Способы выведения предприятия из кризиса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 12:41, курсовая работа

Описание работы

Безусловно, планирование в опрошенных компаниях стало более оперативным, но никто не говорил, что оно им не нужно. Некоторые отвечавшие отмечали, что если бы они не старались выдержать плановые показатели, то результаты могли бы быть значительно хуже. Мнения разделились в вопросе о том, нужен ли компании антикризисный план.

Содержание работы

1.3 Технология антикризисного управления
1.4 Технология разработки антикризисной стратегии предприятия
Практическая часть
Глава 2. Стратегическое и оперативное управление на примере организаций
2.1 Анализ стратегических направлений по выходу из кризиса
2.2 Оперативные меры по выводу предприятий из кризиса
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Способы выведения предприятия из кризиса.docx

— 63.46 Кб (Скачать файл)

- тщательное и систематичное планирование 5 особенностей успешного антикризисного управления:

- Решительные и эффективные  действия

- Быстрота и гибкость, «организационная подтянутость»

- Информационная открытость  и контроль

- Планирование: оперативное  и сценарное

- Приоритет роста продаж.

Планирование: оперативное  и сценарное

Безусловно, планирование в опрошенных компаниях стало  более оперативным, но никто не говорил, что оно им не нужно. Некоторые  отвечавшие отмечали, что если бы они  не старались выдержать плановые показатели, то результаты могли бы быть значительно хуже.

Мнения разделились  в вопросе о том, нужен ли компании антикризисный план. Например, в  компании «САКС-Игрушки» формализованного антикризисного плана не готовили. Просто по наиболее чувствительным для  бизнеса рыночным индикаторам определили спектр возможных значений (экспертные оценки) и, соответственно, последствия  для бизнеса.

В целом необходимсть для компании антикризисного плана  находится в явной зависимости  от трудности положения, в котором  она оказалась. Не будем забывать, что в опросе приняли участие  компании в самом разном состоянии, от еще борющихся за выживание  до уже вернувшихся к реализации планов развития.

Оперативное планирование

Оперативное планирование считается в качестве наиболее эффективного инструмента антикризисного управления.

По мере улучшения  положения компании период оперативного планирования увеличивается, постепенно приближаясь к докризисному.

Сценарное планирование1

Мало кто напрямую назвал сценарное планирование в  качестве используемого управленческого  инструмента. Тем не менее, при анализе  ответов было выявлено его достаточно активное фактическое использование  компаниями.

Таким образом, основной целью антикризисных мер является адаптация деятельности компании к изменившейся среде. И это не только меры в виде сокращения затрат или отказа от запланированных инвестиций и т.п., но и поиск и включение в свой арсенал появившихся новых возможностей: новые рыночные ниши, проблемы у конкурентов, изменения на рынках сырья и труда, и т.д.

1.3Технология антикризисного управления

 

Концепция антикризисного управления включает разработку методологии, системы  и технологии управления кризисами. Методология антикризисного управления предполагает рассмотрение сущности кризисов как объекта управления, процесса формирования поведения организации, соответствующего цели выживания, методов  и принципов управления кризисами. Система антикризисного управления включает формирование целей, функций, организационной структуры управления.

Механизм управления предполагает организацию диагностики экономического состояния, оценку бизнеса, маркетинг, производственный менеджмент, управление персоналом и его мотивацию, финансовый менеджмент, антикризисные бизнес-планирование и инвестирование, конкурсное производство, вопросы взаимодействия между субъектами хозяйствования и государственными и общественными органами по делам  о несостоятельности.

Антикризисное управление требует своей специфики в управлении предприятием. Применяется иная последовательность действий. И я никогда не начинаю сокращать и экономить. В этот период требуются другие шаги, не стандартные и с первого взгляда абсурдные. Экономия – это правильное действие, когда у вас много денег.  

Каждая компания во время  кризиса задается рядом вопросов, неправильный ответ на которые может  быть критичен:

1. Каков масштаб бедствия, которые несет кризис компании?

Нужны ли экстренные меры? Ситуация в компании хуже или лучше чем  у других? Устойчиво ли  финансовое положение компании? Нужно ли компании перепозиционирование, оптимизация или изменение бизнес-модели?

2. Как компании подготовиться  к любому будущему?

Сколько нужно ждать, чтобы  прояснилась ситуация? Как сократить  время на анализ ситуации? Как ускорить принятие антикризисных решений  в компании?

3. Как улучшить прибыль  и денежные потоки?

Как сократить затраты  наиболее эффективно и с наименьшими  негативными последствиями? С чего начать? Какие меры работают быстрее  и с наименьшими рисками? Как  сокращать затраты на персонал – чему отдать приоритет: сокращению сотрудников или зарплаты?

4. Как реагировать на  стратегические изменения?

Как заметить открывающиеся  возможности? Как использовать возможности  с наименьшим риском? Как проводить  слияния и поглощения?

Антикризисное управление делится  на 4 стадии2:

1. Распознавание предкризисных  ситуаций.

2. Методологическое определение  проблем жизнедеятельности организации  (комплекс проблем финансово-экономического характера).

3. Дифференциация технологий  управления (мониторинг кризисов  и разработка прогнозов развития  социально-экономических систем, поиск  проблем и разработка управленческих  решений).

4. Урегулирование проблем  с конфликтологией и селекцией  персонала (всегда сопровождают  кризисные ситуации).

Антикризисное управление отличается от обычного в первую очередь своей стратегической направленностью, а также программой, которая, собственно, и делает это управление антикризисным. 

Антикризисное управление предполагает проведение комплекса мероприятий от предварительной диагностики кризиса до методов по его устранению и преодолению.

Кризисное состояние нужно  оценивать комплексно, взяв за основу такие документы, как Бухгалтерский  баланс, Отчет о прибылях и убытках, Отчет о доходах и расходах. В этом случае в нашем распоряжении находятся все необходимые показатели: сумма выручки, сумма и перечень затрат и финансовые результаты за конкретные периоды работы. Основываясь на этих данных, нужно разобраться, какие факторы влияют на объем выручки, как она связана с другими сферами деятельности предприятия (с маркетингом, продажами и т.д.). Необходимо определить, что происходит с продукцией и ее качеством. Вполне вероятно, что на отрицательный финансовый результат могут повлиять и другие неучтенные факторы. В этом случае их нужно определить.

Технологическая схема антикризисного управления состоит из восьми блоков (рисунок 1.2), которые характеризуют возвратно-поступательную последовательность различных операций и их групп при разработке и осуществлении управленческого решения и, таким образом, оптимальный вариант выхода  предприятия из  кризисной ситуации (предполагаемой или уже развивающейся)3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                      



                                                                                                           


                     



                                                                                                             нецелесообразно


                                                                                                             








 









Рисунок 1.2 Технологическая схема выхода организации из кризиса4

Таким образом, можно сделать вывод  о том, что Причинами кризиса могут стать и общий спад рынка, и неправильно выбранная стратегия развития предприятия, но наиболее важной и часто встречающейся на практике причиной является общий кризис менеджмента предприятия, в том числе:

- столкновение интересов менеджмента и собственников предприятия;

- недостаточная квалификация менеджмента.

Кроме того, для российских предприятий  еще одна характерная причина  кризиса — несоответствие имеющихся  средств производства (производственные фонды, технологии, персонал) задачам, которые ставит предприятие. Эта  проблема, которая возникла после  серьезных структурных изменений  в экономике в 90-х годах, не разрешена  до сих пор.

1.4 Технология разработки  антикризисной стратегии предприятия

 

Если небольшие "оперативные" кризисы для организации легко  решаемы, то затянувшиеся тяжелые кризисы  способны легко довести компанию до банкротства и ликвидации. Естественно, прогнозирование кризисов в какой-то мере способствует более легкому  прохождению предприятия через  кризисные и застойные явления, не теряя своей целостности и  экономической результативности, но это меры превентивные, основанные, зачастую, на не совсем точных данных. Поэтому решающую роль в антикризисном  управлении играет стратегия.

Стратегия - генеральный план действий, определяющий приоритеты стратегических задач, ресурсы и последовательность шагов по достижению стратегических целей.

Неразрывно с понятием "стратегии" следует и понятие "тактика управления". Тактика управления - это конкретные методы и приемы, применяемые для достижения конкретных стратегических целей5.

Именно антикризисная  стратегия является инструментом, с  помощью которого организация способна выйти из кризиса с оптимальными показателями. В отличие от антикризисного прогнозирования, антикризисная стратегия  основывается на данных, существующих в пределах организации в реальном времени. При первых признаках кризиса  разрабатывается антикризисная  стратегия, направленная на поиск путей  выхода из сложившейся ситуации с  наименьшими потерями и затратами.

Процесс разработки антикризисной  стратегии принято разделять  на следующие этапы6:

1. Анализ внешних факторов  с целью выявления причин наступающего  кризиса

Зачастую, обилие информации о всех внешних факторах, мешает провести точный и безошибочный анализ, из-за чего возникает погрешность  в результатах, способствующая принятию неверного управленческого решения. Для избежания возможной путаницы данный анализ принято разделять  на несколько отдельных составляющих:

изучение макросреды (политические факторы, экономические факторы, социальное окружение, технологическое окружение)

изучение конкурентной среды (поставщики, конкуренты, товары-субституты, покупатели, возможность появления  новых конкурентов)

На основе полученной и  систематизированной (желательно методом  сценариев) информации строятся максимально  эффективные возможные антикризисные  стратегии. Если в основе кризисных  явлений преобладают факторы, на которые организация не в состоянии  повлиять (экономическая обстановка в регионе), то основным направлением стратегии может стать скорейшая  адаптация под меняющиеся условия  и возможная переориентация в  деятельности.

Кроме метода сценариев чрезвычайно  широкое распространение получил SWOT-анализ. Данный вид анализа используется повсеместно и описан в любой  экономической литературе.

2. Анализ внутреннего  состояния организации

Причины кризиса в организации  могут исходить из внутренних предпосылок, чтобы увидеть все возможные  опасности, существующие в пределах компании, необходимо провести полный и тщательный анализ внутренних факторов. Если во внешнем окружении не было найдено причин, приведших к кризису, то уже можно сделать вывод, что  существующая в компании стратегия  слаба, либо реализуется очень плохо.

Для анализа существующего  состояния организации принято  выделять пять основных направлений7:

1) Эффективность текущей  стратегии (оценка осуществляется  на основе данных о конкурентоспособности,  доле рынка, размере этого рынка,  финансовой устойчивости, платежеспособности, объеме продаж и прочем). Оценку  эффективнее всего проводить  в количественных показателях.

2) Силы и слабости, возможности  и угрозы организации. На данном  этапе нам очень пригодятся  сведения, собранные при анализе  внешних факторов, то есть сведения SWOT-анализа. Стоит обратить внимание, что наиболее гармоничная антикризисная  стратегия должна опираться на  возможности компании и свести  к минимуму существующие угрозы. Также очень важно перевести  слабые стороны организации в  сильные или хотя бы усилить  их.

3) Конкурентоспособность  в области цен и издержек  организации. Этот этап один  из самых сложных, так как  предполагает наличие у менеджеров  данных для последующего сравнения  политики цен и издержек предприятия  с аналогами конкурентов. Способов, которыми может быть получена  такая информация много, не  все из них честные, но точные  данные и грамотные действия  позволят Вашей компании получить  преимущества перед конкурентами, снизить свои издержки максимально  эффективным способом и выйти  на новый уровень работы на  рынке. Кроме сведений о ценах  и издержках конкурентов необходимо  иметь точное представление о  том, как происходит процесс  формирования стоимости продукта, а также принимать во внимание  возможные ценности поставщиков  и потребителей. Несомненно, работа  очень трудная, кропотливая и  требует определенных навыков,  но результаты такой работы  дадут точную и полную информацию  не только относительно структуры  затрат по каждому виду деятельности, а также позволят гибко изменять  данную структуру всеми возможными  способами, ориентируясь на рынок  и конкурентов.

Информация о работе Способы выведения предприятия из кризиса