Формирование центров ответственности на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 14:48, курсовая работа

Описание работы

Управленческий учет предназначается для решения внутренних задач управления организацией и является ее "ноу-хау". В отличие от финансового управленческий учет субъективен и конфиденциален, но именно он несет основную нагрузку обеспечения принятия управленческих решений, и им занимаются профессионалы высокого уровня. Изучение особенностей организации управленческого учета в экономически развитых странах позволяет сделать вывод о том, что это — новая комплексная отрасль экономических знаний, основной целью которой является информационно-аналитическое обеспечение менеджеров организаций и предприятий для принятия ими эффективных управленческий решений.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические аспекты организации управленческого учета на предприятии 6
2. Организация управленческого учета по центрам ответственности 10
3. Система управления по центрам ответственности 17
3.1 Центр затрат 17
3.2 Центр доходов 19
3.3 Центр прибыли 20
3.4 Центр инвестиций 23
Заключение 29
Список использованных источников 32

Файлы: 1 файл

Курсовик по упр учету1.doc

— 179.00 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

         по дисциплине «Бухгалтерский управленческий учет» на тему: «Формирование центров ответственности на предприятии»

Выполнила: Проверила:

 

 

 

Кострома 2009

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Управление- это древнейшее искусство и новейшая наука, которая основана на собственных концепциях, принципах, методах и имеет серьёзный научно-методический фундамент.

Управленческий учет исторически развивался исходя из объективных  потребностей производства и управления, главная задача учета- оказание информационной помощи руководителям для согласования интересов компании с интересами каждого сотрудника.

Для выполнения поставленной задачи необходима комбинированная  система внутреннего управления, основу которой составляет учет, базирующийся на бухгалтерском, оперативном, производственном и налоговом учетах, при этом используются методы статистического наблюдения, экономического анализа и пр.

Управленческий учет выступает в качестве основного  информационного фундамента управления внутренней деятельностью фирмы. Тактика  управленческого учета включает организацию, учет, контроль, мотивацию и анализ ранее принятых решений, а также ответственность за исполнение решений.

Предметом управленческого  учета можно считать производственно- хозяйственную и коммерческую деятельность организации в целом и его отдельных объектов. Кроме того, предметом управленческого учета может стать деятельность некоммерческой или бюджетной организации, научно-исследовательских институтов и опытно-конструкторских бюро.

Объектами управленческого  учета в настоящее время выступают затраты (издержки производства и обращения), доходы предприятия и его отдельных структурных подразделений, управленческое планирование, внутреннее ценообразование и система внутренней отчетности, к которым относятся:

Внеоборотные и оборотные  активы организации, которые обеспечивают процесс хозяйственной деятельности: основные производственные фонды, нематериальные активы, оборотные средства в части материальных затрат, предназначенных для использования в процессе производства;

Хозяйственные процессы и их результаты, к которым относятся различные виды деятельности предприятия: снабженческо-заготовительная, производственная, финансово-сбытовая, организационная, инновационная и инвестиционная.

Управленческий учет- область знаний, в которую входят несколько прикладных экономических наук: управление предприятием, бухгалтерский учет, налогообложение, экономика фирмы, и пр. Он служит продолжением бухгалтерского, производственного и налогового учета

Финансовый учет охватывает информацию, которая используется не только для внутреннего управления, но и сообщается контрагентам, т. е. сторонним пользователям. Эта информация должна удовлетворять потребностям как фискальных государственных органов, так и акционеров компаний, держателей облигаций и других ценных бумаг, потенциальных инвесторов и других партнерских групп организации. Нормы и правила его ведения регулируются национальными стандартами, разработанными на основе международных стандартов.

Управленческий учет предназначается для решения  внутренних задач управления организацией и является ее "ноу-хау". В отличие от финансового управленческий учет субъективен и конфиденциален, но именно он несет основную нагрузку обеспечения принятия управленческих решений, и им занимаются профессионалы высокого уровня. Изучение особенностей организации управленческого учета в экономически развитых странах позволяет сделать вывод о том, что это — новая комплексная отрасль экономических знаний, основной целью которой является информационно-аналитическое обеспечение менеджеров организаций и предприятий для принятия ими эффективных управленческий решений.

Одним из принципов планирования, учета и анализа издержек, образующих себестоимость продукции, является необходимость их группировки по месту возникновения затрат (производствам, цехам, участкам). 

Поэтому целью данной курсовой работы является рассмотрение основ формирования центров ответственности  на предприятии.

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

Раскрытие теоретических  аспектов организации управленческого учета на предприятии;

Рассмотрение организации  управленческого учета по центрам  ответственности;

Изучение системы управления по центрам ответственности:

    • центр затрат;
    • центр доходов;
    • центр прибыли;
    • центр инвестиций

Предмет  исследования – центры ответственности.

Источники информации, используемые при написании курсовой работы: нормативная, специальная, учебная и научная  литература по теме исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Теоретические аспекты  организации управленческого учета на предприятии

 

Управленческий учет. Этим привычным термином обозначается особая система внутрикорпоративного управления издержками производства, а иногда и доходами, в интересах  повышения эффективности использования  капитала организации, роста ее рентабельности и улучшения финансовых показателей.

 Система управленческого  учета представляет собою комплекс  взаимосвязанных элементов, включающий  структурирование организации на  центры финансовой ответственности  различного назначения и разного  уровня, бюджетирование расходов (и доходов), нормирование и калькулирование издержек производства, обратную связь через бухгалтерский управленческий учет и внутреннюю управленческую отчетность, аналитические процедуры для выработки управленческих решений на всех уровнях финансовой ответственности.

Система управленческого  учета предполагает новую логику экономических взаимоотношений  внутри предприятия, прежде всего в  связке «руководитель- подчиненный» (вышестоящий  и нижестоящий управленческий персонал), Самая лучшая информационная система будет безрезультатной, если не дополнить ее «демократической» системой отношений управляющих и управляемых, сознательным и заинтересованным восприятием персоналом информации прямой и обратной связи и финансовой ответственности на разных иерархических уровнях управления.

Управление невозможно без информации или совокупности сведений о состоянии управляемой системы, управляющих действиях и внешней среде. В таком понимании экономическая информация выступает как основа процессов подготовки, принятия и реализации управленческих решений.

Процесс управления реализуется  в виде некоторой последовательности решений, эффективность которых можно проверить лишь на основе получения информации о промежуточных и конечных результатах, достоверно и своевременно отражающих состояние и поведение управляемых параметров.

Все стадии и этапы  процесса управления связаны с переработкой информации. Без информации невозможно определить цели управления, оценить ситуацию, сформулировать проблему, принять решение и проконтролировать его выполнение.

Итак, управленческий учет — это установленная организацией система сбора, регистрации, обобщения и представления информации о хозяйственной деятельности организации и ее структурных подразделений для осуществления планирования, контроля и управления этой деятельностью.

Процесс сбора информации о хозяйственной деятельности организации заключается в определении, классификации, оценке и измерении хозяйственных операций и других экономически значимых событий с целью последующего их отражения в системе управленческого учета.

Обобщение информации представляет собой анализ, подготовку и интерпретацию  информации. В процессе анализа информации определяют состав информации, представляемой пользователям, круг пользователей, взаимосвязь  различных показателей деятельности организации, зависимость показателей от экономически значимых событий и ситуаций. Процесс подготовки и интерпретации информации предусматривает представление логически связанной плановой, учетной и иной информации, включающей по необходимости аналитические и прогнозные заключения.

Подготовленная информация представляется пользователям в  виде отчетов табличного, графического и текстового формата.

Основная цель управленческого  учета — предоставление руководителям и специалистам организации и структурных подразделений плановой, фактической и прогнозной информации о деятельности организации и внешнем окружении для обеспечения возможности принятия обоснованных управленческих решений.

Основными задачами управленческого  учета являются:

•    учет наличия  и движения материальных, финансовых и трудовых ресурсов и предоставление информации по ним менеджерам;

•    учет затрат и доходов и отклонений по ним  от установленных норм, стандартов и смет по организации в целом, структурным подразделениям, центрам ответственности, группам изделий, технологическим решениям и другим позициям;

•    исчисление различных показателей фактической  себестоимости продукции (работ, услуг) и отклонений их от нормативных и плановых показателей (полной производственной себестоимости, неполной производственной себестоимости, полной себестоимости реализованной продукции, себестоимости реализованной продукции по зонам реализации и т.п.);

•    определение  финансовых результатов деятельности отдельных структурных подразделений по центрам ответственности, новым технологическим решениям, реализованным изделиям, выполненным работам и услугам и другим позициям;

•    контроль и  анализ финансово-хозяйственной деятельности организации, ее структурных подразделений  и других центров ответственности;

•    планирование финансово-хозяйственной деятельности организации в целом, ее структурных подразделений и других центров ответственности;

•    прогнозирование  и оценка прогноза (предоставление заключения о воздействии ожидаемых в будущем событий на основе анализа прошлых событий и их количественная оценка для целей планирования);

•    составление  управленческой отчетности и представление  ее управленческому персоналу и  специалистам для управления производством  и принятия решений на перспективу.

При создании системы управленческого учета по центрам ответственности следует иметь в виду, что она:

 

функционирует либо параллельно с обычной системой бухгалтерского учета, либо встраивается в нее через разветвленные системы аналитических счетов;

нацелена на удовлетворение информационных потребностей внутреннего  управления;

позволяет контролировать издержки и экономические результаты на различных уровнях ответственности, оценивать работу отдельных менеджеров и центров ответственности на основе анализа отклонений;

обеспечивает функцию  наделения и ограничения свободы  действий исполнителей, играет роль сигнальной системы в механизме внутреннего  управления организацией.

может решать возможные задачи только при четком определении сферы ответственности отдельных менеджеров, необходимых контролируемых показателей и статей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Организация  управленческого учета по центрам  ответственности

Организационную структуру можно определить как совокупность линий ответственности внутри организации. Линии ответственности- это линии, показывающие направление движения информации. В этих условиях организационная структура представляет собой пирамиду, где нижние уровни менеджеров подотчетны верхним уровням. С недавних пор появилась тенденция к организации своей структуры не по традиционному функциональному признаку ( маркетинг, финансы, снабжение , производство, сбыт и т.д.), а по линиям продукции, каждая из которых группируется вокруг производства определенного типа продуктов или услуг и включает в себя необходимые функциональные службы. Другим часто используемыми терминами применительно к структурным единицам являются «отделения», «филиалы» (внутренние единицы самого высокого уровня), и «подразделения» (единицы более низкого уровня). Децентрализация управления требует формализованного подхода к организационной структуре компании, охватывающего все структурные единицы сверху донизу и определяющего места каждого подразделения (сегмента, отделения) с точки зрения делегирования ему определенных полномочий и ответственности. При этом обобщающим понятием становится «центр ответственности». В результате организационную структуру можно рассматривать как совокупность различных центров ответственности, связанных между собой линиями ответственности. Как следствие, учетная система, которая в рамках такой структуры обеспечивает регистрацию, отражение, накопление, анализ и предоставление информации о затратах и результатах и позволяет оценить деятельность конкретных менеджеров, превращается в систему учета по центрам ответственности.

Информация о работе Формирование центров ответственности на предприятии