Стратегии выживания организации в кризисной ситуации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2014 в 13:38, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: разработка стратегии выживания в кризисной ситуации на примере Туймазинского ДРСУ ОАО «Башкиравтодор».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить основные стратегии выживания организации в кризисной ситуации;
2. Провести анализ финансового состояния и прогнозирование банкротства Туймазинского ДРСУ ОАО «Башкиравтодор»;
3. Разработать стратегию выживания Туймазинского ДРСУ ОАО «Башкиравтодор».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ СТРАТЕГИИ ВЫЖИВАНИЯ ФИРМЫ В КРИЗИСНОЙ СИТУАЦИИ 5
1.1. Понятие стратегии выживания фирмы в кризисной ситуации 5
1.2 Диагностика банкротства: теоретико – методологические основы 6
1.3. Место антикризисного управления в стратегии выживания фирмы 7
2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ БАНКРОТСТВА ТУЙМАЗИНСКОГО ДОРОЖНОГО РЕМОНТНО-СТРОИТЕЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОАО «БАШКИРАВТОДОР». 12
2.1 Характеристика Туймазинского дорожного ремонтно-строительного управления ОАО «Башкиравтодор» 12
2.2. Анализ финансовой деятельности предприятия 14
2.3. Оценка потенциального банкротства 25
2.4. Прогнозирование возможного банкротства 27
3 РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ВЫЖИВАНИЯ ТУЙМАЗИНСКОГО ДРСУ ОАО «БАШКИРАВТОДОР» 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 308.00 Кб (Скачать файл)

 

Уменьшилась скорость оборота дебиторской (с 1,736 до 1,387) и кредиторской (с 1,6 до 1,2) задолженностей. Туймазинский ДРСУ ОАО «Башкиравтодор» расплачивается по своим обязательствам медленнее, чем получает деньги по «кредитам»: средний срок оборота дебиторской задолженности 210,1 дня на начало периода и 263,1 на конец периода, в то время как средний срок оборота кредиторской задолженности 226 и 315,9 дней соответственно.

Рост коэффициента рентабельности внеоборотных активов (с 0,14 до 0,24) объясняется уменьшением доли внеоборотных активов, а не ростом прибыли.

Рост коэффициента рентабельности собственного капитала (с 0,13 до 0,23) вызван не ростом прибыли, а уменьшением доли собственного капитала.

Коэффициент рентабельности перманентного капитала возрос (с 0,13 до 0,22) в силу уменьшения долгосрочных кредитов и уменьшения доли собственного капитала.

Коэффициент общей оборачиваемости капитала увеличился (с 0,18 до 0,28) в связи с относительным  уменьшением капитала предприятия в анализируемый период.

Коэффициент оборачиваемости готовой продукции упал (с 32,7 до 2,08) за счет увеличения доли готовой продукции в активах предприятия.

 

2.3. Оценка потенциального банкротства

 

Располагая широким арсеналом средств по прогнозированию возможного банкротства предприятия финансовый анализ позволяет не только выяснить, в чем заключается конкретная «болезнь» предприятия-должника, но и заблаговременно продумать и реализовать меры по выходу предприятия из кризисной ситуации.

Структуру баланса предприятия можно считать неудовлетворительной, а предприятие - неплатежеспособным, если выполняются одно из следующих условий: коэффициент текущей ликвидности (Ктл) на конец отчетного периода имеет значение менее 2; коэффициент обеспеченности собственными средствами (Косс) - менее 0,1.

У Туймазинского ДРСУ ОАО «Башкиравтодор» на конец отчетного периода коэффициент текущей ликвидности равнялся 1,17, а коэффициент обеспеченности собственными средствами – 0,146. Следовательно, структуру баланса Туймазинского ДРСУ ОАО «Башкиравтодор» можно признать неудовлетворительной, т.к. Ктл ‹ 2.

При неудовлетворительной структуре баланса для проверки реальной возможности предприятия восстановить свою платежеспособность рассчитывается коэффициент восстановления платежеспособности сроком на 6 месяцев:

где КТЛнач, КТЛкон – фактическое значение коэффициента текущей ликвидности на начало и конец отчетного периода;

6 – период восстановления  платежеспособности, мес.;

Т – отчетный период, мес.;

2 – нормативное значение  коэффициента текущей ликвидности.

Если коэффициент восстановления меньше 1, значит у предприятия в ближайшие 6 месяцев нет реальной возможности восстановить платежеспособность, если оно ничего не изменить в своей деятельности.

Значение коэффициента восстановления больше 1 свидетельствует о наличии реальной возможности у предприятия восстановить свою платежеспособность.

Рассчитаем коэффициент восстановления платежеспособности:

.

Таким образом, видно, что у Туймазинского ДРСУ ОАО «Башкиравтодор» в ближайшее время нет возможности восстановить платежеспособность, если ничего не менять в своей деятельности. Для наглядности показатели оценки структуры баланса сведем в таблицу (табл. 7).

Таблица 7 Оценка структуры баланса

№ п/п

Показатели

На

начало года

На конец года

Норма коэффициента

Оценка

1.

Коэффициент текущей

ликвидности (Ктл)

1,2

1,17

> 2,0

Структура баланса неудовлетворительная

2.

Коэффициент обеспеченности собственными средствами (Косс)

0,148

0,146

 > 0,1

 

3.

Коэффициент восстановления платежеспособности

 

0,58

> 1,0

У предприятия в ближайшее время нет реальной возможности восстановить платежеспособность


 

 

2.4. Прогнозирование возможного банкротства

 

Чаще всего для оценки вероятности банкротства предприятия используются предложенные известным западным экономистом Э. Альтманом Z-модели.

Самой простой из этих моделей является двухфакторная. Для нее выбирается всего два основных показателя, от которых, по мнению Э. Альтмана, зависит вероятность банкротства: коэффициент покрытия (текущей ликвидности) и коэффициент финансовой зависимости.

Для США эта модель выглядит:

С1 = - 0,3877 + (-1,0736) Кп + 0,0579 Кфз,                               

Где Кп – коэффициент покрытия (текущей ликвидности);

        – коэффициент финансовой зависимости.

Если Z=0, то у предприятия вероятность банкротства равна 50 %, если Z<0, то вероятность банкротства меньше 50 %, а при Z>0 – вероятность банкротства более 50 %.

Данная модель не обеспечивает высокую точность прогнозирования банкротства, так как не учитывает влияние на финансовое состояние предприятия других важных показателей (рентабельности, отдачи активов, деловой активности)6.

Предположим, что российские условия аналогичны американским, и рассчитаем для Туймазинского ДРСУ ОАО «Башкиравтодор» числовые значения риска  банкротства (табл. 8).

 

 

 

 

 

Таблица 8 Прогноз банкротства Туймазинского ДРСУ ОАО «Башкиравтодор»  по двухфакторной модели

№ п/п

Показатели

На

 начало года

На

конец года

1.

Коэффициент покрытия (текущей ликвидности), Кп

1,2

1,17

2.

Коэффициент финансовой зависимости, Кфз

0,11877

0,2454

3.

Вероятность банкротства, Z

-1,669

-1,634

4.

Оценка вероятности банкротства

меньше 50 %

меньше 50 %


 

Данная модель оценивает вероятность банкротства Туймазинского ДРСУ ОАО «Башкиравтодор» как очень незначительную – ниже 50 %, как на начало, так и на конец года, но проведенный ранее анализ опровергает эти выводы. Российские предприятия функционируют в других условиях, поэтому нельзя механически использовать эту модель. В западной практике широко используются также многофакторные модели Э. Альтмана. Так в 1968 г. им была предложена пятифакторная модель прогнозирования:

Z = 1,2 Коб + 1,4 Кнп + 3,3Кр + 0,6 Кп + 1,0 Ком ,                     

где Коб – доля оборотных средств в активах, т.е. отношение текущих активов к общей сумме активов; Кнп – рентабельность активов, исчисленная исходя из нераспределенной прибыли; Кр – рентабельность активов, исчисленная по балансовой прибыли, т.е. отношение прибыли к сумме всех активов; Кп – коэффициент покрытия по рыночной стоимости собственного капитала; Ком – отдача всех активов, т.е. отношение выручки от реализации к общей сумме активов;

В зависимости от Z прогнозируется вероятность банкротства. До 1,8 – очень высокая, от 1,81 до 2,7 – высокая, от 2,8 до 2,9 – возможная, более 3,0 – очень низкая. Точность прогноза в этой модели на горизонте одного года составляет 95 %, на два года – до 83 %, что говорит о достоинстве данной модели. Недостаток этой модели заключается в том, что ее, по существу, можно рассчитать лишь в отношении крупных компаний, котирующих свои акции на биржах. Туймазинский ДРСУ ОАО «Башкиравтодор» является довольно крупным предприятием, рассчитаем показатель Z (табл. 9).

Из табл. 9. видно, что  вероятность банкротства Туймазинского ДРСУ ОАО «Башкиравтодор» возрастает по сравнению с началом года. Это можно объяснить снижением рентабельности, увеличением краткосрочных обязательств, увеличением всех активов предприятия.

 

Таблица 9 Прогноз банкротства по пятифакторной модели Z

№ п/п

Показатели

На

 начало года

На

конец года

1.

Доля оборотных средств в активах (Коб)

0,1395

0,2873

2.

Рентабельность активов, исчисленная по нераспределенной прибыли (Кнп)

0,0008

0,001

3.

Рентабельность активов, исчисленная по балансовой прибыли (Кр)

0,0012

0,0017

4.

Коэффициент покрытия по рыночной стоимости собственного капитала (Кп)

6,82

2,336

5.

Отдача всех активов (Ком)

0,0182

0,0282

6.

Вероятность банкротства, Z

4,287

1,7816

7.

Оценка вероятности банкротства

Очень

низкая

Очень

высокая


 

Анализируя полученные показатели финансового состояния Туймазинского ДРСУ ОАО «Башкиравтодор», можно сделать следующие выводы:

1) Предприятие находится  в кризисном финансовом состоянии, запасы и затраты не обеспечиваются  источниками их формирования, предприятие  находится на грани банкротства;

2) Показатели ликвидности, за исключением коэффициента  абсолютной ликвидности, находятся в пределах нормативных показателей, однако отмечается тенденция их снижения к концу исследуемого периода;

3) Баланс предприятия  имеет неудовлетворительную структуру, наиболее срочные обязательства  предприятия превышают в несколько  раз наиболее ликвидные активы;

4)Отмечается рост дебиторской  и кредиторской задолженностей  к концу отчетного периода;

5) Рентабельность производства  снизилась, что говорит об ухудшении  эффективности производства.

На основании вышеизложенного, и опираясь на результаты оценки возможного банкротства, можно сделать вывод – над Туймазинским ДРСУ ОАО «Башкиравтодор» нависла угроза банкротства.

Инструментом вывода предприятия из состояния кризиса служит стратегия выживания.

Формирование стратегии выживания Туймазинского ДРСУ ОАО «Башкиравтодор» изложено в главе 3.

 

3 Разработка стратегии выживания Туймазинского ДРСУ ОАО «Башкиравтодор»

 

Основываясь на проведенном ранее анализе финансового состояния Туймазинского ДРСУ ОАО «Башкиравтодор», можно сделать выводы, что предприятие на начало года и на конец находилось в кризисном состоянии. Основные пути повышения финансовой устойчивости:

  • увеличение собственного капитала;
  • снижение внеоборотных активов;
  • сокращение величины запасов до оптимального уровня.

Анализ ликвидности показал, что коэффициенты текущей и быстрой ликвидности были в пределах рекомендуемых значений, однако значение коэффициент абсолютной ликвидности было намного ниже нормативного. Для повышения абсолютной  ликвидности необходимо увеличение наиболее ликвидных активов и уменьшение кредиторской задолженности.

Сформируем предложения к формированию стратегии выживания Туймазинского ДРСУ ОАО «Башкиравтодор».

Варианты предложений оформим в виде таблицы (табл. 10).

Таблица 10. Предложения к формированию стратегии выживания Туймазинского ДРСУ ОАО «Башкиравтодор» по выводу предприятия из  кризисного финансового состояния (вариант 1)

Объекты

стратегии выживания

Составляющие стратегии выживания

Предложения

наименование

предложения

количественная оценка,

тыс. руб.

1. Доходы и

поступления

1.1. Оптимизация основных  и оборотных средств

      1. Постройка

нового цеха

150 000

   

1.1.2. Сокращение готовой  продукции

15 000

2. Расходы и отчисления  средств

2.1. Оптимизация распределения  прибыли

2.1.1. Направить прибыль  на развитие производства

1 000

 

2.2. Оптимизация основных  и оборотных средств

2.2.1. Получение долгосрочного

кредита (на расширение производства)

150 000


 

 

Таблица 11. Предложения к формированию стратегии  выживания Туймазинского ДРСУ ОАО «Башкиравтодор» по выводу предприятия из  кризисного финансового состояния (вариант 2)

Информация о работе Стратегии выживания организации в кризисной ситуации