Современная налоговая система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2012 в 01:17, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть взаимосвязь налогов и государства.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1)изучить сущность и функции налогов и государства;
2)рассмотреть налоговую политику в системе государственной политики;
3)изучить налоговую систему РФ, проанализировать доходы бюджетов разных уровней и показать пути совершенствования государственной политики в области налогообложения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1 Сущность и функции налогов и государства………………………………..5
Экономическая сущность и функции налогов………………………….…5
Понятие и функции государства……………………………………………11
Роль налогов в деятельности государства…………………………….…16
Налоговая политика в системе государственной политики………….…19
2.1 Сущность налоговой политики…………………………………………....19
Налоговое планирование как функция налоговой политики…………..24
Особенности государственной политики…………………………............29
Понятие налоговой системы и ее структура………………………………33
3.1 Современная налоговая система РФ………………………………………33
3.2 Анализ доходов бюджетов России и Курской области за последние три года………………………………………………………………………………40
3.3 Совершенствование государственной политики в области налогообложения………………………………………………………………42
Заключение……………………………………………………………………..50
Список использованных источников…………

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 84.40 Кб (Скачать файл)

           Заключение 

           По итогам проделанной работы  можно сделать вывод о том,  что налоги и государство находятся  в неразрывной связи друг с  другом.

       Налоги - это необходимое звено экономических отношений в обществе. Они являются основным источником доходной части бюджетов всех уровней и эффективным инструментом государственного регулирования социально-экономических отношений.

           На протяжении всей истории  человечества ни одно государство  не могло существовать без  налогов. За счет налоговых взносов, сборов, пошлин и других платежей, формируются финансовые ресурсы государства. Налоги обеспечивают реализацию социальной, экономической, оборонной и других функций государства. Они идут на содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных  органов, финансирование образования, здравоохранения, науки. Из собранных в виде налогов средств государство строит школы, высшие учебные заведения, больницы, детские дома, государственные предприятия; платит зарплату преподавателям, врачам, государственным  служащим, стипендии и пенсии. Часть средств идет на социальные пособия пожилым и больным людям, защиту здоровья матери и ребенка, окружающей среды  и  т.д.

         Налоги могут устанавливаться  на различных уровнях государственной  власти: федеральном, региональном, местном. Это означает, что они  поступают в соответствующие  бюджеты.

       Налоги могут поступать не  только в госбюджет, но и  во внебюджетные фонды: фонд  социального страхования, фонд  занятости, дорожный фонд и  т.д.

        Налоги весьма разнообразны по  видам и образуют довольно  разветвленную совокупность.

         Экономическая сущность налога  проявляется через его функции.  Каждая из выполняемых налогом  функций имеет внутренние свойства, признаки и черты данной экономической  категории. Тем самым она показывает, каким образом реализуется предназначение  конкретного налога как инструмента  стоимостного распределения и  перераспределения доходов в  обществе.

         Выделяют две важнейшие функции  налогов:

1) фискальную (финансирование государственных  расходов);

2) регулирующую, или распределительную (государственное  регулирование экономики);

         Налоговая политика в системе  государственной политики занимает  важнейшее место. Она является  частью общей экономической политики  государства и включает в себя  совокупность государственных мероприятий,  направленных на: достижение максимальной  мобилизации доходов, обеспечение выполнения государством его функций и в конечном счете создание условий для экономической стабилизации общества.

          Налоговая политика - многоаспектная категория, непосредственно связанная с взаимоотношениями государства и каждого человека, государства и предприятий, различных организаций друг с другом, межгосударственными отношениями.

Задачи  налоговой политики сводятся к обеспечению  государства финансовыми ресурсами, созданию условий для регулирования  хозяйства страны, сглаживанию возникающего в процессе рыночных отношений неравенства  в уровнях доходов населения.

Выделяют, как правило, три типа налоговой  политики государства.

     Первый  тип – политика максимальных налогов, характеризуется принципом «взять все, что возможно». При этом государству  уготована «налоговая ловушка», когда  повышение налогов не сопровождается ростом доходов. Поэтому данная политика проводится государством, как правило, в экстренных случаях, таких, как  экономический кризис или ведение  военных действий.

     Второй  тип – политика разумных налогов, способствующая развитию предпринимательства, но снижает объем социальных гарантий.

     Третий  тип – налоговая политика, предусматривающая  достаточно высокий уровень обложения, но при значительной социальной защите населения. Налоговые доходы направляются на увеличение социальных фондов. Недостатком  такой политики является то, что  она вызывает инфляцию [16, с. 319].

          Важную роль в налоговой политике  занимает налоговое планирование. Планирование налогов - составная  часть налогового процесса или  администрирования, представляющая  собой деятельность органов государственной  власти, местного самоуправления  и налогоплательщиков по определению  за данный  временной период, экономическому  обоснованию размера поступлений  налогов в соответствующие бюджеты,  а так же объема налогов , подлежащих к уплате  конкретным хозяйствующим субъектом.

     Налоговое планирование создает необходимые  условия для стабильного экономического роста хозяйствующих субъектов, повышения их финансовой устойчивости и значимости, последующего увеличения доходной базы соответствующих бюджетов и экономического роста в масштабах  всей страны. Применение льгот в  условиях продуманной налоговой  политики государства не только позволяет  обеспечить увеличение финансовых ресурсов хозяйствующего субъекта, но и в  перспективе приводит к росту  налоговых доходов бюджета.

     Налоговая политика занимает важнейшее место  в системе государственной политики любой страны и является одной  из наиболее острых проблем современного государства, а ее разработка требует  решения все более сложных  задач.

         Налоговая система РФ является одной из самых «молодых».Ее основы были заложены в конце 1991г.принятием закона РФ «Об основах налоговой системы РФ» от 27.12.1991 г.№2118-1 и соответствующих законов по конкретным видам налогов, которые вступили в действие с 1 января 1992г.. С принятием этих законов в России впервые за многие десятилетия была создана налоговая система. В 1998г. была принята и 1 января 1999г. вступила в действие первая (общая) часть Налогового кодекса РФ, которая регламентировала важнейшие положения налоговой системы России, в частности,  перечень действующих в России налогов и сборов, порядок их введения и отмены, а так же весь комплекс взаимоотношений государства с налогоплательщиками и их агентами. С 1 января 2001г. вступила в действие специальная часть НК РФ, которая регламентировала вопросы конкретного применения налогов.

        За последние годы в сфере  реформирования налогового законодательства  достигнуты определенные позитивные  результаты. В первую очередь  это уменьшение ставок по основным  налогам, а значит, и определенное  снижение налогового бремени  налогоплательщиков. Налоговая система упростилась благодаря отмене "оборотных" налогов, налога с продаж, налога с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения.

     К результатам налогового реформирования, которые заслуживают положительной  оценки, можно отнести и введение специальных налоговых режимов - упрощенной системы налогообложения  и единого налога на вмененный  доход для определенных видов  деятельности, а также для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Эти действия тоже направлены на снижение налогового бремени налогоплательщиков, упрощение  процедуры налогообложения и  администрирования. В итоге  в  Российской Федерации действует 13 налогов  и сборов (в том числе 8 федеральных, 3 региональных, 2 местных) и 4 специальных  налоговых режима.

     Тем не менее, приходится констатировать, что российская налоговая система  по-прежнему несовершенна. Присущие ей недостатки все еще предоставляют  недобросовестным налогоплательщикам значительные возможности уклоняться от уплаты налогов, стимулируют развитие теневой экономики, коррупции и  организованной преступности.

     Нельзя  еще сказать, что в полной мере стимулируются инвестиционная, инновационная  и предпринимательская активность, расширение производства. Ведь налоговые  механизмы, задействованные для  достижения этих целей, используются недостаточно и имеют в основном фискальную направленность.

     Отдельного  внимания заслуживают нормативная  база и сами процедуры налогообложения. Их сложность и неоднозначность, а также нестабильность влекут за собой большие затраты не только на ведение бухгалтерского и налогового учета, но и на содержание налоговых  органов. Перманентная налоговая реформа  приводит к тому, что налогоплательщику  становится все сложнее планировать  свою экономическую и финансовую деятельность, оптимизировать налоговые платежи, сочетать интересы бизнеса с интересами и законными требованиями государства.

     Основными целями современной налоговой системы  Российской Федерации должны быть стимулирование развития рыночных институтов и механизмов хозяйствования, создание благоприятных  условий для повышения эффективности  производства и обновления основных фондов предприятий, понижение общей  налоговой нагрузки на экономику  и бизнес.

В период 2010 - 2012 годов будет продолжена реализация целей и задач, предусмотренных "Основными  направлениями налоговой политики в Российской Федерации на 2008 - 2011 годы" и "Основными направлениями  налоговой политики на 2009 год и  плановый период 2010 и 2011 годов".

Реализация  основных направлений налоговой  политики будет проводиться во взаимосвязи  с основными направлениями Программы  антикризисных мер Правительства  Российской Федерации и с проектами  по реализации основных направлений  деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года [4, с.2].

    Предлагается  внесение изменений в законодательство и уточнение ранее заявленных подходов к проведению налоговой  реформы по вопросам:

    - совершенствования налогового контроля  за использованием трансфертных  цен в целях налогообложения;

    - создания института консолидированной  налоговой отчетности по налогу  на прибыль организаций;

    - совершенствования порядка учета  в налоговых органах организаций  и физических лиц, оптимизации  взаимодействия, в том числе посредством  передачи документов в электронном  виде, между налоговыми органами  и банками, органами исполнительной  власти, местными администрациями,  другими организациями, которые  обязаны сообщать в налоговые  органы сведения, связанные с  налоговым администрированием.

     Налоговая система является одним из главных  элементов рыночной экономики. Она  выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

               

              Список использованных источников 

            1.  Конституция Российской Федерации. 

            2. Налоговый кодекс Российской  Федерации.

            3. Гражданский кодекс Российской  Федерации.

       4. Бюджетное послание Федеральному  Собранию РФ от 9 марта 2007г. "О  бюджетной политике в 2008 - 2010 гг."

            5. Доклад Минфина России "Основные  направления налоговой политики  Российской Федерации на 2010 - 2012 гг."

            6. Иванов А.Г. «Понятие администрирования  налогов»// журнал «Финансовое право» 9, 2005.

           7.  Карасев, М. Н. Налоговая  политика и правовое регулирование  налогообложения в России / М.Н. Карасев. - М. : Вершина, 2004. - 223 с.

            8. Кучеров И.И. Государственная  налоговая политика: цели и методы  осуществления // Финансовое право. 2005. N 4.

           9. Малис Н.И. «Снижение бремени  как приоритет налоговой политики»// журнал "Финансы" № 6, 2007 г.

          10. Налоги и налогообложение : учеб. для вузов / под ред. И.  А. Майбурова. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 655 с. 

           11. Налоговая политика России: проблемы  и перспективы / под ред. И.В.  Горского. - М. : Финансы и статистика, 2003. - 287 с. 

          12. Пансков В.Г. «О принципах  налогообложения физических лиц»// журнал "Финансы" № 1, 2008.

          13. Пономарев А.И. «Налоговое администрирование:  сущность и формы»// журнал «Налоги  и налогообложение» ноябрь 2005.

          14. Пушкарева Л.В. «Формирование  социально ориентированной системы  налогообложения»// журнал «Налоги»  №1, 2007.

          15. Романовский М.В., Врублевская  О.В. «Налоги и налогообложение» 5-е изд..- Спб.:Питер, 2006.-496 с.:-ил.-(Серия  «Учебник для вузов»).

Информация о работе Современная налоговая система РФ