Признаки и особенности антикризисного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 17:18, курсовая работа

Описание работы

Антикризисное управление имеет предмет воздействия -- проблемы и предполагаемые и реальные факторы кризиса, т. е. все проявления неумеренного совокупного обострения противоречий, вызывающих опасность крайнего проявления этого обострения, наступления кризиса.
Любое управление в определенной мере должно быть антикризисным и тем более становиться антикризисным по мере вступления в полосу кризисного развития организации. Игнорирование этого положения имеет значительные отрицательные последствия, учет его способствует безболезненному прохождению кризисных ситуаций.

Содержание работы

Введение
1. Сущность антикризисного управления
2. Признаки и особенности антикризисного управления
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

антикризисное управление.docx

— 68.65 Кб (Скачать файл)

Антикризисное управление имеет  предмет воздействия — факторы  кризиса, т.е. все проявления неумеренного совокупного обострения противоречий, вызывающих опасность крайнего его  проявления, наступления кризиса. Факторы  кризиса могут быть предполагаемыми  и реальными.

Любое управление в определенной мере должно быть антикризисным или  становится антикризисным по мере вступления организации в полосу кризисного развития. Игнорирование этого положения  имеет отрицательные последствия, а его учет способствует безболезненному  прохождению кризисных ситуаций.

Суть антикризисного управления выражается в следующих положениях:

а) кризисы можно предвидеть, ожидать и вызывать;

б) кризисы в определенной мере можно ускорять, предварять, отодвигать;

в) к кризисам можно и  необходимо готовиться;

г) кризисы можно смягчать;

д) управление в условиях кризиса требует особых подходов, специальных знаний, опыта и искусства;

е) кризисные процессы могут  быть до определенного предела управляемыми;

ж) управление процессами выхода из кризиса способно ускорять эти  процессы и минимизировать их последствия.

Кризисы различны, и управление ими также может быть различным. Это многообразие проявляется в  системе и процессах управления (алгоритмах разработки управленческих решений) и особенно в механизме  управления. Не все средства воздействия  дают необходимый эффект в предкризисной ситуации.

Система антикризисного управления должна обладать особыми свойствами:

• гибкость и адаптивность, которые чаще всего присущи матричным  системам управления;

• склонность к усилению неформального управления, мотивация  энтузиазма, терпения, уверенности;

• диверсификация управления, поиск наиболее приемлемых типологических признаков эффективного управления в сложных ситуациях;

• снижение централизма для  обеспечения своевременного ситуационного  реагирования на возникающие проблемы;

• усиление интеграционных процессов, позволяющих концентрировать  усилия и более эффективно использовать потенциал компетенции.

Антикризисное управление имеет  особенности и в части его  технологий:

• мобильность и динамичность в использовании ресурсов, проведении изменений и преобразований, реализации инновационных программ;

• осуществление програмно-целевых подходов в технологиях разработки и реализации управленческих решений;

• повышенная чувствительность к фактору времени в процессах  управления, осуществлению своевременных  действий по динамике ситуаций;

• усиление внимания к предварительным  и последующим оценкам управленческих решений и выбору альтернатив  поведения и деятельности;

• использование антикризисного критерия качества управленческих решений  при их разработке и реализации.

Механизм управления, характеризующий  средства воздействия, также имеет  свои особенности. Не всегда обычные  средства воздействия дают необходимый  эффект в предкризисной или кризисной ситуации.

В механизме антикризисного управления приоритеты должны быть отданы:

• мотивированию, ориентированному на антикризисные меры, экономии ресурсов, избежанию ошибок, осторожности, глубокому анализу ситуаций, профессионализму и пр.;

• установкам на оптимизм и  уверенность, социально-психологическую  стабильность деятельности;

• интеграции по ценностям  профессионализма и компетентности;

• инициативности в решении  проблем и поиску наилучших вариантов  развития;

• корпоративности, взаимоприемлемости, поиску и поддержке инноваций.

Все это в совокупности должно найти отражение в стиле  управления, который надо понимать не только как характеристику деятельности менеджера, но и как обобщенную характеристику всего управления. Стиль антикризисного управления должен характеризоваться профессиональным доверием, целеустремленностью, исследовательским подходом, самоорганизацией, принятием ответственности.


Признаки и особенности  антикризисного управления

В широком смысле предметом  управления всегда выступает деятельность человека. Антикризисное управление имеет предмет воздействия –  проблемы и предполагаемые и реальные факторы кризиса, т. е. все проявления неумеренного совокупного обострения противоречий, вызывающих опасность  крайнего проявления этого обострения, наступления кризиса. Любое управление должно содержать черты антикризисного и задействовать антикризисный  механизм управления по мере вступления в полосу кризисного развития организации. Игнорирование этого положения  имеет значительные отрицательные  последствия.

 

Сущность антикризисного менеджмента определяют следующие  характеристики: кризисы можно предвидеть, ожидать и вызывать; кризисы в  определенной мере можно ускорять, предварять, отодвигать; к кризисам можно и необходимо готовиться; кризисы  можно смягчать; управление в условиях кризиса требует иных методов, опыта  и искусства, специальных знаний; кризисами можно управлять; управление процессами выхода из кризиса способно ускорять эти процессы и минимизировать их последствия.

 

В зависимости от разновидности  кризиса будет различаться и  механизм управления им.

 

Но система антикризисного управления должна соответствовать  следующим характеристикам: гибкость и адаптивность, присущие матричным  системам управления; склонность к  усилению неформального управления; диверсификация управления; децентрализация  управления; повышение интеграции.

 

Особенности процессов и  технологий антикризисного менеджмента  можно выразить в следующем: мобильность  и динамичность в использовании  ресурсов, проведении изменений, реализации инновационных программ; использование  программно-целевых методов разработки и реализации управленческих решений; ускорение процесса реализации антикризисных  мер; повышение эффективности оценки управленческих решений и оптимизации  управленческих решений.

 

Приоритетными средствами антикризисного управления должны являться: мотивирование, ориентированное на антикризисные  меры; поддержание оптимизма и  уверенности у персонала, предотвращение конфликтов; интеграции по ценностям  профессионализма; развитие инициативы в решении проблем развития; корпоративность, взаимоприемлемость, поддержка инноваций.

 

Стиль антикризисного управления должен характеризоваться: профессиональным доверием, целеустремленностью, антибюрократичностью, исследовательским подходом, самоорганизацией, принятием ответственности.

 

Важным элементом системы  антикризисного управления являются его  функции.

 

1. Функции антикризисного  управления – это виды деятельности, которые реализуют предмет антикризисного  управления и определяют его  результат. Они отвечают на  простой вопрос: что надо делать, чтобы управлять успешно на  всех стадиях кризиса. Можно  выделить шесть функций: предкризисное  управление; управление в условиях  кризиса, управление процессами  выхода из кризиса, стабилизация  неустойчивых ситуаций (обеспечение  управляемости), минимизация потерь  и упущенных возможностей, своевременное  принятие решений.

 

2. Важнейшей чертой антикризисного  менеджмента является интеграция  неформального и формального  управления.

 

3. Для антикризисного управления  особое значение имеет перспективность,  возможность выбрать и построить  рациональную стратегию развития.

 

Существуют разные стратегии  антикризисного управления. Наиболее важными являются следующие: предупреждение кризиса, подготовка к его появлению; ожидание зрелости кризиса для его  преодоления; противодействие кризисным  явлениям, замедления его процессов; стабилизацие ситуаций посредством использования резервов, дополнительных ресурсов; рассчитанный риск; последовательный вывод из кризиса; предвидение и создание условий устранения последствий кризиса.


МОСКВА 2010г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ  ……………………………………………………………………….3

1  ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ АНТИКРИЗИСНОГО  УПРАВЛЕНИЯ………….…..5

    1.1  Признаки  и особенности антикризисного  управления……………….5

    1.2 Антикризисная  программа……………………………………...……..10

2 ПРОЦЕССЫ И ЗНАЧИМОСТЬ  АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ….14

    2.1 Управляемые  и неуправляемые процессы антикризисного  развития…………………………………………………………………………..14

        2.2 Возможность,  необходимость и проблематика  антикризисного   управления……………………………………………………………………….17

 

3  ЭФФЕКТИВНОСТЬ  АНТИКРИЗИСНОГО  УПРАВЛЕНИЯ……………...20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

          В еще недавнем прошлом, в  условиях советской экономики,  проблемы антикризисного управления  не только не были актуальными,  но даже не упоминались. В  стране господствовала официальная  установка относительно пропорционального  и планомерного, соответственно  и бескризисного развития экономики,  отсюда не было и нужды в  антикризисном управлении. Правда, часть предприятий и в советский  период была убыточной, в промышленности  примерно 20%, в сельском хозяйстве  около 30%. Но только наличие  убыточных предприятий объяснялось  тем, что государство сознательно  устанавливает более низкие цены  на продукцию части предприятий,  в связи с чем возникает такой феномен в экономике, как планово-убыточные предприятия. В условиях проведения радикальных рыночных реформ в России проблемы антикризисного управления приобрели особую  актуальность.                                                                                                                                                            Актуальность проблемы исследования связана с существующими экономическими условиями хозяйствования предприятий в России и необходимостью осуществления не столько реформирования промышленных предприятий, сколько восстановления бизнес-процессов с учетом реальных экономических условий и проблем и возможностей предприятий.

      Объектом  исследования являются инструменты  антикризисного управления.

       Предметом  исследования является  изучение  требований к системе, механизму  и процессу управления.

       Цель  исследования: изучить методические  и законодательные основы, инструменты  и механизмы, опыты осуществления  антикризисного управления в  современных экономических условиях  хозяйствования.

       Задачи  исследования:                                                                                                       - Изучить теоретические источники,  правительственные документы и  накопленный опыт по реструктуризации  предприятий в условиях переходной  экономики в России.

- Рассмотреть процессы  антикризисного управления.

- Изучить  эффективность  антикризисного управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ  АНТИКРИЗИСНОГО  УПРАВЛЕНИЯ 

Признаки  и особенности  антикризисного управления

 

        Управление  осуществляется в социально-экономической  системе, которая представляет  собой объект управления. Одной  из характеристик управления  является его предмет. В обобщенном  представлении предметом управления  всегда является деятельность  человека. Но эта деятельность  состоит из множества проблем,  которые так или иначе разрешаются самой этой деятельностью или в процессе ее. Поэтому предмет управления можно дифференцировать по совокупности его проблематики. Именно таким образом выделяется стратегическое управление, экологический менеджмент и др.

        Антикризисное  управление имеет предмет воздействия  – факторы кризиса, т. е.  все проявления неумеренного  совокупного обострения противоречий, вызывающих опасность крайнего  его проявления, наступления кризиса.  Факторы кризиса могут быть  предполагаемыми и реальными.

        Любое  управление в определенной мере  должно быть антикризисным или  становится антикризисным по  мере вступления организации  в полосу кризисного развития. Игнорирование этого положения  имеет отрицательные последствия,  а его учет способствует безболезненному  прохождению кризисных ситуаций.

      Суть антикризисного  управления выражается в следующих  положениях:

а) кризисы  можно предвидеть, ожидать и вызывать;

б) кризисы  в определенной мере можно ускорять, предварять, отодвигать;

в) к  кризисам можно и  необходимо готовиться;

г) кризисы  можно смягчать;

д) управление в условиях кризиса требует особых подходов, специальных знаний, опыта и искусства;

е) кризисные  процессы могут  быть до определенного  предела управляемыми;

ж) управление процессами выхода из кризиса способно ускорять эти  процессы и минимизировать их последствия.

Информация о работе Признаки и особенности антикризисного управления