Социальная значимость налоговых вычетов по НДФЛ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 09:08, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – исследовать социальную значимость налоговых вычетов, используемых в подоходном налогообложении.
Исходя из цели, можно сформулировать следующие задачи:
изучить эволюцию подоходного налогообложения в России;
рассмотреть налоговые вычеты, применяемые на территории РФ;
выявить социальную значимость налоговых вычетов по НДФЛ.

Содержание работы

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы обложения налогом на доходы физических лиц в России
1.1. Эволюция подоходного налогообложения в России 5
1.2. Экономическое содержание НДФЛ 7

Глава 2. Практика применения налоговых вычетов по НДФЛ
2.1. Налоговые вычеты, применяемые на территории РФ 9
2.2. Социальная значимость налоговых вычетов по НДФЛ 24
2.3. Пути реформирования налога на доходы физических лиц 27

Заключение 30
Библиографический список 31

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 74.73 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФГБОУ ВПО ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО

 

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

КАФЕДРА «ЭКОНОМИКА, НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ»

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

по  дисциплине «Налогообложение физических лиц»

на  тему: Социальная значимость налоговых вычетов по НДФЛ

 

 

 

 

 

Выполнила студентка

очной формы обучения

группы  ЭНС-908-О

Киселёва  Светлана Валерьевна

 

___________________

                                                                                                                            (подпись студентки)

 

Научный руководитель

к.и.н., доцент

Миллер  Надежда Викторовна

 

 

 

Омск - 2011

Содержание 

 

Введение 

3

   

Глава 1. Теоретические основы обложения налогом на доходы физических лиц в России

 
    1.  Эволюция подоходного налогообложения в России

5

    1. Экономическое содержание НДФЛ

7

   

Глава 2. Практика применения налоговых вычетов по НДФЛ

 

2.1. Налоговые вычеты, применяемые на территории РФ

9

2.2. Социальная значимость налоговых вычетов по НДФЛ

24

2.3. Пути реформирования налога на доходы физических лиц

27

   

Заключение 

30

Библиографический список

31


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Налоги являются необходимым звеном экономических  отношений в обществе. Подоходный налог является наиболее традиционной формой обложения доходов физических лиц, взимаемых на протяжение всего  исторического развития государства. Значимость налога в налоговой политике определяется не только удельным весом  в доходах бюджета, но и интересами почти половины населения страны или всей её трудоспособной части. Это  связано с тем, что плательщиками  налога выступает каждое физическое лицо, получившее доход, то есть данные вопросы касаются практически каждого  человека.

Вопрос правильного  применения налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц является одним из основных в налогообложении  доходов физических лиц, определении  налоговой базы по рассматриваемому налогу.

Тема курсовой работы является актуальной, так как, рассматривая подоходное налогообложение, невозможно не уделить внимание такой категории, как налоговые вычеты, предоставляемые государством в целях социальной поддержки различных слоёв населения. Порядок предоставления налоговых вычетов в России отражен в работах таких авторов, как Поляка Г.Б., Алиева Б.Х., Толкушкина А.В. и многих других.

Объектом исследования является налоговая система, а предметом исследования – вопросы применения налоговых вычетов по НДФЛ.

Цель курсовой работы – исследовать социальную значимость налоговых вычетов, используемых в подоходном налогообложении.

Исходя из цели, можно сформулировать следующие задачи:

    • изучить эволюцию подоходного налогообложения в России;
    • рассмотреть налоговые вычеты, применяемые на территории РФ;
    • выявить социальную значимость налоговых вычетов по НДФЛ.

При написании  курсовой работы были использованы исторический метод, метод научной абстракции, методы анализа и синтеза экономической информации.

Курсовая  работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка литературы.

Во введении обосновывается актуальность выбранной  темы.

В первой главе  рассматриваются теоретические основы обложения налогом на доходы физических лиц в России.

Во второй главе анализируется  социальная значимость налоговых вычетов по НДФЛ. В заключении обобщаются выводы, сделанные в ходе написания курсовой работы.

Библиографический список состоит из 25 источников, включая книги, монографии, статьи и материалы интернет.

 

Глава 1. Теоретические основы обложения налогом на доходы физических лиц в России

    1.  Эволюция подоходного налогообложения в России

В России порядок  исчисления и уплаты налогов с  граждан неоднократно изменялся. Причем, так как после 1917 г. доходы основных слоёв населения были крайне низкими, поэтому в определённые периоды  строительства социализма даже самые  высокие налоги не имели решающего  значения для государственного бюджета. В СССР прямые налоги с населения формировали лишь 8-9% доходов бюджета, а доля подоходного налога варьировалась в пределах 6-8%. Но уже с начала 1990-х гг. в налоговой системе РФ по сумме поступлений налоги с граждан выходят на третье место [21, c. 402].

1991  г.  является годом создания Государственной  налоговой службы РСФСР. В это  время началось формирование  налоговой системы, адаптированной  к рыночным отношениям, переход  к которым начал осуществляться  в стране.

В конце 1991 г. на основании Декларации о суверенитете республики в России был принят ряд  законов о порядке применения на территории РСФСР союзных законов  о налогах. Это позволило в  значительной мере преодолеть дискриминационный  характер союзного законодательства по отношению к гражданам, занятым в различных по характеру собственности секторах экономики, а также несколько снизить прогрессивность налогообложения. Был повышен минимальный необлагаемый доход и понижена предельная ставка налога с 60 до 50%. После денежной реформы 1991 г. предельная ставка налога была снижена до 30, а минимальная – до 12% [16, c. 183].

7 декабря  1991 г. был принят Закон Российской  Федерации № 1998-1 «О подоходном  налоге с физических лиц». Этот  Закон действовал до 2001 г. Согласно  этому закону доход физических  лиц, имеющих постоянное место  жительство в России, подлежал  обложению как в части, полученной  от источников в Российской  Федерации, так и за её пределами.  Если сопоставить этот закон  с предшествующими, то можно увидеть дальнейший отход от шедулярного налогообложения в пользу глобального. Глобальный налог устанавливается на размер совокупного дохода независимо от его источников. При шедулярном налогообложении разные категории доходов облагаются по разным правилам и ставкам.

Принципиальным  для данного налога было прогрессивное  налогообложение с минимальной  ставкой 12 % и максимальной комбинированной  ставкой, по совокупности превышающей 35 %. За время действия этого закона в него было внесено более 30 изменений, в том числе пять раз менялись прогрессивные налоговые ставки. Важным моментом в системе налогообложения доходов физических лиц было выделение физических лиц, занимающихся индивидуальной предпринимательской деятельностью.

С 2001 г. после  вступления в силу гл. 23 Налогового кодекса РФ стала применяться  шедулярная форма подоходного налога, т.е. дифференциация ставок в зависимости  от источника доходов.

В новой редакции Налогового кодекса РФ подоходный налог  с физических лиц стал называться налогом на доходы физических лиц. Данный налог по уровню управления является федеральным налогом, который взимается на всей территории по единым ставкам. С 1 января 2002 г. налог на доходы физических лиц в полном объёме остаётся в распоряжении региональных и местных бюджетов для выполнения поставленных перед ними социальных задач [15, c. 221].

Таким образом, рассматривая эволюцию подоходного налогообложения в России, видно, что произошли изменения в названии самого налога: подоходный налог с физических лиц стал называться налогом на доходы физических лиц, как изменились ставки налога на доходы физических лиц, как осуществился переход от прогрессивной системы налогообложения к шедулярной, которая действует в настоящее время.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1.   Экономическое содержание НДФЛ

Налог на доходы физических лиц является важным источником доходной части бюджетов субъектов  Российской Федерации и занимает 3-е место после НДС и налога на прибыль организаций. В консолидированном  бюджете страны НДФЛ стоит на 6-м  месте. В разные годы от 70 до 95% суммы  этого налога распределялось в пользу региональных бюджетов [16, c. 185] . Это единственный налог, который существовал в нашей стране в годы советской власти, когда практически отсутствовала налоговая система.

В современных  условиях практически во всех странах  используется система индивидуального  общеподоходного обложения с  различной степенью прогрессии. Что  касается России, то с 2001 г. ставка налога едина – 13%. Данный налог относится к регулирующим налогам, т.е. используется для регулирования доходов нижестоящих бюджетов – в виде процентных отчислений по нормативам, утверждаемым в установленном порядке на очередной финансовый год.

Подоходный  налог является одним из инструментов регулирования экономики, с помощью  которого государство пытается решить различные трудносовместимые задачи обеспечения достаточных денежных поступлений в бюджеты всех уровней, регулирования уровня доходов населения и соответственно структуры личного потребления и сбережений граждан, стимулирования наиболее рационального использования получаемых доходов, облегчения положения наименее защищённых категорий населения. Несмотря на значительную фискальную роль налога на доходы физических лиц, его поступления в России значительно ниже по сравнению с зарубежными странами.

Относительно  небольшая роль налога в формировании доходной базы бюджета отражает низкий уровень доходов большинства  россиян. В то же время на сравнительно низкий уровень поступлений налога на доходы влияют и другие факторы (в  частности, высокий уровень укрывательства доходов из-за низкой налоговой культуры и несовершенства системы декларирования доходов граждан). По мере повышения  жизненного уровня населения и развития налоговой культуры роль налога на доходы физических лиц в нашей  стране будет возрастать [18, c. 272].

Целями взимания и основными чертами налога на доходы физических лиц в России является то, что:

    • данный налог является «личным», т.е. его объект – это не усреднённый доход, а доход, полученный конкретным налогоплательщиком;
    • подоходное налогообложение физических лиц соответствует основным принципам налогообложения – всеобщности, равномерности и эффективности;
    • данный налог относительно регулярно поступает в доходы бюджета, что немаловажно для его пополнения;
    • основной способ взимания данного налога – у источника выплаты доходов, что является простым и эффективным механизмом контроля за полнотой, своевременностью и правильностью перечисления средств в бюджет.

В практику подоходного обложения физических лиц был введен еще один новый  принцип — установление не облагаемого  налогом минимума годового совокупного  дохода, на который уменьшается сумма  годового дохода, а также вычетов  из годового совокупного дохода. С  принятием Налогового кодекса, не облагаемый налогом минимум стал называться стандартным налоговым вычетом [15, c. 220].

Преимущество  этого налога заключается также  в том, что его плательщиками  является практически все трудоспособное население страны, вследствие чего его поступления могут без  перераспределения зачисляться  в любой бюджет: от местного до федерального. К тому же этот налог - достаточно стабильный и устойчивый доходный источник бюджетов.

НДФЛ - самый  перспективный в смысле его продуктивности. При прочих равных условиях он легче  других налогов контролируется налоговыми органами, от его уплаты сложнее  уклониться недобросовестным налогоплательщикам.

Указанные особенности НДФЛ накладывают на законодательные и исполнительные органы любой страны огромную экономическую  и социальную ответственность за построение этого налога, установление размера необлагаемого минимума, налоговых льгот и вычетов.

Несмотря  на хорошо развитые механизмы контроля за сбором налога, НДФЛ играет недостаточную роль в формировании доходной базы российского бюджета. Возьмем, к примеру, получившее широкое распространение чисто российской практикой укрывательства от налогообложения лиц с высокими доходами, в связи, с чем в бюджет поступает только часть всех положенных сумм этого налога. Вместе с тем, основную долю этого налога обеспечивают в бюджете РФ поступления от доходов малообеспеченной части населения, поскольку здесь наиболее низкий процент укрывательства от налогов.

Информация о работе Социальная значимость налоговых вычетов по НДФЛ