Шпаргалка по "Бухгалтерскому учету"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 17:48, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Бухгалтерский учет".

Файлы: 1 файл

шпоры УУ.doc

— 471.50 Кб (Скачать файл)

Сам учетный процесс слагается из следующих основных элементов: первичный учет; регистры бухгалтерского учета; документооборот; инвентаризация; отчетность.

На организацию учета  затрат оказывает влияние ряд факторов: вид деятельности предприятия, его размер, организационная структура управления, правовая форма и т.п.

При построении системы учета затрат экономически наиболее целесообразен следующий  подход:

1. Выделение типичных целей (например, контроль за трудозатратами или использованием материалов);

2. Выбор соответствующих  данным целям объектов учета затрат (например, продукция или подразделение);контролироваться работниками организации)

3. Выбор наиболее удобной  классификационной группы затрат.

Для надлежащей организации  учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг)  организации:

– осуществляют учет расходов: по статьям затрат, перечень которых определяют самостоятельно, по экономическим элементам,

– разрабатывают внутренние положения, инструкции, иные организационно-распорядительные документы.

Организация учета затрат  основывается на следующих принципах: неизменность принятой методологии  учета затрат и калькулирования  с/с в течение года, полнота отражения в учете всех хозяй-х операций, правильное отнесение расходов и доходов к отчетным периодам, соответствие фактических показателей с/с нормативным и плановым.

В целях контроля и  регулирования затрат их надлежит разделить  на:

- регулируемые (расходы, величина которых м. зависеть от менеджера) и нерегулируемые;

- затраты в пределах  норм, смет, плана и отклонения  от норм, плана, сметы. Выявления  указанных отклонений позволит  менеджерам принимать решения  по управлению затратами. 

Также по возможности осуществления контроля над затратами они подразделяются на контролируемые (м. контролироваться работниками организации) и неконтролируемые (например, цены на оборудование или налоги).

26. Учет и контроль издержек производства и продаж продукции по видам расходов.

Расходы делятся на четыре группы:

1. Расходы по обычным  видам деятельности (уставная деятельность, торговля, производство, снабжение.)  2. Операционные расходы- расходы  от выбытия основных средств,  р-ды по аренде, р-ды по совместной  деятельности. 3. Внереализационные расходы- убытки прошлых лет, выявленные в отчетном периоде суммы отрицательных курсовых  разниц, суммы кредиторской задолженности (по займам, кредитам), сумма уценки осн. средств. 4. Чрезвычайные расходы- р-ды по страхованию, р-ды от стихийных бедствий.

Р-ды м.б. признаны в учете  при наличии следующих условий: сумма расхода д.б. четко рассчитана, р-ды обуславливают понижение прибыли, р-ды документально оформлены.

Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг.

Расходами по обычным  видам деятельности считается также  возмещение стоимости основных средств, нематериальных активов и иных амортизируемых активов, осуществляемых в виде амортизационных отчислений.

Расходы по обычным видам  деятельности принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в  денежном выражении, равной величине оплаты в денежной и иной форме или величине кредиторской задолженности (с учетом положений пункта 3 ПБУ 10/99).

Расходы по обычным видам  деятельности формируют:

• расходы, связанные с приобретением сырья, материалов, товаров и иных материально-производственных запасов;

• расходы, возникающие непосредственно в процессе переработки (доработки) материально-производственных запасов для целей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и их продажи, а также продажи (перепродажи) товаров (расходы по содержанию и эксплуатации основных средств и иных внеоборотных активов, а также по поддержанию их в исправном состоянии, коммерческие расходы, управленческие расходы и др.).

При формировании расходов по обычным  видам деятельности должна быть обеспечена их группировка по следующим элементам:

• материальные затраты;

• затраты на оплату труда;

• отчисления на социальные нужды;

• амортизация;

• прочие затраты.

Для целей управления в бухгалтерском  учете организуется учет расходов по статьям затрат. Перечень статей затрат устанавливается организацией самостоятельно.

Основанием для установления перечня  счетов для бухгалтерского учета  расходов по элементам служит ПБУ-10/99 "Расходы организации",

Для учета производственных затрат служат производственные счета.

Для сбора и систематизации затрат по основному производству применяется  счет №20 «Основное производство». Этот счет в зависимости от производственной структуры предприятия, может быть детализирован по цехам и другим структурным подразделениям, а внутри цехов – по конкретным видам изделий, работ и услуг. Учет затрат вспомогательных цехов ведется по счету №23 «Вспомогательное производство», где учет ведется в течение отчетного периода, а в конце отчетного периода эти затраты также переносятся на 20 счет пропорционально фактической себестоимости продукции, работ и услуг.

Непосредственно, на счет №20 и №23 можно отнести только прямые затраты. Косвенные затраты  предварительно собираются на счете  №25 «Общепроизводственные расходы» и счете №26 «Общехозяйственные расходы». В конце каждого месяца 25 и 26 счета закрываются и затраты списываются на счет 20 или 23, в зависимости от выбранной нормативной базы. Счет 44 "Расходы на продажу" предназначен для обобщения информации о расходах, связанных с продажей продукции, товаров, работ и услуг.

На счете 44 "Расходы  на продажу" отражены следующие расходы (расходы) :

• на перевозку товаров;

• на оплату труда;

• на аренду;

• на содержание зданий, сооружений, помещений и инвентаря;

• по хранению и подработке товаров;

• на рекламу;

• на представительские расходы;

• другие аналогичные по назначению расходы.

Расходы на продажу, как  общие расходы отчетного периода, списываются на счет 90 "Продажи".

27. Учет и исчисление затрат по местам формирования и центрам ответственности.

Центр ответственности  и место  формирования затрат не всегда совпадают. Например, работающий станок — это место формирования затрат; но цех, где он расположен, — центр ответственности.

Место формирования затрат и центр ответственности могут совпадать лишь в отдельных случаях, когда невозможна либо нецелесообразна более детальная дифференциация расходов, например в передельных производствах, очистных и горно-подготовительных участках добывающей промышленности и т.п.,  где одновременно выполняется  комплекс зависящих друг о друга работ и операций на различном оборудовании.

Для учета и исчисления фактической величины затрат совокупности мест расходов и центров ответственности  разрабатывают единую систему кодирования группировочных признаков. Учетная группировка осуществляется на основе первичных документов, в которых указывают место издержек или центр ответственности, его код (шифр).

Группировка затрат по местам их формирования осуществляется одним из двух основных способов:

1. путем применения принципов двойной записи на взаимосвязанных счетах и последовательного перенесения (перераспределения) учтенных сумм затрат с первичных на промежуточные и конечные места формирования издержек;

2. на основе использования специальных регистров (сводных ведомостей) и расчетов матричной формы, обобщающих виды затрат по местам их возникновения.

При использовании метода двойной записи разрабатывают специальный план счетов мест издержек для каждого предприятия. Он может быть привязан к действующему плану счетов бухгалтерского учета затрат, а может ориентироваться на применение специальных счетов управленческой бухгалтерии. Но это важно только для обозначения первых двух-трех знаков кода того или иного места издержек. Далее идет нумерация шифра самого места расходов. Чтобы показать возможную степень детализации мест затрат и центров ответственности, приведем выдержку из плана счетов управленческого учета сравнительно небольшой (около 1200 работающих) машиностроительной фирмы.

23 Производственные места  обслуживания:

      2314 Электромастерские

      2315 Стройгруппа

10 Материальное хозяйство:

     1030 Участок  испытания материалов 

     1031—1035 Склады  сырья и материалов

20 Места производственного  изготовления:

     2050 Места  производственного изготовления  цеха 1

     2060 Места  производственного изготовления  цеха 2

     2070 Места  производственного изготовления  цеха 3

2680—2690 Места затрат  хозяйственного управления (дирекция, общее планирование, финансовое планирование и контроль, бухгалтерия, узел связи, отдел персонала и т.п.) и т.д.

Коды, по которым производится учетная группировка расходов этих подразделений, указывают на первичных  документах по учету расхода материалов, комплектующих изделий, заработной платы и других издержек. Дальнейшее обобщение расходов по счетам затрат производится так же, как сейчас в бухгалтерском учете. Взаимосвязь между данными управленческого и финансового учета осуществляется через специальные счета — экраны.

Одним из вариантов системных записей в управленческом учете является ведение счетов отклонений от нормативной величины расходов. В этом случае обороты по дебету и кредиту счетов сырья и материалов, затрат на производство, готовой продукций отражают по нормативной стоимости. Все расхождения между нормативными и фактическими издержками снабжения, производства, сбыта относят в дебет или кредит соответствующих счетов отклонений. Таким образом, по местам и центрам формирования учитывают лишь отклонения от норм и нормативов.

Учет и исчисление затрат по местам их формирования с помощью регистров матричной формы основано на сочетании группировок затрат по видам и местам их возникновения. Для этого составляют специальную шахматную ведомость, по строкам и столбцам которой отражаются виды (статьи, элементы) затрат и мест (центров) их формирования, а на пересечении соответствующих строк и столбцов указываются затраты мест. Если какие-то расходы невозможно отнести на то или иное место затрат прямо, их распределяют пропорционально избранной базе.

 

Регистр матричной  формы имеет следующий вид

 

Виды затрат

Места затрат

 

Вспомогательные

Основные

Первичные

места затрат

Места единичных  расходов

Отнесение первичных  общих затрат на места издержек

 

 

 

        Вторичные места затрат

Исчисление баз распределения


 

Матричное представление  регистра сводного учета и группировки  затрат по местам формирования и центрам  ответственности позволяет взаимно  увязать нормирование и учет по видам, местам и целевому назначению расходов, избежать дублирования и обеспечить единую последовательность в формировании показателей издержек.

Матрица издержек мест и  центров всегда прямоугольна, конечна  и ограниченна, а ее элементы представляют собой скаляры, т.е. действительные значения производственных затрат. Количество столбцов матрицы равно числу мест расходов, а число строк — количеству элементов издержек. Общая матрица, характеризующая производственные расходы в целом по предприятию, может подразделяться на подматрицы, выражающие соотношения между видами затрат и центрами их образования в разрезе отдельных подразделений. С каждой из них возможны операции суммирования, умножения, исчисления произведения матрицы на скаляр, т.е. практически все действия по преобразованию планово-учетной информации об издержках.

Аналогичная ведомость составляется и для  обобщения издержек в Целом по предприятию.

 

28. Учет и распределение затрат по объектам калькулирования.

В управленческом учете  известны три метода перераспределения  издержек непроизводственных подразделений между производственными сегментами:

Метод прямого  распределения затра, последовательный  ( пошаговый ),  двухсторонний.

Метод прямого  распределения затрат : расходы, аккумулированные по месту возникновения в каждой вспомогательной службе, затраты по каждому обслуживающему подразделению, относятся на производственные сегменты напрямую, минуя прочие обслуживающие подразделения. Данный случай применяется в тех случаях, когда непроизводственные центры ответ-ти не оказывают друг другу услуги.

Метод пошагового распред. Затрат применяется в тех случаях, когда непроизводственные подразделения оказывают друг другу услуги в одностороннем порядке.Процесс распред. Затрат непроизводств. Подразделений между производств. Осущ. Поэтапно. Шаг.1-Определение затрат по подразделениям. Учитываются все затраты подразделения. Шаг 2- Опред. Базовой единицы. Например для гаража-пробег автотранспорта, для стовловой –кол-во приготовлен. порций и т.д. Шаг3-Распределение затрат на основе выбранных базовых единиц распределения. В результате распред. Все затраты непроизводств. Подразделений должны быть присвоены производственным центрам затрат.

Метод двухсторонний  Он применяется в тех случаях, когда между непроизводственными подразделениями происходит  обмен внутрифирменными услугами. 1) Определяется показатель, выступающий в роли базы распределения 2) рассчитываются затраты непроизводственных подразделений, скорректированные с учетом взаимного потребления усуг 3) скорректированные затраты непроизводств подразделений распред. между производств. ЦО 

Информация о работе Шпаргалка по "Бухгалтерскому учету"