Совершенствование налогообложения на примере птицефабрики «Ульяновская»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 21:46, курсовая работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является проведение анализа состояния налогообложения по его совершенствования.
В соответствии с поставленной целью в работе рассмотрены следующие задачи:
-изучена теоретическая сущность налогообложения аграрных формирований;
-проанализировано финансово – экономическое состояние предприятия;

Содержание работы

Введение 4
Глава 1. Теоретическая сущность налогообложения аграрных 6
формирований
1.1 Возникновение и развитие налогообложения 6
1.2 История развития налогообложения 9
1.3 Налоги в экономической системе общества 11
1.4 Современное состояние наглогообложения. 14
Глава 2. Проблемы налогообложения на птицефабрики «Ульяновская» 25
2.1. Анализ финансово – экономического состояния 25
птицефабрики «Ульяновская»
2.2. Порядок расчета и взноса платежей в бюджеты всех уровней 35
2.3. Анализ и оценка тяжести налогового бремени 49
Глава 3. Пути совершенствования налогообложения аграрных
формирований 56
3.1.Основные направления совершенствования налогообложения в
сельском хозяйстве 56
3.2. Пути снижения тяжести налогового бремени на птицефабрике
«Ульяновская» 66
Заключение 82
Литература

Файлы: 1 файл

Совершенствование налогообложения на примере организации.doc

— 429.50 Кб (Скачать файл)

По всем вариантам общая по области  сумма единого налога принята  одинаковой. На единицу налогоблагаемой  базы ставка налога определялась путем  деления областной суммы единого земельного налога соответственно на областную величинуплощади приведенной пашни (в первом варианте расчетов), общую оценку стоимости сельскохозяйственных угодий (второй вариант) и общую оценку производственного потенциала (третий вариант).

Так, в целом по области сумма единого налога определена в размере 201.2 млн. руб., площадь приведенной пашни составила 66.7 млн. балло- га, оценка стоимости земли – 143147 млн. руб., оценка производственного потенциала – 1333.8 млн. руб. На единицу налогооблагаемой базы ставка единого налога составила: 3.0 рубля на баллогектар приведенной пашни (201.2 : 66.7) ; 14.1 руб. на тысячу рублей стоймостной оценки сельскохозяйственных угодий (201.1 : 14314.7 х 1000) и 150.8 руб. на тысячу рублей оценки производственного потенциала (201.2 : 1333.8 х 1000). Умножением налоговой ставки на соответствующий размер налогооблагаемой базы были определены объемы земельного налога по административным районам, а в районе – по сельскохозяйственным товаропроизводителям. Результаты расчетов показывают, что налоговая нагрузка на гектар сельскохозяйственных угодий значительно варьирует по субъектам налогобложения внутри каждого варианта налогооблагаемой базы.

Так, в первом из рассматриваемых  альтернативных вариантов (по приведенной  пашне) , единый земельный налог колеблется от 23.4 руб. на гектар сельскохозяйственных угодий (Никольский район) до 129.2 руб. (Тамалинский район), во втором (оценка стоимости сельскохозяйственных угодий) – от 30.2 (Никольский район) до 107.9 рублей (Бековский район), и , в третьем (оценка производственного потенциала) – от 37.2 (Никольский район) до 153.0 тысяч рудлей (Бессоновский район). Кроме того, имеют место существенные различия и при рассмотрении результатов расчетов по каждому административному району отдельно. Например, налоговая нагрузка на гектар сельскохозяйственных угодий для Беднодемьянского района оказалась минимальной – 87.2 рубля в варианте налоговой базы “оценка стоимости земли” и максимальной – 98.8 рубля по первому варианту базы налогообложения (приведенная пашня). По некоторым районам (Пензенский и др. ) межвариантная дифференциация еще более значительна. Вместе с тем есть и районы, по которым при различных вариантах налогооблагаемой базы, получены примерно равные результаты, например, по Земетчинскому району (соответственно по вариантам: 65.3; 64.5 и 68.9 рублей на гектар сельскохозяйственных угодий). Налоговая нагрузка на хозяйствующие субъекты является важнейшей качественной характеристикой налоговой системы.

В настоящее время в России нет  общепринятой методологии ее исчисления и существуют различные подходы. Наиболее широко используются как в нашей стране, так и за рубежом, расчет налоговой нагрузки как доли налогов в валовом внутреннем продукте (ВВП). Исчисляется эта характеристика на базе основных макроэкономических показателей развития экономики страны и используются соответственно на макроуровне. Вместе с тем , этот показатель не позволяет исследовать налоговую нагрузку на микроуровне по отдельным предприятиям или их группам.

При выработке методических рекомендаций по вопросам совершенствования налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей представляется необходимым, на наш взгляд проводить вариантные расчеты с целью минимизации условий установления значительно дифференцированных относительных уровней налогообложения. Критерием справедливости здесь должна быть степень выравненное длясельскохозяйственных предприятий оценок уровня относительной налоговой нагрузки.

Для определения налоговой нагрузки более предпочтительно использовать здесь показатель вновь созданной стоимости, или валового дохода, являющийся источником формирования налоговых и внебюджетных платежей.

Однако, учитывая, что из-за диспаритета  цен и других негативных последствий  рыночных реформ, этот показатель, как  и уровень рентабельности,  в большинстве случаев имеет отрицательное значение, при проведении рассматриваемых сравнительных оценок для определения уровня налоговой нагрузки нами был взят показатель фактической выручки.

Если же в регионе единым земельным  налогом будут заменены все основные (по объемам) виды платежей в бюджет и внебюджетные фонды, то более целесообразным, на наш взгляд, будет применение в качестве налогооблагаемой базы показателя оценки производственного потенциала.

Данное обстоятельство аргументируется следующими соображениями. Во-первых, тем, что в показателе оценки стоимости земли не учитываются различия субъектов налогообложения в трудообеспеченности – ведь размеры отчислений в государственные внебюджетные фонды зависят от фактически сложившейся суммы оплаты труда. Дифференциация же трудообеспеченности,  особенно на уровне отдельных товаропроизводителей, весьма значительна.

Во- вторых, в связи со значительным возрастанием среднего уровня налоговой  нагрузки при введении единого налога, растет и удельный вес налога в общехозяйственных показателях выручки от реализации сельскохозяйственной продукции, и, следовательно, возрастает значимость учета в налоговой базе совокупности всех ресурсных составляющих сельскохозяйственного производства. Поэтому в этой ситуации предпочтительно использовать в качестве налогообложения оценку производственного потенциала, аккумулирующую в себе дифференциацию различий субъектов налогообложения как в рентных, так и в трудовых и материально- технических факторах производства. При этом будут формироваться объективно более равные возможности исполнения обязательств плательщиков единого земельного налога.

Отметим, в третьих, что вариация налоговой нагрузки в этом варианте существенно ниже, чем при применении показателя приведенной пашни.

Таким образом, изложенное позволяет  сделать вывод о том, что современное  состояние экономики сельскохозяйственных предприятий таково, что свыше 80% из них убыточны и, следовательно, не имеет возможности в полном объеме выплачивать налоги. Ннаиболее предпочтительным вариантом, выхода как для сельскохозяйственных товаропроизводителей, так и получателей налогов, является его выплата в натуральном выражении с его дифференциацией в зависимости от стоимости земли.

Введение единого земельного налога будет иметь существенное значение для укрепления финансовоэкономического состояния сельскохозяйственных предприятий за счет следующих факторов:

-повышение значимости земельного  налога и усиление его роли  как основного налога в сельском  хозяйстве, что будет стимулировать развитие сельскохозяйственного производства за счет более рационального использования земельных угодий, энергетичеких мощностей, материальных и оборотных средств, что обеспечит прирост производства продукции и соответственно увеличение доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей;

-упрощение действующей сложной  системы налогообложения, так  как вместо совокупности налогов  и сборов сельскохозяйственные  товаропроизводители будут платить  единый земельный налог;

-базирование предлагаемой системы налогообложения на конкретных оценочных показателях, что исключает необоснованность установления ставок налога, способствует выравниванию экономических условий хозяйствования;

-устранение скрытого кредитования  поставщиков при приобретении  средств производства за счет налога на добавленную стоимость и соответственно уменьшения потребности в оборотных средствах;

-предоставления большей возможности  органам власти субъектов РФ  и местного самоуправления объективно  планировать поступление денежных  средств в соответствующие бюджеты и направлять часть земельной ренты для оказания поддержки районам и хозяйствам, осуществляющим деятельность в объективно худших условиях;

-упрощение механизма налоговых  расчетов, что будет объективно  способствовать соблюдению установленных налоговым законодательством норм, уменьшению налоговых правонарушений и соответственно снижению размера финансовых санкций.

 

3.2.  Пути снижения  тяжести налогового бремени

 

Налоги - один из важнейших экономических  механизмов, влияющих на эффективность производства. Сегодня по организациям АПК предусмотрена выплата свыше 20 видов налогов.

Чтобы налоговая система лучше  функционировала необходимо решить ряд проблем в этой области. Опыт стран с развитой рыночной экономикой свидетельствует, что нужна большая дифференциация налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей, требующая более рациональные налоговые льготы. В тоже время, в сложившихся условиях важной задачей решения налоговых проблем является улучшение налоговой системы России, уменьшение числа налогов и снижение налогового «бремени». На решение этой важной задачи направлены, в частности, изменения налоговой системы, предусматриваемые Налоговым кодексом РФ. Налоговый кодекс предусматривает отмену многих налогов, которые можно охарактеризовать как финансово мало эффективные. Практически, по существу запрещены налоги взимаемые с выручки, например налог на содержание жилищного фонда и объектов социальной сферы, затраты на взимание которых превышают сумму собранных налогов, а контроль за уплатой которых затруднён или невозможен.

Предполагается также объединить налоги имеющие сходную налоговую  базу и аналогичный контингент налогоплательщиков. Во второй части налогового кодекса РФ заложен налог на недвижимость, который предполагает создание кадастра земли, кадастра недвижимости и т.д. Кроме того предусмотрена возможность по согласованному решению  с региональными и местными органами власти объединить три налога: налог на землю, на имущество предприятий и имущество физических лиц - налогом на недвижимость. Для избежания негативных ситуаций, складывающихся из - за не информированности налогоплательщиков может составляться сводная налоговая ведомость, которая может быть доступна для изучения налогоплательщиками.

При определении основных направлений федеральной налоговой политики следует исходить из особой важности стимулирования роста производства и его качественного параметра. В основе приоритетов налоговой политики также должно быть заложено решение проблем экологии и социальной сферы развития производства товаров народного потребления, в том числе сельского хозяйства. Особо важным направлением в налоговой политике является стабильность налогового законодательства. Нужно анализировать ситуацию, накапливать вносимые поправки, изменения и дополнения, вводить их с 1-го января следующего года, а не задним числом, как это было неоднократно.

В современных условиях налоговое  бремя для плательщиков налогов  в РФ высоко, льготы несовершенны, эффективность  многих из них мизерна.

Поэтому в текущей ситуации акцент должен быть сделан на сокращение налоговых льгот, что сделает налоговую систему более нейтральной по отношению к отдельным участкам экономической деятельности.

Однако льготы связанные со структурой экономики и стимулированием  инвестиций необходимо сохранить относительно к сельскому хозяйству. Однако, только государственного совершенствования налогообложения не достаточно. Совершенствуя налоговую систему, нельзя забывать, что речь идёт не только об интересах государства, но и об интересах налогоплательщиков. Каждая организация, предприятие должны самостоятельно наладить взаимоотношения с налоговыми органами, искать пути снижения налоговых платежей в рамках закона. В связи с этим, птицефабрика «Ульяновская» нуждается в проведении значительного количества совершенствований относительно ее налогообложения.

Прежде всего, анализ начислений налогов  в хозяйстве свидетельствует  о недостаточном учёте их начисления. Таким образом, первоочередной задачей  совершенствования налогообложения  на птицефабрике «Ульяновская» является необходимость ведения отдельного от бухгалтерского налогового учёта, что позволит контролировать налоговые начисления по каждому налогу, что позволит сократить начисления штрафных санкций и пени за просрочку платежей до минимума.

Развитие информационной базы для начисления налогов позволит решить сразу несколько проблем связанных с заполнением налоговых деклараций, правильным начислением налогов, своевременности предоставления расчётов в налоговые органы. Все налоговые декларации и другая документация, связанная с их уплатой должна хранится отдельно от бухгалтерской отчётности в течении 5 лет, согласно налоговому Кодексу.

В настоящее время, поскольку расчёты  с налоговыми органами происходят в виде взаимозачётов, зачастую происходит их переплата. Так например, в 2000 году при помощи взаимозачётов был погашен налог на содержание милиции на 13 % больше начисленного. В 1998 и 1999 году с помощью взаимозачёта был погашен земельный налог, причём переплата по нему составила в среднем 32%. Такое изъятие оборотных средств не производственно - финансовой деятельности предприятия сказывается отрицательно, так как птицефабрика могла бы их использовать для получения большей прибыли. Поэтому изъятую налоговыми органами сумму сверх расчётной необходимо  не оставлять в счёт уплаты будущих начислений, а использовать для зачёта появившихся недоимок, пеней и штрафов, а в некоторых случаях требовать возвращению её хозяину.

Кроме этого,  уплату налогов можно  производить не только в виде наличных, безналичных расчётов и взаимозачётов, но и использовать дебиторскую задолженность других хозяйств по согласованию.

Одним из последних вынужденных  приёмов расчётов с налоговыми органами можно использовать по согласованию с местным и региональным бюджетом систему расчётов продукцией производимой в хозяйстве.

Управление учётом начислений и  платежей налогов резко упростится с применением программного обеспечения  на ЭВМ. На птицефабрике «Ульяновская» на ЭВМ ведутся учёт товарно – материальных ценностей и реализация готовой продукции , а расчёты по начислениям налогов на ЭВМ не производятся за исключением НДС, т.к. он автоматически начисляется и выделяется на распечатке накладной и счёт - фактуры.

В хозяйстве рекомендуется применять  элементы налогового планирования:

-стратегия оптимизации налоговых обязательств и план реализации этой стратегии;

-учетная политика – выбранная  предприятием совокупность способов  ведения бухгалтерского (и налогового) учета;

-должное состояние бухгалтерского  учета и отчетности, позволяющее  получать информацию, в том числе и для целей налогового планирования;

-налоговый календарь, предназначенный  для контроля правильности исчисления и соблюдения сроков уплаты налоговых платежей, а также представления отчетности;

-четкое исполнение обязательств (налоговых и прочих), недопущение дебиторской задолженности по договорам за отгруженную продукцию на срок свыше 4 месяцев.

Информация о работе Совершенствование налогообложения на примере птицефабрики «Ульяновская»