Сущность и назначение налогов. Акциз: характеристика налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 20:00, контрольная работа

Описание работы

Налог представляет собой обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Содержание работы

1.Сущность и назначение налогов
2.Акциз: характеристика налогообложения
3.Список литературы

Файлы: 1 файл

налог и налогооблажение .docx

— 39.74 Кб (Скачать файл)

·  Этап налоговой централизации (1992–1993).

·  Этап налоговой децентрализации (1994–1996).

·  Этап налоговой централизации (с 1997 г. И по настоящее время).

Закон РФ «Об основах налоговой  системы в РФ», который знаменовал собой начало формирования современной  отечественной налоговой системы, содержал норму, согласно которой «органы  государственной власти всех уровней  не вправе вводить дополнительные налоги и обязательные отчисления, не предусмотренные  законодательством РФ, равно как  и повышать ставки установленных  налогов и налоговых платежей». Иными словами, с самого начала своего становления налоговая система  России формировалась на принципах  фискальной централизации.

Но уже Указ Президента РФ от 22.12.1993 г. «О формировании республиканского бюджета РФ и взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ в 1994 году» фактически положил начало второму этапу – децентрализации налоговой системы. В Указе предусматривалось, что дополнительные налоги и сборы в республиках в составе РФ, краях, областях, автономной области, автономных округах, городах Москве и Санкт – Петербурге, дополнительные местные налоги и сборы, не предусмотренные законодательством РФ, могут вводится решениями органов государственной власти субъектов РФ, местных органов государственной власти. При этом уплата налогов организациями должна производится за счет прибыли, остающейся у них после уплаты налога на прибыль.

Субъекты РФ и муниципальные  образования активно использовали предоставленное им право на введение новых, не предусмотренных федеральным  законодательством налогов и  сборов.

Вскоре Президент своим  Указом от 18.08.1996 г. Признал утратившей силу с 1 января 1997 г. Упомянутую норму. Органами государственной власти субъектов РФ предписывалось отменить с 1 января 1997 г. Свои решения о введении дополнительных налогов и сборов, не основанные на Законе РФ «Об основах налоговой системы в РФ». Органам местного самоуправления с 1 января 1997 г. Было предложено принять аналогичные решения в отношении введенных ими дополнительных налогов и сборов.

Нынешняя налоговая система  России централизованная. Следует различать  централизацию в условиях унитарных  и федеративных государств. Налоговые  системы унитарных государств централизованы абсолютно. В федеративных государствах, к числу которых относится  и Россия, централизация относительна. Здесь федеративный законодатель в  рамках полномочий, определенных Конституцией РФ, устанавливает общие принципы налогообложения и формирование налоговой системы (в том числе исчерпывающие перечень региональных и местных налогов и сборов). Налоговый Кодекс РФ установил трехзвенную структуру налоговой системы, отражающую федеративное устройство России. Согласно НК РФ не могут устанавливаться региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные Кодексом.

При этом регулирование федеральными законами региональных налогов носит  рамочный характер и предполагает, что наполнение соответствующих  правовых институтов конкретным юридическим  содержанием осуществляется законодательством  субъекта РФ. Однако законодатель субъекта РФ может осуществлять правовое регулирование  регионального налога при условии, что такое регулирование не увеличивает  налоговое бремя и не ухудшает положение налогоплательщиков по сравнению  с тем, как это определяется федеральным  законом.

На основе изложенного, можно  сделать следующие выводы, что:

· налог представляет собой обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

·  Налоговая система – это совокупность разных видов налогов, сборов, пошлин и других платежей, в построении и методах которых реализуются определенные принципы государственного управления. Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами, которые имеют специфическое назначение – мобилизацию средств в распоряжение государства.

·  Функции налогов являются проявлением сущности налогов, способом выражения их свойств. Функции налогов показывают, каким образом реализуется их общественное назначение как инструмента распределения и перераспределения государственных доходов. Выделяют четыре группы налогов: фискальная, распределительная, контрольная и регулирующая.

·  Современная налоговая система РФ и претерпела за последнее десятилетие ряд существенных изменений. Все они были вызваны необходимостью создания налоговой системы, наиболее соответствующей рыночные отношениям и представляющей возможность каждому уровню власти самостоятельно формировать доходную часть своего бюджета исходя из собственных налоговых, регулирующих налогов и неналоговых поступлений.

2. Акциз: характеристика налогообложения

   

    Акцизы были введены Законом Российской Федерации "Об акцизах" от 06.12.91. В настоящее время порядок применения акцизов регулируется гл. 22 НК РФ. Акцизы относятся к косвенным налогам, включаются в цену товара и оплачиваются покупателем. Устанавливается конкретный перечень товаров, подлежащих обложению акцизами. Плательщиками акцизов признаются: организации; индивидуальные предприниматели;лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ. При этом организации и иные указанные лица являются налогоплательщиками, если они совершают операции, подлежащие налогообложению данным налогом.

Налогоплательщики - участники  договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) несут  солидарную ответственность по исполнению обязанности по уплате налога. Подакцизными товарами признаются:спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного; спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9% (кроме разлитых в емкости в соответствии с требованиями государственных стандартов лекарственных средств (фармакопейных статей), утвержденных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5%, за исключением виноматериалов); пиво; табачная продукция; автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с) ;автомобильный бензин; дизельное топливо; моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей.

Объектом  налогообложения признаются следующие операции: реализация на территории РФ произведенных подакцизных товаров, в т. ч. предметов залога и передача подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации (за исключением подакцизных товаров, указанных в подпунктах 7 - 10 п. 1 ст. 181 НКРФ); оприходование лицами, не имеющими свидетельства, произведенных из собственного сырья нефтепродуктов, получение нефтепродуктов в собственность в счет оплаты услуг по их производству из давальческого сырья и материалов; получение нефтепродуктов лицами, имеющими свидетельство; передача нефтепродуктов, произведенных из давальческого сырья и материалов, собственнику этого сырья, не имеющему свидетельства; реализация с акцизных складов алкогольной продукции, приобретенной у ее производителей, либо с акцизных складов других организаций; продажа лицами переданных им на основании решений уполномоченных на то государственных органов конфискованных, бесхозяйных подакцизных товаров, которые подлежат обращению в государственную, муниципальную собственность; передача на территории РФ лицами произведенных ими из давальческого сырья подакцизных товаров, за исключением операций по передаче нефтепродуктов, собственнику указанного сырья либо другим лицам, в т. ч. получение указанных товаров в собственность в счет оплаты услуг по производству подакцизных товаров из давальческого сырья (материалов); передача в структуре организации произведенных подакцизных товаров (за исключением нефтепродуктов) для дальнейшего

производства неподакцизных  товаров, за исключением операций, указанных в подпунктах 2 и 3 п. 1 ст. 183 НК РФ; передача на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров для собственных нужд; передача на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров в уставный капитал, в качестве взноса по договору простого товарищества; передача на территории РФ организацией произведенных ею подакцизных товаров своему участнику при его выходе из организации, а также передача подакцизных товаров, произведенных в рамках договора простого товарищества, участнику указанного договора при выделе его доли или разделе имущества; передача произведенных подакцизных товаров на переработку на давальческой основе; ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию РФ; первичная реализация подакцизных товаров, происходящих с территории Республики Беларусь и ввезенных на территорию РФ с территории Республики Беларусь. Операции, которые не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), указаны в ст. 183 НК РФ.

Согласно ст. 184 НК РФ освобождение от налогообложения операций по реализации подакцизных товаров за пределы территории РФ производится только при вывозе подакцизных товаров за пределы территории РФ в таможенном режиме экспорта. Налогообложение подакцизных товаров осуществляется по единым на территории РФ налоговым ставкам, установленным ст. 193 НК РФ. Размер авансового платежа по акцизам, уплачиваемого при приобретении акцизных либо региональных специальных марок, по подакцизным товарам, подлежащим обязательной маркировке, устанавливаются Правительством РФ и не может превышать 1% установленной ставки акциза на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25 %. Сумма акциза по подакцизным товарам (в том числе при ввозе на территорию РФ), в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки, исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, исчисленной в соответствии со статьями 187 - 191 НК РФ. 
Сумма акциза по подакцизным товарам (в том числе при их ввозе на территорию РФ), в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки, исчисляется как соответствующая напоговой ставке процентная доля налоговой базы, определенной в соответствии со статьями 187-191 НК РФ. 
Сумма акциза по подакцизным товарам (в т. ч. ввозимым на территорию РФ), в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки (состоящие из твердой (специфической) и адвалорной (в процентах) налоговых ставок), исчисляется как сумма, полученная в результате сложения сумм акциза, исчисленных как произведение твердой (специфической) налоговой ставки и объема реализованных (переданных, ввозимых) подакцизных товаров в натуральном выражении и как соответствующая адвалорной (в процентах) налоговой ставке процентная доля стоимости (суммы, полученной в результате сложения таможенной стоимости и подлежащей уплате таможенной пошлины) таких товаров. 
Общая сумма акциза при совершении операций с подакцизными товарами, признаваемыми в соответствии объектом налогообложения, представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм акциза, исчисленных для каждого вида подакцизного товара, облагаемых акцизом по разным налоговым ставкам. Общая сумма акциза при совершении операций с подакцизными нефтепродуктами определяется отдельно от суммы акциза по другим подакцизным товарам. Сумма акциза по подакцизным товарам исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям по реализации подакцизных товаров, а также с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде. Налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму акциза по подакцизным товарам, определенную в соответствии со ст. 194 НК РФ, на установленные ст. 200 НК РФ налоговые вычеты. Сроки и порядок уплаты акциза при реализации подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья установлены положениями статей 204, 205 НК РФ.Уплата акциза при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с главой 22 НК РФ, в отношении нефтепродуктов производится не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодов .При этом налогоплательщики, имеющие только свидетельство на оптовую реализацию, уплачивают акциз не позднее 25-го числа второго месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, а имеющие только свидетельство на розничную реализацию - не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. 
Кроме того, определены также сроки уплаты при реализации алкогольной продукции с акцизных складов оптовых организаций: не позднее 30-го числа отчетного месяца - по продукции, реализованной с 1-го по 15-е число включительно отчетного месяца;не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным - по продукции, реализованной с 16-го по последнее число отчетного месяца.

Уплата акциза при реализации произведенных подакцизных товаров, перечисленных в пп. 1 - 6 п. 1 ст. 181 НК РФ, производится равными долями не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, и не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным месяцем. 
Налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения, налоговую декларацию - письменное заявление налогоплательщика налоговому органу, содержащее определенные данные, связанные с исчислением и уплатой акциза в части осуществляемой ими фактической реализации (передачи) подакцизных товаров за налоговый (отчетный) период.Декларация подается не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, а при осуществлении деятельности по реализации алкогольной продукции с акцизных складов оптовой торговли - не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговую декларацию предоставляют налогоплательщики, имеющие только свидетельство на оптовую реализацию, - не позднее 25-го числа второго месяца, следующего за истекшим налоговым периодом; а на розничную реализацию, - не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Формы Декларации по акцизам и Инструкция по ее заполнению утверждены приказом МНС РФ от 17.12.2002 № БГ-303/716 (в ред. от 16.06.2003 № БГ-3-03/317).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Климова М.А. Налоги и налогообложение: Учеб. Пособие. – 3-е изд. – М., 2006. – 170 с.
  2. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: Учебник. – 5-е изд., перераб. и доп. – М., 2007. – 509 с.
  3. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2003. – 576 с.
  4. Конституция Российской Федерации – 1993 г.
  5. Налоговый кодекс РФ. Часть первая от 31.07.98 г. №146-ФЗ.-Справочно-правовая система «Консультант-Плюс».
  6. Налоговый кодекс РФ. Часть вторая. – Справочно-правовая система «Консультант-Плюс».
  7. Инструкция МНС РФ № 54 «О порядке применения Закона РФ о налогах на имущество физических лиц».
  8. Гражданский кодекс РФ. Часть первая.-1994 г.; Часть вторая.-1996 г.-Справочно-правовая система «Консультант-Плюс».
  9. Закон РФ № 2003-1  «О налогах на имущество физических лиц» от  09.12.91 г.

Информация о работе Сущность и назначение налогов. Акциз: характеристика налогообложения