Признаки и особенности антикризисного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 17:18, курсовая работа

Описание работы

Антикризисное управление имеет предмет воздействия -- проблемы и предполагаемые и реальные факторы кризиса, т. е. все проявления неумеренного совокупного обострения противоречий, вызывающих опасность крайнего проявления этого обострения, наступления кризиса.
Любое управление в определенной мере должно быть антикризисным и тем более становиться антикризисным по мере вступления в полосу кризисного развития организации. Игнорирование этого положения имеет значительные отрицательные последствия, учет его способствует безболезненному прохождению кризисных ситуаций.

Содержание работы

Введение
1. Сущность антикризисного управления
2. Признаки и особенности антикризисного управления
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

антикризисное управление.docx

— 68.65 Кб (Скачать файл)

 

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

 

ЧИТИНСКИЙ ФИЛИАЛ

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по курсу «Антикризисное управление»

 

Тема 7: Признаки и особенности  антикризисного управления

 

Выполнил: студент

 

Ерыгин А.В.

 

Чита, 2011 г.

 

 

ПЛАН

 

Введение

 

1. Сущность антикризисного  управления

 

2. Признаки и особенности  антикризисного управления

 

Заключение

 

Список литературы

 

Введение

 

Одной из характеристик всякого  управления является его предмет. В  обобщенном представлении предметом  управления всегда выступает деятельность человека. Управление организацией -- это управление совместной деятельностью людей. Эта деятельность состоит из множества проблем, которые так или иначе разрешаются самой этой деятельностью или в процессе ее. Поэтому предмет управления при более конкретном его рассмотрении можно представить как совокупность проблематики деятельности человека. Именно таким образом выделяется стратегическое управление, экологический менеджмент и др.

 

Антикризисное управление имеет  предмет воздействия -- проблемы и предполагаемые и реальные факторы кризиса, т. е. все проявления неумеренного совокупного обострения противоречий, вызывающих опасность крайнего проявления этого обострения, наступления кризиса.

Любое управление в определенной мере должно быть антикризисным и  тем более становиться антикризисным  по мере вступления в полосу кризисного развития организации. Игнорирование  этого положения имеет значительные отрицательные последствия, учет его  способствует безболезненному прохождению  кризисных ситуаций.

 

Цель данной контрольной  работы - изучить признаки и особенности  антикризисного управления.

 

1. Сущность антикризисного  управления

 

Под антикризисным управлением  понимают либо управление в условиях кризиса, либо управление, направленное на вывод предприятия из кризисного состояния, в котором оно находится.

 

Однако подобная трактовка  сущности антикризисного управления ослабляет  его предотвращающую, опережающую  направленность. Поэтому стратегически  антикризисное управление начинается не с анализа баланса предприятия (фирмы) за предшествующий или текущий  периоды функционирования и осуществления  чрезвычайных мер по недопущению  несостоятельности, а с момента  выбора миссии организации, выработки  концепции и цели ее предполагаемой деятельности, формировании и поддержании  на должном уровне стратегического  потенциала организации, способности  обеспечивать в течении длительного периода конкурентное преимущество предприятия как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

 

Поэтому, с одной стороны, антикризисное управление должно охватывать значительно более широкие сферы  деятельности, чем анализ только финансового  состояния фирмы. С другой стороны, в процессе антикризисного управления, протекающего под влиянием страха постоянной угрозы банкротства, не должно возникать  своеобразного "эффекта пустыни  Тартари", деформирующего поведение менеджеров, вызывающего неадекватные их действия, еще более усугубляющие и без того сложное положение фирмы.

 

Таким образом, антикризисное  управление - это:

 

1. анализ состояния макро-  и микросреды и выбор предпочтительной  миссии фирмы;

 

2. познание экономического механизма возникновения кризисных ситуаций и создание сканирования внешней и внутренней сред фирмы с целью раннего обнаружения "слабых сигналов" об угрозе приближения кризиса;

 

3. стратегический контроллинг деятельности фирмы и выработка стратегии предотвращения ее несостоятельности;

 

4. оперативная оценка и  анализ финансового состояния  фирмы и выявление возможности наступления несостоятельности (банкротства);

 

5. разработка предпочтительной  политики поведения в условиях  наступившего кризиса и вывода  из него фирмы;

 

6. постоянный учет риска  предпринимательской деятельности  и выработка мер по его снижению.

 

Задачами антикризисного управления являются формирование такой  системы управления предприятием, которая  обеспечивает его эффективную работу при определенном уровне риска. Профессионализм  управляющих проявляется не только в использовании всего комплекса  известных инструментов менеджмента (в том числе методов организации  бизнес-процессов), но и в умении предвидеть развитие событий во внешней  для предприятия среде.

 

Целями антикризисного управления являются предотвращение кризисных  режимов работы и разработка мер  по организации деятельности в этих режимах. Рассмотрев сущность антикризисного управления, его задачи и функции  возникает вопрос: Что отличает антикризисное  управление от других видов управления? Ответ на этот вопрос содержится в  следующей части реферата.

 

2. Признаки и особенности  антикризисного управления

 

Система антикризисного управления должна обладать особыми свойствами. Главными из них являются:

 

· гибкость и адаптивность, которые чаще всего присущи матричным  системам управления;

 

· склонность к усилению неформального  управления, мотивация энтузиазма, терпения уверенности;

 

· диверсификация управления, поиск наиболее приемлемых типологических признаков эффективного управления в сложных ситуациях;

 

· снижение централизма для  обеспечения своевременного ситуационного  реагирования на возникающие проблемы;

 

· усиление интеграционных процессов, позволяющих концентрировать усилия и более эффективно использовать потенциал компетенции.

 

Особенности антикризисного управления:

 

v мобильность и динамичность  в использовании ресурсов, проведении  изменений, реализации инновационных  программ;

 

v осуществление программно-целевых  подходов в технологиях разработки  и реализации управленческих  решений;

 

v повышенная чувствительность  к фактору времени в процессах  управления, осуществлению своевременных  действий по динамике ситуаций;

 

v усиление внимания к  предварительным и последующим  оценкам управленческих решений  и выбора альтернатив поведения  и деятельности;

 

v использование антикризисного  критерия качества решений при  их разработке и реализации.

 

Механизм управления, характеризующий  средства воздействия, также имеет  свои особенности. Не всегда обычные  средства воздействия дают необходимый  эффект в предкризисной или кризисной ситуации.

 

В механизме антикризисного управления приоритеты должны отдаваться:

 

§ мотивированию, ориентированному на антикризисные меры, экономии ресурсов, избежанию ошибок, осторожности, глубокому анализу ситуаций, профессионализму и т.д.;

 

§ установкам на оптимизм и  уверенность, социально-психологическую  стабильность деятельности;

 

§ интеграции по ценностям  профессионализма;

 

§ инициативности в решении  проблем и поиску наилучших вариантов  развития;

 

§ корпоративности, взаимоприемлемости, поиску и поддержке инноваций.

 

Все это в совокупности должно найти отражение в стиле  управления, который надо понимать не только как характеристику деятельности менеджера, но и как обобщенную характеристику всего управления. Стиль антикризисного управления должен характеризоваться: профессиональным доверием, целеустремленностью, антибюрократичностью, исследовательским подходом, самоорганизацией, принятием ответственности.

 

Некоторые из характеристик  антикризисного управления требуют  более подробного рассмотрения.

 

1. Функции антикризисного  управления -- это виды деятельности, которые отражают предмет управления и определяют его результат. Они отвечают на простой вопрос: что надо делать, чтобы управлять успешно в преддверии, процессе и последствиях кризиса. В этом отношении можно выделить шесть функций: предкризисное управление, управление в условиях кризиса, управление процессами выхода из кризиса, стабилизация неустойчивых ситуаций (обеспечение управляемости), минимизация потерь и упущенных возможностей, своевременное принятие решений (рис. 1).

 

Каждый из этих видов деятельности (функций управления) имеет свои особенности, но в своей совокупности они характеризуют антикризисное  управление.

 

2. В развитии любого  управления две его противоположности -- интеграция и дифференциация -- находятся в диалектической связи. Усиление интеграции всегда ведет к ослаблению дифференциации и наоборот. Эти процессы отражают тенденцию логистической кривой. Связь интеграции и дифференциации в переломных моментах изменения кривой характеризует формирование новых организационных форм управления или организаций нового типа. В этом взаимодействии есть точки кризиса организации. Как правило, это точки, отражающие опасность «распада», разрушения организационных основ. Выход из кризиса -- изменение соотношения интеграции и дифференциации управления на новой организационной основе.

 

3. Нет управления без  ограничений, которые могут внутренними и внешними. И эти две группы ограничений находятся в определенном, но меняющемся соотношении. В зависимости от того, как строится это соотношение, изменяется и вероятность кризисных явлений.

 

Но ограничения можно  регулировать, и в этом также суть антикризисного управления. Внутренние ограничения снимаются или посредством  отбора персонала, его ротации, обучения, или посредством совершенствования  системы мотивации. Информационное обеспечение управления также способствует снятию внутренних ограничений эффективного управления. Внешние ограничения  регулируются развитием маркетинга, системы паблик рилейшнз.

 

Рис. Причины кризиса и  потребность в антикризисном  управлении

 

4. Одной из важных характеристик  антикризисного управления является  сочетание формального и неформального  управления. В разнообразных видах  такого сочетания существует  зона рациональной организации  антикризисного управления. Она  может сужаться или расширяться.  Ее сужение отражает повышение  опасности кризиса или опасности  наиболее острого его проявления.

 

5. Для антикризисного управления  особое значение имеет перспективность,  возможность выбрать и построить  рациональную стратегию развития.

 

Существуют разные стратегии  антикризисного управления. Наиболее важными являются следующие:

 

§ предупреждения кризиса, подготовки к его появлению;

 

§ выжидания зрелости кризиса  для успешного решения проблем  его преодоления;

 

§ противодействия кризисным  явлениям, замедления его процессов;

 

§ стабилизации ситуаций посредством  использования резервов, дополнительных ресурсов;

 

§ рассчитанного риска;

 

§ последовательного вывода из кризиса;

 

§ предвидения и создания условий устранения последствий  кризиса.

 

риск стратегия контроллинг антикризисное упраление

 

риск стратегия контроллинг антикризисное управление

 

Заключение

 

Итак, антикризисное управление действительно отличается от всех остальных  видов управления. Если весь арсенал  подходов и методов обычного управления направлен на развитие и выживание  предприятия в долгосрочном аспекте (что включает в себя, в том  числе, и недопущение кризиса), то методы антикризисного управления нацелены исключительно на преодоление уже  назревшего кризиса, обеспечение выживания  в краткосрочном аспекте.

 

На современном этапе  развития менеджмента, антикризисное  управление играет очень большую  роль. Именно неумение и незнание того, как вести себя в условиях кризиса  погубило многие организации.

 

По моему мнению, без  знания основ и навыков антикризисного управления невозможно управлять современной  организацией. Ведь сегодня ни одна организация не застрахована от кризиса. Даже те организации, которые сегодня  плотно стоят на ногах, завтра могу погибнуть. Каждый менеджер должен знать не только как избежать кризиса, но и как вести себя в сложившейся кризисной ситуации и как помочь организации правильно выйти из нее.

 

Список литературы

 

1. Антикризисное управление / под.ред. Короткова Э.М. -- М.: ИНФРА-М, 2000. - 432с.

 

2. Грабовый П.Г. и др. Риски в современном менеджменте. М.: Алане, 1994.

 

3. Е. Таркановский. Антикризисное управление. «Хозяйство и право», 2008, № 1.

 

4. Стратегия и тактика  антикризисного управления фирмой/ Богданова Т.А., Градов А.П. и  др.; Под ред. Градова А.П. и Кузина Б.И. - СПб.: "Специальная литература", 1996. - 511с.

 

5. Теория и практика  антикризисного управления: Учебник  для вузов / Базаров Г.З., Беляев  С.Г. и др.; Под ред. Беляева  С.Г. и Кошкина В.И.. - М.: Закон  и право, ЮНИТИ, 2006. - 469с.

 

6. www.eup.ru - информационно-управленческий  портал.

 


Управление осуществляется в социально-экономической системе, которая представляет собой объект управления. Одной из характеристик  управления является его предмет. В  обобщенном представлении предметом  управления всегда является деятельность человека. Но эта деятельность состоит  из множества проблем, которые так или иначе разрешаются самой этой деятельностью или в процессе ее. Поэтому предмет управления можно дифференцировать по совокупности его проблематики. Именно таким образом выделяется стратегическое управление, экологический менеджмент и др.

Информация о работе Признаки и особенности антикризисного управления