Сущность цены и ее виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 11:15, доклад

Описание работы

Цена – выражение стоимости товара в денежных единицах определенной валюты (национальной или международной) за количественную единицу товара. В этой своей функции цены участвуют в процессе распределения и перераспределения национального дохода, влияют на рост производства и производительности труда, повышение уровня жизни населения.
Основой стоимости товара является труд, а величина стоимости определяется теми затратами труда, которые общество при данных условиях признает необходимыми. В действующей практике установления цен под общественно необходимыми затратами понимаются затраты на производство и реализацию продукции с учетом чистого дохода, необходимого для эффективной деятельности предприятий, а также внесения платежей в бюджет.

Файлы: 1 файл

Теоретическая часть - для печати.docx

— 34.75 Кб (Скачать файл)
  1. Сущность цены и ее виды

Цена – выражение стоимости товара в денежных единицах определенной валюты (национальной или международной) за количественную единицу товара. В этой своей функции цены участвуют в процессе распределения и перераспределения национального дохода, влияют на рост производства и производительности труда, повышение уровня жизни населения.

Основой стоимости товара является труд, а величина стоимости  определяется теми затратами труда, которые общество при данных условиях признает необходимыми. В действующей практике установления цен под общественно необходимыми затратами понимаются затраты на производство и реализацию продукции с учетом чистого дохода, необходимого для эффективной деятельности предприятий, а также внесения платежей в бюджет.

Категория цен связана  с функционированием товарно-денежных отношений. В условиях развитого рынка цена характеризует не только те затраты на производство и реализацию товара, которые произведены, но и признаваемые общественно обоснованными с учетом спроса.

При помощи цен определяются, прогнозируются и анализируются  хозяйственные пропорции, эффективность  производства, выгодность продукции  для производителей и потребителей. Ценой измеряется эквивалентность обмена во внутренних и внешних экономических связей, между промышленностью и сельским хозяйством, предприятиями и организациями. От уровня и динамики цен на товары зависит уровень жизни населения. В цене, таким образом, фокусируются экономические и социальные проблемы общества.

Цена выполняет учетную, стимулирующую и распределительную функции.

  • Учетная функция позволяет оценить затраты и результаты производства.
  • Стимулирующая функция призвана активизировать научно-технический прогресс, повысить ресурсосбережение, эффективность производства и качество продукции.
  • Распределительная функция предусматривает учет в цене акциза на отдельные группы и виды товаров, налога на добавленную стоимость и других форм централизованного чистого дохода, который поступает в федеральный и местный бюджеты. С помощью этой функции  цены решаются социальные задачи.

При переходе к рыночной экономике цена выполняет функцию учета спроса и предложения.

В условиях рыночных отношений  в экономике в основе формирования уровней цен, их изменения во времени  лежит закон стоимости, определяющий закономерность движения цены вокруг стоимости товара. Возможность количественного несовпадения цены с величиной стоимости или отклонения ее от величины стоимости зависит от степени влияния на цену спроса и предложения товаров, от возможностей государственного регулирования цены, от социальных факторов, количества бумажных денег в обращении. Воздействие спроса и предложения обусловливает текущие колебания цены. Увеличение спроса приводит к превышению цены над стоимостью, а увеличение предложения – к отклонению ее ниже стоимости. Если спрос и предложение уравновешиваются, устанавливается цена равновесия. Все иные цены называются неравновесными.

 

Цена равновесия является частным случаем ценообразования  и устанавливается на рынке на короткое время. Через некоторое  время она меняется. Равновесная  цена заинтересовывает изготовителя в повышении качества и расширении ассортимента необходимых рынку товаров.

Становление рыночной экономики  сопряжено с применением свободных (рыночных) и государственных (фиксированных, регулируемых и предельных) цен.

Свободная цена – рыночная цена, складывающаяся на основе согласования интересов сторон, продавцов и покупателей под воздействием спроса и предложения, конкуренции и прочих рыночных условий. Свободная цена включает в себя налог на добавленную стоимость (НДС), а по некоторым товарам народного потребления учитывает также сумму акциза по установленным ставкам.

Государственные цены – цены, установленные государством на продукцию, товары и услуги, производство которых сосредоточено на предприятиях, занимающих монопольное положение на рынке; на ресурсы, оказывающие определяющее влияние на общий уровень и динамику цен, а также на социально значимые товары и услуги.

Государственные цены подразделяются на фиксированные, регулируемые и предельные.

  • Фиксированная цена – твердо установленная государством цена (тарифы на электрическую энергию, отпускаемую на коммунально-бытовые нужды населения; цены на прокат из драгоценных металлов и сплавов, лом и отходы из них; цены на алмазное сырье, драгоценные, полудрагоценные, синтетические и искусственные камни и изделия из них). Как правило, фиксированные цены приводятся в прейскурантах.
  • Регулируемая цена – цена, устанавливаемая органами государственной власти и управления на местах по соответствующей номенклатуре продукции (регулирование в регионе тарифов на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую потребителям (кроме населения). Особый порядок регулирования цен на продукцию предприятий монополистов установлен с 1992 г.
  • Предельная цена – государственная цена товара, ограниченная размерами, установленными органами власти и управления (цены на лекарства, газ и др.) . Цена реализации может быть ниже предельного уровня, но не выше его.

Цены в зависимости  от обслуживаемой сфер (промышленность, сельское хозяйство, население) подразделяются на оптовые (закупочные), цены производителей и розничные.

  • Оптовая цена – цена на товар, продаваемый предприятиями крупными партиями (оптом). Оптовые цены могут быть свободными и государственными.
  • Закупочная цена – вид оптовой цены, применяемой при закупах государством на внутреннем рынке. Закупочные цены являются свободными, они дифференцируются от качества продукции и с учетом географической сегментации рынка.
  • Цена производителя – цена, получаемая производителем за реализацию товаров (оказание услуг). Формируется обычно как цена франко-станция отправления (т.е. без учета стоимости доставки продукции до потребителя) и не включает в себя налог на добавленную стоимость и дотации.

 

  1. Статистическое изучение цен, его социально-экономическое значение, задачи, методологические подходы, система индексов цен, источники статистической информации о ценах.

Цены формируются как  в процессе производства, так и  в процессе обмена товаров. Цены, процессы их образования и изменения представляют собой предмет статистического  исследования. Статистика цен –  самостоятельный блок, входящий как  составная часть в статистику рынка и соответственно в социально-экономическую статистику. Поэтому в органах государственной статистики сформирована самостоятельная служба статистики цен.

Наблюдение за изменением цен и тарифов на потребительском  рынке ставит своей задачей сбор информации об уровне цен и их изменении на основе систематической регистрации на потребительском рынке.

Основа современной методологии  статистики цен, соответствующей в  целом методологии стран с рыночной экономикой и международным стандартам, была создана в начале экономических реформ и в преддверии либерализации цен, стартовавшей в январе 1992 г. По мере того накопления опыта постепенно разрабатывалась методология организации наблюдения за ценами и расчета их изменения.

Одной из важнейших задач  было формирование системы показателей  статистики цен, характеризующих как  уровень, так и динамику цен (тарифов) во всех секторах экономики.

В настоящее время в  основном создана логически стройная и внутренне не противоречивая и в основном соответствующая международным стандартам система индексов и уровней цен, разрабатываемых по единым основным методологическим принципам во всех секторах экономики.

Основными задачами статистики цен являются:

  • анализ конъюнктуры рынка;
  • определение средней динамики цен (тарифов) на произведенные продукцию и услуги предприятиями всех секторов экономики;
  • определение средней динамики цен (тарифов) на потребительском рынке;
  • расчет стоимости набора основных продуктов питания и фиксированного набора потребительских товаров и услуг для межрегиональных сопоставлений покупательной способности покупателей;
  • элиминирование зависимости стоимостных макропоказателей от изменения цен (дефляция), например ВВП и показателей СНС;
  • определение паритета покупательной способности валют для международных сопоставлений.

В процессе развития методологии статистики цен были определены единые для всей статистики методологические подходы:

  • формирование выборочной совокупности базовых организаций для наблюдения за ценами (тарифами) на товары (услуги);
  • формирование наборов товаров (услуг) – представителей с учетом максимального сближения номенклатурных позиций (формирование сквозной номенклатуры для всех секторов экономики);
  • организация наблюдения за ценами (тарифами) в организациях, в которых собирается ценовая информация;
  • единые временные параметры регистрации цен (тарифов) на товары и услуги (в конце отчетного месяца);
  • расчет индивидуальных, групповых, отраслевых, региональных индексов цен и тарифов;
  • общие для всей системы формулы расчета индивидуальных и групповых индексов цен (тарифов).

В настоящее время создана  следующая система индексов цен:

а) в потребительском секторе:

  • индексы потребительских цен на товары и услуги,
  • индексы цен на рынке жилья;

б) в производственном секторе:

  • индексы цен производителей промышленной продукции,
  • индексы цен производителей на реализованную сельскохозяйственную продукцию,
  • индексы цен производителей в строительстве (строительно-монтажные работы, машины и оборудование, прочие капитальные работы),
  • индексы тарифов на грузовые перевозки,
  • индексы тарифов на услуги связи для юридических лиц,
  • индексы цен на приобретенные промышленными организациями основные виды топливно-энергетических ресурсов,
  • индексы цен на приобретенные сельскохозяйственными организациями средства производства и услуги,
  • индексы цен на приобретенные строительными организациями основные материалы, детали и конструкции.

Необходимые статистические данные можно отыскать в выпускаемых  Росстатом статистических сборниках, на сайтах сети Интернет или в периодической печати.

Информация о ценах производителей на промышленную продукцию собирается ежемесячно по форме № 1-цены производителей, в которой отражаются цены на товары-представители, зарегистрированные в отчетном месяце.

Информация о ценах предоставляется организациями различных отраслей в местные статистические органы на 20-е число ежемесячно  в соответствии с принятыми формами:

  • промышленными предприятиями в форме №1 – цены производителей «Сведения о ценах производителей на промышленную продукцию»;
  • сельскохозяйственными организациями в форме №1 – сх (цены).

Данные о ценах на продукцию, приобретаемую промышленными, сельскохозяйственными и подрядными строительными организациями, содержатся в следующих формах отчетности:

  • сведения о средних ценах на приобретенные промышленными организациями сырье и материалы для основного производства (форма № 2- цены приобретения);
  • сведения о ценах на промышленную продукцию, приобретенную сельским хозяйством, и тарифах на оказанные ему услуги (форма № 1-цены приобретения);
  • сведения о ценах на приобретенные основные строительные материалы, детали и конструкции (форма № 9-кс).

Федеральной службой государственной  статистики разработан классификатор  индивидуального потребления по ценам для расчета индексов потребительских цен (КИПЦ - ИПЦ).

Рассматривая статистику цен нельзя не выделить такой показатель, как инфлиция – повышение общего уровня цен и обесценение денег, вызванное нарушением равновесия между денежной массой и товарным покрытием.

Диспропорцию вызывает ряд  взаимозависимых причин:

  • инфляционный спрос (в России это выпуск не обеспеченных товарами денег, покрывающих дефицит государственного бюджета; непроизведенные расходы государства);
  • рост уровня издержек (например, рост цен на сырье, переориентация продукции в связи с общественными катаклизмами).

 

 


Информация о работе Сущность цены и ее виды