Анализ производства и реализации продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 13:32, дипломная работа

Описание работы

Целью ВКР является исследование факторов, влияющих на формирование затрат, а также определение возможных путей снижения затрат с целью улучшения финансовых результатов предприятия. При этом была рассмотрена возможность применения ряда сравнительно новых для нашей экономики методов, применительно к ОАО «Подольский машиностроительный завод «ЗиО – Подольск»

В процессе достижения указанной цели были сформулированы и решены следующие задачи:

1) выбран объект исследования – ОАО «Машиностроительный завод «ЗиО - Подольск», у которого показатели финансового состояния за рассматриваемый период несколько ухудшились, в том числе, в связи с абсолютным и относительным ростом затрат;

2) изучены традиционные, для отечественной практики, методы учета и управления затратами предприятия, а также новые методы и системы, присущие рыночной экономике в условиях приведенного в работе объекта исследования;

3) проведен анализ финансового состояния предприятия, и на его основе даны рекомендации по его улучшению;

4) рассмотрены возможности применения рыночных методов управления затратами на исследуемом предприятии;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………..…………………………....4

1. ЗАТРАТЫ НА ПРОИЗВОДСТВО И РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОДУКЦИИ, ИХ ФОРМИРОВАНИЕ И УЧЕТ……………………………………………………..7

1.1. Классификация затрат и ее использование в процессе формирования

затрат и управления предприятием………………………………………….7

1.2. Принципы формирования и учеа затрат по центрам

ответственности, факторы, влияющие на уровень затрат………………..16

1.3. Новые системы учета и управления затратами предприятия,

возможность их применения в отечественной практике…………………21

2. АНАЛИЗ И ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ФИНАНСОВО – ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД «ЗИО – ПОДОЛЬСК»……………..32

2.1. Краткая организационно – экономическая характеристика

ОАО «Машиностроительный завод «ЗиО – Подольск»………………….32

2.2. Общая оценка финансово – экономического состояния

ОАО «Машиностроительный завод «ЗиО – Подольск»…………………34

2.3. Факторный анализ формирования затрат……………………………...43

3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИНАНСОВО – ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ОАО «МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД «ЗИО – ПОДОЛЬСК»…………..….48

3.1. Управление формированием запасов…………………………………..48

3.2. Факторы снижения затрат предприятия……………………………….51

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….60

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..63

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Бухгалтерский баланс ОАО «ЗиО – Подольск»

за 2003 г………………………………………………………………………….66

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Бухгалтерский баланс ОАО «ЗиО – Подольск»

за 2004 г……………………………………………………………………….....68

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Отчет о прибылях и убытках ОАО «ЗиО – Подольск»

за 2004 г……..……………………………………………………………...……70

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Бухгалтерский баланс ОАО «ЗиО – Подольск»

за 2005 г………………………………………………………………………….72

ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Отчет о прибылях и убытках ОАО «ЗиО – Подольск»

за 2005 г………………………………………………………………..…………74

ПРИЛОЖЕНИЕ 6. Обеспечение расчета финансовых показателей…………76

Файлы: 7 файлов

Диплом.doc

— 388.50 Кб (Скачать файл)

Традиционной является увязка построения центров ответственности с организационной структурой предприятия. При этом появляется возможность связать деятельность любого подразделения с ответственностью конкретных лиц, оценить результаты работы каждого подразделения и определить их вклад в общие результаты деятельности предприятия. В принципе, разделение затрат предприятия по центрам ответственности представляет собой группировку затрат по руководителям различного уровня.

Практическая организация учета затрат по центрам ответственности производится по следующим принципам:

1)           определяется конкретный перечень ресурсов, формирующих затраты, за которые отвечает руководитель;

2)           руководителем центра ответственности составляются бюджеты (сметы) на определенный период и представляется отчетность по фактическим результатам их выполнения.

На основе указанной информации должны приниматься соответствующие управленческие решения.

Центры ответственности, исходя из объема полномочий и ответственности подразделяются на центры затрат, продаж и прибыли.

Центр затрат – это структурное подразделение предприятия (производственный участок, цех, конструкторское бюро), руководитель которого отвечает только за затраты. При этом затраты можно детализировать и тем самым усилить контроль за их рациональным формированием. В рамках такого центра организуется планирование, нормирование и учет затрат с целью контроля, анализа и управления факторами производства. Практическая системная организация центров затрат на уровне ниже цеха возможна только на основе широкой компьютеризации производства.

Центры затрат подразделяются на центры регулируемых и произвольных затрат.

Для центра регулируемых затрат устанавливается оптимальное соотношение между затратами и объемами выпуска продукции. Управление затратами таких центров осуществляется с помощью гибких бюджетов. Руководитель центра отвечает прежде всего за минимизацию затрат на единицу выпуска, его деятельность оценивается путем сопоставления плановых и фактических затрат на единицу продукции.

Для центра произвольных затрат оптимального соотношения между затратами и результатами деятельности не существует. Величина затрат таких центров принимается как заданная величина.

В коммерческих организациях немаловажное значение имеет подразделение центров ответственности исходя из выполняемых ими функций на основные и вспомогательные.

Основные центры ответственности занимаются непосредственным производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг для потребителей. Их затраты напрямую списывают на себестоимость продукции. К таким центрам, например, можно отнести участки и цехи основного производства, отдел сбыта.

Вспомогательные центры ответственности существуют для обслуживания основных центров ответственности. Затраты этих центров сначала распределяют по основным центрам ответственности, а уже потом в составе суммарных затрат центров включают в себестоимость продукции, работ, услуг. К таким центрам можно отнести административно-хозяйственный отдел, отдел технического контроля, ремонтный цех и т.д.

Следует отметить, что центры ответственности – это не только центры затрат. Также на предприятии  могут быть организованы центры продаж, прибыли и инвестиций[13]. Рассмотрение особенностей организации таких форм центров ответственности в цели настоящей работы не входит.

Центры ответственности  (затрат) – это определенное учение, новая психологическая трактовка учета формирования затрат, направленная на организацию поведения менеджеров. Ее цель – не столько контроль, сколько помощь менеджерам в организации самоконтроля, ибо предполагается, что ни один человек не станет нарушать выгодные для него цели и критерии[14].

 

 

1.3. Новые системы учета и управления затратами предприятия, возможность их применения в отечественной практике

 

 

В современных условиях хозяйствования процесс принятия управленческих решений тактического и стратегического характера базируется на информации о затратах и финансовых результатах деятельности предприятия. Следствием указанных рыночных требований стало появление в отечественной практике новых, или сравнительно новых, методов управления затратами предприятия таких как: функционально – стоимостной анализ, система стандарт-кост, система (метод) директ-костинг.

Функционально – стоимостной анализ (ФСА) начал активно применяться в промышленности начиная с 60-х годов, прежде всего в США. Его использование позволило снизить себестоимость многих видов продукции без снижения ее качества и оптимизировать затраты на ее изготовление. ФСА остается и по сей день одним из самых популярных видов анализа изделий и процессов. ФСА является одним из методов функционального анализа технических объектов и систем, к этой же группе методов относятся ФФА и FMEA. Все виды функционального анализа основываются на понятии функции технического объекта или системы — проявлении свойств материального объекта, заключающегося в его действии (воздействии или противодействии) по изменению состояния других материальных объектов. При проведении ФСА определяют функции элементов технического объекта или системы и проводят оценку затрат на реализацию этих функций с тем, чтобы эти затраты, по возможности, снизить. Проведение ФСА включает следующие основные этапы:

1-й этап: этап последовательного построения моделей объекта ФСА (компонентной, структурной, функциональной); модели строят или в форме графов, или в табличной (матричной) форме;

2-й этап: этап исследования моделей и разработки предложений по совершенствованию объекта анализа.

     Функционально-стоимостной анализ позволяет выполнить следующие виды работ:

     - определение и проведение общего анализа себестоимости бизнес-   процессов на предприятии (маркетинг, производство продукции и оказание услуг, сбыт, менеджмент качества, техническое и гарантийное обслуживание и др.);

     -  проведение функционального анализа, связанного с установлением и обоснованием выполняемых структурными подразделениями предприятий функций с целью обеспечения выпуска высокого качества продукции и оказания услуг;

      - определение и анализ основных, дополнительных и ненужных функциональных затрат;

     -  сравнительный анализ альтернативных вариантов снижения затрат в производстве, сбыте и управлении за счет упорядочения функций структурных подразделений предприятия;

     - анализ интегрированного улучшения результатов деятельности предприятия.

     Одним из эффективных инструментов в управлении затратами предприятия является система учета стандарт-кост, в основе которой лежит принцип учета и контроля затрат в пределах установленных норм и нормативов и отклонениям от них.

     Термин стандарт-кост состоит из двух слов «стандарт», который означает количество необходимых производственных затрат (материальных и трудовых) для выпуска единицы продукции или заранее исчисленные затраты на производство единицы продукции, а слово «кост» – это затраты на единицу продукции. Таким образом, стандарт-кост буквально означает стандартные затраты. Эта система направлена прежде всего на контроль за использованием прямых затрат производства, а смежные калькуляции – для контроля накладных расходов[15].

       Идею  системы стандарт-кост можно выразить двумя положениями:

1)           все произведенные затраты в учете должны быть соотнесены со стандартами;

2)           отклонения, выявленные при сравнении фактических затрат со стандартами, должны быть расчленены по причинам.

К этим двум положениям, как правило, добавляют знаменитое правило Гантта:

Все расходы сверх установленных норм должны относиться на виновных лиц и никогда не включаться в счета, отражающие затраты.

В основе системы стандарт-кост лежит предварительное (до начала производственного процесса) нормирование затрат по статьям расходов:

-               основные материалы;

-               оплата труда основных производственных рабочих;

- производственные накладные расходы (заработная плата вспомогательных рабочих, вспомогательные материалы, арендная плата, амортизация оборудования и др.);

-                коммерческие расходы (расходы по реализации продукции).

Предварительно исчисленные нормативы затрат рассматриваются как стандарты, к которым необходимо привести фактические затраты путем умелого руководства. При возникновении отклонений, стандартные нормы не изменяют,  они остаются относительно постоянными на весь установленный период. Отклонения между действительными и предполагаемыми затратами, возникающие в каждом отчетном периоде, в течение года накапливаются на отдельных счетах отклонений и полностью списываются не на затраты производства, а непосредственно на финансовые результаты предприятия.

Схематически система стандарт-кост выглядит следующим образом:

1)           Выручка от продажи продукции;

2)           Стандартная себестоимость продукции;

3)           Валовая нормативная прибыль (п.1 – п.2);

4)           Отклонения от стандартов;

5)           Фактическая прибыль (п.3 -/+ п.4)[16].

Выявляемые в текущем порядке отклонения от установленных стандартных норм затрат подвергаются анализу для выяснения причин их возникновения.

Для практической реализации системы стандарт-кост, необходимы следующие счета учета отклонений фактических затрат от стандартных норм:

«Отклонения по расходу материалов»;

«Отклонения по заработной плате»;

«Отклонения по накладным расходам»;

«Отклонения от стандартной коммерческой себестоимости».

          Системе стандарт-кост присущи и недостатки. Стандарты не всегда возможно установить  на все производственные затраты, в результате чего ослабляется контроль за ними. При выполнении производственной компанией, за короткое время, большого количества различных по характеру и типу заказов, исчислять стандарт на каждый заказ практически невозможно.

Таким образом, для практической реализации системы стандарт-кост в отечественном учете необходимо предусмотреть выделение специальных бухгалтерских счетов учета отклонений. При отсутствии, как в настоящее время, таких счетов, применение системы стандарт-кост требует ведения параллельного учета, что требует увеличения штата финансовых работников предприятия и вряд ли целесообразно, несмотря на все аналитические преимущества данной системы в управлении затратами.

Существующая в настоящее время отечественная система бухгалтерского учета во многом еще остается учетом директивной экономики и выполняет, в основном, функции расчета налогооблагаемой базы.  До сих пор, на наших предприятиях применяются методы учета затрат, предусматривающие учет и исчисление полной фактической себестоимости  единицы продукции (работ, услуг). Однако весь мировой опыт свидетельствует об эффективности использования маржинального метода бухгалтерского учета – системы (метода) «директ-костинг», в основе которой лежит исчисление сокращенной себестоимости продукции и определение маржинального дохода.

Исторически маржинальный метод стал использоваться в западных странах тогда, когда исчерпала себя модель экстенсивного развития производства и на ее смену пришла новая модель – модель интенсивного развития. Использование этой модели потребовало решения стратегических задач управления на основе четкого подразделения затрат на прямые и косвенные, основные и накладные, постоянные и переменные.

В отечественную учетную теорию термин директ-костинг вошел сравнительно недавно и сразу приобрел широкую популярность.

В зарубежной практике для повышения объективности разделения затрат на переменные и постоянные используются метод высшей и низшей точки объема производства за период, метод статистического построения сметного уравнения, графический метод и др.

Основными показателями при применении метода директ-костинг выступают: маржинальный доход, порог рентабельности (точка безубыточности), запас финансовой прочности.

Следует отметить, что  указанные показатели у различных авторов названы по разному, например, порог рентабельности может называться критическим объемом продаж и точка безубыточности – критической и даже «мертвой» точкой.

Маржинальный доход исчисляется как разность между ценой продажи продукции и величиной переменных затрат производства.

Сумму всех затрат предприятия можно определить как сумму переменных и постоянных:

Z = Zc + Zv

где:  Zc – постоянные затраты; Zv – переменные затраты.    

После выделения из общей совокупности затрат предприятия переменных затрат, маржинальный доход, можно определить по следующей формуле:

D = N – Zv

где:  N   - объем реализации.

Наиболее сложным практическим моментом в количественном определении маржинального дохода является правильное разделение затрат на переменные и постоянные. Как указывалось выше, учетная практика разработала ряд эффективных методов. Приведем алгоритм  построения уравнения общих затрат  с разделением их на постоянную и переменную части по методу высшей и низшей точки.

баланс ЗиО 2004.XLS

— 52.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

баланс ЗиО 2003.XLS

— 52.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

баланс ЗиО 2005.XLS

— 52.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информац. обеспечение оценочных показателей.doc

— 86.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Отчет о прибылях и убытках ЗиО 2004.XLS

— 38.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Отчет о прибылях и убытках ЗиО 2005.XLS

— 38.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Анализ производства и реализации продукции