Сущность, разработка и реализация антикризисной стратегии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 17:07, дипломная работа

Описание работы

Цель данной дипломной работы изучение, разработка и реализации антикризисной стратегии предприятии на примере ООО «Вектор».
Исходя из цели, можно выделить следующие задачи:
- изучить роль стратегии в антикризисном управлении;
-рассмотреть классификацию и методологию формирования экономических стратегий антикризисного управления;
- дать характеристику процессу разработки и реализации антикризисной стратегии организации;
- рассмотреть организацию внедрения антикризисной стратегии;
- дать характеристику предприятия ООО «Вектор»;
-рассчитать основные показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
- разработать стратегию выхода из кризиса для ООО «Вектор»

Содержание работы

Введение 5
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ, РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ АНТИКРИЗИСНОЙ СТРАТЕГИИ 8
1.1 Роль стратегии в антикризисном управлении 8
1.2 Классификация и методология формирования экономических стратегий антикризисного управления 15
1.3 Разработка антикризисной стратегии организации 25
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ООО «ВЕКТОР», КАК ОСНОВА ВЫЯВЛЕНИЯ ПРОБЛЕМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ 35
2.1 Характеристика предприятия ООО «Вектор» 35
2.2 Анализ основных показателей деятельности ООО «Вектор» 38
2.3 Анализ ликвидности и платежеспособности 45
2.4 Оценка рентабельности деятельности предприятия 52
2.5 Оценка вероятности банкротства ООО «Вектор» 55
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА АНТИКРИЗИСНОЙ СТРАТЕГИИ НА ПРИМЕРЕ ООО «ВЕКТОР» 58
3.1 Причины кризисной ситуации 58
3.2 Мероприятия по оздоровлению ООО «Вектор» 60
Заключение 66
Библиографический список источников 69

Файлы: 1 файл

Диплом Ревко.docx

— 346.40 Кб (Скачать файл)

 

Представим  графически динамику показателя Альтмана (рис.2.6)

Рис. 2.6 Коэффициент Альтмана для ООО «Вектор» в 2007-2009гг..

 

Как видно из рисунка 2.6 коэффициент  Альтмана значительно снизился в  2009г. При этом на конец исследуемого периода значение коэффициента Альтмана для ООО «Вектор» не превышает минимальной границы 1,81. Что говорит о высокой вероятности банкротства предприятия.

 

 

 

Во второй главе был  проведен анализ финансово-хозяйственной  деятельности ООО «Вектор» за период 2007-2009гг.

В результате проведенного анализа были деланы следующие выводы:

В течении исследуемого периода наблюдается отрицательная динамика прибыли предприятия. В 2009г. убыток от продаж составил 5882 тыс. руб. В течении анализируемого периода прибыль от продаж снизилась на 352 469 тыс.руб.

В 2009г. наблюдается снижение выручки предприятии на 74% по отношению  к 2008г., также в течении исследуемого периода снижается себестоимость товаров.

В течении исследуемого периода происходит снижение  коэффициента оборачиваемости оборотного капитала на 3,01% (в 2007 г. Значение коэффициента составило 3,76%, в 2008 г. – 2,5%, в 2009г. – 0,75%).

В течении анализируемого периода происходит снижение значения внеоборотных активов предприятия. Увеличивается стоимость основных средств предприятия с 11253 тыс. руб. в 2007г. до 31209 тыс. руб. в 2009г.

Оборотные активы предприятия  также снижаются. Увеличивается  только значение статьи «Дебиторская задолженность платежи по которой  ожидаются в течении 12 месяцев после отчетной даты»

В структуре пассивов организации  в течении анализируемого периода постоянно снижается значение раздела «Капитал и резервы». Это связано с увеличением убытков предприятия.

В течении исследуемого периода что баланс ООО «Вектор» не является абсолютно ликвидным.

Значение коэффициента Альтмана рассчитанного для ООО «Вектор» в течении исследуемого периода снижается. В 2007г. значение коэффициента составило 3,72, следовательно вероятность банкротства в 2007г. была невелика. В 2008г. значение коэффициента составило - 2,30, следовательно вероятность банкротства в 2008г. была средней. В 2009г. значение показателя Альтмана составило 1,42, следовательно в 2009г. очень высокая вероятность банкротства.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Разработка антикризисной стратегии на примере  ООО «Вектор»

 

3.1 Причины кризисной ситуации

На основе проведенного анализа, предприятие ООО «Вектор» находится  в сложном, кризисном финансовом положении и нуждается в незамедлительных комплексных мероприятиях по восстановлению платежеспособности и ликвидности.

В течении исследуемого периода наблюдается отрицательная динамика прибыли предприятия. В 2009г. убыток от продаж составил 5882 тыс. руб. В течении анализируемого периода прибыль от продаж снизилась на 352 469 тыс.руб.

В 2007-2009гг. происходит увеличение значения внеоборотных активов предприятия. Увеличивается стоимость основных средств предприятия с 96 758 руб. в 2007г. до 59 348 руб. в 2009г.

При этом происходит сокращение оборотных активов предприятия.

Увеличивается только значение статьи «Дебиторская задолженность  платежи по которой ожидаются  в течении 12 месяцев после отчетной даты».

В структуре пассивов организации  в течении анализируемого периода постоянно снижается значение раздела «Капитал и резервы». Это связано с увеличением убытков предприятия.

В целом, предприятие практически  не обладает собственным капиталом  и вынуждено использовать внешние  источники финансирования  в виде заемного капитала. В структуре пассивов предприятия преобладают долгосрочные обязательства в виде кредитов и займов.

Коэффициент быстрой ликвидности  увеличился с 0,24 в 2007г. до 5,09 в 2008г. В 2009г. коэффициент увеличился до 7,66.

Коэффициент покрытия в течении исследуемого периода также демонстрирует устойчивую тенденцию роста: в 2007г. значение показателя составило 0,77,в 2008г- 7,6, в 2009г. – 8,04.

По всем рассчитанным показателям  финансовой устойчивости наблюдается  снижение устойчивости предприятия, кроме  коэффициента финансовой устойчивости.

Показатели оборачиваемости, кроме оборачиваемости денежных средств и краткосрочных финансовых вложений, имеют тенденцию к снижению.

По всем рассчитанным показателям  рентабельности предприятие является нерентабельным, также необходимо отметить что все показатели в течении исследуемого периода снизились.

Значение коэффициента Альтмана рассчитанного для ООО «Вектор» в течении исследуемого периода снижается. В 2007г. значение коэффициента составило 3,72, следовательно вероятность банкротства в 2007г. была невелика. В 2008г. значение коэффициента составило - 2,30, следовательно вероятность банкротства в 2008г. была средней. В 2009г. значение показателя Альтмана составило 1,42, следовательно в 2009г. очень высокая вероятность банкротства.

В целом, исходя из анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия можно сделать вывод о его критическом состоянии. Основными направлениями антикризисной стратегии должны стать:

- увеличение прибыли предприятия, 

- расширение производственной  деятельности предприятия,

- восстановление платежеспособности,

- повышение показателей  ликвидности,

- сокращение издержек  предприятия.

По характеру этих мероприятий  применительно для ООО «Вектор» можно выделить два наиболее распространенных вида тактики, позволяющих преодолеть кризисную ситуацию. Первая из применяемых  тактических программ, получила название защитной, поскольку она основана на проведении сберегающих мероприятий, основой которых является сокращение всех расходов, связанных с производством и сбытом, содержанием основных фондов и персонала, что ведет к сокращению производства в целом. Такую тактику придется применить при очень неблагоприятном стечении внешних для предприятия обстоятельств.

И наступательная тактика, для которой характерно применение не столько оперативных, сколько стратегических мероприятий. В этом случае наряду с экономными, ресурсосберегающими мероприятиями проводятся активный маркетинг, изучение и завоевание новых рынков сбыта, политика более высоких цен, увеличение расходов на совершенствование производства за счет его модернизации, обновления основных фондов, внедрения перспективных технологий.

 

3.2 Мероприятия по оздоровлению ООО «Вектор»

Антикризисная стратегия  ООО «Вектор» должна разрабатываться на  основании защитной тактики, в виду того что предприятие на данном этапе развития не в состоянии предоставить ресурсы необходимые для проведения наступательной тактики.

Учитывая вышесказанное  антикризисная стратегия ООО  «Вектор» будет включать в себя следующие мероприятия:

1. Пересмотр текущей стратегии  деятельности предприятия. Так  как предприятие терпит неудачу  вследствие неверной стратегии  действия, а то и вовсе из-за  ее отсутствия, то для выхода  из кризиса может быть осуществлен  пересмотр имеющейся стратегии  деятельности компании посредством: 

  • сдвига в сторону нового конкурентного подхода для восстановления позиций фирмы на рынке;
  • пересмотра внутренних операций и функциональных стратегий (то есть стратегий в разных областях деятельности) для обеспечения лучшей поддержки общей деловой стратегии;
  • слияния с другой отраслевой компанией и следования пересмотренной стратегии, базирующейся на общем потенциале;

2. Ликвидация платежного  кризиса возможно при помощи  использования предоплаты и аккредитивной формы расчетов.

Многие предприятия уже  перешли на расчеты с покупателями на условиях 100%-ной предоплаты. Однако для покупателей такие условия  связаны с неудобством и большим  риском, так как предоплата может  привести к тому, что средства будут  использоваться, а поставка товаров  или услуг задерживаться (по различным  причинам, включая недобросовестность продавца). Это обстоятельство заметно  ухудшит положение предприятий  и вновь приведет к росту неплатежей.

В этой ситуации наиболее выгодным и для покупателя и для продавца является использование аккредитивной  формы расчетов за товары. Эта форма  расчетов более надежна, так как  товары отгружаются только после  открытия покупателем аккредитива  в банке. Следует отметить, что  при таком условии оплата поставок производится банком, в котором открыт аккредитив, автоматически после  получения документов об отправке товаров  покупателю, а не тогда, когда эти  товары дойдут до последнего и будут  им приняты.

Также возможно применение банковских услуг  по факторинговому обслуживанию.

Факторинговое обслуживание направлено на ликвидацию несвоевременных платежей клиентов. Факторинг представляет собой разновидность торгово-комиссионной операции, сочетающейся с кредитованием оборотного капитала клиента; включает инкассирование дебиторской задолженности клиента, кредитование и гарантию от кредитных и валютных рисков. В основе операции факторинга лежит так называемое дисконтирование фактур - покупка факторинговой компанией счетов-фактур клиента на условиях немедленной оплаты около 80% стоимости отфактурированных поставок и уплаты оставшейся части (за вычетом процентов за кредит) в строго обусловленные сроки независимо от поступления выручки от дебиторов.

Одним из наиболее распространенных способом привлечения денежных средств  является выпуск акций. Для реализации данного мероприятия ООО «Вектор» необходимо будет изменить организационно-правовую форму на акционерное общество.

Размещать подобные акции  удобнее всего среди покупателей  продукции, которые больше других заинтересованы в том, чтобы предприятие-поставщик  не разорилось и не поставило под  угрозу их собственное существование.

Выпуск акции является действенной мерой для предприятия, попавшего в кризисную ситуацию, но не находящегося еще в процессе производства по делу о несостоятельности. Следует отметить, что в ряде случаев  эта мера способна принести некоторый  эффект, хотя, конечно, далеко не тот, к  которому стремится кредитор, обменивающий долги на акции.

Для расширения и обновления основных производственных фондов ООО  «Вектор» может прибегнуть к лизинговым операциям.

По мере того, как совершенствовалась практика лизинговых операций и расширялись  их масштабы, многие предприятия поняли, что иногда выгоднее быть не хозяином, а арендатором. В кризисной ситуации предприятие может пользоваться частью своих фондов на условиях возвратного  лизинга.

3. Снижение себестоимости  продукции (издержек производства)

Задача руководителя в  данном случае состоит в выявлении  фактов бесхозяйственности, анализа  резервов снижения издержек производства и на основе этого - устранении непроизводительных потерь и убытков, рациональном использовании материально-технических и трудовых ресурсов.

Очевидны три основные направления снижения материальных затрат: во-первых, поиск и покупка  на рынке относительно недорогого сырья  и материалов; во-вторых, сокращение потерь материалов за счет недопущения  их перерасхода при приемке, перевозке  и хранении на складе и в рабочей  зоне, а также при их непосредственном использовании; в-третьих, сокращение затрат на сырье и материалы за счет их экономии не основе упрощения  и облегчения конструкций, применения новых прогрессивных видов материалов, конструкций и деталей.

Для снижения расходов на оплату труда следует использовать виды выплат работникам, не включаемых в  себестоимость продукции (например, материальная помощь, подарки, вознаграждения по итогам работы за год и прочее). Также следует использовать выплаты, на которые не начисляются взносы в Фонд социального страхования (такие, как вознаграждения за открытия, пособия уходящим на пенсию ветеранам  труда и другие единовременные выплаты).

4. Совершенствование ценообразования  на выпускаемую продукцию. 

С этой целью на предприятии  необходима активно действующая  служба маркетинга, отслеживающая, как  идет продажа продукции, каковы финансовые результаты и сколь удачна выбранная  предприятием ценовая стратегия. В  рыночной экономике ситуация меняется постоянно, и цены - как раз тот  элемент в хозяйственной политике предприятия, который дает возможность  оперативно откликаться на все колебания  спроса и предложения, предупреждая возникновение финансовых трудностей.

5. Оптимизация налогообложения  предприятия. 

Оптимизация налогообложения  предприятия зачастую снижает общую  сумму налоговых отчислений, что  благоприятно воздействует на экономику  предприятия.

Информация о работе Сущность, разработка и реализация антикризисной стратегии