Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2012 в 01:17, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть взаимосвязь налогов и государства.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1)изучить сущность и функции налогов и государства;
2)рассмотреть налоговую политику в системе государственной политики;
3)изучить налоговую систему РФ, проанализировать доходы бюджетов разных уровней и показать пути совершенствования государственной политики в области налогообложения.
Введение…………………………………………………………………………..3
1 Сущность и функции налогов и государства………………………………..5
Экономическая сущность и функции налогов………………………….…5
Понятие и функции государства……………………………………………11
Роль налогов в деятельности государства…………………………….…16
Налоговая политика в системе государственной политики………….…19
2.1 Сущность налоговой политики…………………………………………....19
Налоговое планирование как функция налоговой политики…………..24
Особенности государственной политики…………………………............29
Понятие налоговой системы и ее структура………………………………33
3.1 Современная налоговая система РФ………………………………………33
3.2 Анализ доходов бюджетов России и Курской области за последние три года………………………………………………………………………………40
3.3 Совершенствование государственной политики в области налогообложения………………………………………………………………42
Заключение……………………………………………………………………..50
Список использованных источников…………
5) формы и методы налогового контроля;
6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;
7)
порядок обжалования актов
Объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.
Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй Налогового кодекса и с учетом положений части первой Налогового кодекса.
В
соответствии с законодательством
о налогах и сборах отдельным
категориям налогоплательщиков и плательщиков
сборов могут быть предоставлены
налоговые льготы, то есть преимущества
по сравнению с другими
Целям внешней и внутренней сопоставимости налогообложения при проведении исследований и отработке стратегии налоговых правоотношений служит налоговая классификация.
Классификация
налогов имеет важное значение для
организации рационального
Более ста лет известно разграничение налогов на две подсистемы: прямые и косвенные.
Прямые налоги взимаются в процессе приобретения и накапливания материальных благ. Это налог на доходы физических лиц, налог на имущество и т. п.
Косвенные налоги взимаются в процессе расходования материальных благ. К ним относятся НДС, таможенные пошлины, акцизы.
Состав налогов налоговой системы РФ можно классифицировать по следующим признакам:
1) по степени компетенции органов власти разных уровней в отношении решения вопросов установления и введения в действие налогов. Налоговая система РФ по этому критерию делятся на: федеральные, региональные и местные.
2) по способу изъятия налоги делятся на прямые и косвенные.
3) по субъекту- налогоплательщику налоги делятся на: налоги, взимаемые с физических лиц; налоги, взимаемые с юридических лиц; смешанные налоги.
4) по уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж, налоги делятся на закрепляющие и регулирующие.
5)
по источнику уплаты налога
они делятся на включенные
в себестоимость продукции;
6)
по назначению налоговых
7) по установлению срока уплаты налоги делятся на регулярные и разовые.
Итак, классификация необходима
не только для составления
налоговых расчетов и
Налоговая ставка устанавливается законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации в рублях и копейках.
Налоговая система должна чутко реагировать на любые изменения в экономической, социальной и политической обстановке в стране. Она должна: быть инструментом оптимизации воспроизводственных процессов в стране, устанавливать оптимальное соотношение между отдельными налогами и сборами с тем, чтобы стимулировать необходимые отраслевые пропорции в народном хозяйстве, обеспечить достойный уровень жизни населения России, устранить двойное налогообложение доходов, учитывать мировой опыт налогообложения.
В настоящее время завершается
масштабная налоговая реформа,
которая начиналась с
Налоги
являются атрибутом государства, и
поэтому налоговая система
3.2 Анализ доходов бюджетов
России и Курской области за
последние три года.
Таблица 1- Доходы федерального бюджета России на 2007-2009 гг.
| Показатели | 2007 | 2008 | 2009 | |||||||
| Сумма,
млн. руб. |
удельный вес, % | Сумма,
млн. руб. |
удельный
вес, % |
отклонение | отклонение,% | Сумма,
млн. руб. |
удельный
вес, % |
отклонение | отклонение,% | |
| Всего доходов | 7443923,4 | 100 | 6673238,9 | 100 | 1,12 | 1 | 7421228,3 | 100 | 0,91 | 1 |
| Всего налогов | 3253399,2 | 43,71 | 4381630,9 | 65,66 | 0,74 | 0,67 | 5124232,5 | 69,05 | 0,85 | 0,87 |
| Налог на прибыль организаций | 635607,2 | 19,54 | 473375,2 | 10,81 | 1,34 | 1,81 | 523761,4 | 12,22 | 0,90 | 1,49 |
| НДС |
1381932,5 | 32,48 | 1284512,6 | 29,32 | 1,08 | 1,45 | 1576490,8 | 30,77 | 0,81 | 1,33 |
| Акцизы |
107392,4 | 3,30 | 274493,1 | 6,27 | 0,39 | 0,53 | 359204,2 | 7,01 | 0,76 | 0,51 |
| НДПИ | 108527,3 | 33,24 | 71119,4 | 19,62 | 1,53 | 1,69 | 74798,9 | 20,46 | 0,95 | 1,61 |
| Другие налоги | 3894046,1 | 1,44 | 4282130,6 | 9,77 | 1,09 | 0,15 | 4397277,2 | 10,58 | 0,97 | 1,12 |
Объем доходов федерального
Таблица 2- Доходы регионального бюджета Курской области на 2007-2009 гг.
| Показатели | 2007 | 2008 | 2009 | |||||||
| Сумма,
тыс. руб. |
удельный вес, % | Сумма,
тыс. руб. |
удельный
вес, % |
отклонение | отклонение, % | Сумма,
тыс. руб. |
удельный
вес, % |
отклонение | отклонение, % | |
| Всего доходов | 13828938 | 100 | 18616721 | 100 | 0,74 | 1 | 19938076 | 100 | 0,93 | 1 |
| Всего
налогов
в том числе федеральных, из них: |
8278515 | 59,86 | 11138396 | 59,83 | 0,74 | 1 | 8822828 | 44,25 | 1,26 | 0,59 |
| Налог на прибыль организаций | 4 346 519 | 52,51 | 5 821 621 | 52,27 | 0,75 | 1 | 3 176 801 | 36,01 | 1,83 | 0,41 |
| НДФЛ | 2861148 | 34,56 | 4 040 937 | 36,28 | 0,71 | 0,95 | 4 075 274 | 46,19 | 0,99 | 0,72 |
| Акцизы | 955227 | 11,54 | 1 097 629 | 9,85 | 0,87 | 1,17 | 1 448 683 | 16,42 | 0,76 | 1,15 |
| НДПИ | 115 317 | 1,39 | 177 901 | 1,59 | 0,65 | 0,87 | 121 762 | 1.38 | 1,46 | 0,45 |
| Другие налоги | 304 | 0,004 | 308 | 0,003 | 0,99 | 1,33 | 308 | 0,004 | 1 | 0,99 |
| Всего
налогов
в том числе региональных, из них: |
1649729 | 11,93 | 15885536 | 85,33 | 0,11 | 0,14 | 1870792 | 9,38 | 8,49 | 0,01 |
| Налог на имущество организаций | 1 263 694 | 76,61 | 15577633 | 98,06 | 0,08 | 0,78 | 1598771 | 85,46 | 9,74 | 0,008 |
| Транспортный налог | 238 916 | 14,48 | 257047 | 1,62 | 0,93 | 8,94 | 264009 | 14,11 | 0,97 | 0,96 |
| Налог на игорный бизнес | 147 119 | 8,92 | 50856 | 0,32 | 2,89 | 27,88 | 8012 | 0,004 | 6,35 | 0.45 |
Объем доходов регионального бюджета Курской области на 2007г. составил 13828938 тыс. руб., на 2008г.- 18616721тыс. руб., на 2009г.составил 19938076 тыс. руб. Всего налогов(федеральных) в 2008 г. поступило больше, чем в 2007г. на 285988тыс. руб., а региональных- на 142358тыс.руб, при чем увеличилась сумма таких налогов как налог на прибыль организаций, НДФЛ, налог на имущество организаций. Всего налогов(федеральных) в 2009г. поступило меньше, чем в 2008 на 2315568 тыс. руб., в том числе уменьшилась сумма налога на прибыль организаций, НДПИ. Всего региональных налогов в 2009г. поступило так же меньше, чем в 2008г. на140147тыс. руб., в том числе уменьшилась сумма налога на имущество организаций, налога на игорный бизнес.
Бюджет Российской Федерации
является важнейшим звеном
3.3 Совершенствование государственной
политики в области налогообложения
Налоговая
система в полной мере зависит
от проводимой в государстве налоговой
политики. При этом одним из существенных
условий налоговой политики является
учет интересов всех сторон налогового
правоотношения, а именно не только
интересов государства, но и в
меньшей степени интересов
В
настоящее время перед
Их особенная острота для России состоит сегодня в том, что реформа налогов во многом определяет глубину и характер современных экономических, социальных и политических преобразований в стране.