Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 09:08, курсовая работа
Цель курсовой работы – исследовать социальную значимость налоговых вычетов, используемых в подоходном налогообложении.
Исходя из цели, можно сформулировать следующие задачи:
изучить эволюцию подоходного налогообложения в России;
рассмотреть налоговые вычеты, применяемые на территории РФ;
выявить социальную значимость налоговых вычетов по НДФЛ.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы обложения налогом на доходы физических лиц в России
1.1. Эволюция подоходного налогообложения в России 5
1.2. Экономическое содержание НДФЛ 7
Глава 2. Практика применения налоговых вычетов по НДФЛ
2.1. Налоговые вычеты, применяемые на территории РФ 9
2.2. Социальная значимость налоговых вычетов по НДФЛ 24
2.3. Пути реформирования налога на доходы физических лиц 27
Заключение 30
Библиографический список 31
Также значительно упростился порядок учета доходов физическими лицами: к доходам, не подлежащим налогообложению, были отнесены доходы от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или земельных участков и долей в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика три года и более, а также при продаже иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика три года и более. Таким образом, при продаже имущества, находившего в собственности налогоплательщика три года и более, обязанности налогоплательщика подавать декларацию по НДФЛ не возникает.
Исходя из
анализа изменений
В соответствии со статьёй 220.1 НК, особенность вычетов по операциям с ценными бумагами состоит в том, что налогоплательщики при исчислении налоговой базы по НДФЛ могут воспользоваться правом на получение вычетов в размере сумм убытков, полученных от операций с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, а также сумм убытков, полученных от операций с финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке. Исходя из того что доход налогоплательщика при применении указанных вычетов подлежит уменьшению на сумму, равную полученному убытку, можно сделать вывод о том, что цель данного вида вычетов - увеличить финансовую активность населения, стимулировать развитие рынка ценных бумаг путем снижения финансовых рисков населения [25].
Таким образом, реализуя посредством сокращения налоговых обязательств или полного освобождения от уплаты подоходного налога различными категориями населения, осуществляя поддержку слоев населения с низкими доходами, стимулируя развитие семьи, получение образования, вводя льготы по подоходному налогу в зависимости от расходов понесенных налогоплательщиками на содержание детей в детских дошкольных учреждениях, их обучение, повышение собственной квалификации, оказание помощи престарелым лицам и многое др., государство берет на себя заботы по обеспечению социальной стабильности и справедливости в обществе.
Создание системы налогообложения личных доходов в рамках налоговой системы государства очень сложная задача. Однако, наряду с фискальными задачами, система подоходного обложения граждан должна выполняет ряд социальных задач. Ее следует строить с учетом большого количества факторов личного и семейного характера, что приводит к усложнению законодательства. Сложность налога объективно оправдана в условиях, когда основная тяжесть обложения лежит на гражданах и, соответственно, приобретает особое значение соблюдение принципов социальной справедливости.
Практическим выражением реализации этих принципов является в первую очередь ослабление неравенства в доходах. Степень неравенства в распределении доходов после вычета налога должна быть меньше, чем до налогообложения.
В то же время подоходное обложение должно строиться таким образом, чтобы обеспечить эффективность функционирования налога. Мерилом эффективности налогообложения в странах с развитой рыночной экономикой выступает его нейтральность по отношению к различным видам экономической активности. Подоходный налог может влиять на выбор между трудом и свободным временем.
Также эффективность подоходного налога связана с сохранением по возможности благосостояния налогоплательщиков. Чем сильнее выражена прогрессия налога, тем больше будут потери в благосостоянии, т. е. тем менее эффективным будет налог.
Выполнение социальной задачи способствует устранению или смягчению существующей и по возможности предупреждение назревающей социальной напряженности в обществе, выравниванию социального положения людей. От государства на данном этапе требуется максимально возможное устранение резкой дифференциации доходов различных слоев населения, эффективное решение все более усложняющихся проблем пенсионного обеспечения, поддержка наиболее социально незащищенных слоев населения, а также обеспечение людей комфортным жильем, надлежащими услугами в сферах образования и здравоохранения [22, c.18].
Решить эти проблемы можно используя в качестве инструмента систему налогообложения личных доходов, в частности налог на доходы физических лиц.
Необходимо и возможно реформирование этой системы, прежде всего:
Исходя из сути понятия «чистый доход» налогоплательщику должен предоставляться необлагаемый минимум, величина которого в идеале должна соответствовать прожиточному минимуму.
Необлагаемый минимум может предоставляться в двух формах:
1) из подлежащего обложению дохода вычитается определенная твердая сумма;
2) налогом облагаются доходы плательщика, начиная с определенной суммы (доходы ниже этой суммы облагаются по нулевой ставке).
Переход на посемейное налогообложение в России потребовал бы решения ряда возникающих вопросов. Прежде всего, должны быть определены четкие критерии отнесения групп лиц, совместно ведущих хозяйство и живущих, к общности людей, которую называют «семья». Может быть такое определение: «семья – это проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг(а), дети и родители, а также иные родственники и их супруги, на законном основании проживающие на данной территории». Для поощрения браков и укрепления семьи необходимо ввести градацию не только по доходу семей, но и по наличию или отсутствию иждивенцев: маленьких детей, неработающих пенсионеров, находящихся на содержании своих взрослых детей. Таким образом, будет стимулироваться поддержка пенсионеров, рождаемости, более уверенное планирование людьми своих расходов и накоплений.
Таким образом, процесс реформирования налога на доходы физических лиц должен идти постепенно и плавно. Следует осуществлять его не в один налоговый период, вероятно, потребуется переходный период. Например, введение прогрессивной шкалы налогообложения может вызвать негативную реакцию со стороны той части населения, которая при этом будет уплачивать больший, чем раньше, налог. Для этого следует в переходный период установить жестко фиксированный уровень дохода, с которого начинает действовать повышенная ставка. В этом случае будет существенно смягчена участь и малообеспеченных слоев населения, и, частично, людей со средним уровнем доходов.
Итак, каждый работающий, чей доход облагается по ставке 13 %, имеет право на получение следующих вычетов: стандартных, социальных, имущественных, по операциям с ценными бумагами и профессиональных. По каждому вычету действует ограничение в размере фактически произведённых расходов в налоговом периоде. Через систему налоговых вычетов государство осуществляет защиту прав и интересов граждан, предоставляет социальную поддержку наименее защищённым слоям населения. Так социальные вычеты реализуют права на социальную помощь и социальное обеспечение, на медицинскую помощь, на образование и многое другое. Но с каждым годом размер предоставляемых вычетов становится менее ощутимым, т.к. механизм взимания НДФЛ в России весьма не гибкий с точки зрения реагирования на происходящие инфляционные процессы. Поэтому необходимо качественное реформирование налога с учётом экономической ситуации в стране.
Таким образом, налог на доходы физических лиц является одним из экономических рычагов государства, с помощью которого оно решает различные экономические и социальные задачи, обеспечивая достаточное количество денежных поступлений в бюджеты всех уровней, регулирование уровня доходов населения и соответственно структуру личного потребления и сбережений граждан.
Помимо того,
что государство удерживает этот
налог с доходов граждан, оно
также даёт возможность вернуть
уплаченный налог путём предоставления
налогоплательщикам права на получение
налоговых вычетов. В зависимости
от характера произведённых
Несмотря на то, что налоговые вычеты по НДФЛ призваны служить инструментом для реализации конституционного принципа равенства, приходиться констатировать тот факт, что в современном виде система данных вычетов в полной мере не обеспечивает социальное регулирование. Однако сам механизм предоставления налоговых вычетов по НДФЛ имеет возможности для реализации регулирующей и социальной функций. Стоит отметить, что для лучшей реализации принципа равенства следует довести размер стандартных вычетов до уровня прожиточного минимума и ежегодно его индексировать, так как с течением времени инфляция заметно сказывается на реальной величине вычета. Этого же правила стоит придерживаться и в отношении других налоговых вычетов по НДФЛ, среди которых социальный и имущественный вычеты в их фиксированной части.
В курсовой работе была изучена эволюция подоходного налогообложения в России и рассмотрены налоговые вычеты, применяемые на территории РФ; выявлена социальная значимость налоговых вычетов и представлены пути реформирования налога на доходы физических лиц.
Библиографический список
Книги, монографии, статьи
Информация о работе Социальная значимость налоговых вычетов по НДФЛ