SWOT - анализ в планировании деятельности предприятия.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 09:56, реферат

Описание работы

Поиск путей выхода из экономического кризиса непосредственно связан с устранением причин, способствующих его возникновению. Проводится тщательный анализ внешней и внутренней среды бизнеса, выделяются те компоненты, которые действительно имеют значение для организации, проводится сбор и отслеживание информации по каждому компоненту и на основе оценки реального положения предприятия выясняются причины кризисного состояния. Точная, комплексная, своевременная диагностика состояния предприятия — первый этап в разработке стратегии антикризисного управления деятельностью предприятия.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы SWOT-анализа в стратегическом анализе деятельности предприятия 5
1.1. История разработки технологии и возможности SWOT-анализа 5
1.2. Сущность и содержание SWOT-анализа деятельности предприятия 8
1.3. SWOT-анализ как инструмент стратегического менеджмента 12
Глава 2. Направления SWOT-анализа организации, методика его проведения 19
2.1. Анализ внешней среды 19
2.2. Анализ внутренней среды 20
2.3. Количественный анализ 21
Глава 3. Роль SWOT-анализа в планировании деятельности предприятия 27
Заключение 32
Список используемой литературы 33

Файлы: 1 файл

SWOT.docx

— 72.29 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы SWOT-анализа в стратегическом анализе деятельности предприятия 5

1.1. История разработки технологии и возможности SWOT-анализа 5

1.2. Сущность и содержание SWOT-анализа деятельности предприятия 8

1.3. SWOT-анализ как инструмент стратегического менеджмента 12

Глава 2. Направления SWOT-анализа организации, методика его проведения 19

2.1. Анализ внешней среды 19

2.2. Анализ внутренней среды 20

2.3. Количественный анализ 21

Глава 3. Роль SWOT-анализа в планировании деятельности предприятия 27

Заключение 32

Список используемой литературы 33

 

 

Введение

Рыночные формы хозяйствования в условиях жесткой конкуренции  приводят к несостоятельности отдельных  субъектов хозяйствования или их временной неплатежеспособности. Любую  ситуацию, в которой предприятие  не успевает подготовиться к изменениям, можно считать кризисной. Чтобы  этого не произошло, необходимо вовремя  понять причины, по которым экономика  предприятия оказалась в кризисе, и принять меры еще до внешнего проявления трудностей (финансовых сложностей).

Поиск путей выхода из экономического кризиса непосредственно связан с устранением причин, способствующих его возникновению. Проводится тщательный анализ внешней и внутренней среды  бизнеса, выделяются те компоненты, которые  действительно имеют значение для  организации, проводится сбор и отслеживание информации по каждому компоненту и  на основе оценки реального положения  предприятия выясняются причины  кризисного состояния. Точная, комплексная, своевременная диагностика состояния  предприятия — первый этап в разработке стратегии антикризисного управления деятельностью предприятия.

Изучая внешнюю среду, менеджеры  концентрируют свое внимание на выяснении, какие угрозы и какие возможности  таит в себе внешняя среда. Довольно популярным способом, также применяемым  для анализа внешней среды, является метод SWOT, подробно описанный в литературе по стратегическому управлению.

Самый удобный и опробированный способ оценки стратегического положения компании — SWOT-анализ. Сила — это то, в чем предприятие преуспело. Она может заключаться в навыках, опыте работы, ресурсах, достижениях (лучший товар, совершенная технология, лучшее обслуживание клиентов, узнаваемость товарной марки). 1Винокуров В.А. в своей работе сравнивает SWOT-анализ со стратегическим балансом, где сильные стороны — это активы предприятия в конкурентной борьбе, а слабые стороны — это пассивы.

Рассмотрим более подробно вопросы, связанные и понятием, историей возникновения  и технологией SWOT-анализа положения  фирмы.

 

Глава 1. Теоретические основы SWOT-анализа в стратегическом анализе деятельности предприятия

    1. История разработки технологии и возможности SWOT-анализа

В 1963 году в Гарварде на конференции  по проблемам бизнес политики профрофессор K. Андрюс (Andrews) впервые публично озвучил акроним SWOT2: Strengths (Cилы); Weaknesses (Слабости); Opportunities (Возможности); Threats (Угрозы).

С тех пор понятие SWOT-анализа  стало известно в академических  кругах и среди практиков.

С 60-х годов прошлого века и по сей день SWOT-анализ широко применяется  в процессе стратегического планирования. В каждом бизнес-плане, в каждом плане  маркетинга должен быть раздел «SWOT-анализ».

Первоначально SWOT-анализ был основан  на озвучивании и структурировании знаний о текущей ситуации и тенденциях. Позднее SWOT-анализ стал использоваться в более широком приложении —  для конструирования стратегий.

С появлением SWOT-модели аналитики  получили инструмент для своей интеллектуальной работы. Известные, но разрозненные и  бессистемные представления о фирме  и конкурентном окружении SWOT-анализ позволил сформулировать аналитикам в  виде логически согласованной схемы  взаимодействия сил, слабостей, возможностей и угроз.

В результате выполнения классического SWOT-анализа создается структурированная  информация в рамках единой SWOT-модели.

В 1965 году было предложена разработка технология использования SWOT-модели для  разработки стратегии поведения  фирмы. Была предложена схема LCAG (по начальным  буквам фамилий авторов), которая  основана на последовательности шагов  приводящих к выбору стратегии.

В ряде подходов структурированная  информация по каждому из направлений  — силы, слабости, возможности, угрозы — оценивается количественными  мерами, на основе которых с помощью  функций полезности вычисляется  потенциал изучаемого объекта по каждому направлению (подход, развиваемый  в рамках Conjoint-анализа).

3В 1982 году профессор Хайнц Вайхрих (Heinz Weihrich) опубликовал работу, в которой предложил новый вид SWOT-модели. Свою SWOT-модель он назвал как TOWS-матрицу и рассматривал ее как концептуальную основу систематического анализа, который облегчает сопоставление внешних угроз и возможностей с внутренними слабостями и силами организации. Ученый предложил строить стратегии поведения фирмы на основе систематического сопоставления заранее созданных списков внешних факторов с внутренними силами и слабостями. Он также указал на необходимость построения SWOT матриц с определенной периодичностью. Это должно было позволить отслеживать изменения конкурентной среды при построении стратегий.

В последующем, в работах других исследователей эта модель называется как расширенная SWOT-модель, или как  интегрированная SWOT-модель. Однако в  большинстве работ по стратегическому  планирования по-прежнему можно встретить  термин «SWOT-анализ», хотя они используют модель Вайхриха.

В этой модели процесс стратегического планирования с применением расширенной SWOT матрицы было предложено организовать как последовательность шагов:

  • анализ внешнего окружения;
  • анализ внутреннего окружения;
  • построение стратегий и тактических действий.

Цель построения расширенной SWOT матрицы  состоит в том, чтобы сфокусировать  внимание аналитика на построении четырех  групп, различных стратегий. Каждая группа стратегий использует определенную парную комбинацию внутренних и внешних обстоятельств. Совместному анализу подвергаются пары следующих показателей:

  • силы — возможности (S-O);
  • силы — угрозы (S-T);
  • слабости — возможности (W-O);
  • слабости — угрозы (W-T).

В результате анализа показателей  из каждой пары формируется набор  стратегий. Стратегии именуются  по названию анализируемых внутренних и внешних обстоятельств. Так, при  анализе пары факторов «Силы —  возможности» формируется группа стратегий, которая относится к типу «стратегии SO». Для другой пары факторов «Силы  — угрозы» создается группа «стратегии ST» и т.д.

1. Cтратегии WT слабости — угрозы (mini-mini). Цель любой из стратегий вида WT состоит в том, чтобы минимизировать слабости и угрозы.

2. Стратегии WO слабости — возможности  (mini-maxi). Стратегии данной группы пытаются минимизировать слабости и одновременно максимизировать возможности.

3. Стратегии ST cилы — угрозы (maxi-mini).Цель данных стратегий состоит в том, чтобы максимально развить силы, и минимизировать угрозы.

4. Стратегии SO cилы — возможности (maxi-maxi). Любая компания должна стремиться к тому, чтобы максимизировать одновременно как силы, так и возможности.

SWOT-анализ во всех своих модификациях  является наиболее удобным и  надежным инструментом стратегического  планирования. В курсах стратегического  маркетинга SWOT-анализу уделяется  самое пристальное внимание. Хотя  после создания SWOT-анализа появилось  много других подходов к изучению  стратегического поведения фирм  и их конкурентного окружения,  тем не менее SWOT-анализ продолжает активно и продуктивно использоваться и совершенствоваться.

Основные направления развития SWOT-анализа4:

  • отображение в модели динамических изменений фирмы и ее конкурентной среды.
  • учет результатов анализа фирмы и ее конкурентной среды с использованием классический моделей стратегического планирования.
  • разработка SWOT-моделей с учетом различных сценариев развития ситуаций на рынке.
    1. Сущность и содержание SWOT-анализа деятельности предприятия

Само  понятие SWOT является аббревиатурой  от четырех слов - силы, слабости, возможности  и угрозы (strengths, weaknesses, opportunities, threats). Впервые она была предложена в 1963 году гарвардским профессором Кеннетом Эндрюсом. Он же выступил одним из разработчиков и теоретиков методики SWOT-анализа, которая с 1965 года стала применяться для разработки стратегии поведения фирмы.

Благодаря тому, что SWOT-анализ в общем виде не содержит экономических категорий (его можно применять к любым  организациям, отдельным людям и  странам для построения стратегий  в самых различных областях деятельности) он нашел свое применение в различных областях. В том числе и в сфере инвестиционной оценки, что является одной из основных задач фундаментального анализа. Таким образом, SWOT-анализ стал применяться для инвестиционной оценки компаний, в первую очередь, эмитентов, то есть публичных компаний, чьи акции обращаются на фондовом рынке.

Схематически SWOT-анализ выглядит следующим образом:

Таблица 1. Стандартная матрица базового SWOT анализа

Бизнес изнутри

Сильные стороны

Слабые стороны

1.

2.

1.

2.

Бизнес со стороны

Возможности

Угрозы

1.

2.

1.

2.


 

Путем соотнесения  этих факторов (в тех или иных долях) можно оценить инвестиционный потенциал той или иной компании.

На основе анализа соотношения внутренних и внешних факторов можно определить примерную инвестиционную привлекательность  компании. То есть выявить существует ли потенциал роста или снижения. Для определения потенциала роста/снижения акций компании используются другие методики фундаментального анализа.

Для успешного  бизнес-плана, когда необходимо описать  кратко перспективы развития предприятия, можно воспользоваться методологией SWOT - анализа. Данный анализ четко и  конкретно, а главное кратко поможет  донести информацию до инвестора.

Strenghts – сильные стороны

Внутренние  силы предприятия – это факторы, которые составляют сильные стороны  вашего предприятия. Внутренние силы действующего и работающего или начинающего  деятельность предприятия составляют нанятые им работники или приобретенная  техника, либо наличие достаточных  финансов, используя которые, вы сможете  реализовать свой бизнес-план. Внутренними  силами являются, например:

- длительное  сохранение лидирующих позиций  на рынке (кто является лидером  по следующим показателям:

  • Объем торгов;
  • Ассортимент предлагаемых продуктов;
  • Время пребывания на рынке;
  • Клиенты компании и т.д.

- современная  технология и обученный персонал (кто является работниками компании? Насколько хорошо обученные? Сколько человек работает? и т.д.)

- очень  хорошее финансовое положение  (кто доминирует на рынке по  уровню рентабельности?

- присутствует  ли западный менеджмент?

- Присутствует  ли западный капитал в компании.

Weaknesses – слабые стороны

Внутренние  слабости фирмы – это факторы, которыми вы на своем предприятии  недовольны или которые могут  тормозить развитие. 5Внутренние слабости – это узкие места, наличие которых на предприятии вы осознаете, и которые, при необходимости, смогли бы сами устранить. Внутренними слабостями являются, например:

- неудовлетворительное  управление качеством

- большие  общие расходы

- низкая  квалификация рабочей силы

- отсутствие  навыков в сфере сбыта, производства, развития продукции

- продукт  морально устарел

- плохая  репутация продукции или товарного  знака среди покупателей

- низкая  кредитоспособность и т. д.

Opportunities – возможности

Внешние возможности – это внешние  факторы, которые могут способствовать быстрому развитию вашего предприятия. Внешние возможности – это  факторы, возникновению которых  вы сами способствовать не можете, но зато можете использовать с пользой для  своего бизнеса. Внешними возможностями  являются, например:

- исчезновение  двойного таможенного обложения  на внешнем рынке

- возникновение  новых и дешевых транспортных  возможностей (железнодорожный маршрут  или линия морских перевозок)

- поддержка  отрасли государством

- возникновение  новой группы покупателей

- уход  с рынка конкурентов

- возрастающий  спрос на внешних рынках в  связи с подъемом в мировой  экономике и т.д.

Threats – угрозы

Внешние угрозы – внешние факторы, которые  могут препятствовать развитию вашего предприятия. Внешние угрозы – это  такие факторы, для предупреждения которых вы сами непосредственно  ничего не можете сделать, но от которых  вы можете тем или иным способом застраховаться (страхование, рассеивание  экспортных рисков и т.д.). Внешними угрозами являются, например:

Информация о работе SWOT - анализ в планировании деятельности предприятия.