Анализ основных налоговых платежей ОАО «Приорбанк»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 02:01, курсовая работа

Описание работы

Главной целью данной темы является рассмотрение особенностей функционирования и развития налогообложению банков Республики Беларусь на современном этапе.
В курсовой работе особое внимание уделено решению следующих задач:
изучению теоретических основ функционирования и развития системы налогообложения страны;
анализу построения налоговой системы в Республике Беларусь и её изменения на протяжении нескольких лет;
анализу налоговых выплат проводимых банковскими учреждениями;
анализу проведения выплат по налогообложению на ОАО «Приорбанк»;
выявлению путей совершенствования системы налогообложения в банках.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ...............6
1.1. Понятие, сущность и функции налогов..............................................................6
1.2. Принципы и виды налогообложения в Республике Беларусь..........................9
1.3. Налогообложение банковских учреждений.....................................................15
1.3.1. Налог на прибыль............................................................................................16
1.3.2. Налог на добавленную стоимость..................................................................22
1.3.3. Налог на доходы физических лиц..................................................................24
1.3.4. Налог на операции с ценными бумагами......................................................25
2. АНАЛИЗ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГОВ БАНКАМИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «ПРИОРБАНК»............................................................................27
2.1. Анализ основных налоговых платежей ОАО «Приорбанк»..........................28
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ БАНКОВ......................35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ................................................43

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 102.18 Кб (Скачать файл)

Эффективная ставка налога на прибыль отличается от официальных  ставок налогообложения прибыли. Ниже приведён расчёт для приведения расходов по налогу на прибыль, рассчитанному  по официальным ставка, в соответствие с фактическими расходами по налогу на прибыль отражено в Таблице 2.1.

Таблица 2.1 ‒ Расходы по налогу на прибыль (в млн. бел. руб. с учётом покупательской способности бел. рубля на 31.12.2011)

 

2011 г.

2010 г.

Прибыль до налогообложения

377148

500148

Законодательно установленная  комбинированная ставка налога

24%

26,28%

Теоретические расходы  по налогу на прибыль по официальной  налоговой ставке

90516

131439

Налоговая льгота по капиталовложениям

(16487)

(16535)

Прочие налоговые льготы и кредит

(1011)

(4840)

Налог на недвижимость и  налог на доход от дивидендов

(42)

(86)

Прибыль дочерних компаний, облагаемая налогом по другим ставкам

(1248)

(190)

Расходы, не уменьшающие  налогооблагаемую базу:

- ценные бумаги

14653

-

- заработана плата и  связанные расходы

13052

16935

- резервы

7657

3078

- страхование

4785

5978

- благотворительность

2411

4533

- расходы на консультационные  услуги, рекламу и представительство

1907

1401

- курсовые разницы

-

753

- амортизация

886

1094

- техническое обслуживание  и ремонт

692

1771

- выбытие основных средств

399

390

- налоги, кроме налога  на прибыль

269

366

- прочие

211

540

Изменение отложенных налоговых  активов, не отражённых в отчёте о  финансовом положении

(2971)

1684

Эффект изменения ставки налогообложения

(15772)

(1092)

Расходы по налогу на прибыли

302604

188647


Примечание. Источник [22, с. 35]

Отложенные налоговые  активы признаются для всех вычитаемых временных разниц в той мере, в какой существует вероятность того, что будет получена налогооблагаемая прибыль, против которой вычитаемые временные разницы могут быть зачтены. Оценка вероятности на прогнозах руководства относительно будущей налогооблагаемой прибыли и дополняется суждениями руководства Банка.

Отложенные налоговые  активы и обязательства на 31 декабря, а также их движение за соответствующие  годы, включают в себя следующие  позиции, представленные в Таблице 2.2:

Таблица 2.2 ‒ Отложенные налоговые активы и обязательства на 31 декабря (в млн. бел. руб. с учётом покупательской способности бел. рубля на 31.12.2011)

   

Возникновение и уменьшение временных разниц

 

Возникновение и уменьшение временных разниц

 
 

2009г.

В отчёте о прибылях и  убытках

В составе прочего совокупного  дохода

2010г.

В отчёте о прибылях и  убытках

В составе прочего совокупного  дохода

2011г.

Отложенные налоговые  активы

77466

(17717)

-

59749

(38700)

-

21049

Отложенные налоговые  активы, не отражённые в отчёте о  финансовом положении

(2071)

(1496)

-

(3567)

2971

-

(596)

Отложенный налоговый  актив, чистая сумма

75395

(19213)

-

56182

(35729)

-

20453

Отложенное налоговое  обязательство

(102565)

31826

812

(69927)

(563)

(1769)

(725259)

Чистые активы по отложенному налогу

(27170)

10144

812

(13745)

(43451)

(1751)

(51806)


Примечание: Источник [22, с. 36]

На 31 декабря 2011г. «Приорбанком»  и его дочерними компаниями СООО «Райффайзен-лизинг» и УП «Дом-офис 2000» были признаны отложенные обязательства  в сумме 37055 млн. бел. рублей, 14329 млн. бел. рублей и 422 млн. бел. рублей, соответственно.

На 31 декабря 2010г. «Приорбанком»  было признано отложенное налоговое  обязательство в сумме 14546 млн. бел. рублей; его дочерняя компания СООО «Райффайзен-лизинг» признала отложенные обязательства в сумме 801 млн. бел. рублей. [22]

Белорусское налоговое законодательство и нормативно-правовые акты, а также  иные оперативные вопросы, включая  валютные и таможенные нормативно-правовые акты, продолжают развиваться. Законодательство и нормативно-правовые акты допускают  различные толкования со стороны  местных, региональных и республиканских  властей, а также иных государственных  органов. Случаи различного толкования нередки. В то же время, существует риск, что сделки и интерпретации, которые  ранее не подвергались сомнению, могут  быть подвергнуты сомнению властями в будущем. Налоговые периоды  по-прежнему открыты для проверки властями на протяжении неопределённого периода времени. Данные факты обуславливают наличие в Беларуси значительно более существенных налоговых рисков, нежели обычно присутствуют в странах с более развитой налоговой системой, однако с течением времени данный риск сокращается. Определение суммы непредъявленных исков, которые могут возникнуть в результате любых неблагоприятных обстоятельств (при их наличии), является нецелесообразным.

 

3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ БАНКОВ

В настоящее время существует огромное количество законодательных  актов в этой области. С одной  стороны, это говорит о постоянном развитии законодательства в сфере  налогообложения, однако, вместе с тем, существуют и недостатки, главные  из которых – противоречие одного законодательного акта другому и  некорректное изложение информации в них – приводит к ошибкам  в бухгалтерском и налоговом  учёте. Правильное и чёткое понимание  налогового законодательства возможно только через систематизацию и кодификацию  всех документов в сфере налогообложения. Многочисленные особенности порядка  формирования налогооблагаемой базы по применяемым налогам, изменение  налоговых платежей в течение  года, в связи с постоянным реформированием  налогового законодательства вынуждают  субъекты хозяйствования затрачивать  большие средства на налоговое администрирование. Отсюда следует, что банки получают меньшую чистую прибыль, чем могли  бы, если бы не дополнительные затраты  на налоговое администрирование.

В частности весьма актуальной и дискуссионной является проблема определения налоговой нагрузки в целом и её влияния на кредитные  операции банка. Налоговая система  государства признается эффективной, если её реформирование приводит к  снижению данного показателя применительно  к юридическим лицам.

По оценкам специалистов, налоговая нагрузка на банковский сектор в Республике Беларусь в 3-12 раз больше, чем в странах ЕС. Несмотря на ежегодное снижение налоговой нагрузки, её уровень по-прежнему остаётся достаточно высоким и это снижает показатели результативности работы коммерческих банков. Поэтому необходимо корректировать налоговое законодательство, касающееся банковского сектора, по трём направлениям: снизить налогообложение доходов, полученных от операций с акциями  и облигациями, расширить перечень затрат, включаемых в себестоимость  банковских продуктов и услуг, исключить  так называемые непрофильные налоги.

Безусловно, шаги в этом направлении  уже делаются, т.к. реализация подобных мероприятий позволит не только повысить оценку инвестиционного климата, но и будет способствовать увеличению притока ресурсов из-за рубежа, стимулировать конкуренцию на внутреннем рынке банковских услуг и содействовать развитию новых банковских продуктов.

Одним из источников получения  прибыли банком являются операции на рынке ценных бумаг. Налогообложение операций с ценными бумагами в большинстве стран имеет ряд особенностей. Как правило, сделки с ценными бумагами облагаются несколькими видами налогов. Перечень налогов, взимаемых с данных операций, показывает, что обложению подлежат, как доходы, приносимые данным видом активов (процентные доходы и доходы от прироста рыночной стоимости капитала), так и собственность на ценные бумаги и их оборот.

В связи с унификацией  европейского законодательства в рамках ЕС были выработаны рекомендации по концептуальным вопросам подоходного и косвенного налогообложения ценных бумаг. Комиссия ЕС предложила, чтобы все сделки с ценными бумагами были освобождены  от налога с оборота. На рынке еврооблигаций  налога на процентные доходы не существует. Европейские коммерческие бумаги и  евроноты также не облагаются налогом  на процентные доходы.

3 августа 2010 года по  решению Правительства Республики  Беларусь были выпущены еврооблигации.  Выпуск привлёк внимание широкого  круга инвесторов из разных  регионов мира и был переподписан  в три раза. Заявки на участие  в размещении были получены  от 145 инвесторов на общую сумму  1,5 млрд. долл. США. 25 августа 2010 г., осуществила  доразмещение еврооблигаций на  сумму 400 млн. долл. США в дополнение  к дебютному выпуску еврооблигаций  на сумму 600 млн. долл. США. ОАО  “АСБ Беларусбанк” принял участие  в качестве со-организатора выпуска.  С выходом республики на рынок  еврооблигаций, возникает проблема  законодательного регулирования  в частности налогового регулирования   прямого и косвенного налогообложения  данных ценных бумаг.

Как уже было отмечено, налоговая  нагрузка на банковский сектор экономики  по-прежнему остаётся достаточно высокой, поэтому необходимы меры по её снижению, для повышения конкурентоспособности  отечественных банков на мировом  рынке банковских услуг, а также  привлечения иностранных инвесторов в банковскую сферу.[24]

Безусловно, меры по решению  данной проблемы постоянно совершенствуются и реализуются. Так, с 1 января 2010 года была снижена с 24 до 12 процентов ставка налога на доходы от операций с акциями  белорусских организаций, а также  до 12 процентов была снижена ставка налога на дивиденды и приравненные к ним доходы, получаемые как физическими, так и юридическими лицами. По налогу на прибыль:

  • отменено нормирование расходов на оплату труда, а также на рекламу, информационные, консультационные, маркетинговые услуги, содержание служебного легкового автомобильного транспорта;
  • плательщикам предоставлена возможность выбора сроков уплаты налога – ежеквартально или ежемесячно;
  • установлена возможность учитывать при налогообложении все отражённые в бухгалтерском учёте затраты по производству и реализации продукции (работ, услуг), за исключением чёткого состава расходов, которые не должны уменьшать налогооблагаемую прибыль;

Указом Президента Республики Беларусь от 9 марта 2010 г. № 143 «Об отдельных вопросах налогообложения» предоставлено право местным Советам депутатов увеличивать (уменьшать) в 2010 году, но не более чем в два раза ставки земельного налога и налога на недвижимость отдельным категориям плательщиков.[25]

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 23 сентября 2010 г. № 484 «О признании утратившим силу Указа Президента Республики Беларусь от 5 февраля 1997 г. № 132» отменяется установленное этим документом право Правительства определять состав затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), а также порядок выплаты заработной платы юридическими лицами, основанными на государственной собственности.

Теперь основные положения  по составу затрат, включаемых в  себестоимость продукции (работ, услуг), ранее утверждённые совместным решением соответствующих министерств, будут  носить только рекомендательный характер. При этом организации смогут самостоятельно определять методологию формирования себестоимости продукции.

Таким образом, данный Указ принят в целях либерализации  условий осуществления экономической  деятельности, упрощения ведения  бухгалтерского учёта, а также сближения  национального законодательства с  международными стандартами финансовой отчётности. Т.е. в соответствии с  данным Указом банки вправе сами регулировать перечень затрат, включаемых в себестоимость  банковских услуг, что является положительным  моментом совершенствования налогового законодательства.

Информация о работе Анализ основных налоговых платежей ОАО «Приорбанк»