Шпаргалка по «Налогам и налогообложению»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 19:44, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Налогам и налогообложению»

Файлы: 1 файл

ответы на экзамен.docx

— 53.21 Кб (Скачать файл)

Такой порядок предполагает тесное взаимодействие органов казначейства и налоговых органов в процессе исполнения доходной части бюджета  и учета платежей.

Работниками отдела учета  и отчетности налоговой инспекции  ведутся реестры, книги учета, лицевые  счета плательщиков и другие формы  учета и составляется отчетность в установленном порядке. Работник по учету отвечает за правильность ведения учета и составления  отчетности, а также за правильность производимых возвратов средств  из бюджета и за сохранность документов.

Налоговые инспекции для  ведения учета поступления налогов  и других обязательных платежей в  федеральный бюджет получают выписки  из банковских счетов, копии платежных  поручений и квитанции об уплате платежей от органов Федерального казначейства.

Налоговые органы открывают  лицевые счета на каждого плательщика  по каждому виду налога и платежа  в бюджет. В них отражают начисленные  суммы налогов и платежей, причитающихся  к уплате и фактически поступивших  в бюджет и внебюджетные фонды, а  также суммы начисленных и  поступивших пеней и финансовых санкций.

Для сводного учета поступающих  в бюджет сумм, а также возвращенных из бюджета платежей и выплат налоговыми инспекциями ведется реестр поступлений, возвратов и выплат. Этот реестр ведется по видам налогов и  платежей в соответствии с бюджетной  классификацией.

В реестре ведется также  учет сводных итогов поступлений  по налогу на доходы физических лиц, удерживаемому  организациями, и по государственной  пошлине.

Вопрос 28

Налоговое законодательство Российской Федерации различает  случаи излишней уплаты налогов в  бюджет и излишнего взыскания  средств налоговыми органами. В первом случае речь идет об ошибках, допущенных самим налогоплательщиком, во втором - сотрудниками налоговой инспекции.

Сумма излишне уплаченного  налога, в соответствии со статьей 78 НК РФ, подлежит зачету в счет предстоящих  платежей налогоплательщика по этому  или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику.

Зачет или возврат суммы  излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета  налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено статьей 78 НК РФ.

Зачет суммы излишне уплаченного  налога в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного  заявления налогоплательщика по решению налогового органа.

По заявлению налогоплательщика  и по решению налогового органа сумма  излишне уплаченного налога может  быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот  же бюджет (внебюджетный фонд), в который  была направлена излишне уплаченная сумма налога.

Налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам. Налоговый орган обязан проинформировать налогоплательщика о вынесенном решении о зачете сумм излишне  уплаченного налога не позднее двух недель со дня подачи заявления о  зачете.

Сумма излишне уплаченного  налога подлежит возврату по письменному  заявлению налогоплательщика. В  случае наличия у налогоплательщика  недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным  тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне  уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы  в счет погашения недоимки (задолженности).

Вопрос 30

Законодательство РФ предоставляет  налоговой службе право взыскивать долги по налогам, пени, сборам и  штрафам в бесспорном, т.е. внесудебном, порядке. В предлагаемой статье автор  раскрывает механизм такого взыскания  с учетом арбитражной практики, а  также обращает внимание на случаи, когда налоговые органы могут  взыскать налоговые долги только в рамках судебной процедуры.

 

 

 

Обязанность фирм и предпринимателей уплачивать установленные законодательством  налоги и сборы определена в пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ, а в пп. 9 п. 1 ст. 31 сказано, что налоговые инспекторы вправе взыскивать недоимки по налогам, пени и штрафы в порядке, определенном Кодексом.

 

Если налоговая инспекция  нарушит установленный порядок, она может утратить возможность  принудительно взыскать с "провинившейся" организации сумму налоговых  обязательств.

 

Факт наличия налоговой  задолженности перед государственным  бюджетом является достаточным правовым основанием для того, чтобы инспекция  начала процедуру принудительного  взыскания (п. 6 ст. 45 НК РФ).

 

По общему правилу налоговые  органы вправе взыскивать налоговые  долги, в том числе штрафы, без  обращения в суд независимо от размера санкций в порядке, установленном  налоговым законодательством. Судебная процедура взыскания налогов  или пени, сборов и штрафов применяется  в специально установленных законом  случаях. Перечислим их:

 

- взыскание обращено на  имущество гражданина, который не  является индивидуальным предпринимателем;

 

- налоговый орган пропустил  срок для принятия решения  о бесспорном взыскании налога;

 

- взыскание происходит  с бюджетной организации, которой  открыт лицевой счет;

 

- налоговый орган изменил  юридическую квалификацию сделки  или поменялся статус и характер  деятельности налогоплательщика;

 

- инспекторы взыскивают  недоимки, числящиеся более трех  месяцев за организациями, являющимися  зависимыми обществами, с соответствующих  основных предприятий в случаях,  когда на счета последних в  банках поступает выручка за  реализуемые зависимыми обществами  товары, и наоборот;

 

- возложение солидарной  ответственности по уплате налогов,  сборов на правопреемников предприятия  при его реорганизации (разделении, выделении) в порядке, указанном  в п. п. 7, 8 ст. 50 НК РФ;

 

- возложение субсидиарной  ответственности по уплате налогов,  пеней, сборов, штрафов на учредителей  (участников) организации в случаях,  указанных в п. 2 ст. 49 НК РФ, при  условии, что субсидиарными должниками  являются физические лица.

 

Процедура принудительного  взыскания задолженности начинается с того, что налоговая инспекция  направляет "провинившейся" организации  требование об уплате определенной суммы  налога (пени), сбора или штрафа.

Вопрос 33

Уполномоченный орган  в делах о банкротстве - Федеральная  налоговая служба

 

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.05.2004 N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в  делах о банкротстве и в  процедурах банкротства" органом, уполномоченным представлять интересы Российской Федерации  как кредитора в делах о  банкротстве и в процедурах банкротства, является ФНС России.

 

ФНС России осуществляет свои полномочия как непосредственно, так  и через территориальные налоговые  органы, выполняющие функции уполномоченного  органа на основании доверенностей, выданных в установленном порядке.

 

Подача налоговыми органами в суд заявления о введении процедуры банкротства

 

При подаче заявления о  введении процедуры банкротства  в арбитражный суд, включении  в реестр кредиторов требований по уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам, осуществлении иных действий, направленных на выполнение функций уполномоченного  органа, в качестве такового в реестре  кредиторов подлежит указанию ФНС России. При этом налоговый орган обязан сообщить суду и всем заинтересованным сторонам следующее: поскольку непосредственное осуществление функций уполномоченного  органа возложено на работников территориальных  налоговых органов, всю корреспонденцию  по делу о банкротстве и процедуре  банкротства следует направлять по адресу территориального налогового органа.

 

В случае неисполнения должником  требований Российской Федерации в  размере, установленном Законом  о банкротстве, уполномоченный орган  не ранее чем через 30 дней, но не позднее  чем через 90 дней с даты направления  судебному приставу-исполнителю  постановления налогового органа о  взыскании налога (сбора) за счет имущества  должника или соответствующего исполнительного  листа либо по истечении 30 дней с  даты получения уведомления (уведомлений) о наличии задолженности по обязательным платежам или уведомления (уведомлений) о задолженности по денежным обязательствам перед Российской Федерацией от федеральных  органов исполнительной власти, выступающих  кредиторами по денежным обязательствам (их территориальных органов), принимает  решение о направлении в арбитражный  суд заявления о признании  должника банкротом.

 

Заявление о признании  должника банкротом должно быть направлено в арбитражный суд в пятидневный  срок со дня принятия соответствующего решения.

 

 

Вопрос 35

Формой изменения срока  уплаты налога или сбора может  быть отсрочка, рассрочка или инвестиционный налоговый кредит. Какиелибо иные способы, предоставляющие налогоплательщику возможность более поздней уплаты налогов, сборов или пеней налоговым законодательством не предусмотрены и, следовательно, не подлежат применению.

Отсрочка по уплате налога представляет собой изменение срока  исполнения налоговой обязанности  с единовременным погашением налогоплательщиком суммы задолженности.

Рассрочка по уплате налога заключается в предоставлении налогоплательщику  возможности изменить срок исполнения налоговой обязанности с последующей  поэтапной уплатой суммы задолженности. Погашение налоговой задолженности  посредством рассрочки платежа  осуществляется частями с установленной  периодичностью, но в любом случае срок погашения последней суммы  части налога не должен превышать  шести месяцев.

Отсрочка или рассрочка  уплаты налога могут быть предоставлены  по одному или нескольким видам обязательных платежей на срок не менее одного, но не более шести месяцев. Течение  срока изменения исполнения налоговой  обязанности начинается с момента  наступления общего срока уплаты налога.

Отсрочка или рассрочка  уплаты налога предоставляется на основании  письменного заявления заинтересованного  лица. Подобное заявление составляется в двух экземплярах, один из которых  подается в соответствующий уполномоченный государственный (муниципальный) орган, а второй в десятидневный срок направляется в налоговый орган  по месту учета налогоплательщика.

Перенос срока исполнения налоговой обязанности в форме  отсрочки или рассрочки возможен при наличии одного из обстоятельств, указанных в ст. 64 НК РФ.

В зависимости от императивности для уполномоченного органа обстоятельства, являющиеся основаниями для изменения  срока уплаты налога, подразделяются следующим образом.

1. Обстоятельства, подлежащие  безусловному учету. При их  наличии уполномоченный орган  не вправе отказать заинтересованному  лицу в отсрочке или рассрочке  уплаты налога. Такими основаниями  служат:

• причинение налогоплательщику  ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или  иные обстоятельства непреодолимой  силы;

• задержки налогоплательщику  финансирования из бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа.

Единственным ограничением изменения срока исполнения налоговой  обязанности при наличии данных обстоятельств является сумма причиненного заинтересованному лицу ущерба, сумма  бюджетного недофинансирования либо сумма  неоплаты государственного заказа —  в пределах названных сумм отсрочка или рассрочка уплаты налога предоставляется  в обязательном порядке.

2. Обстоятельства, учитываемые  по усмотрению уполномоченного  органа. При их наличии возможно, но не обязательно предоставление  отсрочки. Такими основаниями служат:

• угроза банкротства налогоплательщика  в случае единовременной выплаты  им налога;

• бедственное имущественное  положение физического лица, исключающее  возможность единовременной выплаты  налога;

• сезонный характер производства и (или) реализации товаров, работ или  услуг налогоплательщиком.

Перечень обстоятельств, учитываемых при предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты налогов, не является исчерпывающим. В отношении  налогов, подлежащих уплате в связи  с перемещением товаров через  таможенную границу Российской Федерации, подобные основания могут быть дополнены  ТмК РФ. Кроме федерального законодательства законами субъектов РФ могут быть установлены дополнительные основания и иные условия изменения срока исполнения налоговой обязанности, но только по отношению к региональным и местным налогам.

Бюджетный кредит предоставляется  на условиях возмездности и при условии представления заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату указанного кредита (п. 1 ст. 76 БК РФ).

Способами обеспечения исполнения обязательств по возврату бюджетного кредита могут быть только банковские гарантии, поручительства, залог имущества, в том числе в виде акций, иных ценных бумаг, паев, в размере не менее 100% предоставляемого кредита. Обеспечение  исполнения обязательств должно иметь  высокую степень ликвидности (п. 3 ст. 76 БК РФ).

При неспособности налогоплательщика  обеспечить исполнение обязательств по бюджетному кредиту названными способами  бюджетное законодательство исключает  возможность изменения срока  уплаты налогов.

Обязательным условием предоставления бюджетного кредита является проведение предварительной проверки финансового  состояния налогоплательщика —  получателя кредита. Предварительный  финансовый контроль может быть осуществлен  финансовым органом соответствующего территориального уровня либо по его  поручению иным уполномоченным органом.

Во время действия договора бюджетного кредита уполномоченные органы имеют право контролировать финансовохозяйственную деятельность налогоплательщика.

Особой формой изменения  срока исполнения налоговой обязанности  является инвестиционный налоговый  кредит, который отличается от отсрочки, рассрочки или налогового кредита  специфичными основаниями предоставления, сроком переноса налоговых платежей, правилами накопления и погашения  налоговой задолженности и причитающихся  процентов за пользование кредитом. Он представляет собой такое изменение  срока уплаты налога, при котором  организации при наличии оснований, указанных в ст. 67 НК РФ, предоставляется  возможность в течение определенного  срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой  суммы кредита и начисленных  процентов. Инвестиционный налоговый  кредит может быть предоставлен на срок от одного года до пяти лет.

Информация о работе Шпаргалка по «Налогам и налогообложению»