Состав, структура налоговых органов России, их задачи и функции. Развитие системы налоговых органов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 21:22, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является комплексное изучение системы налоговых органов РФ. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить основные положения налоговых органов.
- исследовать структуру налоговых органов России.
- исследовать развития налоговых органов РФ.

Содержание работы

ведение……………………………………………………………………………………………………3
Глава 1. Налоговые органы. Основные положения…………………………………5
Правовые основы деятельности налоговых органов России…………….5
Права налоговых органов……………………………………………………………………7
Обязанности налоговых органов……………………………………………………….10
Уровни системы Министерства РФ по налогам и сборам…………………11
Функции налоговых органов………………………………………………………………12
Нормативно-правовая база структуры и деятельности налоговых органов…………………………………………………………………………………………………13
Глава 2 Структура налоговых органов России…………………………………………17
Принципы построения системы налоговых органов…………………………17
Иерархическая структура налоговых органов России………………………18
Центральный аппарат: структура и функции……………………………………..22
Территориальные органы Федеральной налоговой службы России.24
Управление ФНС по субъекту РФ………………………………………………………..24
Межрегиональные Инспекции ФНС России……………………………………...25
Взаимодействие налоговых органов с другими государственными органами…………………………………………………………………...27
Развитие налоговой системы РФ…………………………………………32
Заключение…………………………………………………………………………………………………...36
Список литературы………………………………………………………………………………………..38

Файлы: 1 файл

НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТР..docx

— 67.15 Кб (Скачать файл)

- о признании сделок  недействительными и взыскании  в доход государства всего  полученного по таким сделкам;

- о взыскании неосновательно  приобретенного не по сделке, а в результате других незаконных  действий.

12. Создавать на период  погашения задолженности по налогам  налоговые посты в организациях, имеющих трехмесячную и более  задолженность, в целях обеспечения  контроля за ее погашением.

13. Федеральный орган исполнительной  власти, уполномоченный в области  налогов и сборов, является органом  валютного контроля и выполняет  функции, связанные с осуществлением  им валютного контроля, в порядке,  определяемом Правительством РФ.

Вышестоящим налоговым органам  предоставляется право отменять решения нижестоящих налоговых  органов в случае их несоответствия Конституции РФ, федеральным законам и иным нормативным правовым актам.

Для обеспечения уплаты налогов  налоговые органы наделены полномочиями контролирующего характера и  мерами воздействия на нарушителей  налогового законодательства и выполняют  три основные функции:

1. контроль за исполнением  обязанности по уплате налогов;

2. осуществление валютного  контроля;

3. административно-юридикционная  деятельность, т.е. налоговые органы, выявляют и самостоятельно рассматривают  дела об административных правонарушениях. 

1.3 Обязанности налоговых органов

Должностные лица налоговых  органов выполняют обязанности, предусмотренные Налоговым кодексом РФ:

    1. соблюдать законодательство о налогах и сборах
    2. осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов
    3. вести в установленном порядке учет налогоплательщиков
    4. бесплатно проводить разъяснительную работу, вовремя информировать налогоплательщиков о внесенных изменениях в налоговый кодекс
    5. осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных сумм налогов, пеней, штрафов
    6. соблюдать налоговую тайну
    7. направлять налогоплательщику копии акта налоговой проверки и решения налогового органа
    8. налоговые органы при выявлении обстоятельств позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах содержащего признаки преступления обязаны в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить  материалы в органы налоговой полиции для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;
    9. налоговые органы несут также другие обязанности предусмотренные налоговым кодексом или иными федеральными законами.

Глава III предусматривает  общие условия наступления ответственности  налоговых органов и их должностных  лиц за необоснованные действия (бездействие).

Глава IV освещает общие вопросы  материально - технического обеспечения  налоговых органов, бытового обеспечения  и обязательного государственного личного страхования самих сотрудников. Предусмотрен порядок выплаты единовременных пособий при наступлении неблагоприятных  последствий в связи с осуществлением служебной деятельности.           1.4 Уровни системы Министерства РФ по налогам и сборам

Система Министерства РФ по налогам и сборам условно делится на три уровня:

    • Общефедеральный - центральный федеральный орган исполнительной государственной власти (Министерство РФ по налогам и сборам). Оно возглавляется Министром РФ, назначаемым Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Заместители руководителя назначаются по его представлению Правительством РФ. Министр РФ по налогам и сборам формирует совещательный орган - коллегию.
    • Региональный - налоговые инспекции по республикам в составе РФ краям, областям, автономным образованьям, городам. Руководители этих инспекций назначаются руководителем Госналогслужбы России. В инспекциях этого уровня также образуются коллегии.
    • Местный - налоговые инспекции по районам, городам без районного деления и районам в городах. Руководители этих инспекций назначаются Руководителями вышестоящих налоговых органов.

1.5 Функции налоговых органов

Различным звеньям Госналогслужбы свойственны различные функции. Между тем всем звеньям - общефедеральному, региональному и местному присущи  и некоторые общие функции, поскольку  все они осуществляют непосредственный контроль за соблюдением плательщиками  налогового законодательства.

Анализ законодательства позволяет выделить следующие общие  функции всех звеньев Госналогслужбы (общие функции налоговых органов):

1) соблюдать законодательство  о налогах и сборах;

2) обеспечивать учет налогоплательщиков;

3) осуществлять контроль  за соблюдением налогоплательщиками  и другими участниками налоговых  отношений налогового законодательства;

4) проводить разъяснительную  работу по применению законодательства  о налогах и сборах;

5) осуществлять возврат  или зачет излишне уплаченных  или излишне взысканных сумм налогов;

6) соблюдать налоговую  тайну.

 Центральный аппарат  в дополнение к тем функциям, которые выполняет местное звено  налоговой службы, обладает следующими  полномочиями:

– организует, координирует и контролирует работу налоговых  инспекций;

– осуществляет аналитическую  и статистическую деятельность;

– разрабатывает и издает инструктивные и методические указания и другие документы по применению налогового законодательства

– осуществляет контроль за актами, связанными с налогообложением, издаваемыми министерствами, ведомствами  и другими организациями;

– участвует в выработке  налоговой политики, подготовке проектов законодательных актов и международных  договоров о налогообложении;

– решает вопросы международного сотрудничества.

Региональное звено Госналогслуж6ы  выполняет функции, присущие нижнему  звену, а также ряд функций, присущих высшему звену, - по организации, координации  и контролю деятельности нижестоящих  налоговых инспекций, обобщению  практики.

Налоговый кодекс РФ устанавливает  способ осуществления функций налоговых  органов, с одной стороны, путем  реализации полномочий, под которыми понимаются права произвести какие-либо действия (ст.31 Налогового кодекса) и  с другой - методом исполнения обязанностей.

1.6 Нормативно-правовая база структуры и деятельности налоговых органов.

Правовые основы организации  государственной службы и основы правового положения госслужащих, а таковыми являются работники и  служащие налоговых органов, РФ устанавливаются Федеральным законом "Об основах государственной службы РФ" от 31.07.95 № 119-ФЗ (в ред. 18.02.99 № 35-ФЗ). Государственным служащим признается гражданин РФ, который в порядке установленном федеральным законом, исполняет обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или соответствующего субъекта РФ.

Указом Президента РФ от 13. 06. 96 № 865 (ред. от 25. 07. 2000 г.) предусмотрена  возможность отсрочки от призыва  на военную службу призывникам, имеющим  финансово - экономическую или юридическую  специальности, и поступившим на работу в налоговые органы.

Налоговый кодекс РФ в ред. 30.03. 99 № 51-ФЗ и 09.07.99 № 154-ФЗ закрепляет общие принципы налогообложения и систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет.

Налоговый кодекс РФ определяет:

    • виды налогов и сборов;
    • основные начала установления налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;
    • формы и методы налогового контроля.

Налоговый кодекс РФ устанавливает:

    • порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
    • права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений;
    • ответственность за совершение налоговых правонарушений;
    • порядок обжалования действий (бездействия) налоговых органов и их должностных лиц.

Закон РФ "Об основах налоговой системы в РФ" от 27. 12. 91 № 2118-1 (ред. от 05. 08. 2000 № 118-ФЗ) сообразуясь с общими положениями частей 1 и 2 НК РФ, определяет общие принципы построения налоговой системы в РФ, налоги, сборы, пошлины и другие платежи, а также права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов. Компетенция органов государственной власти по вопросам, связанным с налогами, определяется в соответствии с указанным законом и другими законодательными актами. Органы государственной власти любого уровня не могут вводить дополнительные налоги и обязательные отчисления, не предусмотренные налоговым законодательством, не могут повышать и ставки законно установленных налогов и налоговых платежей.    Закон РФ «Об основах налоговой системы в РФ» устанавливал право налоговых органов налагать и  взыскивать с налогоплательщиков финансовые санкции за нарушение налогового законодательства.

По общему правилу часть 2 НК РФ применяется к правоотношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах, возникшим после введения ее в действие.

Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в часть 2 Налогового Кодекса РФ" от 29.12. 2000 г. № 166 - ФЗ, вступивший в силу с 1 января 2001 г., корректирует отдельные положения Кодекса.

Указом Президента РФ от 31. 12. 91 № 340 (ред. от 22. 07. 98 № 866) утверждено Положение "О государственной  налоговой службе РФ". В положении определены структура и компетенция налоговых органов, их задачи и функции, вопросы кадрового и социально - бытового обеспечения. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 13.08.97 № 1009 "Об установлении правил подготовки нормативных правовых актов Федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" нормативные правовые акты могут издаваться лишь в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений.   К ведомственным подзаконным актам относятся приказы, положения, инструкции и другие разновидности инструктивного материала, который регулирует отношения внутри Госналогслужбы.

Внутриведомственные нормативные  акты, направленные на решение задач, стоящих непосредственно перед  Госналогслужбой, носят императивный характер и распространяют свое действие на лиц, являющихся сотрудниками государственной  налоговой службы.   Таким образом, все указанные нормативно-правовые акты образуют законодательство о налогах и сборах, которое регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов, а также отношения, которые возникают в сфере осуществления налогового контроля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Структура налоговых  органов Российской Федерации.

2.1 Принципы построения  системы налоговой службы РФ

Государственная налоговая  служба - единая система контроля за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий  бюджет налогов и других обязательных платежей, установленных законодательством  РФ и республик, входящих в ее состав.

Налоговыми органами в  РФ являются Министерство РФ по налогам и сборам и его подразделения в РФ.

Налоговая служба Российской Федерации основана на следующих  принципах:

1. Принцип единства.

Этот принцип построения системы проистекает из принципа единства налоговой политики: для  обеспечения единообразного применения налогового законодательства в РФ требуется наличие единого контрольного органа. В соответствии с п.п. «Н» п.1 статьи 72 Конституции РФ в совместном ведении РФ и субъектов РФ находится установление общих принципов организации системы органов государственной власти, а к ведению РФ, в частности, относится установление федеральных экономических служб.

По предметам совместного  ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов РФ.

2. Принцип независимости.

Независимость понимается, прежде всего, как независимость  от местных органов власти. Она  является конкретным проявлением принципа разделения властей: праву местных  органов власти вводить местные  налоги, устанавливать ставки платежей, определять льготы, противостоит обязанность налоговых инспекций действовать в строгом соответствии с законом. Налоговые инспекции выполняют только те решения и постановления по налоговым вопросам местных органов власти, которые приняты в соответствии с законом и в пределах предоставленных им прав. Местные органы власти и администрация не имеют права изменять или отменять решения налоговых органов, а также давать им оперативные руководящие указания.

3. Принцип централизации.

Государственная налоговая  служба России является централизованной системой налоговых органов. Исключением  является правовое положение Госналогинспекции  по г. Москве. В соответствии с Указом Президента РСФСР от 28 августа 1991 года «О полномочиях органов исполнительной власти города Москвы» эта инспекция  находится в двойном подчинении: Госналогслужбы РФ и Правительства  Москвы.

Информация о работе Состав, структура налоговых органов России, их задачи и функции. Развитие системы налоговых органов