Сущность и назначение налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 11:24, контрольная работа

Описание работы

Налоги выражают обязанности юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны гасить возникающие сбои в системе распределения и стимулировать (или сдерживать) людей в развитии той или иной формы деятельности. поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.[6]

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие налогов 5
2. Сущность и назначение налогов 7
Заключение 12
Используемая литература 13

Файлы: 1 файл

к.работа+.doc

— 66.50 Кб (Скачать файл)

Московский  Институт Государственного и Корпоративного Управления

Факультет «ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ»

 

Кафедра «ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИЯХ»

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: Налоги и налогообложение                                              .

  ТЕМА:   Сущность и назначение налогов                                                           .

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

 

Выполнил/а: студентка

______  курса, группа _______

заочной формы обучения

специальности:

080502 «Экономика и управление

  на предприятиях»

_____________________________

 

Проверил:

Консультант:

_____________________________

 

Преподаватель:

_____________________________

 

 

Москва - 2012 г.

Содержание

Введение                                                                                                                    3

  1. Понятие налогов                                                                                         5
  2. Сущность и назначение налогов                                                               7

Заключение                                                                                                              12

Используемая  литература                                                                                       13 

Введение. 

 

Государство может  воздействовать на ход экономической  жизни, лишь располагая определенными  денежными средствами. Их должны предоставить все заинтересованные в выполнении функций государства стороны - граждане и юридические лица. Для этого и существует система налогов, т.е. обязательных платежей государству.

Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды. [1]

Налоги –  это порождение государства, они  существовали и могут существовать вне товарно-денежных отношений. Например, в некоторых докапиталистических общественных формах главными доходами государства были разного рода натуральные поборы и, кроме этого, основная масса населения должна была выполнять натуральные повинности. В эпоху становления и развития капиталистических  отношений значение налогов стало усиливаться: для содержания армии и флота, обеспечивающих завоевание новых территорий – рынков сырья и сбыта готовой продукции, казне нужны были дополнительные средства. [8]

Изъятие государством в свою пользу определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса  и есть сущность налога.

     Налоги - это обязательные  индивидуально-безвозмездные денежные  платежи в бюджет и государственные  внебюджетные фонды. Они взимаются  в порядке и размере, установленном законом. [2]

Конституцией  РФ и Законом «Об основах налоговой  системы в РФ» определены и  закреплены основные принципы налогов:

  • власть вправе устанавливать налоги
  • всеобщность (каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы)
  • однократность налогообложения  (один и тот же объект не может облагаться налогами одного вида два раза за один период налогообложения)
  • очередность взимания налогов из одного источника (для уменьшения налогового бремени)

определенность налогообложения  (что и по какой ставке облагается налогом).

 

  1. Понятие налога

 

Налог – в соответствии со статьей 8 НК РФ обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований. [8]

Сущность налога состоит в отчуждении принадлежащих частным лицам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, то есть в законном изъятии государством в пользу общества определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса. При этом часть собственности налогоплательщиков – физических лиц и организаций – в денежной форме переходит в собственность государства.

Признаки налогов: [8]

1) императивно-обязательный характер. Уплата налога является конституционно-правовой обязанностью, а не благотворительным взносом. Налогоплательщик не вправе отказаться от исполнения налоговой обязанности. Этим налоговые платежи отличаются от такого вида бюджетных доходов, как безвозмездные перечисления, предусмотренные ст. 41 БК РФ;

2) индивидуальная безвозмездность.  Уплата налога не порождает  встречной обязанности государства  совершить в пользу данного,  персонально определенного налогоплательщика  конкретные действия. Какая-либо прямая материальная выгода для налогоплательщика здесь отсутствует. Уплатив налог, он не приобретает каких-либо дополнительных субъективных прав;

3) денежная форма. НК РФ определяет налог как исключительно денежный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц. Уплата налогов производится в наличной или безналичной форме. Средство платежа – валюта РФ;

4) публичный и нецелевой  характер налогов. Налоговые платежи – безусловный атрибут государства, без которого оно не может существовать. Именно налоги и сборы составляют подавляющую часть доходных источников государства и муниципальных образований (иногда до 90%).

Цели взимания налогов:

– финансовое обеспечение  деятельности государства (например, по обороне страны, поддержанию общественного  порядка и борьбе с преступностью, ликвидации чрезвычайных ситуаций, ведению  разведки и контрразведки, управлению страной);

– финансовое обеспечение  деятельности муниципальных образований (направленной на поддержку жилищно-коммунального хозяйства, строительство дорог, школ, объектов культуры, выдачу всякого рода субсидий и т.д.);

– финансовое обеспечение  совместной деятельности государства  и муниципальных образований. [8]

 

      1. Сущность и назначение налогов

 

Экономическая сущность налогов характеризуется  денежными отношениями, складывающимися  у государства с юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены  и имеют специфическое общественное назначение – мобилизацию денежных средств в распоряжение государства. Поэтому налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими её функциями. [5]

Прежде всего, остановимся на вопросе  о необходимости налогов. Как  известно, налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства, как «взносы граждан, необходимые для содержания ... публичной власти.…» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.21, с.171). Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, - чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

Налоги –  это обязательные и безэквивалентные платежи, уплачиваемые налогоплательщиками в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды на основании федеральных законов о налогах и актах законодательных органов субъектов Российской Федерации, а также по решению органом местного самоуправления в соответствии с их компетентностью.

  Налоговая  система - совокупность предусмотренных  налогов и обязательных платежей, взимаемых в государстве. Она  базируется на соответствующих  законодательных актах государства,  которыми устанавливаются конкретные  методы построения и взимания  налогов, т.е. определяются элементы налога. [3]

К ним относятся:

1) объект налога - это доходы, стоимость отдельных  товаров, отдельные виды деятельности, операции с ценными бумагами, пользование ценными ресурсами,  имущество юридических и физических  лиц и другие объекты, установленные законодательными актами.

2) субъект налога - это налогоплательщик, то есть  физическое или юридическое лицо;

3) источник  налога  - т.е.  доход, из которого  выплачивается налог;

4) ставка налога - величина налога с единицы  объекта налога;

5) налоговая льгота - полное или частичное освобождение плательщика от налога. [8]

Главные принципы налогообложения – это равномерность  и определённость. Равномерность – это единый подход государства к налогоплательщикам с точки зрения всеобщности, единства правил, а так же равной степени убытка, который понесёт налогоплательщик. Сущность определённости состоит в том, что порядок налогообложения устанавливается заранее законом, так что размер и срок уплаты налога известен заблаговременно.

       В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определённого регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.В переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. [5]

       В налогах заложены большие  возможности по регулированию  социально-экономических процессов в стране со стороны государства. При умелом использовании они могут быть сильным регулирующим механизмом в системе социального управления. С помощью налогов возможно регулирование потребления. Например, такой налог, как акциз, особенно высокие его размеры, влияет на спрос и покупательную способность населения в отношении тех товаров, на которые распространяется этот налог.

В налогах заложены возможности и регулирования  доходов населения. Они могут быть нацелены на ограничение доходов высокого уровня, могут учитывать необходимость поддержки малоимущих граждан путём предоставления льгот.

В практике налоги имеют вполне экономическое содержание. Их можно рассматривать как плату государству за те услуги, которые оно оказывает населению и другим субъектам экономики в виде внутренней и внешней безопасности, экономической и социальной стабильности и других благ, относящихся к категории общественных.

Взимается налог  по определённой ставке, представляющей собой долю облагаемых налогом средств  субъектов экономики. При этом налог может быть денежным и натуральным.По объектам обложения налоги делятся:

-  на налог на доходы (выручку, прибыль, заработную плату, проценты, дивиденды, ренту);

- налог на  добавленную стоимость продукции,  работ, услуг;

- налог на  имущество (предприятий и граждан);

-  налог на  определенные виды деятельности  и сделки (например, сделки с ценными бумагами);

- налог за  пользование природным ресурсами.

Для понимания  сущности налогов не малое значение имеет знание и понимание признаков налогов. К ним относятся: [7]

1. Императивность - то есть требование со стороны государства обязательности  налогового  платежа.  При  невыполнении  налогового обязательства, применяются соответствующие санкции.

2. Смена собственника - в частности через налоги, доля частной собственности становится государственной или муниципальной, образуя бюджетный фонд.

3. Безвозвратность и безвозмездность — налоговые платежи обезличиваются и не возвращаются к конкретному плательщику. Налог предстаёт как безвозмездное изъятие государством части средств предприятий, организаций и населения по заранее установленным нормативам и срокам.

Способ взимания налога - тоже достаточно существенное звено в понимании существа налогов  и налоговой системы. Дело в том, что от того каким именно образом  происходит, взимание налогов зависит, например сумма, которой распоряжается  гражданин. Например, одно дело - получать заработную плату, тратить её и уже после этого платить налоги, и совсем другое дело, когда налог взимается сразу и заработная плата автоматически оказывается с вычетом налога. Налоги могут взиматься следующими способами:

      1. Кадастровый способ— (от слова кадастр — таблица, справочник), когда объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносится в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта.

      2. На основе декларации. Декларация-документ, в котором плательщик  налога приводит расчёт дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то, что выплата налога производится после получения дохода и лицом, получающим доход. [7]

3. У источника. Этот налог вносится лицом, выплачивающим доход. Поэтому оплата налога производится до получения дохода, причём получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога. Например, подоходный налог с физических лиц. Этот налог выплачивается предприятием или организацией, на которой работает физическое лицо. То есть до выплаты, например, заработной платы из неё вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику.

Информация о работе Сущность и назначение налогов