Основные причины возникновения кризисных ситуаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 17:15, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучение связей с общественностью и кризисного управления компанией.
В соответствии с целью исследования поставлены следующие задачи:
1) изучить основные причины возникновения кризисных ситуаций;
2) проанализировать участие специалистов по связям с общественностью в прогнозировании и преодолении кризисных ситуаций;
3) рассмотреть кризисную ситуацию и ее преодоление на примере нефтяной компании « КомТЭК».

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..........3
Раздел 1. Основные причины возникновения кризисных ситуаций….….6
Раздел 2. Участие специалистов по связям с общественностью в прогнозировании и преодолении кризисных ситуаций…………………...15
Раздел 3. Рассмотрение кризисной ситуации и ее преодоление (на примере нефтяной компании « КомТЭК»)………………………………….20
Заключение……………………………………………………………………...32
Библиографический список…………………………………………………..34

Файлы: 1 файл

курсовая савинова.doc

— 162.50 Кб (Скачать файл)

- выбор и реализация антикризисных процедур. 

Во внешней и внутренней среде  любой компании всегда имеются определенные группы общественности (конкуренты, местные  органы власти, собственный персонал и т.п.),экономические и политические интересы которых не совпадают с интересами развития фирмы.8

Установление и поддержание  взаимосвязей с такими категориями  общественности должно предусматривать  обеспечение безопасных условий  функционирования компании. Для решения  этой задачи на предприятиях и в  организациях с долгосрочными целями развития целесообразно создать в рамках своей внутренней системы управления собственные службы безопасности, тесно взаимодействующие с внутрифирменными службами по связям с общественностью. Главными целями этих подразделений должны быть:

- определение важных направлений негативного изменения факторов внешней и внутренней среды функционирования;

- профилактика возникновения угроз безопасности фирмы;

- выявление реальных действий конкурентов, партнеров, собственного персонала и представителей других групп общественности, наносящих ущерб предприятию или организации;

- пресечение выявленных мер безопасности;

ликвидация негативных последствий  и восстановление либо повышение  первоначального уровня безопасности.

При построении системы безопасности предприятия должны соблюдаться принципы законности, комплексности, своевременности, активности, универсальности, непрерывности, надежности и эффективности. Работа службы безопасности предприятия и взаимосвязанного с ней подразделения по связям с общественностью должна учитывать необходимость обеспечения взаимной ответственности персонала и руководства, соблюдение баланса интересов личности и предприятия, организацию тесного взаимодействия с государственными структурами безопасности.9

Основные задачи по обеспечению безопасности предприятия или организации и профилактике возникновения кризисных ситуаций при установлении и поддержании связей с общественностью:

- оценка внешней и внутренней среды компании для 0конкурентов и собственных сотрудников;

- комплексное обеспечение безопасности функционирования предприятия при осуществлении им научно – исследовательской, проектно – конструкторской, производственной, торговой, рекламной, финансово – кредитной, посреднической, информационной и иной деятельности;

- обнаружение, анализ и ликвидация возможных каналов утечки конфиденциальной информации;

- всесторонняя защита коммерческой тайны предприятия с использованием экономических, правовых, организационных и технических методов защиты;

- охрана имущества предприятия в его различных видах (здания, сооружения, помещения, оборудование, сырье, материалы, транспортные средства, полуфабрикаты, комплектующие изделия, готовая продукция, денежные средства в рублях и валюте, объекты интеллектуальной собственности и др.)

- обеспечение личной безопасности руководства предприятия и его ведущих специалистов;

- разработка внутренней нормативно – методической документации по различным вопросам обеспечения безопасности предприятия;

- подбор и обучение персонала для работы непосредственно в подразделениях службы безопасности предприятия и службы по связям с общественностью;

- выработка рекомендаций по подбору, обучению и расстановке кадров для различных подразделений предприятия;

- постоянное совершенствование используемых методов и средств дневной работы соответствующих служб последних достижений науки и техники в этой области. Использование прогрессивного передового опыта защиты, организация непрерывного и целенаправленного обучения сотрудников безопасности предприятия и подразделения по связям с общественностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 2.  Участие  специалистов  по  связям  с  общественностью  в    прогнозировании  и преодолении кризисных ситуаций

Вероятность возникновения  кризисных ситуаций в деятельности той или иной компании существенным образом зависит от сферы ее деятельности, квалификации ведущих менеджеров, уровня конкуренции в отрасли и множества других обстоятельств. Вид кризиса. Характер и тяжесть его последствий также определяется большим количеством одновременно действующих факторов внутренней и внешней среды функционирования компании.10

Отдельные предприятия  и организации успешно и беспроблемно функционируют на рынке в течение  достаточно длительного времени. Другие, наоборот, довольно часто попадают в различные кризисные ситуации, наносящие значительный ущерб их конкурентоспособности и деловому имиджу, что нередко приводит к потере финансовой устойчивости и в конечном итоге к банкротству.11

Краткосрочные и перспективные  прогнозы серьезных аналитиков позволяют  предположить, что для российских предприятий и организаций угрозы возникновения различных кризисов (особенно техногенных) в ближайшее время не уменьшатся. Любая компания должна быть потенциально готова к наступлению кризисной ситуации и иметь на этот случай эффективный вариант взаимодействия с различными категориями своей общественности.

Подготовка к преодолению  кризиса должна начинаться задолго  до его наступления. Специалисты  компании (в том числе сотрудники внутрифирменной службы по связям с  общественностью) должны выявлять и анализировать наиболее уязвимые стороны предприятия или организации, а также исследовать возможные угрозы, исходящие из внешней и внутренней среды функционирования компании.12

Результатом подобной аналитической  работы могут быть специально подготавливаемые для руководства компании документы, содержащие оценку таких характеристик, как:

- вероятность наступления кризиса;

- тип кризиса;

- предполагаемое время наступления кризиса;

- характер и размер негативных последствий, их влияние на экономику компании и ее конкурентный статус;

- возможная реакция на кризисную ситуацию в компании со стороны различных категорий ее общественности (собственный персонал, акционеры, кредиторы, местная общественность, конкуренты и др.).

Для преодоления кризисных  ситуаций на предприятиях и в организациях целесообразно разрабатывать список возможных аварий, ранжированный по вероятности их возникновения и тяжести возможных последствий. С учетом перспектив развития взаимоотношений компании с различными категориями своей общественности такой же список целесообразно составлять и для других потенциально опасных кризисных ситуаций.

Специалисты внутрифирменных  служб по связям с общественностью  наравне со специалистами других структурных подразделений должны квалифицированно оценивать возможности компании по преодолению кризисных ситуаций – возможности как самостоятельного выхода из кризиса, так и использование компанией внешней помощи со стороны различных категорий ее общественности.

Необходимо разрабатывать  стратегии выхода из кризисных ситуаций различного характера с четким определением источников их финансового, материально – технического, информационного, кадрового и правового обеспечения. Указанные стратегии целесообразно объединять в комплексный план мероприятий по преодолению кризиса, оформленный в виде специального документа, утверждаемого руководством компании.13

Наряду с упомянутым планом на предприятиях и в организациях должна быть предусмотрена комплексная  система мер по выходу из кризиса, значительное место в которой  должно отводиться правильной организации информационных взаимосвязей компании с различными категориями ее общественности.

Работники внутрифирменной  службы по связям с общественностью  должны обеспечивать своевременную (а  в отдельных случаях – немедленную) реакцию компании на возникновение кризисной ситуации. При этом, подготовленное и опубликованное заявление по факту возникновения кризиса должно периодически дополняться предоставлением работникам СМИ новых данных в ходе развития кризисной ситуации в том или ином направлении.

В комплексной системе  мероприятий по преодолению той  или иной кризисной ситуации, возникающей  на предприятии или в организации, вопросам установления и поддержки  связей с общественностью всегда отводится важное место. Работа соответствующих  внутрифирменных служб накладывают существенный отпечаток как на проявления самого кризиса, так и на его восприятие различными категориями общественности данной компании.

Эффективное информационное взаимодействие с доброжелательно  настроенными категориями общественности (прежде всего, собственным персоналом и партнерами по бизнесу) может существенно ослабить негативные последствия кризиса, обеспечить быстрое его преодоление и восстановление доверия к предприятию и организации со стороны других категорий общественности (кредиторов, потребителей, местных органов власти и др.)

Замалчивание событий, происходящих в результате возникновения  кризисных ситуаций, предоставление неполной или достоверной информации, отказ комментировать происходящее или вступать в контакты с представителями печатных и электронных СМИ - могут нанести компании непоправимый ущерб, превосходящий по размерам в отдельных случаях ущерб от самого кризиса, надолго подорвать доверие к предприятию или организации со стороны партнеров по бизнесу и потребителей продукции, снизить их деловую репутацию, отрицательно повлиять на сформированный ранее имидж компании.14

Во избежание конфликтных  ситуаций, усугубляющих последствия  кризиса, руководители внутрифирменных  служб по связям с общественностью  должны обеспечивать передачу только проверенных сведений, точность и достоверность которых не может вызвать сомнений у представителей СМИ. В случае необходимости следует прдумать возможность передачи заинтересованным категориям общественности определенной технической информации по вопросам развития и преодоления кризисной ситуации.

При установлении и поддержании  информационных взаимосвязей с различными категориями своей общественности компания, переживающая кризисную ситуацию, должна стремиться не просто предоставлять по запросам СМИ те или иные сведения о ходе кризиса, но и упреждать спрос на информацию, доводить до сведения общественности и аргументированно отстаивать собственную версию кризиса.

В отдельных случаях  для менее болезненного выхода из кризисной ситуации компания может использовать информационную поддержку других предприятий и организаций, местной общественности, известных деятелей политики, культуры, бизнеса и т.п. При этом руководителям компании следует иметь в виду, что скорейшей ликвидации последствий кризиса с минимальными затратами весьма заинтересованы собственные сотрудники, чьи интересы тесно переплетены с интересами компании. Это обстоятельство должно учитываться при организации информационных взаимосвязей с трудовым коллективом предприятия или организации в условиях кризиса.15

Для успешного преодоления  кризисной ситуации очень важна  согласованная политика руководителей  пресс – службы, ее ведущих специалистов и руководства компании в целом  по установлению и поддержанию информационных взаимосвязей с различными категориями общественности.

Особое внимание при  установлении и поддержании связей с общественностью в условиях кризиса должно быть уделено пострадавшим, их родным и близким. Проявление искренности, доброжелательности и сочувствия со стороны работников внутрифирменной службы по связям с общественностью весьма положительно влияет на имидж компании в целом и ее оценку различными категориями общественности.

Таким образом, предприятия и организации, преодолевшие кризис и заботящиеся о дальнейшем восстановлении собственного имиджа и положительной репутации в деловых кругах, должны поддерживать разносторонние информационые контакты с различными категориями своей общественности, регулярно предоставлять им в различных видах информацию об успешной ликвидации последствий кризиса и обеспечении нормальных условий функционирования компании.

 

 

Раздел 3. Рассмотрение кризисной ситуации и ее преодоление (на примере нефтяной компании «  КомТЭК»)

Рассмотрим кризис как  угрозу репутации компании. По мнению экспертов, стоимость репутации доходит до 85% от рыночной стоимости компании. Вывод напрашивается сам собой: следствием кризиса, затронувшего репутацию, является, как правило, потеря денег. 
      Два миллиона долларов. Много это или мало? По всей видимости, для большинства фирм - это значительная сумма. И именно столько, например, компания Bunkers Trust лишилась в результате распространения ложной информации о своей деятельности.

Технологии антикризисного PR применяются с целью предотвращения слухов, ложной или негативной информации. Если в СМИ появились сведения, что фирма ускоренно сворачивает деятельность в регионе, без коррекции и управления информацией у фирмы могут появиться проблемы, например, при получении новых заказов и, возможно, в течение длительного времени. Или, допустим, в прессе появилась статья о том, что руководитель фирмы якобы причислен к мафиозным структурам. Предположим, что уже в следующем номере выйдет опровержение, но информация прошла, "инерция мышления" создала общее негативное мнение. Разрешением и предотвращением такого рода ситуаций занимаются специалисты антикризисного PR, т. е. управляющие кризисными ситуациями.16

До кризиса.

Это самый важный из этапов работы PR-отдела. По-другому его можно назвать "этап стратегического планирования".

Информация о работе Основные причины возникновения кризисных ситуаций