системы  страны в современных условиях  с учетом международного опыта.

2. Провести анализ деятельности субъекта предпринимательства с акцентом на изучение его налогового бремени.

3. Рассмотреть возможные пути  дальнейшего совершенствования  налогообложения в РФ и снижения  налоговой нагрузки на предприятие  в условиях современного экономического  кризиса.

Объект исследования – налоговая реформа Российской Федерации.

Предмет исследования – современные проблемы проведения налоговой реформы.

Субъект исследования – Общество с ограниченной ответственностью «Опал».

Степень изученности темы. На сегодняшний день существует множество исследований как в России так и за рубежом, посвященных проблемам налоговой реформы. В данной работе мы опирались на исследование проведенное Всемирным банком, МФК (Международная финансовая корпорация) и PricewaterhouseCoopers, на работы отечественных экономистов и специалистов по вопросам налогового реформирования: Болонина А.Н., Дадашева А. О., Игнатова А.В., Горского И.В., Харисова И.Ф. и др.

 

 

Глава 1. Особенности проведения налоговой реформы на современном этапе

 

    1. Международный опыт в области налогового реформирования в условиях финансового кризиса

 

В четвертом ежегодном исследовании «Уплата налогов 2010. Международный обзор»[27] («Paying Taxes 2010. Global picture») подготовленном Всемирным банком, МФК (Международная финансовая корпорация) и PricewaterhouseCoopers рассматривается процесс уплаты налогов в 183 странах с точки зрения административной нагрузки для соблюдения требований налогового законодательства, а также проводится расчет суммарных налоговых обязательств в процентном отношении к сумме прибыли компаний до вычета налогов.

Отчет «Уплата налогов» был подготовлен Всемирным Банком, МФК (Международная финансовая корпорация) и PricewaterhouseCoopers, как часть проекта Всемирного Банка «Ведение бизнеса» («Doing Business»), в котором рассматриваются международные налоговые системы с точки зрения простоты уплаты налогов. Помимо показателя уплаты налогов, в проекте «Ведение бизнеса» приводятся количественные показатели нормативно-правового регулирования, в частности связанного: с регистрацией компании, получением разрешений на строительство, приемом на работу сотрудников, регистрацией имущества, привлечением кредитов, защитой прав инвесторов, осуществлением внешнеторговых операций, принудительным исполнением условий договора и ликвидацией компании. Показатель уплаты налогов позволяет оценить суммы всех налогов и сборов, взимаемых в бюджет любого уровня (федеральный, региональный или местный) с точки зрения условной анализируемой компании. Показатель эффективной налоговой ставки позволяет оценить влияние налогов и сборов на показатели отчёта о прибылях и убытках компании. Остальные два показателя – время, необходимое для соблюдения требований налогового законодательства, и количество налоговых платежей – включают также налоги и отчисления, удерживаемые компанией и косвенные налоги, такие как налог с продаж или налог на добавленную стоимость (НДС). Исследование проводится на примере условной анализируемой компании малого и среднего бизнеса в области производства и розничной торговли – выбор объясняется тем, что подобная деятельность может осуществляться в любой стране мира; за основу взята стандартная модель, что позволяет сопоставить налоговые показатели разных стран без существенного искажения, которое может быть вызвано налоговыми льготами и освобождениями по отдельным отраслям. Таким образом, рассматривается несложный бизнес компании, работающей на внутреннем рынке, что позволяет сосредоточить внимание исключительно на системе налогообложения в каждой стране.

По данным отчета, за последние пять лет в 104 странах мира проведена 171 реформа, затрагивающая вопросы налогообложения [27].

Третий год подряд страны Восточной Европы и Центральной Азии лидируют по количеству проведенных реформ, при этом реформы в настоящее время продолжаются в 10 странах. В этом году в Восточном Тиморе (государство в Юго-Восточной Азии), который возглавил список стран-реформаторов, введено новое налоговое законодательство, направленное на усовершенствование режима налогообложения предпринимательской деятельности и упрощение порядка налогового администрирования.

По мнению Пенелопы Брук [22], директора департамента анализа глобальных финансовых показателей Всемирного банка:

«Усилия государства, направленные на усовершенствование системы налогообложения и сокращение времени, необходимого для соблюдения требований законодательства, могут иметь очень большое значение для предприятий малого и среднего бизнеса, особенно в условиях сложной экономической ситуации» [22].

«В стране, возглавившей в этом году список стран-реформаторов, количество времени, необходимого для соблюдения требований законодательства, сократилось более чем на 50%, что произошло благодаря усовершенствованию налогового регулирования, упрощению правил расчета налогов и сокращению количества платежей» [22].

В 20 странах снизилась ставка налога на прибыль, а в 18 – упрощен порядок уплаты налогов. В странах ЕС средний показатель эффективной налоговой ставки снизился с 46% до 44.5%. Отчасти это явилось результатом сокращения ставки налога на прибыль, произошедшего в 2007-2008 годах в Германии и Италии. Несколько стран, например, Россия (с 24% до 20%) и Корея (с 25% до 22%) снизили ставки налога на прибыль предприятий и организаций или ускорили осуществление ранее запланированных реформ в рамках реализации программ экономического стимулирования экономики [27].

Во всех 183 странах, рассмотренных в данном исследовании, компания в среднем должна произвести 31 налоговый платеж и потратить 286 часов на расчет и уплату налогов. Время, необходимое для соблюдения требований налогового законодательства, составляет от 212 часов в год в среднем в высокодоходных странах-членах ОЭСР до 638 часов – в странах Латинской Америки. Количество налоговых платежей также широко варьируется. Наибольшее количество платежей компания производит в Восточной Европе и Центральной Азии – в среднем 53 платежа ежегодно. Наименьшее количество платежей производится в высокодоходных странах-членах ОЭСР – в среднем 14 налоговых платежей [22].

Время, необходимое в среднем для соблюдения требований налогового законодательства в странах ЕС, составляет 232 часа, что ниже показателя прошлого года (257 часов). При этом наибольшее количество времени необходимо затратить на соблюдение требований законодательства по налогам на фонд заработной платы – 117 часов. Снижение временных затрат стало результатом непрерывных усилий по внедрению и усовершенствованию систем электронной подачи отчетности, уплаты налогов и упрощению форм налоговых деклараций [27].

В среднем компания платит 9,5 различных налогов; при этом на долю налога на прибыль приходится только 12% количества платежей, 26% времени и 38% общей суммы налогов.

Сьюзен Саймонс, партнер PricewaterhouseCoopers, так комментирует ситуацию [22]:

«Мировая рецессия проявилась в снижении налоговых поступлений и принятии сложных решений по налоговой политике».

«Актуальной задачей сегодня является обеспечение государственных доходов в достаточном объеме при одновременном льготировании инвестиций и экономического роста».

Исследование позволяет сравнить налоговые системы разных стран мира на основании деятельности условной компании сопоставимого уровня (компания среднего уровня, обороты которой определялись, исходя из дохода на душу населения в разных странах). При сравнении учитывается не только влияние уровня налоговой ставки, но и административная нагрузка на налогоплательщиков, возникающая при расчете и уплате налогов. В частности налоговые системы разных стран сравниваются по трем показателям: 1) по количеству налоговых платежей, 2) количеству времени, которое затрачивается на налоговое администрирование, 3) по налоговым затратам бизнеса, которые измеряются эффективной ставкой всех налогов. Эти три параметра формируют совокупный показатель, используемый для сравнения налоговых систем разных стран.

В этом году в десятку стран-лидеров с точки зрения простоты уплаты налогов вошли в порядке убывания: Мальдивы, Катар, Гонконг (Китай), Объединенные Арабские Эмираты, Сингапур, Ирландия, Саудовская Аравия, Оман, Новая Зеландия и Кирибати. В десятку стран, где налоговый режим по данному показателю является наиболее сложным, вошли следующие страны, занимающие со 174 по 183 позицию в списке: Ямайка, Мавритания, Гамбия, Боливия, Узбекистан, Центральноафриканская Республика, Республика Конго, Украина, Венесуэла и Беларусь [22].

Россия улучшила свои позиции по совокупному показателю, переместившись на 31 позицию вверх в этом году (103 место). Это связано с некоторым уменьшением административной нагрузки. Так, с 2008 года стала возможной уплата НДС на ежеквартальной, а не на ежемесячной основе. Положительное влияние на улучшение рейтинга России оказывает также и тот факт, что стала активно использоваться электронная система подачи налоговой отчетности.

Если сравнивать Россию со странами БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай) по простоте уплаты налогов, Россия опережает их в общем рейтинге. Кроме того, Россия также лидирует по индексу эффективной налоговой ставки (129 место), Таким образом, можно сказать, что Россия несколько улучшила свои позиции в общемировом рейтинге и по ряду показателей лидирует в сравнении со странами БРИК.

Информация о работе Современные проблемы проведения налоговой реформы