Характеристика объекта. Основное содержание и порядок учета финансовых результатов и использования. Основное содержание и порядок учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2014 в 18:31, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение теоретических основ бухгалтерского учета финансовых результатов и использования прибыли, а также проведение проверки правильности учета прибыли на конкретном предприятии.
Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть следующие задачи исследования:
Изучить цели, источники информации и нормативно-правовую базу регулирования учета финансовых результатов на современном предприятии.
Провести анализ порядка организации аналитического и синтетического учета финансовых результатов и прибыли.

Файлы: 1 файл

Бухгалтерский финансовый учет.docx

— 179.40 Кб (Скачать файл)

2. Налоговый кодекс Российской  Федерации (с изменениями и дополнениями  от 28.05.2003 г.);

3. План счетов бухгалтерского  учета финансово-хозяйственной деятельности  организаций и Инструкция по  его применению, утв. Приказом МФ  РФ от 31.10.2000 г. № 94н .);

4. Закон “О бухгалтерском учете”. Фед. закон от 21.11.96 г. № 129-ФЗ.

5. Положение по бухгалтерскому  учету «Бухгалтерская отчетность  организации» (ПБУ 4/99), утв. Приказом  МФ РФ от 6.07.1999 г. № 43н;

6. Положение по бухгалтерскому  учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99), утв. Приказом МФ РФ от 6.05.1999 г. № 32н;

7. Положение по бухгалтерскому  учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утв. Приказом МФ РФ от 6.05.1999 г. № 33н;

8. Положение по бухгалтерскому  учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98), утв. Приказом МФ РФ от 9.12.1998 г. № 60н.

Основными источниками данных о финансовом результате деятельности предприятия служат записи в Главной книге, в учетных регистрах (журналах-ордерах, ведомостях) по счетам 50, 51, 68, 76, 84, 90, 91, 96, 99 и др., в балансе предприятия формы № 1, в отчете о прибылях и убытках формы № 2, в утверждаемом самим предприятием бизнес-плане. К таким источникам можно отнести и учредительные документы предприятия, приказы, распоряжения и различные первичные документы, банковские выписки о движении денежных средств на расчетном счете, кассовый отчет с приложенными к нему приходными и расходными ордерами, платежными ведомостями, документы на отпуск готовой продукции со склада, платежные требования и платежные поручения на оплату отгруженной продукции, расчеты по налогам, Положение об учетной политике предприятия и др.

Самой важной отчетной формой, содержащей показатели, характеризующие финансовые результаты работы предприятия, является баланс предприятия формы № 1. В пассиве баланса по отдельным статьям отражаются нераспределенная прибыль (непокрытый убыток), резервы, образованные как в соответствии с законодательством, так и учредительными документами.

Наиболее полные данные о формировании и использовании прибыли содержатся в отчете о прибылях и убытках, составляемом за год. В нем отражаются финансовые результаты от реализации продукции, товаров, работ, услуг, реализации и выбытия основных средств и прочих активов, а также от внереализационных операций. В отчете показываются использование прибыли, платежи за счет нее во внебюджетные и иные фонды, а также причитающиеся по расчету и фактически внесенные платежи в бюджет.

 

1.2 Последовательность  учетных операций. Организация синтетического  и аналитического учета прибыли

Логика организации бухгалтерского учета финансовых результатов предполагает формирование системы учета доходов и расходов, в результате которого определяется общий финансовый результат до налогообложения, а также учета распределения прибыли и выявление чистой финансового результата. Рассмотрим сначала механизм организации учета доходов, а затем порядок постановки на предприятии бухгалтерского учета расходов.

Согласно плану счетов выручка от реализации продукции (работ, услуг) отражается на счете 90 “Продажи”. Этот счет служит для обобщения информации о всех доходах и расходах организации, связанных с обычными видами деятельности, а также для определения финансового результата по ним. По кредиту данного счета отражаются суммы средств, поступающих от покупателей за продукцию (работы, услуги). По дебету счета 90 “Продажи” отражаются величины списанных расходов со счетов бухгалтерского учета. Специфика деятельности предприятия обуславливает перечень счетов формирования затрат. Сюда относятся счета4:

  • 43 “Готовая продукция”,

  • 41 “Товары”,

  • 44 “Расходы на продажу”,

  • 20 “Основное производство” и т.д.)

При признании в бухгалтерском учете сумма выручки от продажи товаров, продукции, выполнения работ, оказания услуг и др. отражается по кредиту счета 90 “Продажи” и дебету счета 62 “Расчеты с покупателями и заказчиками”. Одновременно себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг и др. списывается с кредита счетов 43 “Готовая продукция”, 41 “Товары”, 44 “Расходы на продажу”, 20 “Основное производство” и др. в дебет счета 90 "Продажи".

В организациях, осуществляющих розничную торговлю и ведущих учет товаров по продажным ценам, по кредиту счета 90 “Продажи” отражается продажная стоимость проданных товаров (в корреспонденции со счетами учета денежных средств и расчетов), а по дебету - их учетная стоимость (в корреспонденции со счетом 41 “Товары”) с одновременным сторнированием сумм скидок (накидок), относящихся к проданным товарам (в корреспонденции со счетом 42 “Торговая наценка”).

К счету 90 “Продажи” могут быть открыты субсчета:

- На субсчете 90-1 “Выручка” учитываются  поступления активов, признаваемые  выручкой.

- На субсчете 90-2 “Себестоимость  продаж” учитывается себестоимость  продаж, по которым на субсчете 90-1 “Выручка” признана выручка.

- На субсчете 90-3 “Налог на добавленную  стоимость” учитываются суммы  налога на добавленную стоимость, причитающиеся к получению от  покупателя (заказчика).

- На субсчете 90-4 “Акцизы” учитываются  суммы акцизов, включенных в цену  проданной продукции (товаров).

- Субсчет 90-9 “Прибыль / убыток от  продаж” предназначен для выявления  финансового результата (прибыль  или убыток) от продаж за отчетный  месяц.

Записи по субсчетам 90-1 “Выручка”, 90-2 “Себестоимость продаж”, 90-3 “Налог на добавленную стоимость”, 90-4 “Акцизы” производятся накопительно в течение отчетного года. Ежемесячно сопоставлением совокупного дебетового оборота по субсчетам 90-2 “Себестоимость продаж”, 90-3 “Налог на добавленную стоимость”, 90-4 “Акцизы” и кредитового оборота по субсчету 90-1 “Выручка” определяется финансовый результат (прибыль или убыток) от продаж за отчетный месяц. Этот финансовый результат ежемесячно (заключительными оборотами) списывается с субсчета 90-9 “Прибыль / убыток от продаж” на счет 99 “Прибыли и убытки”. Таким образом, синтетический счет 90 “Продажи” сальдо на отчетную дату не имеет.

По окончании отчетного года все субсчета, открытые к счету 90 “Продажи” (кроме субсчета 90-9 “Прибыль / убыток от продаж”), закрываются внутренними записями на субсчет 90-9 “Прибыль / убыток от продаж”.

Аналитический учет по счету 90 “Продажи” ведется по каждому виду проданных товаров, продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг и др. Кроме того, аналитический учет по этому счету может вестись по регионам продаж и другим направлениям, необходимым для управления организацией.

Типовые проводки по дебету счета 90 “Продажи” представлены в приложении 2.

Основные проводки по кредиту счета отражены в приложении 3.

Как известно, если доходы превышают расходы, то образуется положительный финансовый результат или прибыль. Эту сумму необходимо отразить заключительными оборотами месяца по дебету субсчета 90-9 и кредиту счета 99 “Прибыли и убытки”:

Дебет 90-9

Кредит 99 - отражена прибыль от продаж

В случае формирования убытка сумма отражается заключительными оборотами месяца по кредиту субсчета 90-9 и дебету счета 99 “Прибыли и убытки”:

Дебет 99

Кредит 90-9 - отражен убыток от продаж

Счет 90 “Продажи” на конец каждого месяца иметь сальдо не должен. Однако все субсчета счета 90 в течение года сальдо иметь могут, и их величина будет увеличиваться, начиная с января отчетного года.

При этом субсчет 90-1 в течение года может иметь только кредитовое сальдо, а субсчета 90-2, 90-3, 90-4, 90-5, 90-6 – только дебетовое сальдо субсчет 90-9 может иметь как дебетовое так и кредитовое.

31 декабря (после того, как определен  финансовый результат за декабрь) все субсчета, открытые к счету 90, необходимо закрыть. Делается  это так:

а) кредитовое сальдо субсчета 90-1 закрывается проводкой:

Дебет 90-1

Кредит 90-9 - закрыт субсчет 90-1 по окончании года;

б) дебетовое сальдо субсчетов 90-2, 90-3, 90-4, 90-5, 90-6 закрывается проводками:

Дебет 90-9

Кредит 90-2 ( 90-3, 90-4, 90-5, 90-6) - закрыты субсчета 90-2, 90-3, 90-4, 90-5, 90-6 по окончании года.

В результате сделанных проводок дебетовые и кредитовые обороты по субсчетам счета 90 “Продажи” будут равны.

Таким образом, по состоянию на 1 января следующего года сальдо как по счету 90 “Продажи” в целом, так и по всем открытым к нему субсчетам будет равно нулю.

В отчете о прибылях и убытках расходы организации отражаются с подразделением на себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, коммерческие, управленческие, операционные, внереализационные и чрезвычайные расходы.

В отчете о прибылях и убытках расходы организации отражаются с подразделением на себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, коммерческие, управленческие, операционные, внереализационные и чрезвычайные расходы.

По новому Плану счетов все операционные и внереализационные доходы и расходы фиксируются в течение месяца на счете 91 "Прочие доходы и расходы" (доходы по кредиту и расходы по дебету). Планом счетов к счету 91 предусмотрено открытие следующих субсчетов:

91/1 "Прочие доходы"

91/2 "Прочие расходы"

91/9 "Сальдо прочих доходов  и расходов".

Аналитический учет к субсчетам 91/1 и 91/2 должен вестись в разрезе групп доходов и расходов (операционные и внереализационные), а также их конкретных видов.

По окончании месяца сопоставлением дебетового оборота по субсчету 91/2 и кредитового оборота по субсчету 91/1 определяется сальдо прочих доходов над расходами. Оно может быть в виде превышения или доходов над расходами, или расходов над доходами. Вышеуказанное сальдо перечисляется на счет 99 следующими записями:

а) на сумму превышения доходов над расходами

- Дебет 91/9 Кредит 99

б) на сумму превышения расходов над доходами

- Дебет 99 Кредит 91/9

В результате синтетический счет 91 в целом не будет иметь сальдо на конец отчетного периода, хотя по субсчетам счета 91 сальдо остается.

По окончании года субсчета 91/1 и 91/2 закрываются субсчетом 91/9:

Д-т сч. 91/9 К-т сч. 91/2

Д-т сч. 91/1 К-т сч. 91/9

После этих проводок как счет 91 в целом, так и его субсчета не будут иметь сальдо на конец отчетного года.

В инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета сказано, что "построение аналитического учета по счету 99 "Прибыли и убытки" должно обеспечивать формирование данных, необходимых для составления отчета о прибылях и убытках". Инструкцией к данному счету не предусмотрены субсчета, поэтому бухгалтер имеет право вводить субсчета исходя из требования управления организацией, включая нужды анализа, контроля и отчетности. Система субсчетов данного счета может быть представлена как:

- 99/1 "Прибыль (убыток) от  продажи";

- 99/2 "Сальдо прочих  доходов и расходов";

- 99/3 "Чрезвычайные доходы";

- 99/4 "Чрезвычайные расходы";

- 99/5 "Налог на прибыль";

- 99/6 "Налоговые санкции".

К субсчетам 99/3 "Чрезвычайные доходы" и 99/4 "Чрезвычайные расходы" следует открыть аналитические счета на каждый вид этих доходов и расходов (страховое возмещение, материальные ценности, полученные от списания активов, потери от пожаров, потери от аварий, потери от наводнений и т. п.).

Налоги и сборы, уплачиваемые в соответствии с установленным законодательством порядком за счет финансовых результатов, включаются в состав расходов в суммах, начисленных предприятием за отчетный период, и в этих суммах они учитываются при налогообложении прибыли.

Суммы налогов, относимых на финансовые результаты, проверяются по данным налоговых расчетов (деклараций).

Следует также обратить внимание на правильность и обоснованность отражения затрат, учитываемых при исчислении льгот по налогу на прибыль и связанных с уменьшением налогооблагаемой базы. Для этого изучают законность и точность отнесения сумм расходов: на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение и освоение производства; на проведение природоохранных мероприятий; на содержание объектов и учреждений здравоохранения, народного образования, культуры и спорта, детских дошкольных учреждений; на благотворительные цели, экологические и оздоровительные фонды, общественным организациям, инвалидам и религиозным организациям.

Предприятия уплачивают в бюджет в течение квартала авансовые взносы налога на прибыль, определяемые исходя из предполагаемой суммы прибыли за отчетный период и ставки налога. Уплата в бюджет авансовых взносов налога на прибыль должна производиться не позднее 15-го числа каждого месяца равными долями в размере 1/3 квартальной суммы указанного налога. Суммы, дополнительно причитающиеся в бюджет по квартальным расчетам, вносятся предприятиями в пятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета за квартал, а по годовым расчетам - в десятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета за истекший год.

Аналитический учет использования прибыли может вестись по следующим направлениям:

- отчисления на образование  резервного капитала и резервных  фондов;

- отчисления в фонды накопления, образованные предприятием в  соответствии с учредительными  документами для создания нового  имущества, как в производственной, так и в социальной сфере (прежде всего на финансирование капитальных вложений);

Информация о работе Характеристика объекта. Основное содержание и порядок учета финансовых результатов и использования. Основное содержание и порядок учета