Современная налоговая система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2012 в 01:17, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть взаимосвязь налогов и государства.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1)изучить сущность и функции налогов и государства;
2)рассмотреть налоговую политику в системе государственной политики;
3)изучить налоговую систему РФ, проанализировать доходы бюджетов разных уровней и показать пути совершенствования государственной политики в области налогообложения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1 Сущность и функции налогов и государства………………………………..5
Экономическая сущность и функции налогов………………………….…5
Понятие и функции государства……………………………………………11
Роль налогов в деятельности государства…………………………….…16
Налоговая политика в системе государственной политики………….…19
2.1 Сущность налоговой политики…………………………………………....19
Налоговое планирование как функция налоговой политики…………..24
Особенности государственной политики…………………………............29
Понятие налоговой системы и ее структура………………………………33
3.1 Современная налоговая система РФ………………………………………33
3.2 Анализ доходов бюджетов России и Курской области за последние три года………………………………………………………………………………40
3.3 Совершенствование государственной политики в области налогообложения………………………………………………………………42
Заключение……………………………………………………………………..50
Список использованных источников…………

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 84.40 Кб (Скачать файл)

1)изменение  налоговой нагрузки на налогоплательщика;

2)замена  одних способов или форм налогообложения  другими;

3)изменение  сферы распространения тех или  иных налогов или же всей  системы налогообложения;

4)введение  или отмена налоговых льгот  и преференций;

5)введение  дифференцированной системы налоговых  ставок.

Для достижения целей, стоящих перед налоговой  политикой, устранения возникающих  диспропорций функционирования налогового механизма государство использует различные инструменты и, в частности, такие как конкретные виды налогов  и их элементы, объекты, субъекты, льготы, сроки уплаты, ставки, санкции [7, с.47].

     При разработке налоговой политики необходимо учитывать мнение всех сторон налоговых  отношений. С одной стороны, это  стремление субъектов экономики  к минимизации налогов, а с  другой – интересы государства, которое  исходит из необходимости полной реализации своих функций. Для продуманной  налоговой политики одним из самых  важных моментов является правильное определение оптимального размера налогового бремени. Для этого необходимо провести серьезную аналитическую работу по достижению компромисса между государством и налогоплательщиками.

 

     

     2.2 Налоговое планирование как функция  налоговой политики 

     Государственное налоговое планирование, понимаемое как процесс установления прогнозных и оценки фактически исполненных  налоговых обязательств субъектов  налоговых правоотношений, занимает важное место в теории и практике макроэкономического управления. Перспективы  развития экономики государства  во многом определяются достигнутым  уровнем налоговых поступлений  и тем предельным уровнем, который  возможен в условиях действующей  экономической политики и налогового законодательства. Основной задачей  государственного налогового планирования является установление научно обоснованной величины налоговых поступлений  определенного уровня бюджетной  системы на заданный временной период.

     Отечественные и зарубежные источники под налоговым  планированием понимают, прежде всего, деятельность, направленную на уменьшение налоговых платежей, которые раскрывают существо налогового планирования с  сугубо ограничительных позиций, воспринимая  его через призму противостояния налогоплательщика, с одной стороны, и фискальных органов, с другой.

     Существует  и другая точка зрения на налоговое  планирование, суть которой заключается  в том, что налоговое планирование является инструментом управления, хозяйствующим  субъектом, посредством применения которого не только эффективно развивается  бизнес и растут объемы прибыли, но и не снижаются показатели фискальной политики государства – доходная часть бюджетов различных уровней.

     Государственное налоговое планирование как процесс  разработки экономически обоснованных качественных и количественных параметров предполагаемых налоговых поступлений  выступает в виде единства трех направлений [17,с. 87].

     Первым  этапом налогового планирования является изучение и анализ всеми ведомствами, принимающими участие в составлении плана налоговых доходов бюджета: информации относительно действующего налогового законодательства; нормативов отчислений в доходы бюджетов нижестоящих уровней бюджетной системы; предполагаемых объемов финансовой помощи, предоставленной из различных звеньев бюджетной системы; видов и объемов расходов, передаваемых между бюджетами.

     Второй  этап-разработка направлений налоговой  политики, разграничение налоговых  полномочий и доходных источников между  органами власти и управления различных  уровней.

     Третьим этапом является расчет суммы налогов, зачисляемых в бюджеты всех уровней, исходя из перспективных программ социально-экономического развития территории.

     Налоговое планирование является частью финансового  планирования и осуществляется в  соответствии со следующими основными  принципами: платить минимум из положенного; осуществлять уплату налога, как правило, в последний день установленного периода; использовать варианты снижения налогооблагаемой базы в рамках целостной  и взаимосвязанной системы налогообложения  предприятий; использовать льготные режимы налогообложения; не допускать повышенного  налогообложения путем использования  специальных учетных методов.

     Налоговое планирование на уровне хозяйствующих  субъектов классифицируют следующим  образом:

     1) в зависимости от вида хозяйствующего  субъекта- налоговое планирование  в коммерческих и некоммерческих  организациях.

     2) в зависимости от целей деятельности  хозяйствующего субъекта- налоговое  планирование хозяйствующих субъектов,  имеющих целью получение прибыли  и увеличение чистой прибыли  и объективно не имеющих такой  цели.

     3) в зависимости от организационно-правовой  формы- специфика налогового планирования  в акционерных обществах, производственных  кооперативах и т.п.

     4) в соответствии со стадиями  финансово-производственного цикла  предприятия- на стадии создания  предприятия; в период существования  предприятия; ликвидации предприятия.

     5)  с точки зрения временной определенности- долгосрочное; годовое и краткосрочное  или оперативное налоговое планирование  на квартал, месяц, декаду.

     6) исходя из направленности на  перспективу- стратегическое и  текущее планирование.

     7) с точки зрения учета различных  прогнозных вариантов изменения  внешней среды и внутреннего  финансово-хозяйственного состояния  предприятия- динамическое и статическое  налоговое планирование.

     8) в зависимости от размера бизнеса-  налоговое планирование на малых  предприятиях, средних и крупных  предприятиях, в том числе холдингах  и прочих объединениях предприятий.

     9) в зависимости от полноты обхвата  объектов- полное и тематическое.

     10) в зависимости от объекта налогового  планирования- налоговое планирование  деятельности предприятий в целом,  структурных подразделений, конкретных  операций и отдельных центров.

     11) в соответствии с субъектами, инициирующими налоговое планирование- внешнее и внутреннее.

     12) в соответствии с субъектами, осуществляющими налоговое планирование,- работником бухгалтерии или финансового  отдела предприятия; силами специализированного  отдела предприятия; внешними  консультантами, в том числе специалистами  аудиторских и консалтинговых  фирм.

     13) исходя из критерия территориальности-  местное и международное налоговое  планирование [7, с.184].

     Налоговое планирование, как и любая деятельность, носящая управленческий характер, призвано выполнять оперативные функции, функции контроля и собственно функции планирования, отсюда налоговое планирование можно изобразить в виде трехуровневой системы, включающей оперативный, тактический и стратегический элементы, в зависимости от которых трансформируется объективная сторона процесса налогового планирования, видоизменяются мероприятия по планированию налогов.

     Наиболее  эффективным считается такое  сочетание методов налоговой  оптимизации, которое позволяет  предприятию достичь поставленных целей (в основном: наибольший финансовый результат) в наиболее короткий промежуток времени с наименьшим количеством  затрат.

     Принципы  международного налогового планирования, в общем, аналогичны тем, что применяются  на национальном уровне: предприниматель  стремится обеспечить максимальное уменьшение облагаемой налогами базы.

     Обобщая международный опыт налогового планирования на уровне хозяйствующих субъектов, можно выделить четыре основные стадии:

        1) принятие решений о наиболее  выгодном с точки зрения налогового  планирования расположении самого  предприятия, его руководящих  органов, филиалов, дочерних и  зависимых обществ для оптимизации  налогов исходя из целей деятельности  предприятия и особенностей налоговых  режимов отдельных стран.

      2) выбор организационно-правовой  формы юридического лица и  его внутренней структуры с  учетом характера и цели деятельности  и соответствия режима налогообложения  юридического лица с его гражданско-правовой  ответственностью по обязательствам.

     3) текущее налоговое планирование, включающее использование освобождений  от налогов и от исполнения  обязанностей по исчислению и  уплате налогов; минимизация налоговых  обязательств, возникающих при осуществлении  социальной политики предприятием  и т.п.

     4) принятие решений по наиболее  рациональному размещению активов  и прибыли, а также по проблемам инвестирования и аккумулирования средств.

Налоговое планирование, вплотную взаимодействуя с такими управленческими функциями, как маркетинг, финансы, учет, кадровая политика, снабжение, является одним  из базовых инструментов генерирования  показателей эффективности функционирования предприятия, так как расчет последних  без учета налоговых последствий  представляется весьма неразумным и  иррациональным. Наряду с этим, налоговое  планирование является не только одним  из самых ценных и перспективных  орудий, оно уже сейчас оказывает  глубокое воздействие на инвестиционную политику, как на макро-, так и  на микроэкономическом уровне. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

            2.3 Особенности государственной  политики

       

     «Политика»  в переводе с греческого — это  искусство управления государством, ведения государственных дел, содержание деятельности органов власти. Это  определенное направление и способы  деятельности государственной власти внутри страны и в отношениях с  другими государствами. В определении  понятия политика находит концентрированное  выражение сущность государства. В  этом случае политика представляет собой  совокупность целей и задач, решаемых государством с помощью необходимых  для этого средств.

Государственная политика по сравнению с политикой  любой другой политической организации (партии, блоки, союзы) неизменно и  отчетливо выражает общие интересы населения или граждан в целом, является концентрированным отражением группового интереса. Этим она объективно способствует поддержанию и воспроизведению  социально-политической целостности  общества. Вместе с тем для выполнения такого предназначения государство  создает соответствующую систему-органов  и институтов власти, осуществляющих разработку и реализацию государственной  политики.

Государственная политика есть политический процесс  управленческого воздействия институтов государства на основные сферы общества, опирающийся на непосредственное применение государственной власти как при  разработке, так и при осуществлении  стратегии и тактики регулирования  функционированием и развитием_экономики, социальной сферы и других подсистем  общества посредством размещения ресурсов, распределения, перераспределения  общественных благ и других мер [19,с.84].

Система государственной политики представляет собой не простую сумму тех  или иных элементов, а целостную  их совокупность, диалектическое взаимодействие которых с необходимостью создает  новые интегральные качества, которых  нет в каждом из отдельных компонентов  ее составляющих. Выделяют следующие  основные виды компонентов системы  государственной политики: субстанциональные, человеческие, институциональные, процессуальные и духовные.

Принципы  государственной политики подразделяются на общие и частные (специфические). Первые применяются во всех видах  политики государства и имеют  общезначимый и универсальный характер. Ко вторым принято причислять принципы, применяемые в управлении отдельными сферами либо используемые только в  государственной политике, политике политических партий и общественно-политических организаций.

Информация о работе Современная налоговая система РФ