Совершенствование налогообложения на примере птицефабрики «Ульяновская»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 21:46, курсовая работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является проведение анализа состояния налогообложения по его совершенствования.
В соответствии с поставленной целью в работе рассмотрены следующие задачи:
-изучена теоретическая сущность налогообложения аграрных формирований;
-проанализировано финансово – экономическое состояние предприятия;

Содержание работы

Введение 4
Глава 1. Теоретическая сущность налогообложения аграрных 6
формирований
1.1 Возникновение и развитие налогообложения 6
1.2 История развития налогообложения 9
1.3 Налоги в экономической системе общества 11
1.4 Современное состояние наглогообложения. 14
Глава 2. Проблемы налогообложения на птицефабрики «Ульяновская» 25
2.1. Анализ финансово – экономического состояния 25
птицефабрики «Ульяновская»
2.2. Порядок расчета и взноса платежей в бюджеты всех уровней 35
2.3. Анализ и оценка тяжести налогового бремени 49
Глава 3. Пути совершенствования налогообложения аграрных
формирований 56
3.1.Основные направления совершенствования налогообложения в
сельском хозяйстве 56
3.2. Пути снижения тяжести налогового бремени на птицефабрике
«Ульяновская» 66
Заключение 82
Литература

Файлы: 1 файл

Совершенствование налогообложения на примере организации.doc

— 429.50 Кб (Скачать файл)

экономики Ульяновской области.

 

Показатели

Годы

По коллективным с/х. Предприятиям района

По крестьянским хозяйствам района

1999

2000

2001

1

2

3

4

5

6

Сумма кредиторской задолженности  перед бюджетом и внебюджетными фондами, т. р.

 

 

 

3969

 

 

 

8676

 

 

 

15409

 

 

 

3045

 

 

 

-46

Сумма начисленных текущих налоговых платежей, тыс. руб.

-в т.ч. отчисления во внебюджетные фонды

 

 

4851

 

2658

 

 

11575

 

3381

 

 

17353

 

3057

 

 

1528

 

556

 

 

106

 

33

Сумма уплаченных текущих налоговых платежей, тыс. руб.

- в т.ч. отчисления во внебюджетные фонды

 

 

 

3082

 

758

 

 

5278

 

3009

 

 

7140

 

1621

 

 

847

 

244

 

 

104

 

33

1

2

3

4

5

6

Стоимость товарной продукции, тыс. руб.

 

77423

 

128119

 

100759

 

8722

 

2194

Удельный вес к стоимости товарной продукции, %

- суммы кредиторской задолженности по платежам перед бюджетом и внебюджетными фондами

- суммы текущих начисленных налоговых платежей

- суммы уплаченных текущих налоговых платежей

 

 

 

 

 

 

 

5.1

 

 

6.3

 

 

4.0

 

 

 

 

 

 

 

6.8

 

 

9.0

 

 

4.1

 

 

 

 

 

 

 

15.3

 

 

17.2

 

 

7.1

 

 

 

 

 

 

 

34.9

 

 

17.5

 

 

9.7

 

 

 

 

 

 

 

-2.1

 

 

4.8

 

 

4.7

Удельный вес уплаченных к начисленным налоговым платежам и отчислениям- всего , %

  • по налоговым платежам
  • по отчислениям во внебюджетные фонды

 

 

 

63.5

 

105.9

 

 

28.5

 

 

 

45.5

 

27.6

 

 

88.9

 

 

 

41.1

 

46.5

 

 

53.0

 

 

 

55.4

 

62.0

 

 

43.9

 

 

 

98.1

 

97.3

 

 

100.0


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3.   Пути совершенствования налогообложения

                              аграрных формирований

     3.1. Основные направления совершенствования

налогообложения в сельском хозяйстве

 

Учитывая особенности функционирования сельскохозяйственных предприятий, целесообразно выделить следующие основные задачи совершенствования налогообложения:

- определение налоговой базы, исходя из специфики сельского хозяйства;

- установление налоговых ставок, учитывающих различия условий  производства и не равноценность видов производимой продукции;

   - обеспечение льготного налогообложения отдельным категориям сельскохозяйственных товаропроизводителей, использующих земли худшего качества;

  - введение единого сельскохозяйственного налога вместо совокупности действующих налогов.

Необходимым условием для реализации такого подхода является обеспечение паритета цен на сельскохозяйственную продукцию и потребляемые отраслью материально- технические ресурсы и услуги. Только в этом случае, при условии объективных методов расчета земельной ренты и цены земли будет возможен переход к единому земельному налогу, рассчитанному по нормативам от цены земли. Как было показано выше, земельный налог в настоящее время, в виду его незначительных размеров не оказывает стимулирующего влияния на эффективное использование земель. Финансовое состояние сельскохозяйственных товаропроизводителей пока не позволяет значительно увеличивать ставки земельного налога, тем более, если принимать во внимание существование других налогов и сборов, формирующих в целом систему налогообложения.

Альтернативой изложенного направления  совершенствования земельного налога стал в отдельных областях РФ в порядке эксперимента переход к единому земельному (сельскохозяйственному) налогу, обусловленный состоянием и тенденциями аграрной экономики, сложившимися в результате неблагоприятного действия рыночных реформ.

Введение единого земельного налога в значительной мере позволяет решать следующие задачи:

-погашение задолженности по  налогам и обеспечение своевременности  выплат текущих налоговых платежей  сельхозтоваропроизводителей и  платежей в государственные внебюджетные фонды;

-пополнение регионального фонда  продовольствия сельскохозяйственной продукцией, поставляемой в счет уплаты сельскохозяйственного налога;

-стимулирование развития сельскохозяйственного  производства;

-нормализация кредитно - финансовых  отношений сельскохозяйственных товаропроизводителей с банком;

-решение проблемы гарантированного  сбыта товаропроизводителями сельскохозяйственной  продукции.

В целях нормализации финансово- экономической  ситуации, формирования условий для развития фактора стабилизации и подъема аграрной экономики, представляется целесообразным в настоящее время в агропромышленном производстве переход к единому земельному налогу, заменяющему множество других налогов и сборов, которые платят сейчас сельскохозяйственные предприятия.

В этой связи следует содержательно рассмотреть основные методические подходы экспериментального налогообложения, практикуемые или предусматриваемые к применению после их законодательного утверждения и перехода отдельных регионов РФ на единый земельный налог.

В Белгородской области земельный налог введен в виде единого продовольственного налога. Он предусмотрен для сельскохозяйственных товаропроизводителей всех форм собственности и определяется количеством зерна мягкой пшеницы в расчете на гектар пашни. Ставки продналога рассчитаны для каждого товарного хозяйства в зависимости от экономического плодородия пашни. Цены, по которым ГП (Областная продовольственная корпорация) принимает более 50 видов сельскохозяйственной продукции у ее производителей в счет продналога, устанавливают не ниже рыночных. Причем, в качестве основной определена и зафиксирована цена 1997 года. Несмотря на рост цен, установленная для каждого хозяйства сумма продналога, остается неизменной.

В Тульской области предусматривается  также введение для всех сельскохозяйственных товаропроизводителей единого земельного налога, но взамен налога на прибыль, земельного налога, налога на имущество, местных налогов. Налогооблагаемой базой для них является нормативная цена (стоимость) земли.

А для хозяйственных обществ и товариществ, осуществляющих переработку сельскохозяйственного сырья- стоимость основных производственных фондов и земли. Средняя ставка единого налога для сельскохозяйственных товаропроизводителей взята на уровне 2%, для предприятий переработки- до 5% налогооблагаемой базы. Ставки налогообложения дифференцируются в зависимости от типа и местоположения налогоплательщиков с учетом характера поступления доходов и социального значения их продукции.

Комитет по аграрным вопросам Государственной  Думы Российской Федерации рекомендовал включить в Налоговый кодекс Российской Федерации новый раздел ХХVII (А) ( Единый земельный налог для сельскохозяйственных товаропроизводителей ), заменяющий собой налог на прибыль (доход), налог на имущество, земельный налог, налог на добавленную стоимость, транспортный налог. Все плательщики единого земельного налога должны быть исключены из списков плательщиков выше перечисленных налогов. Объектом налогообложения взяты сельскохозяйственные угодья. Ставки единого земельного налога устанавливаются в денежном выражении в расчете на гектар сельскохозяйственных угодий с учетом их состава и в соответствии с кадастровой оценкой.

Правительственным проектом дополнений к уже принятому Налоговому кодексу  РФ предусмотрена возможность принятия решения органами законодательной (представительной) власти субъектов РФ о введении для организаций и индивидуальных предпринимателей, занятых производством сельскохозяйственной продукции, единого налога для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Применение единого налога предполагает замену для них этим налогом все совокупности налогов и сборов (включая отчисления в государственные внебюджетные фонды), подлежащих уплате в соответствии с налоговым законодательством.

В Курганской области, по опыту Белгородской области, подготовлен и внесен в Госдуму РФ проект Федерального Закона “О сельскохозяйственном налоге в Курганской области”, определяющий правовые основы взимания и распределения сельскохозяйственного налога на территории Курганской области. В соответствии с этим документом сельскохозяйственные товаропроизводители расплачиваются в счет действующих налогов (за исключением платы за пользование недрами и НДС), отчислений во внебюджетные фонды единым сельскохозяйственным налогом – поставками сельскохозяйственной продукции в сельскохозяйственное государственное унитарное предприятие “Курганская продовольственная корпорация”. Последнее производит уплату налогов в бюджеты всех уровней и отчисления во внебюджетные фонды.

Согласно этому проекту Закона, объектом налогообложения является площадь пашни,предоставленная сельскохозяйственным товаропроизводителям в собственность, владение, пользование и аренду. Ставки по сельскохозяйственного налога устанавливаются ежегодным законом Курганской области – с одного гектара соизмеримой пашни – средняя по области и для районов в зависимости от балла нормативной урожайности зерновых, скорректированной на среднесложившийся ее уровень. Среднерайонные ставки сельскохозяйственного налога для товаропро- изводителей в пересчете на продовольственную пшеницу с гектара пашни дифференцируются по этому же критерию органами местного самоуправления районов. Ведется подготовительная работа по переходу на единый налог в Саратовской области.

По оценкам администрации Белгородской области, введение продналога позволило сельскохозяйственным товапроизводителям уплачивать до 92 – 96% налогов от общего объема платежей (ранее 54-62%), уйти от пеней и штрафов за несвоевременность их уплаты.

В Белгородской области этот закон  действует и в настоящее время. Вместе с тем, в связи с накопленным опытом, изменениями в налоговом законодательстве на федеральном уровне в 1999 году, в него внесены определенные коррективы.

В частности, изединого сельскохозяйственного  налога исключены отчисления в Пенсионный фонд, Фонды социального и обязательного медицинского страхования и государственный фонд занятости населения. С 1 августа 1999 года платежи в эти фонды сельскохозяйственные товапроизводители осуществляют в общеустановленном областном порядке. Вместе с тем, введено два новых платежа: в фонд плодородия и в фонд подержки  сельскохозяйственной науки и подготовки кадров. В связи с этими структурными изменениями внесены коррективы в среднюю годовую ставку налога с 1 га. Она составила 162 кг. Продовольственной пшеницы вместо 288 кг., установленных первоначально, и 248 кг. в 1998 году. Зачет продналога в Федеральный бюджет, в фонды плодородия, поддержки сельскохозяйственной науки и  подготовки кадров осуществляется в настоящее время следующим образом: 67 кг с гектара продовольственным зерном, остальная часть может погашаться как зерном, так и другой сельскохозяйственной продукцией по установленным коэффициентам – ценовым эквивалентам.

Рекомендуемая методическая схема  определения базы налогообложения  единым земельным налогом – приведенной (сопоставимой) площади пашни, на наш взгляд, не представляется оптимальной, как минимум, по следующим критериям:

-ориентация методики на учет  рентообразующих условий по отношению  к урожайности только зерновых  культур. Анализ показывает. Например, что в районах Пензенской области удельный вес посевов зерновых в площади пашни колеблется от 38.4% (Никольский район) до 58.8% (Бессоновский район), а доля зерна в структуре товарной продукции – более чем в 4 раза – от 10.3% (Бессоновский район) до 43.9% (Малосердобский район). Еще более значительна дифференциация этих показателей на уровне сельскохозяйственных предприятий. Тем самым не в полной мере учитываются объективные различия в рентных факторах и создаются неравные условия выполнения единого налога товапроизводителями, специализирующимися на произвордстве различной сельскохозяйственной продукции;

-учет в искомом показателе  межрайонных и внутрирайонных  различий в уровне интенсификации  зернового производства, сложившегося  полтора десятилетия назад  (в среднем за период 1980-1985 гг. – годы, по которым проводился расчет моделей нормативной урожайности зерновых культур, использованных для определения по районам и хозяйствам баллов нормативной урожайности);

-включение в расчет (для корректировки  баллов оценки земли, полученных в четвертом туре землеоценки) налогооблагаемой базы показателя (фактической урожайности зерновых), уровень которого определяется различиями в субъективных организационно- хозяйственных факторах;

-исключение из налогооблагаемой  базы таких видов сельскохозяйственных угодий, как сенокосы, долголетние пастбища и т.п.;

-не ставиться вопрос о целесообразности  учета различий в ресурсоемкости  устанавливаемых норм единого  земельного налога.

Исследования показали, что единый земельный налог можно рассчитывать исходя из стоймостной оценки земли – показателя, комплексно учитывающего рентные факторы сельскохозяйственного производства. В качестве налогооблагаемой базы может быть использован и стоймостной показатель производственного потенциала.

В целях оптимизации методов установления единого земельного налога нами проведены расчеты различных вариантов установления базы налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей. В частности, апрорбировались 3 варианта налогоблогаемой базы: площадь приведенной пашни (т.е. вариант, практикуемый в Белгородской области и предлагаемый для использования в Курганской области); оценка стоимости сельскохозяйственных угодий; оценка производственного потенциала. В целях повышения достоверности выводов расчеты проведены сквозные – как на уровне административных районов, так и на внутрирайонном уровне.

Информация о работе Совершенствование налогообложения на примере птицефабрики «Ульяновская»