Кризис предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 16:25, контрольная работа

Описание работы

Понятие "кризис предприятия / кризис на предприятии" описывает в современной экономической литературе различные феномены в жизни предприятия, от просто помех в функционировании через различные конфликты вплоть до уничтожения предприятия. Так же, кризис предприятия можно понимать как незапланированный и не желаемый, ограниченный по времени процесс, который в состоянии существенно помешать или даже сделать не возможным функционирование предприятия. Типичным для кризисной ситуации является два варианта выхода из нее, или это ликвидация предприятия как экстремальная форма, или успешное преодоление кризиса.

Файлы: 1 файл

АКУ.doc

— 59.00 Кб (Скачать файл)
  1. Понятие и природа кризисов

Понятие "кризис предприятия / кризис на предприятии" описывает в современной экономической литературе различные феномены в жизни предприятия, от просто помех в функционировании через различные конфликты вплоть до уничтожения предприятия.  Так же, кризис предприятия можно понимать как незапланированный и не желаемый, ограниченный по времени процесс, который в состоянии существенно помешать или даже сделать не возможным функционирование предприятия. Типичным для кризисной ситуации является два варианта выхода из нее, или это ликвидация предприятия как экстремальная форма, или успешное преодоление кризиса.

В литературе по экономике  предприятия виды кризисов излагаются по-разному, различными способами и  учитывая различные критерии.

Фазы развития кризиса на предприятии:

Первая фаза – снижение рентабельности и объемов прибыли Следствием этого является ухудшение финансового положения предприятия, сокращение источников и резервов развития.

Вторая фаза – убыточность производства. Следствием служит уменьшение резервных фондов предприятия (если таковые имеются – в противном случае сразу наступает третья фаза).     Третья фаза – истощение или отсутствие резервных фондов. На погашение убытков предприятие направляет часть оборотных средств и тем самым переходит в режим сокращенного воспроизводства.

Четвертая фаза – неплатежеспособность. Предприятие достигло того критического порога, когда нет средств профинансировать даже сокращенное воспроизводство или платить по предыдущим обязательствам. Возникает угроза остановки производства и или банкротства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Сущность, задачи  и проблемы АКУ. Особенности  АКУ.

Антикризисное управление – это система управленческих мер по диагностике, предупреждению, нейтрализации и преодолению кризисных явлений и их причин на всех уровнях экономики ("четыре М"- микро-, мезо-, макро-, мировой уровни).

задачи:

1.Своевременное диагностирование предкризисного финансового состояния предприятия и принятие необходимых превентивных мер по предупреждению финансового кризиса.

2.Устранение неплатежеспособности предприятия.

3.Восстановление финансовой устойчивости предприятия.

4.Предотвращение банкротства и ликвидации предприятия.

5.Минимизация негативных последствий финансового кризиса предприятия.

Суть антикризисного управления выражается в следующих положениях: 
а) кризисы можно предвидеть, ожидать и вызывать; 
б) кризисы в определенной мере можно ускорять, предварять, отодвигать; 
в) к кризисам можно и необходимо готовиться; 
г) кризисы можно смягчать; 
д) управление в условиях кризиса требует особых подходов, специальных знаний, опыта и искусства; 
е) кризисные процессы могут быть до определенного предела управляемыми; 
ж) управление процессами выхода из кризиса способно ускорять эти процессы и минимизировать их последствия. 
Кризисы различны, и управление ими также может быть различным.  
свойства: 
• гибкость и адаптивность, которые чаще всего присущи матричным системам управления; 
• склонность к усилению неформального управления, мотивация энтузиазма, терпения, уверенности; 
•, поиск наиболее приемлемых типологических признаков эффективного управления в сложных ситуациях; 
• снижение централизма для обеспечения своевременного ситуационного реагирования на возникающие проблемы; 
• усиление интеграционных процессов, позволяющих концентрировать усилия и более эффективно использовать потенциал компетенции. 
Антикризисное управление имеет особенности и в части его технологий: 
• мобильность и динамичность в использовании ресурсов, проведении изменений и преобразований, реализации инновационных программ; 
• осуществление програмно-целевых подходов в технологиях разработки и реализации управленческих решений; 
• повышенная чувствительность к фактору времени в процессах управления, осуществлению своевременных действий по динамике ситуаций; 
• усиление внимания к предварительным и последующим оценкам управленческих решений и выбору альтернатив поведения и деятельности; 
• использование антикризисного критерия качества управленческих решений при их разработке и реализации. 

4. Понятие, принципы и методы АКУ.

Антикризисное управление – это система управленческих мер по диагностике, предупреждению, нейтрализации и преодолению  кризисных явлений и их причин на всех уровнях экономики ("четыре М"- микро-, мезо-, макро-, мировой уровни).

Система антикризисного финансового управления базируется на определенных принципах.

1. Принцип постоянной готовности  реагирования. Теория антикризисного  финансового управления утверждает, что достигаемое в результате  эффективного финансового менеджмента  финансовое равновесие предприятия очень изменчиво в динамике. Возможное его изменение на любом этапе экономического развития предприятия определяется естественным откликом на изменения внешних и внутренних условий его хозяйственной деятельности. Ряд этих изменений усиливает конкурентную позицию предприятия, повышают его финансовый потенциал и рыночную стоимость; другие — наоборот, вызывают кризисные явления в его финансовом развитии. Объективность проявления этих условий в динамике (т.е. объективная вероятность возникновения финансовых кризисов предприятия) определяют необходимость поддержания постоянной готовности финансовых менеджеров к возможному нарушению финансового равновесия предприятия на любом этапе его экономического развития.

2. Принцип превентивности действий. Этот принцип предполагает, что лучше предотвратить угрозу финансового кризиса, чем осуществлять его разрешение и обеспечивать нейтрализацию его негативных последствий. Реализация этого принципа обеспечивается ранней диагностикой предкризисного финансового состояния предприятия и своевременным использованием возможностей нейтрализации финансового кризиса. В этом случае антикризисное финансовое управление использует методологию «управления по слабым сигналам».

3. Принцип срочности реагирования. Каждое из негативных проявлений финансового кризиса не только имеет тенденцию к расширению с каждым новым хозяйственным циклом предприятия, но и порождает новые сопутствующие ему негативные финансовые последствия. Поэтому чем раньше будут включены антикризисные финансовые механизмы по каждому диагностированному кризисному симптому, тем большими возможностями по восстановлению нарушенного равновесия будет располагать предприятие.

4. Принцип адекватности реагирования. Используемая система финансовых  механизмов по нейтрализации или разрешению финансового кризиса в подавляющей своей части связана с затратами финансовых ресурсов или потерями, связанными с нереализованными возможностями (вызванными сокращением объемов операционной деятельности, приостановлением реализации инвестиционных проектов и т.п.). При этом уровень этих затрат и потерь находится в прямой зависимости от целенаправленности финансовых механизмов такой нейтрализации и масштабов их использования. Поэтому «включение» отдельных механизмов нейтрализации угрозы финансового кризиса и его разрешения должно исходить из реального уровня такой угрозы и быть адекватным этому уровню.

5. Принцип комплексности принимаемых  решений. Практически каждый финансовый  кризис предприятия по источникам  генерирующих его факторов, а соответственно и по формам проявления своих негативных последствий носит комплексный характер. Аналогичный комплексный характер должна носить и система разрабатываемых и реализуемых антикризисных мероприятий.

6. Принцип альтернативности действий. Этот принцип предполагает, что каждое из принимаемых антикризисных финансовых решений должно базироваться на рассмотрении максимально возможного числа их альтернативных проектов с определением уровня их результативности и оценкой затрат.

7. Принцип адаптивности управления. В процессе развития финансового кризиса генерирующие его факторы характеризуются обычно высокой динамикой. Это предопределяет необходимость высокого уровня гибкости антикризисного финансового управления, его быстрой адаптации к меняющимся условиям внешней и внутренней финансовой среды.

8. Принцип приоритетности  использования внутренних ресурсов. В процессе антикризисного управления, особенно на ранних стадиях  диагностики финансового кризиса,  предприятие должно рассчитывать преимущественно на внутренние финансовые возможности его нейтрализации. В этом случае предприятие может избежать потери управляемости и процедур внешнего контроля своей финансовой деятельности.

9. Принцип оптимальности  внешней санации. Принцип оптимальности внешней санации предполагает, что при выборе ее форм и состава внешних санаторов следует исходить из системы определенных критериев, разрабатываемых в процессе антикризисного финансового управления. Такими критериями могут быть сохранение управления предприятием его первоначальными учредителями, минимизация потери рыночной стоимости предприятия и другие.

10. Принцип эффективности.  Реализация этого принципа обеспечивается  сопоставлением эффекта антикризисного  финансового управления и связанных  с реализацией его мероприятий финансовых ресурсов.

Методы антикризисного управления.

Актуальной проблемой  является выбор методов и процедур антикризисного управления на основе: анализа финансово-экономического состояния и диагностики причин неплатежеспособности; планирования финансового оздоровления; регулирования и контроля антикризисных процедур

Процедуры, применяемые к предприятиям-должникам, можно разделить на две группы: реорганизационные и ликвидационные.

К реорганизационным  процедурам относятся: внешнее управление имуществом предприятия-должника;  досудебная санация;

Реорганизационные процедуры  применяются с целью сохранения предприятия-должника и обеспечения  его вывода из неплатежеспособного состояния.

К ликвидационным процедурам относятся: принудительная ликвидация предприятия-должника по решению арбитражного суда; добровольная ликвидация несостоятельного предприятия под контролем кредиторов.

Ликвидация несостоятельных  предприятий осуществляется в процессе конкурсного производства, при котором определяется конкурсная масса — стоимость ликвидируемого имущества должника, распределяемая между кредиторами в порядке очередности.

Ликвидационные процедуры  ведут к прекращению деятельности предприятия, поэтому они отражают содержание банкротства в узком  смысле.

Наблюдение. Наблюдение — процедура банкротства, применяемая к должнику с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом до момента, определяемого в соответствии с законом в целях обеспечения сохранности имущества должника и проведения анализа его финансового состояния. Введение наблюдения не является основанием для отстранения руководителя предприятия-должника и иных органов управления должника, которые продолжают осуществлять свои полномочия с ограничениями. Внешнее управление (судебная санация) — процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности с передачей полномочий по управлению предприятием внешнему управляющему.

Внешнее управление имуществом должника состоит в назначении арбитражным судом специального управляющего, если есть основания полагать, что причиной тяжелого финансового положения предприятия-должника является неудовлетворительное управление, и имеется реальная возможность восстановить платежеспособность должника с целью продолжения его деятельности путем осуществления соответствующих организационных и экономических мероприятий.  Если цель внешнего управления достигнута и платежеспособность восстановлена, то арбитражный суд на основании отчета внешнего управляющего может прекратить процедуру банкротства; в противном случае — либо продлить внешнее управление, либо начать конкурсное производство.

Конкурсное  производство — процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Конкурсное производство имеет целью: соразмерно удовлетворить требования кредиторов и объявить должника свободным от долгов; охранить стороны от неправомерных действий по отношению друг к другу.  Конкурсное производство осуществляет конкурсный управляющий. Он распоряжается имуществом банкрота, формирует конкурсную массу, взимает дебиторскую задолженность, оценивает финансовое состояние должника, управляет банкротом и пр., имеет право обжаловать в арбитражном суде сделки банкрота, заключенные в последние шесть месяцев, предшествовавших объявлению предприятия банкротом. В процессе конкурсного производства конкурсная масса продается на аукционной основе. Полученные средства используются в порядке очередности, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации.

Самостоятельная санация. Речь идет о таком контроле за уровнем эффективности менеджмента, который не позволяет переходить рубежные значения финансово-экономических показателей. Ухудшение рубежных показателей ведет к установлению уровня эффективности хозяйствования, который признан неудовлетворительным. Следствием такого развития внутриэкономических процессов становится разрушение субъекта хозяйствования. Важнейшей особенностью этого периода является то, что контроль за мерой эффективности хозяйствования лежит на менеджере (генеральном директоре) предприятия. Более того, вывести предприятие из ухудшившегося экономического состояния менеджер должен за счет как повышения эффективности управления организацией, так и за счет привлечения дополнительных финансовых ресурсов, отсрочки платежей, уменьшения дебиторской задолженности. По сути, это задачи любого руководителя, стремящегося не допустить кризисных режимов работы предприятия как низкоэффективных и порождающих новые организационные, экономические и социальные проблемы.

Информация о работе Кризис предприятия