Сущность налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 01:01, курсовая работа

Описание работы

Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В усло¬виях рыночных отношений, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики.
Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава 1. Сущность налогообложения
1.1 Теория развития налогообложения……………………………………………..4
1.2 Принципы налогообложения.…………………………………………………...5
1.3 Основные элементы налогообложения…...………………...………….…........8

Глава 2. Сущность и виды налогов
2.1 Основные функции налогов..………………………………………………….13
2.2 Основные налоги Российской Федерации ……. ………………………...…..14

Глава 3. Система налогообложения в России
3.1 Некоторые особенности налогообложения в России………………………...19
3.2 Проблемы налогообложения в России…………………………………..……20

Заключение…………………………………………………….……………………23

Список литературы…………………………………………………………………24

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 129.50 Кб (Скачать файл)

2. Носитель налога.

Физическое  или юридическое лицо, уплачивающее сумму налога, подлежащую внесению в бюджетный фонд субъекту налога, а не государству, т.е. лицо, которое  фактически уплачивает налог.

3. Объект налогообложения.

Согласно законодательства России под объектом налогообложения понимается предмет, подлежащий налогообложению (операции по реализации товаров (работ, услуг); стоимость реализованных товаров, а также добавленная стоимость продукции, работ, услуг; доходы от отдельных видов деятельности; операции с ценными бумагами; пользования природными ресурсами; имущества юридических и физических лиц; передачи имущества; прибыль).

4. Масштаб налога и единица  налогообложения.

Бывают ситуации, когда к предмету налогообложения  можно применить меру исчисления (доход, прибыль – выраженные в  денежной форме). В других случаях  такое исчисление затруднительно (предметом  налогообложения является автомобиль) и в этом случае выбирают какой-либо параметр, который называется масштабом налога. Для количественного измерения предмета необходимо определить единицу масштаба налогообложения, получившую название единицы налогообложения.

5. Налоговая база.

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую и иную характеристики объекта налогообложения  т.е. – это количественное измерение  объекта налога.

6. Налоговая ставка.

Это величина налоговых  исчислений на единицу налоговой  базы.

Ставка может устанавливаться в абсолютных суммах (в рублях) либо в процентах к налоговой базе.

Различают, твердые, пропорциональные, прогрессивные и  регрессивные налоговые ставки.

1. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размеров дохода.

2. Пропорциональные - действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины.

3. Прогрессивные - средняя ставка прогрессивного налога повышается по мере возрастания дохода.

4. Регрессивные - средняя ставка регрессивного налога понижается по мере роста дохода.

7. Налоговый период и срок  уплаты.

Налоговый период –это период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога (это может быть календарный год, месяц или иной период времени, применительно к отдельным налогам). Срок уплаты – это период времени, когда налог вносится в бюджет. Сроки налогов и сборов устанавливаются НК РФ применительно к каждому налогу и сбору и определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями.

8. Порядок уплаты налогов и  сборов.

Подлежащая  уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком разовой уплатой  всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном НК и другими законодательными актами в наличной или безналичной форме.

9. Способы уплаты налога.

Налоги могут  взиматься следующими способами:

1. Кадастровый — (от слова кадастр — таблица, справочник) когда объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносится в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта. Примером такого налога может служить налог на владельцев транспортных средств. Он взимается по установленной ставке от мощности транспортного средства, не зависимо от того, используется это транспортное средство или простаивает.

2. На основе декларации. Декларация — документ, в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то, что выплата налога производится после получения дохода и лицом получающим доход. Примером может служить налог на прибыль.

3. У источника. Этот налог вносится лицом выплачивающим доход. Поэтому оплата налога производится до получения дохода, причем получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога. Например, подоходный налог с физических лиц. Этот налог выплачивается предприятием или организацией, на которой работает физическое лицо. То есть до выплаты, например, заработной платы из нее вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику. [11, с. 297]

К факультативным элементам налогов относятся:

  1. Порядок возврата неправильно удержанных сумм налога.
  2. Ответственность за налоговые правонарушения.
  3. Налоговые льготы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.  Сущность и виды налогов

2.1 Основные функции налогов

 

Экономическая сущность налогов проявляется через его функции.

В условиях развитых рыночных отношений налогам присущи следующие функции: фискальная, стимулирующая, регулирующая, распределительная, контрольная.

“Фискальная функция. Представляет собой основную функцию налога, характерная для всех государств на различных этапах развития. Главная задача этой функции налога — проявляется  в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления  его деятельности. Посредством ее образуется центральный денежный фонд государства. Фискальная функция предопределяет появление других функций налога”[7, с. 154].

“Регулирующая функция. Направлена на достижение определенных целей налоговой политики государства посредством налогового механизма. Осуществляется за счет снижения ставок отдельных налогов, предоставления налоговых льгот, нацеленных на улучшение условий хозяйствования в отдельных отраслях, регионах или сферах деятельности”[7, с. 161].

Стимулирующая функция. С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс и социально-экономическую деятельность приоритетных для государства направлений, увеличивает число рабочих мест. Эта функция проявляется в изменении объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки и др.

Распределительная (перераспределительная). Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народно-хозяйственных проблем, как производственных, социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ-научно-технических,экономических. С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции, капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги, автострады, добывающие отрасли, электростанции и др. Распределительная (перераспределительная) функция носит ярко выраженный социальный характер. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджетных средств на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.

Осуществляя налоговое  регулирование, государство проводит всесторонний анализ экономических  систем и осуществляет налоговый контроль. Поэтому налогам присуща контрольная функция, которая обеспечивает контроль со стороны государства за финансово-хозяйственной и предпринимательской деятельностью юридических лиц и граждан, а также за источниками доходов и направлениями их расходования. Суть ее в том, чтобы налогоплательщики (юридические и физические лица) своевременно и в полном объеме уплачивали установленные законодательством налоги.

Указанное разграничение  функций налоговой системы носит  условный характер, так как все  они переплетаются и осуществляются одновременно.

 

2.2 Основные налоги Российской Федерации

 

“Индивидуальный подоходный налог (налог на личные доходы) является вычетом из доходов (обычно годовых) налогоплательщика — физического лица. Это один из основных видов прямых налогов. Плательщиками подоходного налога являются физические лица, как имеющие, так и не имеющие постоянного местожительства в Российской Федерации, включая иностранных граждан, так и лиц без гражданства. Объектом налогообложения физических лиц является совокупный доход, полученный в календарном году”[10, с. 169].

Законом предусматривается  довольно обширный перечень доходов, не подлежащих налогообложению. Например, не подлежат налогообложению государственные пособия по социальному страхованию и по социальному обеспечению (кроме пособий по временной нетрудоспособности). Не подлежат налогообложению все виды пенсий, назначенных в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации. Не включаются в совокупный доход также доходы в денежной и натуральной форме, полученные от физических лиц в порядке наследования и дарения.

В последние два десятилетия  заметна тенденция понижения  ставок подоходного налога. Многие экономисты полагают, что для "справедливой" налоговой системы нужны ярко выраженные прогрессивные ставки подоходного налога, т. е. богатые должны платить больший налог, чем бедные.

“Основной вид налога юридических лиц — налог на прибыль. Плательщиками налога на прибыль являются предприятия и организации, в том числе бюджетные, представляющие собой юридические лица, независимо от подчиненности, формы собственности и организационно-правовой формы предприятия, их филиалы, а также созданные на территории России предприятия с иностранными инвестициями, международные объединения, компании, фирмы, любые другие организации, образованные в соответствии с законодательством иностранных государств и осуществляющие предпринимательскую деятельность”[5, с. 84].

Объектом обложения  налогом является балансовая прибыль (валовая прибыль минус НДС, себестоимость произведенной продукции, и все убытки). Налогооблагаемая прибыль уменьшается с учетом льгот, предусмотренных законодательством (если прибыль направляется на финансирование капитальных вложений, на природоохранные мероприятия, на содержание объектов социального назначения, на благотворительные цели).

 Предприятия, организации и иностранные юридические лица платят налог на прибыль в размере 32%; биржи и брокерские конторы, а также предприятия по прибыли от посреднических операций и сделок - 45%. В случае если не представляется возможным определить прибыль, полученную иностранным юридическим лицом от деятельности в РФ, налоговый орган вправе рассчитывать ее, исходя из нормы рентабельности 25%.

“Налог на добавленную стоимость. Добавленная стоимость включает в себя в основном оплату труда и прибыль и практически исчисляется как разница между стоимостью готовой продукции, товаров и стоимостью сырья, материалов, полуфабрикатов, используемых на их изготовление. Кроме того, в добавленную стоимость включается амортизация и некоторые другие элементы. Таким образом, налог на добавленную стоимость, создаваемой на всех стадиях производства, определяется как разница между стоимостью реализованных товаров, работ, услуг производства и обращения и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки”[9, с. 129].

Плательщиками НДС являются предприятия и организации независимо от форм собственности и ведомственной  принадлежности, имеющие статус юридического лица. Плательщиками налога на добавленную стоимость являются также лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью  без образования юридического лица, при условии, что их годовая выручка от реализации товаров (работ, услуг) превышает 500 тыс. руб.

Налог на добавленную  стоимость взимается в России и во всех странах ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития), кроме Австралии, США, Швеции. Налог на добавленную стоимость взимается с фирм-продавцов товаров и услуг в размере от 5 до 8% стоимости их товара и распространяется на наиболее "ходовые" товары и услуги. У нас он составляет  18%. Спикер совета Федерации Сергей Миронов заявил о том, что только снижение  ставки НДС с 18 до  15  процентов поможет остановить рост цен на бензин, да и в целом благотворно повлиять на нашу экономику.

Акциз является косвенным налогом, включаемым в цену товара, и оплачиваемым покупателем.

Плательщиками акцизов  являются все находящиеся на территории РФ предприятия и организации, реализующие вышеназванные товары, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.

Объектом налогообложения  является оборот (стоимость) подакцизных товаров собственного производства, реализуемых по отпускным ценам, включающим акциз. К числу таких товаров, подлежащих обложению акцизами, относятся: винно-водочные изделия, этиловый спирт из пищевого сырья, пиво, табачные изделия, легковые автомобили,  грузовые автомобили емкостью до 25 т., ювелирные изделия, изделия из хрусталя, ковры и ковровые изделия, меховые изделия, а также одежда из натуральной кожи.

Налог на имущество  предприятий. Данный налог относится к числу республиканских и краевых налогов РФ.

Плательщиками этого  налога являются предприятия, учреждения (включая банки и кредитные  учреждения) и организации, в том  числе с иностранными инвестициями, являющиеся юридическими лицами; их филиалы, имеющие отдельный баланс и расчетный счет, а также международные объединения и организации, занимающиеся предпринимательской деятельностью, расположенных на территории РФ. Объектом налогообложения является имущество предприятия в стоимостном выражении, находящееся на его балансе. Для целей налогообложения определяется среднегодовая стоимость имущества предприятий.

Налогом на имущество  предприятий не облагаются имущество  бюджетных учреждений и организаций, адвокатов; предприятий по производству и хранению сельскохозяйственной продукции; жилищно-коммунального и другого городского хозяйства и т. д.

Информация о работе Сущность налогообложения