Акциз: характеристика налогообложения. Сущность и назначение налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 22:06, реферат

Описание работы

Налоги известны давным-давно, еще на заре человеческой цивилизации. Их появление связано с самыми первыми общественными потребностями. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Содержание работы

Введение.

1.Сущность и назначение налогов.
1.1.Функции налогов
1.2.Принципы налогообложения.
2. Акциз: характеристика налогообложения.
2.1. История возникновения акцизов.
2.2. Основные положения законодательства об акцизах.

Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

_attachments_article_757_akziz.doc

— 114.00 Кб (Скачать файл)

Особое место в налоговом  механизме принадлежит, контролю. Налоговый  контроль призван обеспечить полноту  поступлений налоговых доходов в бюджет. Важной задачей налогового контроля является создание условий, препятствующих уклонению налогоплательщика от уплаты налога. Чтобы налоговый, контроль был эффективным, требуется соответствующая нормативно-правовая среда, т. е. необходимо создание земельного кадастра, кадастра недвижимости, полного реестра налогоплательщиков.

Основные формы и методы налогового контроля определены НК РФ. Одна из главных форм контроля – налоговая проверка.

Следует особо подчеркнуть, что  все звенья налогового механизма тесно взаимосвязаны. При недостаточной отладке одного звена становятся мало продуктивными и другие звенья. Так, ошибки в налоговом прогнозировании приводят к появлению диспропорций в соотношениях доходов бюджетов разных уровней.

На микроуровне важным компонентом налогового механизма является налоговое планирование, призванное обеспечить оптимизацию налоговых платежей предприятия. В условиях высокого налогового бремени оптимизация налоговых платежей побуждает предприятие выявлять финансовые резервы с целью более эффективного их использования. Налоговое планирование тесно взаимосвязано с элементами налогового механизма на макроуровне, т.к. управление налогами организации – налогоплательщики осуществляют в макроэкономической среде. Специфическим объектом налогового планирования выступают экономические отношения налогоплательщиков с государством, возникающие в процессе формирования доходов бюджета и материализующиеся в налоговых платежах.

Налоговая система является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и

социального развития. В  связи с этим необходимо, чтобы  налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

 

      

 

               2. Акциз: характеристика налогообложения.

 

Становление современной российской налоговой системы, создание нормативно-правовой основы ее функционирования, а также  процесс активного законотворчества в сфере налогообложения, развивающийся в Российской Федерации в течение последних нескольких лет, вызывают необходимость комплексного научного анализа причин, сущности и последствий отдельных аспектов происходящих явлений.

Система косвенных налогов, являясь составной частью налоговой системы, обеспечивает поступление значительной части финансовых ресурсов государства.

Акцизам - разновидности  косвенных налоговых платежей —  законодатель уделяет в последнее  время пристальное внимание. Перспективность существования акцизов демонстрирует многовековая история развития; косвенного обложения. Кроме того, для государства привлекательна возможность увеличения бюджетных поступлений за счет повышения собираемости налогов с высокорентабельных производств. Применительно к акцизам сегодня как нельзя более справедливо утверждение о том, что косвенные налоги давно уже зачастую вовсе не законы об обложении в чистом виде, а законы о регулировании производства и потребления; и социально-политические задачи, ставящиеся перед косвенными налогами, нередко определяют собой строй этих налогов.                                                                                                                                                                                                                                                                  

        Изыскание и правовое установление наиболее оптимальных способов

налоговых изъятий в  виде акцизов, требует исследования сущности этих налоговых платежей, обусловленной единством экономической и правовой природы косвенных налогов.

 

 

 

 

                  2.1. История возникновения акцизов.

 

Первое упоминание об акцизах относится к эпохе  Древнего Рима. Таким образом, акцизы можно считать старейшей формой косвенного налогообложения. Уже в древние времена существовали акцизы на соль и некоторые другие предметы массового потребления. С развитием товарно-денежных отношений первоначальная акцизная форма налогообложения становится основной, но потом роль акцизов постепенно снижается.

В Российской империи  под акцизом подразумевался косвенный налог только на предметы внутреннего производства, выделываемые и продаваемые частными лицами, взимаемый собственно с потребления. Акцизная система была тесно связана с системами государственных монополий и таможенным налогообложением. В отличие от современных систем акцизного обложения до 1917г. в России акцизами облагались импортируемые товары – они подлежали обложению таможенными пошлинами. Акцизом облагались только предметы, выделываемые и продаваемые частными лицами.

В конце XIX – начале XX в. объектами акцизного обложения были:

  1. свеклосахарное производство;
  2. крепкие напитки;
  3. табак;
  4. осветительные нефтяные масла;
  5. зажигательные спички.

До 1 января 1881г. существовал  акциз с соли.

Акциз со свеклосахарного  производства впервые был введен в 1848г. акциз исчислялся по количеству суточной добычи, в зависимости от

процентного (норма 3%) содержания сахара в свекловице и от числа  емкости силы снарядов и составлял  от 90 до 60 коп. с пуда пробеленного песка. В связи с усовершенствованием  производства сахара и повышением норм выходов песка из свекловицы и норм работы снарядов в 1864г. установлено вместо одной три нормы (4.5, 5 и 6%) и акциз был понижен до 20 коп.

Акцизы с  крепких напитков взимались по Уставу о питейном сборе от 4 июля 1861г. По этому уставу сбор с крепких напитков состоял из: патентного сбора с фабрик и торговых помещений и акциза, которым были обложены:

  1. спирт и вино, выкуренные из разного рода хлеба, картофеля, свекловицы, свеклосахарных остатков и других припасов;
  2. спирт, выкуренный из винограда и других ягод и фруктов, и так называемые пейсаховые водки;
  3. портер, пиво всех родов и мед;
  4. брага, приготовляемая на особо устроенных заводах.

Акциз уплачивался заводчиком в момент выпуска спирт из подвалов в продажу.

Акциз со спирт, вина и водок из свеклосахарных остатков, медовой пены и восковой воды исчислялся по содержанию в них безводного спирта и взимался в казну по мере их продажи в размере 9,25 коп. с градуса по металлическому спиртометру ( с 0,01 ведра безводного спирта). К концу 90 гг. XIX в. акциз взимался по 10 коп. с градуса или по 10 коп. с ведра безводного спирта.

Акциз с пива исчислялся «по силе и продолжительности действия заводов» и вносился вперед за все назначенные в объявлении заводчика дни; с меда – по вместимости котлов и числу дней варки. Акциз с пива взимался в размере 30 коп. с ведра емкости заторного чана.

Акциз с медоварения взимался по вместимости котлов по 50 коп. с ведра за каждый день действия завода. Патентный сбор с медоваренных заводов, имеющих котлы емкостью от 10 до 25 ведер, составлял 10 руб., от 25

до 35 ведер – 20 руб. Затем  за каждые 10 ведер емкости котлов прибавлялось по 10 руб.

Акциз с дрожжей взимался в размере 10 коп. с фунта дрожжей внутреннего производства и 14 коп. с фунта дрожжей, привозимых из-за границы. Патентный сбор взимался в размере 10 руб. с завода для приготовления хлебных прессованных дрожжей, без винокурения, и 18 руб. с завода для пивных дрожжей.

Акциз с табака. Взимание этого акциза производилось посредством бандеролей, которые отпускались лишь лицам, имевшим патент на фабрику (бандероли должны были выкупаться на сумму, определенную Уставом 1871г.).

В 1887г. был установлен следующий тариф бандерольного  обложения: курительный табак за 1 фунт 1-го сорта – 90 коп.; 2-го – 48 коп.; 3-го 30 коп.; папирос 1-го сорта – 20 коп.; 2-го сорта – 9 коп.

Акциз с осветительных  нефтяных масел был установлен в 1872г. как акциз с «фитогенного производства» по 27 коп. с 1 пуда, исчисленного по емкости перегонных кубов, но в 1877г. был отменен (в 1859 – 1872 гг. производство керосина носило предмет монополии и добывание нефти частными лицами было запрещено). Акциз с зажигательных спичек первоначально был введен в 1849г. в размере 1 руб. с 1000 штук в городской доход (производство спичек допускалось только в столицах). Производство спичек было разрешено повсеместно в 1859г., а в 1860г. акциз был отменен.

Акциз вновь вводится в 1888г. Доход казны состоял из патентного сбора со спичечных фабрик и акциза, взимаемого посредством  бандероли в следующих размерах: с упаковки, содержащей не более 75 спичек              

российского производства, - 0,25 коп., с импортируемых – 0,5 коп.; а с упаковки, содержащей до 300 спичек российского производства, - 1 коп., с импортируемых – 2 коп. Экспортируемые спички перевозились без обложения, по должны были снабжаться печатью акцизного надзора и

удостоверениями его  о количестве вывозимого товара, причем акциз окончательно слагался лишь после  предоставления акцизному надзору  в течение полугода таможенного  свидетельства о действительном вывозе спичек за границу.

 

 

2.2. Основные  положения законодательства об  акцизах.

 

На Руси акцизы стали  взимать еще в XIV веке, обеспечивая  доходами 60% потребностей казны в  денежных средствах. Однако и сегодня  акцизы используются в налоговых  системах практически во всех странах и играют заметную роль в формировании финансовых ресурсов государства. Объектами налогообложения акцизами является, прежде всего, товары массового спроса, что и предполагает высокую фискальную значимость этих налогов. В СССР акцизы не имели самостоятельного значения и были составной частью налога с оборота. В 1992 г. в ходе перехода России к рыночным отношениям акцизы вошли в систему федеральных налогов в качестве самостоятельного платежа.

В современной России акцизы были введены Законом РСФСР от 06.12.91 № 1993-1 «Об акцизах» (впоследствии в Закон РСФСР «Об акцизах» неоднократно вносились изменения и дополнения — в соответствии с Федеральным законом от 07.03.96 № 23-ФЗ с 1 февраля 1996 года он приобрел вид Федерального закона «Об акцизах») и регулировались Инструкцией Министерства РФ по налогам и сборам от 10.05.2000 № 61 «О порядке исчисления и уплаты акцизов». В настоящее время порядок уплаты

акцизов регламентирован  главой 22 Налогового кодекса РФ (далее  — НК РФ).

Природа акциза как косвенного налога заключается в том, что он учитывается в отпускной цене товаров (тарифе на услуги), реализуемых предприятиями-производителями, и оплачивается покупателем

Изначально акцизное обложение было призвано сдерживать потребление «социально вредных  товаров». В Российской Федерации акцизы введены, как правило, на товары с высокой рентабельностью, они устанавливаются с целью изъятия в доход бюджета полученной сверхприбыли от производства высокорентабельной продукции и создания примерно одинаковых экономических условий хозяйственной деятельности для всех предприятий. Акцизы играют существенную роль в формировании доходов бюджетов всех уровней.

Акцизы, являясь разновидностью косвенных налогов, обладают рядом  особенностей:

  • акциз является индивидуальным налогом на отдельные виды и группы товаров (в то время как НДС – универсальный косвенный налог);
  • объектом налогообложения является оборот по реализации только отдельных товаров и видов минерального сырья, причем перечень подакцизных товаров ограничен всего несколькими наименованиями (тем самым из сферы обложения акцизы выпадают работы и услуги);
  • акцизы взимаются преимущественно в производственной сфере, в то время как налог на добавленную стоимость – в сфере производства и обращения.

Акцизы играют весомую  роль в формировании бюджетных доходов. В 1997г. в федеральный бюджет поступило акцизов в сумме 50,4 млрд. руб., или 1,9% от ВВП, а уже в 2009г. 2502,6 млрд. руб., или 6,41% от ВВП.

В соответствии с налоговым  кодексом налогоплательщиками акцизов

являются:

  • организации;
  • индивидуальные предприниматели;                                                                                                                                                                      
  • лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.

Подакцизными товарами признаются:

    1. спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного;
    2. спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9 %;

Информация о работе Акциз: характеристика налогообложения. Сущность и назначение налогов