Современная налоговая система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2012 в 01:17, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть взаимосвязь налогов и государства.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1)изучить сущность и функции налогов и государства;
2)рассмотреть налоговую политику в системе государственной политики;
3)изучить налоговую систему РФ, проанализировать доходы бюджетов разных уровней и показать пути совершенствования государственной политики в области налогообложения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1 Сущность и функции налогов и государства………………………………..5
Экономическая сущность и функции налогов………………………….…5
Понятие и функции государства……………………………………………11
Роль налогов в деятельности государства…………………………….…16
Налоговая политика в системе государственной политики………….…19
2.1 Сущность налоговой политики…………………………………………....19
Налоговое планирование как функция налоговой политики…………..24
Особенности государственной политики…………………………............29
Понятие налоговой системы и ее структура………………………………33
3.1 Современная налоговая система РФ………………………………………33
3.2 Анализ доходов бюджетов России и Курской области за последние три года………………………………………………………………………………40
3.3 Совершенствование государственной политики в области налогообложения………………………………………………………………42
Заключение……………………………………………………………………..50
Список использованных источников…………

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 84.40 Кб (Скачать файл)

     Функция защиты из вне является важнейшим  направлением деятельности государства, ибо она нацелена на защиту мирного  труда, суверенитета и территориальной  целостности государства. Практическое исполнение функции защиты из вне  возложено на особые государственные  вооруженные организации.

     Функция сотрудничества с другими странами выражает интересы всех государств. На этой основе создаются различные  организации, деятельность которых  направлена на улучшение экономической, политической и культурной жизни  общества.

     Борьба  с международной преступностью -одна из важнейших функций государства  в настоящее время.

     Ни  одно государство не в силах в  одиночку справиться с этой проблемой. Государства планируют свою деятельность по предупреждению и пресечению этих преступлений, проводят совместные мероприятия, обмениваются информацией. Это позволяет  более эффективно бороться с международной  преступностью.

     Участие государств в охране окружающей среды  проявляется в том, что из государственных  бюджетов все больше и больше выделяется средства на поддержание экологии в  надлежащем виде.

     

       
 
 

      1.3 Роль налогов в деятельности  государства 

      Возникновение налогов обычно  связывается с возникновением  государства: становление его  институтов неизбежно потребовало  формирования фондов финансовых  ресурсов и соответственно инструментов, посредством которых такие фонды  могли бы быть сформированы. Таким  инструментом и стали налоги, главное предназначение которых  изначально заключалось в формировании  материальной базы (фондов финансовых  ресурсов) для обеспечения функций  государства. С развитием государства,  расширением его функций роль  налогов повышалась, однако их  изначальное предназначение, смысл  в своей основе сохраняются.

       В современных экономических  системах роль налогов исключительно  велика. Они являются не только  основным источником доходной  части бюджета, но и включены  во все основные звенья финансовой  системы, формируют и опосредуют  основные финансовые отношения  в общества. От продуманности  и адекватности налоговой системы  существующим экономическим условиям, экономическим принципам национальной  экономики страны зависят эффективность  деятельности основных звеньев  экономики, развитие предпринимательской  инициативы и удовлетворение  основных потребностей государства.

        В переходной экономике роль  налогов и налоговой системы  особенно возрастает в связи  с тем, что это один из  немногих реальных рычагов регулирования  экономических и социальных процессов,  которыми располагает государство  в нестабильных условиях трансформации  экономической системы [17,с.98].

       Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

       Применение налогов является  одним из экономических методов  управления и обеспечения взаимосвязи  общегосударственных интересов  с коммерческими интересами предпринимателей  и предприятий, независимо от  ведомственной подчиненности, форм  собственности и организационно-правовой  формы предприятия. С помощью  налогов определяются взаимоотношения  предпринимателей, предприятий всех  форм собственности с государственными  и местными бюджетами, с банками,  а также с вышестоящими организациями.  При помощи налогов регулируется  внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных  инвестиций, формируется хозрасчетный  доход и прибыль предприятия.  С помощью налогов государство  получает в свое распоряжение  ресурсы, необходимые для выполнения  своих общественных функций. За  счет налогов финансируются также  расходы по социальному обеспечению,  которые изменяют распределение  доходов. 

        Налоги, как правило, поступают  в бюджет соответствующего уровня  или во внебюджетные фонды.  Но их значение выходит далеко  за пределы обеспечения государственных  органов финансирования ресурсами.  Налоги стали важнейшим средством  огосударствления национального  дохода. Они играют все более  важную роль в макроэкономическом  регулировании, показателем чего  является увеличение удельного  веса налоговых изъятий в общем объеме ВНП [20, с.63].

       Таким образом, по итогам данной  главы можно сделать вывод  о том, что налоги -это необходимое звено экономических отношений в обществе. Они являются основным источником доходной части бюджетов всех уровней и эффективным инструментом государственного регулирования социально-экономических отношений.

       На протяжении всей истории  человечества ни одно государство  не могло существовать без  налогов. За счет налоговых взносов, сборов, пошлин и других платежей, формируются финансовые ресурсы государства. Налоги обеспечивают реализацию социальной, экономической, оборонной и других функций государства. Они идут на содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных  органов, финансирование образования, здравоохранения, науки. Из собранных в виде налогов средств государство строит школы, высшие учебные заведения, больницы, детские дома, государственные предприятия; платит зарплату преподавателям, врачам, государственным  служащим, стипендии и пенсии. Часть средств идет на социальные пособия пожилым и больным людям, защиту здоровья матери и ребенка, окружающей среды  и  т.д. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        
 
 
 

       2 Налоговая политика в системе  государственной политики

       2.1 Сущность налоговой политики 

       Налоговая политика является  частью общей экономической политики  государства и включает в себя  совокупность государственных мероприятий,  направленных на: достижение максимальной  мобилизации доходов, обеспечение  выполнения государством его  функций и в конечном счете  создание условий для экономической  стабилизации общества.

       Налоговая политика является  составной частью финансовой  политики. Представляет собой систему  правовых норм и организационно-экономических  мероприятий регулирующего характера,  принятых и осуществляемых органами  государственной власти (на федеральном  и региональном уровнях) и органами  местного самоуправления в сфере  налоговых отношений с организациями  и физическими лицами.

        Проводя налоговую политику, государство  активно вмешивается в «работу»  рынка, регулирует развитие производства, способствует ускоренному росту  одних отраслей экономики по  сравнению с другими, влияет  на инвестиционную политику и  структурную перестройку. От успешного  проведения налоговой политики  во многом зависит результативность  принимаемых экономических решений.  Эффективной может считаться  только та налоговая политика, которая стимулирует накопление  и инвестиции, способствует экономическому  росту.[20, с.148]

        Налоговая политика формируется  и реализуется на федеральном,  региональном и местном уровнях  в пределах соответствующей компетенции.

        Реализация налоговой политики  осуществляется через налоговый  механизм, который представляет  собой совокупность форм и  методов налоговых отношений  государства и налогоплательщиков.

        При проведении налоговой политики  государство должно преследовать  следующие цели:

  1. фискальная – мобилизация части создаваемого национального дохода в регионах в бюджетную систему и внебюджетные фонды для финансирования общегосударственных, региональных и местных программ социально-экономического развития;
  2. экономическая – целенаправленное воздействие на экономику через налоговый механизм с целью проведения структурных изменений общественного воспроизводства, перераспределения национального дохода и ВВП в территориальном, отраслевом и социальном разрезах, регулирования спроса и предложения, стимулирования предпринимательской и инвестиционной деятельности;
  3. социальная – относительная ликвидация или сглаживание неравенства в уровнях доходов населения по группам и между регионами за счет прогрессивной системы налогообложения, предоставления многодетным и малоимущим слоям граждан, инвалидам и участникам военных событий налоговых льгот и привилегий;
  4. экологическая – охрана окружающей среды и рациональное природопользование за счет усиления роли экологических налогов и штрафных санкций как к отдельным предприятиям, так и к регионам, где допускается превышение предельно допустимых норм выбросов в атмосферу загрязняющих веществ и не предпринимается эффективных действий для улучшения экологической ситуации на своих территориях;[16,с.375].
  5. контрольная – за счет проведения выездных и камеральных проверок, когда достигается не только увеличение поступления налогов в бюджеты разных уровней, но и соблюдение налоговой дисциплины. Полученная от налоговых органов информация используется государством для принятия оперативно-тактических и стратегических решений в области планирования как самих налогов, так и в сфере социально-экономического развития территорий страны в целом;
  6. международная – укрепление экономических связей с другими странами за счет заключения двухсторонних и многосторонних соглашений по устранению двойного налогообложения, снижению торговых таможенных пошлин и гармонизации налоговых систем.

Выделяют, как правило, три типа налоговой  политики государства.

     Первый  тип – политика максимальных налогов, характеризуется принципом «взять все, что возможно». При этом государству  уготована «налоговая ловушка», когда  повышение налогов не сопровождается ростом доходов. Поэтому данная политика проводится государством, как правило, в экстренных случаях, таких, как  экономический кризис или ведение  военных действий.

     Второй  тип – политика разумных налогов, способствующая развитию предпринимательства, но снижает объем социальных гарантий.

     Третий  тип – налоговая политика, предусматривающая  достаточно высокий уровень обложения, но при значительной социальной защите населения. Налоговые доходы направляются на увеличение социальных фондов. Недостатком  такой политики является то, что  она вызывает инфляцию.

     Субъектами  налоговой политики выступают федерация, субъекты Федерации (республики, области, округа, автономии, входящие в федерацию  и т.д.) и муниципалитеты (города, районы и т.д.)[10, с.516].

     Результативность  налоговой политики в значительной мере зависит от того, какие принципы государство закладывает в её основу. Различают следующие основные принципы построения налоговой системы: соотношение прямых и косвенных  налогов; применение прогрессивных  ставок налогообложения и степень  их прогрессии или преобладание пропорциональных ставок; дискретность или непрерывность  налогообложения; широта применения налоговых  льгот, их характер и цели; использование  системы вычетов, скидок и изъятий  и их целевая направленность; степень  единообразия налогообложения для  различного рода доходов и налогоплательщиков; методы формирования налоговой базы.

     Нередко к принципам налоговой политики относят также соотношения федеральных, региональных и местных налогов. Используя указанные принципы, государство  в условиях стабильно развивающейся  экономики стимулирует расширение объемов производства товаров, работ  и услуг, инвестиционную активность, качественные показатели развития экономики. Благодаря применению тех или  иных принципов осуществляется структурная  и социальная направленность налогообложения. В период кризисной ситуации налоговая  политика через использование указанных  принципов способствует решению  задач, направленных на выход экономики  их кризисного состояния.

     Методы  осуществления налоговой политики зависят от тех целей, которых  государство стремится достичь, проводя указанную политику. В  современной мировой практике наиболее широкое распространение получили такие методы, как:

Информация о работе Современная налоговая система РФ