Состав, структура налоговых органов России, их задачи и функции. Развитие системы налоговых органов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 21:22, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является комплексное изучение системы налоговых органов РФ. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить основные положения налоговых органов.
- исследовать структуру налоговых органов России.
- исследовать развития налоговых органов РФ.

Содержание работы

ведение……………………………………………………………………………………………………3
Глава 1. Налоговые органы. Основные положения…………………………………5
Правовые основы деятельности налоговых органов России…………….5
Права налоговых органов……………………………………………………………………7
Обязанности налоговых органов……………………………………………………….10
Уровни системы Министерства РФ по налогам и сборам…………………11
Функции налоговых органов………………………………………………………………12
Нормативно-правовая база структуры и деятельности налоговых органов…………………………………………………………………………………………………13
Глава 2 Структура налоговых органов России…………………………………………17
Принципы построения системы налоговых органов…………………………17
Иерархическая структура налоговых органов России………………………18
Центральный аппарат: структура и функции……………………………………..22
Территориальные органы Федеральной налоговой службы России.24
Управление ФНС по субъекту РФ………………………………………………………..24
Межрегиональные Инспекции ФНС России……………………………………...25
Взаимодействие налоговых органов с другими государственными органами…………………………………………………………………...27
Развитие налоговой системы РФ…………………………………………32
Заключение…………………………………………………………………………………………………...36
Список литературы………………………………………………………………………………………..38

Файлы: 1 файл

НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТР..docx

— 67.15 Кб (Скачать файл)

2.2. Иерархическая структура налоговых органов России

Государственная заинтересованность в стабильном поступлении налогов  выражается в создании специальной  системы учета налогоплательщиков и контроля за полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей. Реализация названной функции  возложена на налоговые органы РФ. Министерство РФ по налогам и сборам входит в систему центральных органов государственного управления, подчиняется Президенту и Правительству РФ.

В соответствии со ст. 1 Закона РФ "О налоговых органах РФ" (в ред. от 08. 07. 99 № 151-ФЗ), - они образуют единую систему контроля за соблюдением налогового законодательства России, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты и внебюджетные фонды налогов и других обязательных платежей, а также контроля в пределах компетенции, за соблюдением валютного законодательства. В ст. 2 закона определено, что единая централизованная система налоговых органов состоит из Министерства РФ по налогам и сборам и его территориальных органов. Постановление Правительства РФ от 16.10.2000 № 783 дополняет уже названные главные задачи, решение которых возложено на МНС России:

    • участие в выработке налоговой политики и осуществление ее с целью обеспечения своевременного поступления в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды в полном объеме налогов, сборов и других обязательных платежей;
    • обеспечение межотраслевой координации, государственного контроля и регулирования в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции.

МНС России, функции и  полномочия осуществляет непосредственно  и через свои территориальные органы. При этом вышестоящие налоговые органы правомочны отменять решения нижестоящих налоговых органов в случае их несоответствия Конституции РФ и другим законам .

Единая , независимая , централизованная система налоговых органов включает в себя (рис1):

  1. Федеральный орган исполнительной власти - Министерство РФ по налогам и сборам (МНС России);

Его территориальные органы:

  1. Управления МНС России по налогам и сборам по субъектам РФ.
  2. Межрегиональные инспекции МНС России по налогам и сборам.
  3. Инспекции МНС России по налогам и сборам по районам.
  4. Инспекции МНС России по налогам и сборам по районам в городах .
  5. Инспекции МНС России по городам без районного деления.
  6. Инспекции МНС России по налогам и сборам межрайонного уровня.

А также:

  1. Подведомственные организации.


 

Рис. 1. Система органов Министерства РФ по налогам и сборам

Предусмотрена деятельность специализированной налоговой инспекции  МНС России по работе с крупнейшими  налогоплательщиками; межрегиональной налоговой инспекции по оперативному контролю проблемных налогоплательщиков, межрегиональной государственной инспекции МНС России по контролю за налогообложением малого бизнеса и сферы услуг; межрегиональной инспекции МНС Россия по контролю за алкогольной и табачной продукцией.         Налоговые органы - юридические лица. Они имеют самостоятельную смету расходов, текущие счета в учреждениях банков, печати. Подчиненность внутри структуры осуществляется по вертикали: Министерству РФ по налогам и сборам и его вышестоящим органам. Структура Управлений по субъектам федерации утверждается министерством. Министерством же определяются функции структурных подразделений руководимых налоговых органов.

Основным элементом в  этой системе являются государственные  налоговые инспекции по районам, городам без районного деления  и районам в городах. Второе звено  включает в себя районные (городские) государственные налоговые инспекции.

Возглавляет систему налоговых  органов центральный аппарат  Государственной  налоговой службы - Министерство РФ по налогам и сборам.

Высшую ступеньку в  иерархии налоговых органов занимает центральный аппарат Министерства РФ по налогам и сборам, которая является правоприемником Государственной налоговой службы РФ. Его структурная схема состоит из департаментов по основным направлениям деятельности.

2.3 Структурные подразделения центрального аппарата Министерства Российской Федерации по налогам и сборам

1.1 Департамент  налоговой политики

1.2 Департамент  налогообложения прибыли

1.3 Департамент  косвенных налогов

1.4 Департамент  налогообложения доходов и имущества  физических лиц

1.5 Департамент единого  социального налога

1.6 Департамент организации  налогового контроля

1.7 Департамент налогов  и сборов с алкогольной и  табачной продукции

1.8 Департамент учета  налогоплательщиков

1.9 Департамент учета  и отчетности

1.10 Департамент анализа  и планирования налоговых поступлений

1.11 Департамент контроля  налоговых органов

1.12 Департамент информационных  технологий

1.13 Юридический департамент

1.14 Департамент кадровой  политики

1.15 Департамент финансового  обеспечения

1.16 Департамент материального  обеспечения и капитального строительства

1.17 Административно-контрольный  департамент

1.18 Управление ресурсных  платежей

1.19 Управление налогообложения  малого бизнеса

1.20 Управление международных  налоговых отношений

1.21 Управление по работе  с кредитными организациями

1.22 Управление по модернизации  налоговых органов

1.23 Управление международного  сотрудничества

1.24 Управление по информационной  политике

1.25 Управление налоговой  задолженности

1.26 Отдел телекоммуникаций

В рамках решения поставленных задач отраслевые департаменты изучают  и анализируют практику применения действующего налогового законодательства на местах, с учетом отечественного и зарубежного опыта ведут  разработку актуальных аспектов налоговой  политики, участвуют в подготовке законодательных актов по конкретным видам налогообложения, разрабатывают  инструкции, методические рекомендации, указания о порядке исчисления и  взимания того или иного вида налога. Они вправе осуществлять либо принимать  участие в комплексных и тематических проверках территориальных налоговых  инспекций. В их компетенцию входит рассмотрение писем, жалоб и заявлений  налогоплательщиков на действия должностных  лиц, налоговых инспекций, контроль за изданием нормативных актов министерствами, ведомствами, если они имеют отношение  к платежам налогов и сборам в  бюджет и др.

Министр МНС России назначается  Президентом России. Заместители  министра назначаются на должность  и освобождаются от должности  Правительством России. Руководители Управлений МНС по республикам в составе РФ, краям, областям, автономным образованьям, городам Москве и Санкт - Петербургу - назначаются министром. Руководители других нижестоящих налоговых органов (инспекций) назначаются руководителями вышестоящих территориальных налоговых органов - субъектов федерации. Указанный порядок в отношении названных должностных лиц распространяется и при освобождении их от должности. Министр МНС России имеет заместителей, назначаемых по его представлению Правительством РФ.

Налоговые органы состоят  из внутренних подразделений, ориентированных  по направлениям деятельности (МНС - департаменты, управления, отделы; территориальные  управления и инспекции - отделы).

2.4. Территориальные  органы Федеральной налоговой  службы России

К территориальным органам  Федеральной налоговой службы России относятся:

  • Управления ФНС по субъектам РФ,
  • межрегиональных инспекций ФНС,
  • инспекции ФНС по районам, районам в городах, городам без районного деления,
  • инспекции ФНС межрайонного уровня.

2.5Управление ФНС России по субъекту Российской Федерации

В целях реализации Указа Президента РФ от 09.03.2004 № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", Постановления Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" управления Министерства РФ по налогам и сборам по субъектам РФ реорганизованы путем преобразования в управления Федеральной налоговой службы по субъектам РФ.

Управление Федеральной  налоговой службы по субъекту РФ является территориальным органом Федеральной налоговой службы и входит в единую централизованную систему налоговых органов.

Управление находится  в непосредственном подчинении ФНС  России и ей подконтрольно. Управление имеет сокращенное наименование: УФНС России по субъекту РФ. Управление является территориальным органом, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства РФ в пределах компетенции налоговых органов. Управление является уполномоченным территориальным органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, крестьянских хозяйств, по представлению в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований РФ по денежным обязательствам. Управление осуществляет свою деятельность во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

2.6 Межрегиональные инспекции Федеральной налоговой службы России

В целях реализации Указа Президента РФ от 09.03.2004 № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", Постановления Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" межрегиональные инспекции Министерства РФ по налогам и сборам реорганизованы путем преобразования в межрегиональные инспекции Федеральной налоговой службы.

Межрегиональные инспекции  Федеральной налоговой службы являются ее территориальными органами и входят в единую централизованную систему налоговых органов.

Межрегиональные инспекции  Федеральной налоговой службы:

  • Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам;
  • Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по централизованной обработке данных;
  • Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по федеральному округу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Взаимодействие налоговых органов с другими государственными органами             Единство налоговых органов обеспечивается тем, что функции контроля за взиманием налогов всех уровней на территории РФ выполняют органы МНС России.      Однако следует иметь в виду, что ряд полномочий налоговых органов передан по законодательству государственным внебюджетным фондам и таможенным органам, которые, как и органы налоговой полиции, налоговыми органами не являются и действуют строго в пределах своей компетенции, определенной соответствующими законодательными актами. Налоговые органы представляют собой независимую систему контроля за соблюдением законодательства. Налоговые инспекции должны исполнять только те решения и постановления местных органов власти, которые приняты в соответствии с законом и в пределах предоставленных им прав. Местные органы власти и администрация не имеют права изменять и отменять решения налоговых органов, давать им руководящие указания.           Налоговые органы осуществляют свои функции посредством реализации полномочий и исполнения обязанностей, установленных Налоговым кодексом и иными федеральными законами, определяющими порядок организации и деятельности налоговых органов. Осуществляя свою деятельность, налоговые органы тесно взаимодействуют с таможенными органами, федеральными органами налоговой полиции, органами государственных внебюджетных фондов, и другими государственными органами.           Основой взаимодействия налоговых органов, федеральных органов налоговой полиции и иных государственных органов является обеспечение контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты налогов и сборов.      Государственные налоговые инспекции на местах и иные государственные органы по мотивированному запросу федеральных органов налоговой полиции выделяют специалистов своих ведомств для осуществления совместных проверок при реализации оперативных материалов и проведения контрольных проверок правильности уплаты налогов и сборов юридическими и физическими лицами. Принятие решения о выделении специалистов осуществляется в течение 5 дней с момента поступления запроса.          В те же сроки при возникновении оперативной необходимости органы налоговой полиции по мотивированному запросу налоговых органов выделяют сотрудников налоговой полиции для проверки фактов налоговых правонарушений.          При выявлении фактов сокрытия налогоплательщиками доходов или иных объектов налогообложения в крупных и особо крупных размерах налоговые органы обязаны в десятидневный срок направлять материалы в территориальные органы налоговой полиции для принятия по ним решения в соответствии с законодательством.   Федеральные органы налоговой полиции извещают налоговые органы о реализации оперативных материалов по фактам выявления и пресечения налоговых преступлений, о контрольных проверках налогоплательщиков. По мотивированному запросу органы налоговой полиции могут также обеспечивать личную безопасность сотрудников налоговых органов и членов их семей.            В целях защиты интересов налогоплательщиков споры, возникающие между федеральными органами налоговой полиции и налоговыми органами по результатам Контрольных проверок юридических и физических лиц, проведенных органами налоговой полиции, разрешаются вышестоящими органами налоговой полиции и вышестоящими налоговыми органами. В случае разногласия между указанными ведомствами решение по предмету спора принимается Министерством финансов РФ, а при не согласии одной из сторон с указанным решением окончательное решение принимает Высший арбитражный суд РФ.    В соответствии НК РФ функции налогового контроля, в том числе посредством проведения налоговых проверок, а также ведения производства по делам о налоговых правонарушениях относятся к компетенции налоговых органов.       На основании указанных материалов налоговыми органами организуются выездные налоговые проверки, в том числе совместные проверки с участием сотрудников органов налоговой полиции, по результатам которых руководитель налогового органа выносит соответствующее решение.        Материалы федерального органа налоговой полиции, направляемые в налоговый орган, должны содержать:

Информация о работе Состав, структура налоговых органов России, их задачи и функции. Развитие системы налоговых органов