Современная налоговая система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2012 в 01:17, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть взаимосвязь налогов и государства.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1)изучить сущность и функции налогов и государства;
2)рассмотреть налоговую политику в системе государственной политики;
3)изучить налоговую систему РФ, проанализировать доходы бюджетов разных уровней и показать пути совершенствования государственной политики в области налогообложения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1 Сущность и функции налогов и государства………………………………..5
Экономическая сущность и функции налогов………………………….…5
Понятие и функции государства……………………………………………11
Роль налогов в деятельности государства…………………………….…16
Налоговая политика в системе государственной политики………….…19
2.1 Сущность налоговой политики…………………………………………....19
Налоговое планирование как функция налоговой политики…………..24
Особенности государственной политики…………………………............29
Понятие налоговой системы и ее структура………………………………33
3.1 Современная налоговая система РФ………………………………………33
3.2 Анализ доходов бюджетов России и Курской области за последние три года………………………………………………………………………………40
3.3 Совершенствование государственной политики в области налогообложения………………………………………………………………42
Заключение……………………………………………………………………..50
Список использованных источников…………

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 84.40 Кб (Скачать файл)

     5) формы и методы налогового  контроля;

     6) ответственность за совершение  налоговых правонарушений;

     7) порядок обжалования актов налоговых  органов и действий (бездействия)  и их должностных лиц.

     Объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость  реализованных товаров (выполненных  работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с  наличием которого у налогоплательщика  законодательство о налогах и  сборах связывает возникновение  обязанности по уплате налога.

     Каждый  налог имеет самостоятельный  объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй Налогового кодекса и с учетом положений  части первой Налогового кодекса.

     В соответствии с законодательством  о налогах и сборах отдельным  категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов могут быть предоставлены  налоговые льготы, то есть преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками  или плательщиками сборов, включая  возможность не уплачивать налог  или сбор либо уплачивать их в меньшем  размере [13,с.94].

     Целям внешней и внутренней сопоставимости налогообложения при проведении исследований и отработке стратегии  налоговых правоотношений служит налоговая классификация.

     Классификация налогов имеет важное значение для  организации рационального управления налогообложением. В целом классификационные  признаки универсальны, т.е. основные из них известны с древних времен.     

     Более ста лет известно разграничение  налогов на две подсистемы: прямые и косвенные.

     Прямые  налоги взимаются в процессе приобретения и накапливания материальных благ. Это налог на доходы физических лиц, налог на имущество и т. п.

     Косвенные налоги взимаются в процессе расходования материальных благ. К ним относятся  НДС, таможенные пошлины, акцизы.

     Состав  налогов налоговой системы РФ можно классифицировать по следующим  признакам:

     1)  по степени компетенции органов власти разных уровней в отношении решения вопросов установления и введения в действие налогов. Налоговая система РФ по этому критерию делятся на: федеральные, региональные и местные.

     2)  по способу изъятия налоги делятся на прямые и косвенные.  

     3) по субъекту- налогоплательщику  налоги делятся на: налоги, взимаемые  с физических лиц; налоги, взимаемые  с юридических лиц; смешанные  налоги.

     4) по уровню бюджета, в который  зачисляется налоговый платеж, налоги  делятся на закрепляющие и  регулирующие.

     5) по источнику уплаты налога  они делятся на включенные  в себестоимость продукции; уплачиваемые  из выручки; взимаемые с доходов.

     6) по назначению налоговых платежей  налоги делятся на общие и  специальные.

     7) по установлению срока уплаты  налоги делятся на регулярные  и разовые.

       Итак, классификация необходима  не только для составления  налоговых расчетов и отчетности  с использованием электронной  системы обработки данных. Пользуясь такой классификацией, можно определить роль каждого налога и налоговой группы в составе доходных источников консолидированного бюджета РФ, бюджетов субъектов РФ местных бюджетов [16, с.368].

     Налоговая ставка устанавливается  законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации  в рублях и копейках.

     Налоговая система должна чутко реагировать  на любые изменения в экономической, социальной и политической обстановке в стране. Она должна: быть инструментом оптимизации воспроизводственных процессов в стране, устанавливать оптимальное соотношение между отдельными налогами и сборами с тем, чтобы стимулировать необходимые отраслевые пропорции в народном хозяйстве, обеспечить достойный уровень жизни населения России, устранить двойное налогообложение доходов, учитывать мировой опыт налогообложения.

         В настоящее время завершается  масштабная налоговая реформа,  которая начиналась с вступлением  в силу в 1999 г. части первой Налогового кодекса Российской Федерации. Принято уже большинство глав второй части НК РФ. При этом произошло снижение ставок основных налогов. В настоящее время бюджет Российской Федерации из года в год формируется с профицитом, также существует более чем триллионный Резервный фонд и Фонд будущих поколений.

     Налоги  являются атрибутом государства, и  поэтому налоговая система отражает те процессы, которые происходят в  современной России. Формирование вертикали  власти, усиление государственного сектора  в экономике, возврат государством контроля над энергетическими активами и другие процессы, происходящие у  нас в стране, которые принято  в широком смысле именовать консолидацией  власти, влияют на налоговую систему  Российской Федерации. Более того, налоговое  право является в настоящее время одним из центральных инструментов проведения политики консолидации власти.

 

     

3.2  Анализ доходов бюджетов  России и Курской области за  последние три года. 

Таблица 1-  Доходы федерального бюджета России на 2007-2009 гг.

Показатели 2007 2008 2009
Сумма,

млн. руб.

удельный вес, % Сумма,

млн. руб.

удельный

вес, %

отклонение отклонение,% Сумма,

млн. руб.

удельный

вес, %

отклонение отклонение,%
Всего доходов 7443923,4 100 6673238,9 100 1,12 1 7421228,3 100 0,91 1
Всего налогов 3253399,2 43,71 4381630,9 65,66 0,74 0,67 5124232,5 69,05 0,85 0,87
Налог на прибыль организаций 635607,2 19,54 473375,2 10,81 1,34 1,81 523761,4 12,22 0,90 1,49
 
НДС
1381932,5 32,48 1284512,6 29,32 1,08 1,45 1576490,8 30,77 0,81 1,33
 
Акцизы
107392,4 3,30 274493,1 6,27 0,39 0,53 359204,2 7,01 0,76 0,51
НДПИ 108527,3 33,24 71119,4 19,62 1,53 1,69 74798,9 20,46 0,95 1,61
Другие  налоги 3894046,1 1,44 4282130,6 9,77 1,09 0,15 4397277,2 10,58 0,97 1,12

 

      Объем доходов федерального бюджета  РФ на 2007 г. составил 7443923,4 млн.  руб., на 2008г. - 6673238,9 млн.руб., на 2009г.  составил 7421228,3 млн. руб. Всего  налогов в 2008г. поступило больше, чем в 2007г. на 1128231,7 млн. руб,  в том числе увеличилась сумма  некоторых налогов. Всего налогов  в 2009г. поступило больше, чем  в 2008г. на 742871,6 тыс. руб., в том  числе увеличились сумма таких  налогов как, например, налог на  прибыль организаций, НДС и  других налогов. 

Таблица 2-  Доходы регионального бюджета  Курской области на 2007-2009 гг.

Показатели 2007 2008 2009
Сумма,

тыс. руб.

удельный вес, % Сумма,

тыс. руб.

удельный

вес, %

отклонение отклонение, % Сумма,

тыс. руб.

удельный

вес, %

отклонение отклонение, %
Всего доходов 13828938 100 18616721 100 0,74 1 19938076 100 0,93 1
Всего налогов

в том числе  федеральных, из них:

8278515 59,86 11138396 59,83 0,74 1 8822828 44,25 1,26 0,59
Налог на прибыль организаций 4 346 519 52,51 5 821 621 52,27 0,75 1 3 176 801 36,01 1,83 0,41
НДФЛ 2861148 34,56 4 040 937 36,28 0,71 0,95 4 075 274 46,19 0,99 0,72
Акцизы 955227 11,54 1 097 629 9,85 0,87 1,17 1 448 683 16,42 0,76 1,15
НДПИ 115 317 1,39 177 901 1,59 0,65 0,87 121 762 1.38 1,46 0,45
Другие  налоги 304 0,004 308 0,003 0,99 1,33 308 0,004 1 0,99
Всего налогов

в том числе  региональных, из них:

1649729 11,93 15885536 85,33 0,11 0,14 1870792 9,38 8,49 0,01
Налог на имущество организаций 1 263 694 76,61 15577633 98,06 0,08 0,78 1598771 85,46 9,74 0,008
Транспортный  налог 238 916 14,48 257047 1,62 0,93 8,94 264009 14,11 0,97 0,96
Налог на игорный бизнес 147 119 8,92 50856 0,32 2,89 27,88 8012 0,004 6,35 0.45

 

       Объем доходов регионального  бюджета Курской области на 2007г.  составил 13828938 тыс. руб., на 2008г.- 18616721тыс. руб., на 2009г.составил 19938076 тыс. руб. Всего налогов(федеральных) в 2008 г. поступило больше, чем в 2007г. на 285988тыс. руб., а региональных- на 142358тыс.руб, при чем увеличилась сумма таких налогов как налог на прибыль организаций, НДФЛ, налог на имущество организаций. Всего налогов(федеральных) в 2009г. поступило меньше, чем в 2008 на 2315568 тыс. руб., в том числе уменьшилась сумма налога на прибыль организаций, НДПИ. Всего региональных налогов в 2009г. поступило так же меньше, чем в 2008г. на140147тыс. руб., в том числе уменьшилась сумма налога на имущество организаций, налога на игорный бизнес.

         Бюджет Российской Федерации  является важнейшим звеном финансовой  системы страны. Отражая содержание  процессов производства и распределения  общественного продукта и национального  дохода, бюджет представляет собой  экономическую форму образования  и использования основного централизованного  фонда денежных средств государства. 
 
 
 

          

          
 
 
 
 
 
 
 
 

          3.3 Совершенствование государственной политики в области налогообложения 

     Налоговая система в полной мере зависит  от проводимой в государстве налоговой  политики. При этом одним из существенных условий налоговой политики является учет интересов всех сторон налогового правоотношения, а именно не только интересов государства, но и в  меньшей степени интересов налогоплательщиков.

     В настоящее время перед законодателем  довольно остро стоит проблема совершенствования  налогового законодательства, несмотря на то, что за последнее время  произошли значительные изменения: принят и вступил в действие Федеральный  закон, внесший существенные изменения  в НК РФ в части налогового администрирования, претерпели значительные изменения  организация и функционирование налоговых органов государства, возросла роль судебной системы в  разрешении налоговых споров,  - проблема налогообложения, собираемости налогов  по-прежнему актуальна.

     Их  особенная острота для России состоит сегодня в том, что  реформа налогов во многом определяет глубину и характер современных  экономических, социальных и политических преобразований в стране.

Информация о работе Современная налоговая система РФ