Сущность государственного программирования, вида программ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2015 в 18:35, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы состоит в исследовании государственного экономического программирования, а именно изучении структуры и содержания государственного экономического программирования.
Основными задачами работы являются:
1. Изучение теоретических аспектов процесса формирования государственного экономического программирования;
2. Анализ государственных экономических программ объекта исследования и методик разработки целевых программ;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3

1 СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ И ВИДЫ ПРОГРАММ 4

2 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ И ПОРЯДОК ИХ ФОРМИРОВАНИЯ 13

3 МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25

Файлы: 1 файл

Госуд.регул.экономики.doc

— 84.50 Кб (Скачать файл)

 


целевой программы, осуществляющей оперативное управление, координацию действий участников программы; 
4) принятие решений о разработке и утверждении проекта программы высшими органами государственной исполнительной власти. 
Несмотря на наличие значительного опыта составления и осуществления государственных и региональных целевых программ, методика и организация государственного программирования в Украине не отработаны в достаточной степени. 
 
 
 
 
 
МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 
 
Макроэкономическое планирование как составная часть механизма ГРЭ широко используется в экономически развитых странах с целью социально-экономической стабилизации, формирования макропропорций и обеспечения динамичности развития экономики. 
Процесс разработки плана называется планированием. Планирование - это специфическая управленческая деятельность по определению целей и путей их достижения. 
Особенность макроэкономического планирования состоит в том, что объектом его является национальная экономика, а субъектом - государство. Кроме того, следует учитывать временные ограничения планов, которые обусловлены календарным характером планирования. Таким образом, макроэкономическое планирование - это особый вид деятельности государства по определению стратегических, тактических и оперативных целей планового периода, а также способов достижения этих целей. 
С точки зрения обязательности выполнения субъектами хозяйствования плановых заданий различают директивные и индикативные планы. 
Директивный план имеет силу юридического закона, адресный и обязательный для выполнения характер. При директивном планировании должностные лица несут ответственность за невыполнение плановых задач. Директивное планирование присуще командной экономике. Оно использовалось в СССР и социалистических странах с целью прямого влияния государства на все звенья экономики. 
Индикативный план — это рекомендательная система плановых мероприятий, направленных на достижение целей социально-экономической политики государства, которая предусматривает создание таких условий функционирования субъектов экономики, которые бы побуждали их к выполнению поставленных задач. Индикативное макроэкономическое

 


планирование присуще смешанной экономике. 
 
 
Целью индикативного планирования является реализация целей государственного влияния на экономическое и социальное развитие. 
В Украине индикативное макроэкономическое планирование осуществляется в форме разработки и реализации программ и планов, главная из которых Государственная программа экономического и социального развития Украины (ГПЭСР). Основным предназначением индикативного планирования в Украине является разработка, обоснование и внедрение в жизнь мер по повышению эффективного государственного регулирования социально-экономического развития страны. 
Основой индикативного планирования является ретроспективный анализ экономического и социального состояния государства и прогнозы его развития, в том числе масштабов, темпов, структуры производства, конъюнктуры рынка, социальных индикаторов и других характеристик на кратко-, средне и долгосрочную перспективу. На базе этих разработок и расчетов формируются цели, приоритеты и государственная политика (налоговая, финансовая, ценовая, научно-техническая и т.д.) социально-экономического развития. 
Однако нельзя забывать, что использование только индикативного планирования не принесет желаемых положительных результатов. Определенная часть должна принадлежать директивному планированию. Особенно это касается мер, которые финансируются с государственного бюджета. Бюджетное планирование - это ресурсное планирование, которое определяет государственные затраты из бюджета на решение важных проблем, которые по объективным причинам не может решить рыночный механизм. 
Главные функции индикативного плана: 
- ретроспективный анализ, прогнозирование и обоснование целей, темпов и условий сбалансированного экономического и социального развития; 
- разработка системы прямых государственных действий (административных регуляторов); 
- определение экономических рычагов и стимулов (экономических регуляторов); 
- формирование целевых комплексных программ социально-экономического развития страны; 
- координацию и взаимосвязь разработанного индикативного плана с государственным бюджетом; 
- координация исполнения отдельных элементов, задач, программ в составе индикативного плана и достижение основных целей;

 


- разработка и  реализация приоритетных направлений  развития экономики. 
Макроэкономическое планирование опирается на определенные закономерности - принципы. Они определяют логику, задачи и характер составления, реализации и контроля за выполнением программ. Основными принципами, определенными Законом Украины «О государственном прогнозировании и разработке программ экономического и социального развития Украины», являются: целостность, объективность, научность, гласность, самостоятельность, равенство, соблюдение общегосударственных интересов. 
Разработка макроэкономических планов невозможна без использования системы показателей. Последние дают количественно-качественную характеристику социально-экономическим явлениям и процессам. В макроэкономическом планировании показатель - это мера плановой задачи, которая обеспечивает ее количественную или качественную определенность. Показатели макроэкономических планов классифицируются по такими группами: натуральные и стоимостные; количественные и качественные; объемные и сетевые; абсолютные и относительные; обязательные, расчетные и информационные. 
Основными методами планово-экономических расчетов являются балансовый и нормативный. 
Сущность балансового метода в макроэкономическом планировании состоит в использовании приемов и расчетов, которые позволяют согласовать потребности и средства их обеспечения. Задачей разработки баланса является достижение оптимального соответствия (равенства) между совокупностью потребностей и общей суммой источников их удовлетворения 
Каждый баланс представляет собой две взаимосвязанных группы показателей (частей, разделов баланса). Первая обобщает ресурсы в разрезе источников, другая характеризует потребности по направлениям использования их. В зависимости от вида баланса ресурсная часть и часть, которая характеризует потребности, могут иметь следующие названия: «доходы — затраты», «предложение — спрос», «поступления — распределение» и т.п. 
Классификация балансов осуществляется по многими признаками. По масштабам объекта планирования выделяют национальные, отраслевые, региональные и т.п. балансы; по временным признакам — статические и динамические балансы; по единицам измерения - натуральные (материальные), стоимостные

 


(финансовые), трудовые  балансы и т.д. В составе ГПЭСР  Украины разрабатываются: сводный  финансовый баланс; баланс денежных  доходов и расходов населения; торговый баланс; баланс капитальных  вложений; сводный баланс трудовых ресурсов; баланс рынка труда; балансы производства и потребления основных видов ресурсов. 
Балансовые расчеты в макроэкономическом планировании предусматривают широкое использование социально-экономических норм и нормативов. 
Нормативный метод основан на использовании прогрессивной, научно обоснованной системы норм и нормативов. С помощью норм и нормативов определяют потребности в производстве продукции (работ, услуг), обосновывают возможности удовлетворения этих потребностей, осуществляют контроль за эффективностью использования ресурсов во время реализации плановых задач. Нормы и нормативы по сущности являются качественными, относительными показателями. Они построены большей частью как показатели емкости и отдачи. 
Показатели емкости (Не) характеризуют нормативные затраты ресурсов на получение определенного результата (эффекта). Нормативные показатели отдачи (Но) являются обратными показателями емкости. В планово-экономических обоснованиях нормативы являются своеобразной константой, которая делает возможным осуществления расчетов двух типов. Во-первых, можно определить ожидаемый результат при имеющихся ресурсах, во-вторых, можно определить потребность в ресурсах для достижения определенного целевого результата. 
Система норм и нормативов состоит из таких основных групп: нормы эффективности общественного воспроизводства; нормы и нормативы затрат труда; нормы и нормативы затрат сырья, материалов, топлива, энергии; нормы и нормативы капитальных вложений и капитального строительства; финансовые нормы и нормативы; социальные нормы и нормативы; экологические нормы и нормативы и т.п. 
Структура макроэкономического плана - это совокупность его разделов. Каждый раздел плана характеризует конкретные направления деятельности государства по реализации экономической политики в плановом периоде. За последние годы в Украине во время трансформации социально-экономических отношений претерпели изменения сущность, содержание и структура макроэкономических планов. В настоящее время Государственная программа

 


экономического и социального развития Украины на соответствующий год состоит из таких разделов: 
1. Общие положения. 
2. Аналитический раздел. 
3. Целевой раздел. 
4. Отраслевой раздел. 
5. Социальная политика. 
 
 
6. Государственное регулирование экономики. 
7. Основные показатели. 
8. Основные балансы национальной экономики. 
9. Социально-экономическое развитие регионов. 
Показатели макроэкономического плана с целью предания им адресного характера группируются по соответствующим разрезам. Различают отраслевой, ведомственный, региональный и программный разрезы. 
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 
Таким образом, программирование является важнейшей формой государственного регулирования экономики и разновидностью планирования. Его задача – обеспечить решение важнейших проблем развития национальной экономики, региональных, межотраслевых, отраслевых, научно-технических, социальных, экологических и других проблем. Оно должно обеспечить комплексный подход и целенаправленное распределение ресурсов на решение выделенной проблемы и достижение поставленной цели. 
Программы могут разрабатываться на любом уровне управленческой иерархии, но в любом случае программа — это адресный, плановый документ, который может носить различной степени директивный или индикативный характер. Основным содержанием программы является четко поставленная цель, задачи и комплекс мероприятий: научно-исследовательских, организационно-хозяйственных, производст-венных и других, увязанных по ресурсам, исполнителям, срокам исполнения и обеспечивающих достижение поставленных целей и задач наиболее эффективным путем. 
В зависимости от содержания, объекта и направления действия программы бывают социально-экономическими, научно-техническими, производственноэкономическими, территориальными, организационно-хозяйственными. Они могут быть также национальными, региональными, чрезвычайными и целевыми. 
Национальные и региональные программы — это комплексные общехозяйственные программы, отражающие предпочтительный вариант социально-экономического развития страны в целом или ее отдельного региона. Чрезвычайные программы обычно являются краткосрочными и разрабатываются в критических ситуациях: в условиях кризиса, массовой

 


безработицы, опасной инфляции и т.д. 
Объектами целевых комплексных программ (ЦКП) могут быть наиболее значимые экономические и социальные проблемы, отрасли, сферы, различные направления научных исследований и другие проблемы, весьма значимые для национальной экономики. Ибо целевые комплексные программы государственного уровня разрабатываются, прежде всего, как программы, имеющие важное значение для решения проблем развития национальной экономики. 
По периоду действия программы могут быть кратко-, средне – и долгосрочными. Наиболее распространенными являются среднесрочные программы, которые разрабатываются сроком на пять лет с ежегодной корректировкой и продлением на один год (так называемое скользящее программирование). 
В программировании комплексно используются все элементы государственного регулирования экономики. В них формируются цели, определяется порядок и сроки их достижения, органы и конкретные исполнители, ответственные за те или иные направления, выделяются необходимые средства и устанавливается порядок их финансирования, устанавливается контроль за их реализацией. Стержнем любой программы выступает цель, вокруг которой группируется комплекс мероприятий по сути, и составляющих содержание программы. 
Практика показала, что в современных условиях программирование стало важнейшим инструментом решения стратегических, масштабных, а также тактических ключевых проблем социально-экономического развития страны. 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 
 
1. Горелов С. Математические методы в прогнозировании. – М.: Прогресс, 1998. 
2. Денискин В. Основы социального прогнозирования. – М.: Колос, 2002. 
3. Курс экономической теории / Под ред. А.С. Сидоровича. – М.: Учебники МГУ, 2000. 
4. Лескова Н. Прогноз развития мировой экономики // Бюллетень иностранной коммерческой информации. – 2007. - №145. 
5. Основы экономического и социального прогнозирования / Под редакцией Мосина Н. – М.: Высшая школа, 2000. 
6. Панасюк Б., Сменковский А. О некоторых методических подходах к краткосрочному прогнозированию макроэкономических показателей // Экономика Украины. – 2007. - №10. 
7. Цыгичко В. Основы прогнозирования систем. – М.: Финансы и статистика, 2002.

 


 


Информация о работе Сущность государственного программирования, вида программ