Сущность налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 01:01, курсовая работа

Описание работы

Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В усло¬виях рыночных отношений, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики.
Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава 1. Сущность налогообложения
1.1 Теория развития налогообложения……………………………………………..4
1.2 Принципы налогообложения.…………………………………………………...5
1.3 Основные элементы налогообложения…...………………...………….…........8

Глава 2. Сущность и виды налогов
2.1 Основные функции налогов..………………………………………………….13
2.2 Основные налоги Российской Федерации ……. ………………………...…..14

Глава 3. Система налогообложения в России
3.1 Некоторые особенности налогообложения в России………………………...19
3.2 Проблемы налогообложения в России…………………………………..……20

Заключение…………………………………………………….……………………23

Список литературы…………………………………………………………………24

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 129.50 Кб (Скачать файл)

Налог на имущество  физических лиц. Плательщиками этого налога являются физические лица: граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие на территории Российской Федерации в собственности определенное имущество, являющееся объектом налогообложения

“Налог с имущества переходящего в порядке наследования или дарения. Согласно закону плательщиками являются физические лица, которые принимают имущество, переходящее в их собственность в порядке наследования или дарения. Объектами налогообложения являются жилые дома, квартиры, дачи, транспортные средства, предметы антиквариата, ювелирные изделия”[4, с. 216].

Социальные взносы (социальные налоги) охватывают взносы предприятий на социальное обеспечение и налоги на заработную плату и рабочую силу. Они представляют собой выплаты, которые частично осуществляются самими работающими, частично их работодателями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Система  налогообложения в России

3.1 Некоторые особенности налогообложения в России

 

Законодательство  Российской Федерации о налогах  и сборах состоит из Налогового кодекса  Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных  законов о налогах и сборах.

Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) определяет:

  • виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
  • основания возникновения, изменения, прекращения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
  • принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;
  • права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
  • формы и методы налогового контроля;
  • ответственность за совершение налоговых правонарушений;
  • порядок обжалования актов налоговых органов и действий их должностных лиц.

Сейчас в  России действует почти три десятка  налогов и сборов, не считая различных  пошлин. В целом нынешняя система налогообложения наиболее близка к принятой на Западе, учитывая, что и там имеются существенные различия по странам. Правда, в странах ЕЭС налоговая система yнифицирyется и остались лишь несущественные различия.

Нормально функционирующая  система налогов является одним из средств борьбы с теневой экономикой: ведь уплата налога с того или иного дохода означает признание его легальности, законности, в то время как наличие дохода, укрываемого от налогообложения ввиду его незаконности преследуется государством. Повышение роли налогов в нашей стране, превращение их в основной способ изъятия части доходов физических и юридических лиц в государственный и местные бюджеты — свидетельство роста финансовой культуры общества. При достижении определенного уровня грамотности населения налоги будут восприниматься им с пониманием, как форма участия своими средствами в решении общегосударственных задач, прежде всего — социальных. Естественно, если ставки налогов будут отражать баланс интересов граждан, предпринимателей, предприятий и государства.

“В настоящее время во всем мире наблюдается тенденция к упрощению налоговой системы. Чем проще налоговая система, тем проще определять экономический результат, меньше забот при составлении отчетных документов и тем больше остается времени y предпринимателей на обдумывание того, как снизить себестоимость продукции, а не на то, как снизить налоги. Налоговым же органам проще следить за правильностью уплаты налогов, что позволяет уменьшить число работников в финансовых органах. Такая тенденция подтверждается тем, что в некоторых странах вообще существует один единственный налог на добавленную стоимость. В нашей же стране система налогов имеет очень сложную структуру. В ней присутствуют различные налоги, отчисления, акцизы и сборы, которые по сути почти ничем друг от друга не отличаются. Однако такая масса платежей приводит к тому, что бухгалтерия предприятий очень часто ошибается при отчислениях налогов, в результате чего предприятие платит пени за несвоевременную уплату налога”[3, с. 28].

 

3.2 Проблемы налогообложения в России

 

В сложившейся  налоговой системе страны с экономической  точки зрения можно выявить определенные недостатки, которые необходимо устранить  или минимизировать. Одной из характерных  проблем продолжает оставаться её фискальная направленность. В этой связи, естественна и понятна точка зрения  многих учёных – экономистов о необходимости значительного сокращения налогов и как следствие этого подъёма экономики.

“Следует отметить и проблему нестабильности налогового законодательства, когда вносятся поправки и изменения, имеющие обратную силу, ликвидируются ранее введённые привилегии, что создаёт дополнительный источник риска для инвесторов. Государство должно гарантировать соблюдение стабильности налогов и правил их  взимания в течение значительного периода времени”[10, с. 98].

В настоящее  время продолжает иметь место недостаточная чёткость и ясность положений нормативных документов по налогообложению, их противоречивость и запутанность, что, значительно затрудняет их изучение налогоплательщика, в связи с чем их ошибки при исчислении налогов остаются неизбежными.

“Очень сложной является проблема неплатежей налогов, т. е. недоимки. Одной из причин, способствовавших значительному росту недоимки, стало увеличение объёмов отсроченных платежей, предоставляемых предприятием имеющим задолженность по платежам в бюджет, с целью бронирования поступающих на их расчётные счета средств для выплаты заработной платы. Другие причины неплатежей – отсутствие средств на счетах плательщиков, а также низкая платёжная дисциплина налогоплательщиков”[10, с. 197].

“Обращает на себя внимание проблема неэффективности отдельных элементов налогового механизма. Существует многочисленный аппарат налоговой инспекции, налоговой полиции, отделов УВД по борьбе с экономическими преступлениями. А результат работы оставляет желать лучшего. Из-за неподготовленности кадров этих органов, неумения грамотно провести поддержку, ревизию, зачастую многие и юридические и физические лица легко уходят от ответственности за сокрытие налогов”[10, с. 178].

Наряду с  перечисленными выше проблемами необходимо отметить и проблему воспитания налоговой культуры. Сегодня уровень налоговой культуры остаётся низким. Об этом свидетельствуют данные о росте правонарушений и преступлений, связанных с сокрытием доходов от налогообложения, в том числе, в крупных и особо крупных размерах. Преломление негативных тенденций в экономике, возникших в нашем обществе в крупных размерах, одновременно с построением и развитием новой модели хозяйствования – задача сегодняшнего и завтрашнего дня.

“Оценивая  любую налоговую систему, следует исходить из того, что она представляет собой сложный, эволюционный социальный  феномен, тесно связанный с состоянием экономики. От решения указанных выше проблем зависит эффективность формирования доходов бюджетов всех уровней, рост предпринимательской активности, развитие производства и в конечном итоге уже упомянутая как первостепенная стабилизация экономики нашей страны”[6, с. 92].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Налоговая система  — одна из ключевых составляющих рыночной экономики. Она является главным инструментом влияния государства на развитие хозяйства, определения приоритетов социального и экономического развития. Поэтому необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

В данной работе получены следующие выводы, характеризующие  достижение цели работы:

1.Налоги являются единственным инструментом, посредством которого государство формирует централизованные фонды финансовых средств.

2.История развития налогообложения свидетельствует, что налоги могут быть не только источником наполнения бюджетов, но и инструментом регулирования тех или иных социально-экономических процессов.

3.Для проводимой в настоящее время в Российской Федерации налоговой реформы главным является достижение оптимального соотношения между стимулирующей и фискальной ролью налогов.

4.Основными задачами налоговой реформы должны быть обозначены более справедливое распределение налогового бремени, переход к оптимальным налоговым ставкам и общее упрощение налоговой системы.

5.Существующая налоговая система имеет ряд проблем, которые требуют грамотного и своевременного разрешения. Дальнейшее рассмотрение вопросов развития и функционирования налоговой системы, несомненно, будет способствовать ее совершенствованию в целях обеспечения благосостояния населения страны.

 

 

 

Список литературы

 

  1. Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 N 51 - М.: Омега-Л, 2004.
  2. Громова Е. А. Комментарий к Налоговому кодексу РФ части 1/ Под ред. Садикова О.Н. - М.: Дрофа, 2002.
  3. Додонов В.Н. Словарь налогового права/ Под общ. pед. Залесского В.В.; Каминская Е.В.; Румянцев О.Г. - М.: Инфраб, 2008.
  4. Елисов К.П. Налоговое право: Учебник для студ. сред. спец. учеб. заведений, обуч. по спец. "Правоведение"/ Под ред. Гришаева С.П.; Глушкова Л.И.; Гришаев С.П.; Масляев А.И.; Отнюкова Г.Д. и др. - М.: Юристъ, 2000.
  5. Карпов В.И. Налоговое право: Практикум/ Под ред.: Егорова H.Д.; Елисеев И.В.; Кротов М.В.; Медведев Д.А.; - 2-е изд., пеpеpаб. и доп. - М.: Проспект, 2006.
  6. Коновалов А.В. Практикум по налоговому праву для самостоятельных занятий/ Рос. фонд правовых реформ; Лавров Д.Г.; - М.: Статут, 2001.
  7. Лирасов Д. А. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации, части первой/ Под ред. Абовой Т.Е. и Кабалкина А.Ю. - М.: Юрайт-Издат, 2004.
  8. Мейр Д.И. Русское налоговое право. Классика российской цивилистики. – М.: Спарк, 2005.
  9. Никифоров А.В. Российское налоговое право: Учебник/ Под ред. Крыловой З.Г.; Гаврилов Э.П.; Гуреев В.И.; Куник Я.А.; Зайцев И.Ф. и др.- 2-е изд. - М.: ЮрИнфоР, 2001.
  10. Покровский И.А. Основные проблемы налогового права. - М.: Статут, 1998.

 

 

 


Информация о работе Сущность налогообложения