Сущность государственного программирования, вида программ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2015 в 18:35, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы состоит в исследовании государственного экономического программирования, а именно изучении структуры и содержания государственного экономического программирования.
Основными задачами работы являются:
1. Изучение теоретических аспектов процесса формирования государственного экономического программирования;
2. Анализ государственных экономических программ объекта исследования и методик разработки целевых программ;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3

1 СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ И ВИДЫ ПРОГРАММ 4

2 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ И ПОРЯДОК ИХ ФОРМИРОВАНИЯ 13

3 МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25

Файлы: 1 файл

Госуд.регул.экономики.doc

— 84.50 Кб (Скачать файл)

20. Сущность государственного  программирования, вида программ. Государственные  целевые программы. Формирование  программ развития национальной  экономики. Макроэкономическое планирование  как функция государственного  регулирования. 
15 15 30 10 
Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ 3 
 
1 СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ И ВИДЫ ПРОГРАММ 4 
 
2 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ И ПОРЯДОК ИХ ФОРМИРОВАНИЯ 13 
 
3 МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 17 
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23 
 
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

*Цель  настоящей работы состоит в  исследовании государственного  экономического программирования, а именно изучении структуры  и содержания государственного  экономического программирования. 
Основными задачами работы являются: 
1. Изучение теоретических аспектов процесса формирования государственного экономического программирования; 
2. Анализ государственных экономических программ объекта исследования и методик разработки целевых программ;

ВВЕДЕНИЕ 
 
 
 
В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям. Государственное регулирование ставит своей главной целью соблюдать интересы государства, общества в целом, социально незащищенных слоев населения, с учетом прав и свобод личности. Государство следит за тем, чтобы в условиях экономической свободы общественные интересы не были ущемлены устремлениями и интересами отдельных регионов, социальных групп, отраслей, монополий, предпринимателей, частных лиц. 
Особыми формами государственного регулирования являются государственное планирование, прогнозирование и программирование. 
Целью данной работы является исследование особенностей, форм и методов государственного программирования. 
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи: 
- исследование сущности государственного программирования и видов программ; 
- рассмотрение государственных целевых программ; 
- изучение макроэкономического планирования как функции государственного регулировании. 
При написании данной работы использовались материалы украинских, зарубежных авторов и периодическая литература. 
 
СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ И ВИДЫ ПРОГРАММ 
 
Программирование является важнейшей формой государственного регулирования экономики и разновидностью планирования. Его задача – обеспечить решение важнейших проблем развития национальной экономики, региональных, межотраслевых, отраслевых, научно-технических, социальных, экологических и других проблем. Оно должно обеспечить комплексный подход и целенаправленное распределение ресурсов на решение выделенной проблемы и достижение поставленной цели. 
Термин «экономическое программирование» возник в советской экономической науке, стремившейся доказать, что в условиях капиталистической системы хозяйствования государственное планирование невозможно по причине отсутствия собственности на средства производства. Отсюда якобы следовало, что существует, с одной стороны, всеобъемлющее социалистическое государственное (народно-хозяйственное) планирование и, с другой стороны, ограниченное отдельными программами капиталистическое государственное программирование, которому не дано подняться до вершин государственного планирования. 
Понятие «экономическое программирование» закрепилось в современной российской и украинской научной литературе в понимании планирования, базирующегося на применении программно-целевого метода и проявляющегося в разработке и осуществлении крупных государственных социально-экономических программ. В итоге произошло сближение и даже отождествление терминов «экономическое программирование» и «программно-целевое планирование». 
Государственное программирование (программно-целевое планирование) представляет применение программно-целевого метода планирования в государственном управлении экономикой в виде разработки и практической реализации периодически дополняемой и изменяемой совокупности целевых экономических про грамм, формируемых в соответствии с возникающими или обостряющимися социально-экономическими проблемами народнохозяйственного масштаба и значения, решение которых требует концентрации или привлечения ресурсов. 
Программно-целевой метод есть способ решения крупных и сложных социально-экономических проблем посредством выработки и проведения органами управления (с привлечением участников, исполнителей) системы взаимоувязанных программных мер, направленных на достижение целей устранения, подавления, смягчения возникшей проблемы. 
Программно-целевому планированию и

 


управлению свойственны следующие черты: 
— четкая постановка и систематизация целей, которых надо достичь, чтобы решить проблему, представление их в виде «дерева целей и задач»; 
— переход от совокупности системно организованных целей и задач к системе целереализующих действий, мероприятий, проведение которых ведет к ослаблению или снятию проблемы; 
— установление средств, ресурсов, необходимых для осуществления программных мероприятий в заданные сроки, и источников поступления ресурсов; 
— задействование организационно-экономических механизмов управления реализацией намеченных мер, контроля за их исполнением и обеспечением со стороны органов управления. 
В самом кратком виде формулу программно-целевого метода можно представить в виде логической цепочки «цели — пути — средства — организация исполнения». 
Программно-целевой метод получил самое широкое распространение в планировании и управлении экономическими объектами, процессами, отношениями на межгосударственном, государственном, региональном, отраслевом уровнях. В значительной степени он представлен и в плановом управлении на уровне хозяйствующих субъектов: корпораций, компаний, предприятий. Существует несколько предпосылок, способствующих расширению использования программно-целевого метода в государственном управлении объектами социально- экономической природы. Современный мир характеризуется развитием общественного производства, рынков и рыночных процессов, увеличением многообразия и настоятельности потребностей государства при одновременной ограниченности чрезвычайно уязвимых природных ресурсов, возрастании политической напряженности. Все это приводит к преумножению количества и повышению настоятельности непрерывно возникающих государственных социально-экономических проблем. 
Так как именно государственное программно-целевое планирование призвано быть инструментом решения таких проблем, то, соответственно, расширяется и поле практического применения государственного программирования. 
Использованию государственного программно-целевого планирования в современной экономике в значительной степени способствуют его приложимость, применимость, действенность в условиях практически любой экономической системы. Программно-целевое планирование

 


использовалось в централизованно управляемой советской экономике в той же мере, что и в рыночной экономике капиталистических стран, в силу его относительной инвариантности применительно к типу, природе социально-экономических систем. Проблемы возникают в странах с любыми формами политических, экономических систем. Вне зависимости от вида такой системы проблемы могут быть решены и реально решаются на программной основе, с использованием программно-целевого метода, подхода, с применением программно-целевой методологии. Существенные различия наблюдаются только в способах управления разработкой и реализацией комплекса программных мероприятий. 
В странах с централизованно управляемой экономикой наблюдается тяготение к директивным, распорядительным формам государственного программно-целевого планирования. При таких формах установление проблем программной природы и формирование программных целей представляют прерогативу органов государственной исполнительной власти. Те же органы в директив - но ном порядке назначают разработчиков целевых программ или других программных комплексов, утверждают состав программных мероприятий (заданий) и их исполнителей, централизованно выделяют и распределяют ресурсы, необходимые для выполнения программных мероприятий. Программные задания доводятся до исполнителей в директивно-распорядительной форме. 
Управление разработкой и реализацией программно- целевого комплекса поручается структурам, назначенным органами исполнительной власти или другими органами государственного, муниципального управления. Финансирование программных мероприятий осуществляется на бюджетной основе. В странах со смешанной, переходной экономикой за центральными органами власти сохраняются полномочия установления круга программных проблем, определения целевых установок программного комплекса, утверждения принятых к исполнению целевых программ. В то же время значительно расширяются полномочия участников программно-реализуемого комплекса, в составе которого могут быть представлены как государственные, муниципальные, так и негосударственные организации. 
Часть программных мероприятий реализуется на основе государственных заказов, финансируемых из бюджетов разных уровней, другая часть — из внебюджетных фондов и средств участников

 


реализуемого программного комплекса. Возможно привлечение средств на кредитной основе. На уровне крупных корпораций, акционерных обществ реализуются программы и проекты, некоторые из них пользуются государственной поддержкой, если государство заинтересовано в достижении программных целей. 
В странах с развитой рыночной экономикой государственные целевые программы инициируются и принимаются государственными органами, финансируются из средств государственного бюджета, реализуются на основе государственных заказов и контрактов организациями разных форм собственности. Аналогичным образом разрабатываются и осуществляются государственные, региональные и муниципальные программы. В то же время транснациональные и национальные корпорации, компании, фирмы разрабатывают и реализуют производственные, технико-технологические, маркетинговые программы с целью повышения технического уровня и качества, конкурентоспособности продукции, проникновения на новые рынки, расширения сбыта, преодоления кризисных ситуаций. 
В практике стран с рыночной экономикой подобные программно-целевые комплексы именуют не только программами, но и проектами. Характерно, что в странах с централизованно управляемой экономикой программно-целевое управление дополняет, расширяет рамки директивного государственного планирования, образуя так называемый программный разрез (раздел) народно-хозяйственного плана. Введение такого раздела призвано обеспечить и ускорить решение самых настоятельных проблем, требующих сосредоточения усилий и ресурсов сверх предусмотренного государственными планами. 
В странах с рыночной экономикой государственное программирование призвано дополнять систему прогнозирования и государственного индикативного планирования посредством планово-программного решения проблем, нуждающихся в существенном участии со стороны государства. То есть программно-целевое планирование и управление в странах с рыночной системой хозяйствования можно назвать своеобразной формой государственного планирования, опирающегося на систему государственных программных заказов. 
Целевые программы представляют средство повышения научной обоснованности планово-управленческих решений благодаря тому, что усиливают их целевую ориентацию, углубляют проработку способов и

 


вариантов путей достижения долговременных целей, позволяют полнее увязать цели с ресурсными возможностями, дают более детальное представление об этапах последовательного решения проблем. Основное назначение государственных программ — ускорить социально-экономические процессы, ведущие к решению наиболее настоятельных и важных проблем экономического и социального развития, сократить сроки достижения тех целей и целевых ориентиров, которые носят первостепенный характер для общества в целом и отдельных сфер общественного производства на данном этапе, в сложившихся условиях. В свете этой главной задачи целевые программы служат средством реализации принципа ведущего звена в планировании, создания приоритетов стратегически важных для экономики страны, региона, отрасли линий развития, обеспечения структурных сдвигов, обусловленных требованиями интенсификации производства, концентрации ресурсов на наиболее значимых направлениях научно-технического и социального прогресса. 
Программы представляют эффективное средство комплексного, всестороннего решения проблем, призваны обеспечивать возможность полного охвата всех мер, необходимых для решения проблем и согласования действий по достижению программных целей в пространстве и во времени. Одновременно разработка целевых программ представляет способ установления полной совокупности ресурсных потребностей решения народно хозяйственной проблемы. Государственные программы призваны стать действенным средством координации деятельности отдельных отраслей, ведомств, организаций при решении проблем межотраслевой и межрегиональной природы, когда целевой задаче присущ народнохозяйственный, общегосударственный характер, а достижение цели требует совместных усилий значительного количества разноведомственных и разноподчиненных государственных и негосударственных организаций разных форм собственности. 
Применение целевых программ должно способствовать нахождению эффективных путей решения важнейших социально-экономических проблем. 
Переход украинской экономики к рыночным отношениям, формам и методам хозяйствования обусловил повышение роли целевых программ как инструмента планирования, способного в определенной мере возместить пробел в управлении экономикой, образовавшийся вследствие отказа от действовавшей

 


ранее системы директивных государственных планов. Целевые программы призваны принять на себя функции управления экономикой в той части, в которой их не способны реализовать государственные механизмы рыночного регулирования и механизмы саморегулирования. С помощью целевых программ государство в лице государственных, региональных, муниципальных органов способно оказывать значительное воздействие на развитие экономики в соответствии с государственными, общественными интересами, в целях решения проблем, затрагивающих судьбы большинства людей. В то же время при всей важности и действенности целевых программ как весьма универсального инструмента управления и способа разрешимости проблемных ситуаций следует понимать, что с их помощью невозможно обеспечить решение всех задач, заменить другие, не менее важные инструменты планирования экономики. 
В теории и практике государственного программирования выработан следующий набор факторов, характеризующих приоритетность социально-экономических проблем, решение которых следует достигать программно-целевым образом: 
1) значимость проблемы для экономики страны, регионов; 
2) невозможность комплексно решить проблему в приемлемые сроки за счет использования действующих рыночных механизмов и необходимость государственной поддержки ее решения; 
3) наличие потенциальной возможности широкомасштабного распространения прогрессивных научно - технических достижений и повышения на этой основе эффективности общественного производства; 
4) необходимость координации действий сопряженных регионов, отраслей, производств для решения проблемы; 
5) сочетание социальных и экономических аспектов проблемы. 
В зависимости от характера решаемых проблем государственные программы принято делить на следующие виды: 
— социальные, социально ориентированные; 
— научно-технические, инновационные; 
— инвестиционные, воспроизводственные; 
— экологические; 
— программы обеспечения безопасности, предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. 
По признаку объектов, на которые распространяется действие программы, различают: 
— региональные, территориальные программы; 
— отраслевые программы; 
— программы развития ресурсного потенциала;

 


— производственные программы; 
— маркетинговые программы; 
— внешнеэкономические программы; 
— организационно-управленческие программы. 
По признаку временной протяженности, длительности действия государственные программы принято разделять на следующие группы: долгосрочные, на период свыше 5 лет; среднесрочные, на период от 3 до 5 лет; краткосрочные, на период до 3 лет. 
В укрупненном виде структуру программы можно представить в виде совокупности следующих основных частей (блоков): 
а) целевой (система целей и целевых задач); 
б) исполнительный (система мероприятий); 
в) ресурсный (ресурсы и их источники); 
г) организационный (организация разработки и выполнения программы). 
Следует отметить, что в программировании комплексно используются все элементы государственного регулирования экономики. В них формируются цели, определяется порядок и сроки их достижения, органы и конкретные исполнители, ответственные за те или иные направления, выделяются необходимые средства и устанавливается порядок их финансирования, устанавливается контроль за их реализацией. Стержнем любой программы выступает цель, вокруг которой группируется комплекс мероприятий по сути, и составляющих содержание программы. 
 
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ И ПОРЯДОК ИХ ФОРМИРОВАНИЯ 
 
Под целевой экономической программой понимается совокупность целей сориентированных, намеченных к планомерному проведению, согласованных по содержанию, скоординированных в пространстве и во времени, обеспеченных ресурсами мероприятий (действий) социального, научно-технического, производственно- технологического, природоохранного характера, направленных на решение настоятельной экономической проблемы, которое не может быть обеспечено без концентрации усилий и средств на достижении поставленной цели. 
Целевым экономическим программам присущи следующие признаки: 
— программность, характеризуемая наличием плана проведения комплекса взаимосвязанных, согласованных программных действий; 
— целеориентированность, выражаемая направленностью программных мер на достижение цели в виде решения единой, общей проблемы; 
— комплексность в виде сочетания всех требуемых разнообразных мер,

 


обеспечивающих решение программной проблемы; 
— ресурсообеспеченность, отражающая подкрепление программных действий необходимыми ресурсами в требуемом количестве, концентрацией ресурсов в рамках программы; 
— результативность (эффективность), проявляющаяся в том, что успешное решение программной проблемы не может быть достигнуто другими, непрограммными способами, без проведения программных мер и сосредоточения ресурсов. 
Отметим, что наряду с названием «целевые экономические программы» употребляются и другие, например, «целевые комплексные программы», «народно-хозяйственные программы», «государственные целевые программы», «региональные целевые программы» и просто «целевые программы». 
Обычно целевая программа содержит следующие разделы. 
1. Анализ программной проблемы и обоснование необходимости ее решения программным образом. 
2. Цели и задачи программы с выделением генеральной цели, ее разделением на подцели и формированием задач программы, выделение подпрограмм в составе программ. 
3. Мероприятия отдельных подпрограмм, инвестиционных проектов, входящих в программу, с указанием их содержания, сроков исполнения, намечаемых исполнителей. 
4. Потребности программы в разных видах ресурсов, источники и способы получения необходимых ресурсов. Финансирование программы. 
5. Организационные формы управления разработкой и осуществлением программы контроля за ходом реализации. План-график (сетевой график) выполнения программы. 
6. Оценка эффективности программы в целом, отдельных подпрограмм и крупнейших мероприятий. 
7. Сводные показатели программы. Приведенная типовая структура может варьироваться в зависимости от вида, масштабов, продолжительности программного периода. 
Разработку целевой программы можно разделить на отдельные стадии, достаточно универсальные по содержанию и последовательности осуществления. Такое разделение не однозначно, так как возможны различные представления о порядке проведения и содержании процесса программных разработок. Обоснованная структуризация процесса разработки программы не только упорядочивает процесс, но и облегчает восприятие его сущности. 
Исходя из общих положений теории программно-целевого планирования, выделяются следующие основные стадии разработки

 


целевой программы: 
1) целевая установка программы, углубляющая представление о целях и задачах программы; 
2) разработка и обоснование путей и способов осуществления программы (проектно -научная разработка программы); 
3) структурная разработка (разделение на подпрограммы и проекты, построение функциональной и исполнительной структуры программы, установление состава программных мероприятий по подпрограммам и проектам); 
4) ресурсная разработка (определение структуры, объемов и источников удовлетворения потребностей программы в материальных, трудовых, финансовых, информационных ресурсах). 
Четкого алгоритма содержания методов разработки целевых программ не существует, практически каждая программа обладает выраженным своеобразием ее разработки, зависящим к тому же от состава и квалификации разработчиков. В то же время очевидно, что разработка любой программы начинается с прогнозно-аналитической стадии, изучения состояния программной проблемы, исследования тенденций. Затем генерируются и сопоставляются варианты способов достижения целей, программных мероприятий, используемых ресурсов, осуществляется отбор эффективных вариантов в рамках располагаемых средств, заранее заданных заказчиком программы ресурсных ограничений и сроков осуществления программы. Разработка сопровождается проведением ряда расчетов с использованием балансовых, нормативных зависимостей. Разработка любой целевой комплексной программы представляет собой итеративный, циклический процесс последовательных приближений, состоящий из прямых и возвратных циклов, в ходе которых могут происходить корректировка первоначально намеченных целей и задач программы, уточнение представлений о требуемых ресурсах и сроках реализации программы. 
Организация разработки и управления реализацией государственных целевых программ предусматривает: 
1) наличие государственного заказчика программы в лице государственного органа, наделенного полномочиями распределения бюджетных и иных средств, выделяемых на программу, и формирования задания на разработку программы; 
2) назначение разработчиков программы в лице проектных, исследовательских организаций, привлекаемых заказчиком для подготовки проекта программы; 
3) формирование заказчиком дирекции

Информация о работе Сущность государственного программирования, вида программ