Сущность и назначение налогов. Акциз: характеристика налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 20:00, контрольная работа

Описание работы

Налог представляет собой обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Содержание работы

1.Сущность и назначение налогов
2.Акциз: характеристика налогообложения
3.Список литературы

Файлы: 1 файл

налог и налогооблажение .docx

— 39.74 Кб (Скачать файл)

                               

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА НА ТЕМУ:

« Сущность и назначение налогов,

Акциз: характеристика налогообложения»

 

 

 

 

Специальность: 080109 – Бухгалтерский учет,

Анализ и аудит; студента 3 курса заочного ф-та

№ зачетной книжки 004311

Стерлидевой Марины Алексеевны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2012

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Сущность и назначение налогов
  2. Акциз: характеристика налогообложения
  3. Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.  Сущность и назначение налогов

Налог представляет собой обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Налоговая система – это совокупность разных видов налогов, сборов, пошлин и других платежей, в построении и методах которых реализуются определенные принципы государственного управления. Налогообложением называется метод распределения доходов между хозяйствующими субъектами, государством и населением страны.

В сложившейся ситуации на современном этапе актуальность выбранной темы контрольной работы очень высока. В условиях мирового финансового кризиса возникает  необходимость в стабильности налогов, так как это основной фактор, определяющий взаимоотношения предпринимателей и предприятий с государственным  бюджетом. Многие налоги в составе  системы налогообложения могут  и должны меняться вместе с изменением экономической ситуации в стране в пределах, которые не позволят им вступить и противоречие с объективными условиями развития народного хозяйства. В данной работе мы выдвигаем следующие  задачи:

1. определить экономическое  содержание налогов.

2. охарактеризовать роль  налогов в перераспределении  национального дохода;

3. перечислить и дать  характеристику функциям налогов;

4. рассмотреть фискальное  и стимулирующее значение налогов;

5. выявить дискуссионные  вопросы формирования и состава  налоговой системы на современном  этапе. Целью данной контрольной  работы является теоретическая  характеристика сущности, значения  налогов и налогообложения.

1.  Экономическое содержание налогов. Роль налогов в перераспределении национального дохода

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги – это основная форма дохода государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно – технического прогресса. Кроме того, налоговая система призвана реально влиять на укрепление рыночных отношений. Способствовать развитию предпринимательства, стимулировать производство и одновременно служить барьером на пути социального обнищания низко оплачиваемых слоев населения.

Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами, которые имеют специфическое назначение – мобилизацию средств в распоряжение государства. Налоги представляют собой совокупность финансовых отношений, связанных с формированием денежных средств государства для выполнения соответствующих функций. Налоги поэтому и возникли вместе с товарным производством и с появлением государства.

Также экономическая сущность налогов заключается в изъятии  государством в пользу общества определенной части валового внутреннего продукта (ВВП) в виде обязательного взноса. Всеобщим источником исходным налоговых отчислений, сборов, пошлин и других платежей (национальным доходом) независимо от объекта налогообложения является ВВП, который образует первичные денежные доходы участников общественного производства и государства: оплата труда работников, прибыль предприятий и централизованный доход государства.

Налоги объективно необходимы как основной источник наполнения бюджетов всех уровней. Средства, полученные от сбора налогов, участвуют в финансировании государственных программ, предусмотренных  законами о бюджете на соответствующий  год.

С помощью налогов осуществляется распределение и перераспределение  ВВП, в том числе на социальную защиту и обеспечение населения.

Кроме того, они воздействуют на капитал на всех стадиях его  кругооборота. Если при выполнении своей фискальной функции налоги оказывают влияние лишь при смене  капитала из его товарной в денежную форму и наоборот, то система налогового регулирования воздействует как  и на стадии производства, так и  на стадии потребления. Это позволяет  государству контролировать массовый спрос и предложение не только товаров, но и капиталов, поскольку  доход является основой спроса населения  и конечным результатом функционирования капитала в фазе производства.

Воздействие налогов на экономику  происходит не прямо, а опосредованно. Как инструменты перераспределения  ВВП, они оказывают влияние с  некоторым опозданием от действующих  тенденций, пропорций и темпов экономического роста. Принцип обратной связи налогов  может иметь свою эффективность  только при условии своевременного принятия соответствующих мер налогового регулирования.

 

2.  Функции налогов. Фискальное и стимулирующее значение налогов

Функции налогов являются проявлением сущности налогов, способом выражения их свойств. Функции налогов показывают, каким образом реализуется их общественное назначение как инструмента распределения и перераспределения государственных доходов.

Выделяют четыре группы налогов: фискальная, распределительная, контрольная  и регулирующая.

Фискальная  функция – собственно изъятие средств налогоплательщиков в бюджет. Данная функция – суть основная функция налогообложения. Именно посредством фиска налоги выполняют свое предназначение по формированию государственного бюджета для выполнения общегосударственных и целевых государственных программ. Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов – формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для оборонных, социальных, природоохранных и других функций (содержание государственного аппарата, учреждения культуры: библиотеки, архивы, а также фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения).

Фискальное  значение налогов заключается в том, что налоги согласно данной функции дают реальную возможность перераспределения части стоимости национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев общества.

Распределительная функция налогов выражает их сущность как особого централизованного инструмента распределительных отношений. Она иначе называется социальной, поскольку стоит в перераспределении общественных доходов между различными категориям граждан: от состоятельным к неимущим, что обеспечивает гарантию социальной стабильности общества. Социальные функции выполняют, в частности, акцизы, устанавливаемые на отдельные виды товаров. Ту же цель преследует механизм прогрессивного налогообложения, связанный с возрастанием налоговых ставок по мере роста величины доходов плательщика.

Изначально распределительная  функция налогов носила фискальный характер: наполнить государственную  казну для содержания армии, управленческого  аппарата, социальной сферы. Но с тех  пор, как государство посчитало  необходимым активно участвовать  в организации хозяйственной  жизни страны, у него появилась  регулирующие функции, которые осуществлялись через налоговый механизм.

В налоговом регулировании  доходов населения появились  стимулирующие и сдерживающие (дестимулирующие) подфункции. Но большинство налогов, взимаемых сейчас в Российской Федерации, имеют лишь фискальное предназначение, и только по некоторым просматривается регулирующая функция.

Регулирующая  функция налогов стала осуществляться с тех пор, как государство стало активно участвовать в организации хозяйственной жизни страны. Она означает, что налоги как активный участник перераспределительных процессов оказывает серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопления капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.

Данная функция неотделима от фискальной и находится с ней  в тесной взаимосвязи. Расширение налогового метода в мобилизации для государства  национального дохода вызывает постоянное соприкосновение налогов с участниками  процесса производства, что обеспечивает ему реальные возможности влиять на экономику страны, на все стадии производства.

Налоговое регулирование  выполняет три подфункции:

·  Стимулирующая подфункция направлена на развитие определенных социально – экономических процессов; реализуется через систему льгот, исключений, преференций (предпочтений), увязываемых с льготообразующими признаками объекта обложения, уменьшение налогооблагаемой базы, понижение налоговой ставки, предоставление отсрочки по уплате налогов. Предусмотрены следующие виды льгот: необлагаемый минимум объекта, освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков, понижение налоговых ставок, целевые налоговые льготы, налоговые кредиты, инвестиционные налоговые кредиты;

·  Дестимулирующая подфункция налогов посредством сознательно увеличенного налогового бремени препятствует развитию определенных социально – экономических процессов. Действие этой подфункции связано обычно с установлением повышенных ставок налогов.

Следует помнить, что налоговые  отношения, как и всякие другие экономические  отношения, должны воспроизводится. Налоги должны взиматься всегда, поэтому, используя  дестимулирующую подфункцию, нельзя допустить подрыва основы налогообложения, угнетения, а также ликвидации источника  налога. В противном случае в дальнейшем налоги не из его будет взимать;

·  Подфункция воспроизводственного назначения реализуется посредством платежей, например, за пользование природными ресурсами. Эти налоги имеют четкую отраслевую принадлежность и предназначены для привлечения средств, используемых в дальнейшем на воспроизводство (восстановление) эксплуатируемых ресурсов.

Стимулирующее значение налогов заключается в том, что, изменяя объект обложения, уменьшая налогооблагаемые базы и понижая налоговые ставки. Государство удовлетворяет потребности для поступательного развития общества, социально – экономических процессов и отношений.

Контрольная функция налогообложения означает, что государство посредством налогов контролирует финансово – хозяйственную деятельность юридических лиц и граждан. Одновременно осуществляется контроль за источником доходов и направлениями расходования средств. В конечном счете контрольная функция позволяет обеспечить минимум налоговых поступлений в бюджет, который достаточен для выполнения государством своих конституционных функций.

Благодаря такой функции  оценивается эффективность каждого  налогового канала, выявляется необходимость  внесения изменений в налоговую  систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогов  – финансовых отношений проявляется  лишь в условиях действия распределительной  функции.

3.  Дискуссионные вопросы формирования и состава налоговой системы на современном этапе

На протяжении 1990-х гг. налоговая система строилась  на основе Закона РФ от 27.12.1991 г. «Об основах налоговой системы в РФ». В настоящее время налоговую систему России составляют 13 налогов и два сбора (госпошлина – это по своим признакам сбор), в том числе федеральных -10, региональных – 3, местных – 2, а также в рамках специальных налоговых режимов установлены три единых налога: единый сельскохозяйственный налог, единый налог при применении упрощенной системы налогообложения, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Современная трехуровневая  налоговая система РФ достаточно динамична и претерпела за последнее  десятилетие ряд существенных изменений. Все они были вызваны необходимостью создания налоговой системы, наиболее соответствующей рыночные отношениям и представляющей возможность каждому  уровню власти самостоятельно формировать  доходную часть своего бюджета исходя из собственных налоговых, регулирующих налогов и неналоговых поступлений. Безусловно, ее нельзя назвать совершенной, но ее развитие происходит эволюционным путем, обеспечивая преемственность  и совершенствование налогового права.

Четкое распределение  налогов по уровням является одним  из основных принципов не только организации, но и реформирования налоговой системы  в условиях рыночной экономики.

В новейшей истории становления  налоговой системы России, которая  началась с 1991 г., выделяются три этапа:

Информация о работе Сущность и назначение налогов. Акциз: характеристика налогообложения