SWOT - анализ в планировании деятельности предприятия.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 09:56, реферат

Описание работы

Поиск путей выхода из экономического кризиса непосредственно связан с устранением причин, способствующих его возникновению. Проводится тщательный анализ внешней и внутренней среды бизнеса, выделяются те компоненты, которые действительно имеют значение для организации, проводится сбор и отслеживание информации по каждому компоненту и на основе оценки реального положения предприятия выясняются причины кризисного состояния. Точная, комплексная, своевременная диагностика состояния предприятия — первый этап в разработке стратегии антикризисного управления деятельностью предприятия.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы SWOT-анализа в стратегическом анализе деятельности предприятия 5
1.1. История разработки технологии и возможности SWOT-анализа 5
1.2. Сущность и содержание SWOT-анализа деятельности предприятия 8
1.3. SWOT-анализ как инструмент стратегического менеджмента 12
Глава 2. Направления SWOT-анализа организации, методика его проведения 19
2.1. Анализ внешней среды 19
2.2. Анализ внутренней среды 20
2.3. Количественный анализ 21
Глава 3. Роль SWOT-анализа в планировании деятельности предприятия 27
Заключение 32
Список используемой литературы 33

Файлы: 1 файл

SWOT.docx

— 72.29 Кб (Скачать файл)

Стратегическое  планирование является долгосрочным, в то время как операционное планирование - краткосрочным. Часто также выделяют и тактическое, ежедневное планирование. Тактика - это временное действие корректирующего характера в  ответ на конкретное событие во внешней  среде, направленное на достижение краткосрочных  целей (для инструмента или функции). В тактике детально расписано, каким  образом следует реализовать  стратегию в течение последующего года.

11Стратегическая бизнес-единица - единица организации, которая функционирует как более или менее независимая суб-организация. В целом, стратегические бизнес-единицы должны отвечать следующим требованиям:

  1. собственная миссия
  2. ориентация на среду товар-рынок (собственный товар, комбинация "товар/ рынок/ технология")
  3. четко определенная целевая группа
  4. управляемая опытным менеджером, ориентированным на рынок
  5. управление своими собственными ресурсами
  6. индивидуальная стратегия и стратегический план
  7. наличие непосредственных конкурентов
  8. отличительное преимущество

Топ-менеджмент имеет три функции:

1.Функция  координации. Составление долгосрочных  и среднесрочных стратегических  планов.

2. Функция  руководства. Организация процесса  выполнение стратегии

3. Функция  контроля. Ответственность за контроль  и оценку выполнения плана,  а также и за его результаты.

Планирование  может быть оборонительным или наступательным:

Оборонительное — ориентировано на существующие виды деятельности. "Управление бизнесом"

Наступательное - новые виды деятельности. "Создание своего будущего".

Методы  планирования

Планирование  сверху-вниз - руководство организации определяет задачи и цели, которые должны быть выполнены на более низких уровнях.

Планирование  снизу-вверх - более низкие звенья менеджмента определяют цели и задачи, и затем представляют их высшему руководству для комментариев, корректировки и одобрения.

Планирование "цели вниз - планы наверх" -руководство определяет цели, после чего на более низком уровне разрабатываются операционные планы для достижения данных целей.

Иерархия  целей

Организационная стратегия относится к организации в целом. Стратегия разрабатывается вокруг миссии и центральной проблемы (какую роль стремится и может выполнять организация, и на каких рынках). Во внимание принимаются интересы заинтересованных сторон, ключевая компетенция и способы реализации стратегии.

Организационные цели относятся к организации в целом. Цели могут быть количественными (прибыль, доля рынка, эффективность) или качественными (благополучие потребителей или общества, долгое существование организации).

Цели  стратегической бизнес-единицы основываются на организационных целях и имеют отношение исключительно к данной стратегической бизнес-единице.

Цели  товар/рынок относятся к специальным комбинациям товар/рынок (товар/рынок/технология или товар/рынок) и могут основываться как на целях организации, так и на целях стратегической бизнес-единицы.

Стратегическое  планирование

Стратегическое  планирование отражает сущность компании и ее вид деятельности: что мы собираемся делать (определение вида деятельности) и каким образом мы собираемся это делать (миссия/философия), каким образом мы это организуем.

SWOT в  процессе стратегического планирования.

Анализ  настоящего стратегического профиля  компании или стратегической бизнес-единицы:

Определение вида деятельности, миссии и цели

  1. SWOT-анализ: сильные и слабые стороны компании сопоставляются с возможностями и угрозами внешней среды: Например: конфронтационная матрица
  2. Определение стратегического разрыва между настоящими целями и SWOT- анализом
  3. Корректировка стратегического профиля
  4. Переформулировка стратегических областей деятельности, стратегической бизнес-единицы

Миссия

Самая важная, конечная цель многих компаний, зачастую выражена в следующих терминах:

Корпоративная философия - достаточно широкое определение целей компании, которое применимо в различных областях.

Формулировка  миссии отражает роль и амбиции организации в четко определенных областях деятельности. Миссия отражает организационную философию и культуру.

Определение бизнеса (рода деятельности) - определение области деятельности организации (или какой-либо ее части) в четырех ракурсах, а именно, функция товара (какая выгода может быть предложена потребителю), потребители, технология (каким образом выполняется функция товара) и уровень в торговой цепочке, в которой организация (или ее бизнес-единица) работает.

Для определения  настоящей и будущей области  деятельности используется модель Абелла.

Данная  модель Абелла состоит из трех измерений:

  1. Решение проблемы (потребности) – что?
  2. Что необходимо потребителю?
  3. Группы потребителей – кто?

Какие потребители  или целевые группы можно выделить?

Технологии  – как?

Какая технология поможет удовлетворить данные потребности?

Все возможные  потребности, группы потребителей и  технологии размещаются вдоль трех осей с целью определения области  деятельности. Данные области деятельности включают потребности, потребителей и  технологии, с которыми компания работает в настоящий момент. Вдоль осей размещают дополнительные элементы, представляющие собой возможности  для развития; такие как новые  потребности, которые можно удовлетворить, новые потенциальные потребители  и другие технологии, которые можно  использовать.

 

Заключение

В современных  условиях развития рынка компаниям, как занимающим нишу в ёмкости, так  и только выходящим на рынок, приходится всё сложнее.

Для наиболее успешного развития предприятий  необходимо чётко определять стратегию и тактику, а чтобы этого достичь требуется точно представлять окружающую среду и внутренний потенциал фирмы. Для этого важно время от времени проводить исследование внешней среды, т.е. конкурентов, поставщиков и потребителей; кроме того, необходим анализ существующей позиции и возможностей самого предприятия, его технических, технологических, финансовых, сырьевых и прочих ресурсов.

SWOT-анализ  — это наиболее простой и  доступный метод, позволяющий  проинтегрировать различные аспекты  внешней и внутренней среды  и способный действительно оказать  помощь в выборе оптимальной  маркетинговой стратегии.

Следует отметить, что SWOT-анализ – это лишь один из возможных подходов к формированию стратегии предприятия. Наиболее полной картина будет, если в сочетании  со SWOT-анализом будут применяться  иные методы стратегического планирования.

Процедура проведения SWOT-анализа в общем  виде сводится к заполнению матрицы, в которой отражаются и затем  сопоставляются сильные и слабые стороны предприятия, а также  возможности и угрозы рынка. Это  сопоставление позволяет чётко  определить, какие шаги могут быть предприняты для развития компании и, на какие проблемы необходимо обратить особое внимание.

Данная  матрица предоставляет руководителям  компании структурированное информационное поле, в котором они могут стратегически  ориентироваться и принимать  решения.

 

Список  используемой литературы

 

  1. Ансофф И. Стратегическое планирование. – М.: Экономика, 2009.
  2. Винокуров В.А. Организация стратегического планирования на предприятии. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2008.
  3. Виханский О.С. Стратегическое управление. – М.: МГУ, 2008.щено
  4. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика. – СПб: 2007.
  5. Гончаров В.В. В поисках совершенства управления: руководство для высшего управленческого персонала: Опыт лучших фирм США, Японии, и стран Зап. Европы. – М.: Международный науч.-иссл. ин-т проблем упр., 2007.
  6. Горохов Б. Стратегия и гибкость управления предприятием: трудный баланс // Проблемы теории и практики управления, 2010г., № 4.
  7. Деминг, У.Э., Новая экономика / У. Эдвард Деминг — М.: Эксмо, 2006.
  8. Разработчики технологии SWOT-анализа www.swot.ru/catalog2/doc/swot1/

1 Винокуров В.А. Организация стратегического планирования на предприятии. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2008.

2 Разработчики технологии SWOT-анализа // http://www.swot.ru/catalog2/doc/swot1/

3 Гончаров В.В. В поисках совершенства управления: руководство для высшего управленческого персонала: Опыт лучших фирм США, Японии, и стран Зап. Европы. – М.: Международный науч.-иссл. ин-т проблем упр., 2007.

4 Разработчики технологии SWOT-анализа // http://www.swot.ru/catalog2/doc/swot1/

5 Ансофф И. Стратегическое планирование. – М.: Экономика, 2009.

6 Гончаров В.В. В поисках совершенства управления: руководство для высшего управленческого персонала: Опыт лучших фирм США, Японии, и стран Зап. Европы. – М.: Международный науч.-иссл. ин-т проблем упр., 2007.

7 Горохов Б. Стратегия и гибкость управления предприятием: трудный баланс // Проблемы теории и практики управления, 2010г., № 4.

8 Деминг, У.Э., Новая экономика / У. Эдвард Деминг — М.: Эксмо, 2006.

9 Деминг, У.Э., Новая экономика / У. Эдвард Деминг — М.: Эксмо, 2006.

10 Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика. – СПб: 2007.

11 Виханский О.С. Стратегическое управление. – М.: МГУ, 2008.

 


Информация о работе SWOT - анализ в планировании деятельности предприятия.