Планирование и моделирование деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 08:01, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования – планирование деятельности названного предприятия в части ценообразования на основе анализа безубыточности с учетом прочих факторов.
Для достижения цели работы необходимо решить ряд задач:
Определить содержание и технологии планирования деятельности предприятия в кризисной и предкризисной ситуации;
Рассмотреть особенности практических процедур планирования;
Рассмотреть процесс нахождения точки безубыточности и анализа ее чувствительности к изменениям;
Рассмотреть практические особенности ценообразования на основе определения уровня безубыточности на примере продукции ООО «Питерпрофиль».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНУТРИОРГАНИЗАЦИОННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ 5
1.1.Содержание и технологии планирования деятельности предприятия в кризисной и предкризисной ситуации 5
1.2.Практические процедуры планирования 6
1.3.Нахождение точки безубыточности и анализ ее чувствительности к изменениям 14
2.ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ БЕЗУБЫТОЧНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ПРОДУКЦИИ ООО «ПИТЕРПРОФИЛЬ» 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36

Файлы: 1 файл

17877_Антикризисное_управление_курс_работа_.doc

— 2.07 Мб (Скачать файл)

Применяется две графических  модели анализа безубыточности: экономическая и бухгалтерская. В соответствии с экономической моделью, предприятие может наращивать объемы продаж только путем уменьшения цены реализации продукции, в результате чего линия выручки от реализации, возрастающая вначале, постепенно замедляет подъем, а затем опускается

вниз: в определенный момент положительный эффект от увеличения объема продаж оказывается ниже отрицательного влияния  снижения цен (рис.1.2.).

 

       Затраты, выручка                                                            

 


 суммарные


                                          зона прибыли                                       затраты



                                                                           зона убытков


 

 

точки безубыточности

выручка

 

 

                                                                                         Объем производства

 

Рисунок 1.3. Экономическая модель анализа безубыточности

Составлено  автором на основании источников [2,3,5, 8,9]

При построении бухгалтерской модели делается допущение о неизменности переменных затрат и цены реализации единицы продукции, в результате чего зависимость объема продаж и затрат от  изменения объема реализации в натуральном выражении носит линейный характер (рис.1.3.).

 

       Затраты, выручка                      Выручка


 Суммарн. затраты


 Зона 


 прибыли Перем. затраты


 

 


 

точка безубыточности

Пост.затраты

 

 

 

Объем производства

Рисунок 1.4.Бухгалтерская модель анализа безубыточности

Составлено  автором на основании источников [2,3,5, 8,9]

Точка безубыточности (критическая  точка, порог рентабельности, точка  самоокупаемости затрат) рассчитывается как отношение постоянных затрат к маржинальной прибыли на единицу продукции и представляет собой величину объема продаж в натуральных единицах, при которой предприятие покрывает все свои затраты. Значении точки безубыточности  используется как ориентир при принятии различных управленческих решений.

Таким образом, в бухгалтерской модели одна, а не две точки безубыточности.

Маржинальная прибыль (валовая маржа), которую иначе  называют вкладом на покрытие постоянных затрат, рассчитывается как разница  между выручкой предприятия и  его переменными затратами. 

График безубыточности в различных его модификациях широко используется в современной экономике. Несомненное преимущество этого метода заключается в том, что с его помощью можно быстро получить довольно точный прогноз основных показателей деятельности предприятия при изменении условий на рынке.

Существенный недостаток рассматриваемого метода состоит в  том, что установление цены зависит  от эластичности спроса по ценам, а  график безубыточности этого не отражает. Поэтому фирма должна проанализировать все возможные варианты установления цены, прежде чем принять окончательное решение.

Таким образом, безубыточность - это такое состояние, когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытков. Это выручка, которая необходима для того, чтобы покрыть затраты, после чего каждая дополнительная единица проданной продукции будет приносить прибыль предприятию.

Разность между фактическим  количеством реализованной продукции  и безубыточным объемом продаж - это зона безопасности (зона прибыли), чем она больше, тем прочнее финансовое состояние предприятия.

Безубыточный объем  продаж и зона безопасности - основные показатели при разработке бизнес-планов, обосновании управленческих решений, оценке деятельности предприятия.

 

Выводы по теоретической  части.

Система планирования предприятия, находящегося в кризисной и предкризисной ситуации, служит не столько для создания формально зафиксированного плана, сколько для взаимоувязки, согласования между собой целей коммерческой организации, возможностей, открывающихся перед ней на рынке, и имеющихся в ее распоряжении ресурсов. Планирование связано, с одной стороны, с предотвращением ошибочных действий, а с другой — с уменьшением числа неиспользованных возможностей.

Разработка финансового  плана на перспективу является необходимой  для рационального ведения хозяйства, оптимизации плановых решений и обеспечения конкурентоспособности организации.

Текущее финансовое планирование (бюджетирование) предназначено для того,  чтобы система финансового планирования коммерческой организации была эффективной. Отсутствие правильно спланированного  бюджетирования может стать одной из основных причин убытков компании.

Оперативное финансовое планирование. Использует утвержденные стратегические позиции в повседневной деятельности для достижения поставленных целей. Если перспективное планирование осуществляется «крупными мазками», то оперативный финансовый план должен быть значительно более подробным. Составление детальных оперативных финансовых планов необходимо для реализации стратегических и тактических решений по выводу предприятия из кризисного состояния  и для обеспечения стабильной работы всех служб коммерческой организации.

Анализ безубыточности и целевое планирование прибыли  предшествуют бюджетированию: если установлено, что предприятие способно генерировать прибыль, то можно переходить к планированию положительных денежных потоков. В противном случае следует основательно изучить причины убытков и  добиться их устранения.

Точка безубыточности (критическая точка, порог рентабельности, точка самоокупаемости затрат) рассчитывается как  отношение постоянных затрат к маржинальной прибыли на единицу продукции и представляет собой величину объема продаж в  натуральных единицах, при котором предприятие покрывает все свои затраты. Значение точки безубыточности используется как ориентир при принятии различных управленческих решений.

 

2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ  УРОВНЯ БЕЗУБЫТОЧНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ПРОДУКЦИИ  ООО «ПИТЕРПРОФИЛЬ»

 

Компания  «Питерпрофиль» является одним из крупнейших производителей металлокаркаса для гипсокартона в Северо-Западном регионе России.  В комплекте с профилем компания  поставляет  гипсокартон различных марок Тиги-Кнауф и Gyproc в любых количествах. Целью деятельности  является обеспечение нужд торговли строительными профилями для крепления гипсокартона. 

В настоящее время  ООО «Питерпрофиль» выпускает весь спектр профилей для крепления гипсокартона. Большое внимание в фирме уделяется  качеству выпускаемой продукции (см.Приложения). Имеются все необходимые сертификаты. При работе уделяется большое внимание работе с клиентом. По заказу клиента профиль может быть изготовлен в заданный размер или из металла, по толщине отличающегося от стандартного. 

Для определения оптимальной  цены на профиль металлический необходимо найти равновесие между затратами производства, спросом на продукт и конкуренцией. Процесс разработки  оптимальной цены продукта состоит из семи этапов. Первые четыре этапа относятся к разработке цены на основе ценовосприятия.

1 этап.  Постановка цели ценообразования.  Цель, которой компания хочет добиться с помощью  продажи металлического профиля  по оптимальной цене – максимизировать текущую прибыль.

2 этап. Определение первоначального объема  продаж товара исходя из  производственной  мощности ООО «Питерпрофиль»  и емкости рынка. Предполагаемый объем продаж данного продукта составляет 250 000 тыс рублей в год.

3 этап. Расчет полных затрат производства, прибыли, которую компания хотела  бы получить за свои старания  и риски на весь объем выпуска  и  единицу (погонный метр) изделия, определение исходной цены.

Таблица 2.1.

Калькуляция затрат

 

На  весь объем выпуска, руб

В расчете  на 1 погонный метр изделия, руб

Предполагаемый  объем продаж

250 000 000

20

Переменные (прямые затраты)

-Материалы

-Заработная  плата основных производственных рабочих

-Общезаводские  накладные расходы (налог на  зарплату производственных рабочих,  расходы на упаковку)

 

90 000 000

15 000 000

 

 

60 000 000

 

7.2

1.2

 

 

4.8

Итого переменных (прямых) издержек

165 000 000

13.2

Общефирменные затраты 

-На  рекламу и сбыт

-Управленческие  и накладные

-На  транспортировку

 

7 000 000

8 000 000

14 000 000

 

0.56

0.64

1.12

Итого общефирменных затрат

29 000 000

2.32

Полные  затраты производства

194 000 000

15.52

Чистая  прибыль до налогообложения

56 000 000

-


Цена  погонного метра профиля металлического для крепления гипсокартона, исчисленная на основе затрат производства, составляет 20 рублей.

Удобным средством для приближенного  принятия решения по ценам является маржинальная прибыль, которая представляет собой разницу между ценой и переменными издержками; маржинальная прибыль, в свою очередь, равна постоянным затратам плюс прибыль. Из таблицы следует, что прибыль начнет поступать только после возмещения  29 000 000 рублей постоянных затрат.

Таблица 2.2.

Структура маржинальной прибыли

 

На  весь объем выпуска, руб

На  единицу продукции (1 погонный метр), руб

Выручка

250 000 000

20

Переменные  затраты

165 000 000

13.2

Маржинальная  прибыль

85 000 000

6.8

Постоянные  затраты

29 000 000

2.32

Чистая  прибыль до налогообложения

56 000 000

4.48


4 этап. Проработка различных возможностей  на реальном рынке вариантов  комбинаций «цена-объем продаж»,  устанавливаемых на основе анализа  сбыта или экспертным путем  и выбор оптимального варианта. Здесь из всех возможных вариантов  выбирается  та комбинация «цена-объем продаж», которая обеспечивает  компании получение наибольшей суммы покрытия постоянных издержек (маржинальной прибыли). На этом этапе компания, располагая данными о зависимости объема продаж и цен, прорабатывает различные тактики продаж. 

Топ-менеджер компании  считает, что при цене погонного метра 18 руб будет продано 13 000 000 погонных метров профиля,  при цене 20 руб за погонный метр будет продано 12 500 000 погонных  метров, при цене 25 руб за погонный метр будет продано 7 000 000 погонных  метров, при цене 30  руб за погонный метр будет продано 5 000 000 погонных  метров профиля. Маржинальная прибыль для этих четырех случаев приведена в таблице 2.3.

Таблица 2.3. 

Маржинальная прибыль

Предполагаемые  продажные цены

18 рублей

20 рублей

25 рублей

30 рублей

Переменные  затраты на одно изделие, руб

13.2

13.2

13.2

13.2

Маржинальная  прибыль на одно изделие

4.8

6.8

11.8

16.8

Объем продажи, пог.м 

13 000 000

12 500 000

7 000 000

5 000 000

Суммарная маржинальная прибыль, руб

62 400 000

85 000 000

82 600 000

84 000 000


Из  данных таблицы видно, что максимальную суммарную маржинальную прибыль  обеспечивает объем продаж  12 500 000 погонных метров металлического профиля по цене 20 рублей за погонный метр.  Однако этот вариант продаж надо считать предварительным, так как на этом этапе компания не принимала во внимание  конкурентные факторы и реальную емкость рынка.

Логическим  продолжением метода совершенствования  маркетингового ценообразования на основе ценовосприятия  является разработка рекомендаций по ценообразованию на основе учета цен компаний-конкурентов  на аналогичный товар. Она также состоит из нескольких этапов.

5 этап. На данном этапе  компания  производит оценку конкурентоспособности  своего продукта.  В качестве  товаров – конкурентов целесообразно выбрать три   разновидности металлического профиля для гипсокартона,  предлагаемого фирмами-конкурентами ООО «Пальмира Стройпласт» и  «Мастер Профиль ГК».  Сравнение продукта производится по наиболее важным параметрам, выбираемым экспертным путем.

Методика  оценки конкурентоспособности продукта на данном этапе состоит в том, что выбранные параметры металлического профиля, компании «Питерпрофиль» сравниваются с аналогичными параметрами  «идеального» профиля, который обладает всеми  свойствами, которые хотел бы видеть покупатель. Каждому параметру идеального металлопрофиля присваивается индекс 100, каждый параметр сравниваемого профиля получает в случае соответствия требованиям покупателей индекс 100, в случае несоответствия  - определенную часть от 100.

Информация о работе Планирование и моделирование деятельности предприятия