Сущность налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 01:01, курсовая работа

Описание работы

Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В усло¬виях рыночных отношений, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики.
Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава 1. Сущность налогообложения
1.1 Теория развития налогообложения……………………………………………..4
1.2 Принципы налогообложения.…………………………………………………...5
1.3 Основные элементы налогообложения…...………………...………….…........8

Глава 2. Сущность и виды налогов
2.1 Основные функции налогов..………………………………………………….13
2.2 Основные налоги Российской Федерации ……. ………………………...…..14

Глава 3. Система налогообложения в России
3.1 Некоторые особенности налогообложения в России………………………...19
3.2 Проблемы налогообложения в России…………………………………..……20

Заключение…………………………………………………….……………………23

Список литературы…………………………………………………………………24

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 129.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования Сахалинской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение  
среднего профессионального образования  
"Сахалинский промышленно-экономический техникум"

 

 

 

 

 

СУЩНОСТЬ  НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Налоговое право

 

 

Исполнитель:

Бернацкая Алёна  Александровна         

студентка очной  формы

обучения, гр. ОЮ-1001,

специальность 030503

 

Руководитель:

Ли Владислав  Инминович,

преподаватель

 

Оценка:____________________

 

Руководитель:______________

 

Нормоконтроль:____________

 

 

 

 

 

 

Южно-Сахалинск, 2012

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………...3

 

Глава 1. Сущность налогообложения                                                                           

1.1 Теория развития налогообложения……………………………………………..4

1.2 Принципы налогообложения.…………………………………………………...5

1.3 Основные элементы налогообложения…...………………...………….…........8

 

Глава 2. Сущность и виды налогов

2.1 Основные функции налогов..………………………………………………….13

2.2 Основные налоги Российской Федерации ……. ………………………...…..14

 

Глава 3. Система налогообложения  в России

3.1 Некоторые особенности  налогообложения в России………………………...19

3.2 Проблемы налогообложения в России…………………………………..……20

 

Заключение…………………………………………………….……………………23

 

Список литературы…………………………………………………………………24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Среди множества  экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место  занимают налоги. В условиях рыночных отношений, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики.

Применение  налогов является одним из экономических  методов управления и обеспечения  взаимосвязи общегосударственных  интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями, регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия, государство получает в свое распоряжение ресурсы, необходимые для выполнения своих общественных функций и другое.

Налоговая система  в Российской Федерации практически  была создана в 1991 году, когда в  декабре этого года был принят пакет законопроектов о налоговой системе. Среди них: "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", "О налоге на прибыль предприятий и организаций", "О налоге на добавленную стоимость" и другие.

Цель курсовой работы - сформулировать теоретические  основы налогообложения и налоговой  политики, функционирования механизма  налогообложения. На основании цели в работе поставлены следующие задачи: рассмотреть теорию развития налогообложения, а также выделить основные элементы и принципы налогообложения. Объектом исследования выступают налоги и налогообложение.

Глава 1. Сущность налогообложения

1.1 Теория развития налогообложения

 

Исторически возникновение  налогообложения относится к  периоду разделения общества на социальные группы и появления государства. Налоги представляют собой один из основных методов мобилизации государственных  доходов. В условиях частной собственности и рыночных отношений налоги становятся главным методом сбора доходов в государственные бюджеты. Как часть распределительных отношений общества, налоги всегда отражают закономерности  производства. Смена общесвенно-экономических формаций, изменения функций и роли государства влияют на конкретные формы налогов  изъятий. При феодализме доминировали различного рода натуральные сборы и повинности  населения. С расширением централизованных государств постепенно возрастает роль денежных налогов в формировании государственной казны.

Возникновение и существование налогов обусловлено необходимостью удовлетворять коллективные (общественные) потребности граждан. Налогообложение, по сути, представляет собой процесс обобществления части индивидуальных доходов (имуществ) для обеспечения совместного существования их владельцев и последующего коллективного потребления в виде общественных благ. Для того чтобы общество могло пользоваться такими благами и услугами, не допуская при этом дефицитного выделения ресурсов, государство берет на себя их производство и финансирует его за счет налогов.

Кроме того, посредством  налогов государство может вернуть  производство и потребление каких-либо товаров к оптимальному уровню, то есть такому, который может быть достигнут рынком при отсутствии так называемых «внешних» эффектов - не отраженных в цене товара издержек или выгод его производства (потребления) для третьих лиц, не являющихся в данном случае покупателями или продавцами. К внешним издержкам относится, например, загрязнение окружающей среды, а к внешним выгодам - диспансеризация населения (прививки и т. п.).

Исторически наиболее ранними формами налогов были жертвоприношения и дань с побежденных. Первоначально налоги носили временный  характер и лишь в эпоху Нового времени стали постоянным источником государственных доходов.

“В развитии налогообложения принято выделять 3 основных этапа:

Первый - от древнего мира до конца средних веков. На этом этапе государство определяет общую сумму средств, которую оно хочет получить с населения, а сбор ее поручает городу или общине. Между государством и налогоплательщиками, как правило, стоят посредники-откупщики.

Второй - XVI - начало XIX в. (эпоха первоначального накопления капитала). Создается сеть государственных финансовых учреждений, государство устанавливает квоты и наблюдает за сбором налогов, но роль откупщиков еще достаточно велика.

Третий - современный этап - с первой трети XIX в. до настоящего времени. Все функции установления и сбора налогов берет на себя государство, между налогоплательщиками и государством не существует посредников”[8, с. 23].

 

1.2 Принципы налогообложения

 

“Налогообложение — это система распределения доходов между юридическими или физическими лицами и государством, а налоги представляют собой обязательные платежи в бюджет, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц для удовлетворения общественных потребностей”[2, с. 12].

Система налогообложения  формируется в соответствии с  определенными принципами.

“Рассмотрим вначале так называемые базовые, основополагающие принципы налогообложения. Начнем с четырех главных принципов, которым должны удовлетворять любые современные формы налога:

1) Принцип  равномерности требует, чтобы граждане каждого государства принимали материальное участие в обеспечении правительства соразмерно тем доходам, которые они получают под покровительством этого правительства. Данное правило называют еще принципом справедливости, требующим, чтобы обложение было достаточно жестким для богатых лиц и щадящим для социально слабо защищенных слоев населения;

2) Принцип определенности гласит, что точные суммы, способ и время платежа должны быть заранее известны плательщику;

3) Принцип удобства предполагает, что налог должен взиматься в такое время  и таким способом, которые наиболее удобны для плательщика;

4) Принцип экономности означает необходимость сокращения издержек взимания налогов расходы по сбору налогов должны быть минимальны”[1, с. 45].

Кроме этих классических принципов, со временем сложился комплекс требований (принципов),предъявляемых как со стороны государства, так и со стороны плательщиков:

1) Все должны уплачивать  законно установленные налоги. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

2) Налоги не должны  иметь дискриминационный характер  и различно применяться исходя  из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных  критериев.

3) Не допускается устанавливать  дифференцированные ставки налогов  и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала. Допускается установление особых видов пошлин либо дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товара в соответствии с НК РФ и таможенным законодательством Российской Федерации.

4)Налоги должны иметь  экономическое основание и не  могут быть произвольными. Недопустимы  налоги, препятствующие реализации  гражданами своих конституционных  прав.

5) Налоги  на должны  нарушать единого экономического пространства Российской Федерации, т.е не должны взиматься налоги  за провоз багажа и финансовых ресурсов. и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

6) Федеральные налоги  устанавливаются, изменяются или  отменяются НК РФ.

7) Налоги субъектов РФ, местные налоги устанавливаются, изменяются или отменяются соответственно законами субъектов РФ о налогах и (или) сборах и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах в соответствии с НК РФ.

8) При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

9) Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ.

10) Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

1.3 Основные элементы налогообложения

 

Элементы налогообложения отражают социально-экономическую сущность налога, его родовые признаки. Характеристика элементов налога используется в законодательных актах и нормативных документах государства, определяющих условия налогообложения, его организации, порядок исчисления и взимания налогов, его администрирование.

“Элементы налогообложения можно подразделить на существенные и факультативные. Существенными элементами считаются такие, без полного установления и определения которых налог не может считаться установленным. К факультативным относят такие элементы, которые хотя и не влияют на наличие обязанности уплачивать налог, однако повышают гарантии его уплаты, делают закон более гибким по отношению к различным категориям налогоплательщиков”[6, с. 68].

К существенным элементам закона о налоге относят:

1.Субъект налогообложения (налогоплательщик).

Согласно статьи 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками  сборов признаются организации и  физические лица, на которых в соответствии с НК возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.

Организации – юридические лица, образованные в соответствии с законодательством России (российские организации), а также иностранные юридические лица, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации (иностранные организации).

Обособленное  подразделение организации – любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места.

Физические  лица – граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства. Физическое или юридическое лицо считается налоговым резидентом, если оно проживает на территории России не менее 183 дней в календарном году или живет на территории страны постоянно.

Нерезидент:

  1. Юридическое лицо, действующее в данной стране, но зарегистрированное как субъект хозяйствования в другой.
  2. Физическое лицо, действующее в одной стране, но постоянно проживающее в другой.

Практическое  значение определения места постоянного местопребывания налогоплательщика заключается в следующем:

  • у резидентов налогообложению подлежат доходы, полученные как на территории России, так и за ее пределами;
  • у нерезидентов налогообложению подлежат доходы, полученные из источников, находящихся в России.

Индивидуальные  предприниматели – физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники, частные детективы.

Информация о работе Сущность налогообложения