Кризис государственного управления, на примере России 90-х годов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 22:18, контрольная работа

Описание работы

Существуют различные точки зрения на определение сущности и содержания социально-политического кризиса. Одни авторы отождествляют социально-политический кризис с кризисом государственного управления, другие различают эти два понятия, подчеркивая при этом, что социально-политический кризис отражает процессы, охватывающие не только органы государственного управления, но и деятельность ведущих политических партий и общественных организаций, входящих в политическую систему общества.

Содержание работы

1.Кризис государственного управления, на примере
России 90-х годов.-----------------------------------------------------------------3
2.Риски антикризисного управления.-----------------------------------------7
3.Список использованной литературы.--------------------------------------14

Файлы: 1 файл

анти.docx

— 30.36 Кб (Скачать файл)

Содержание.

 

1.Кризис  государственного управления, на  примере 

России 90-х годов.-----------------------------------------------------------------3

2.Риски  антикризисного управления.-----------------------------------------7

3.Список  использованной литературы.--------------------------------------14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Кризис государственного управления, на примере России 90-х годов.

Существуют  различные точки зрения на определение  сущности и содержания социально-политического  кризиса. Одни авторы отождествляют  социально-политический кризис с кризисом государственного управления, другие различают эти два понятия, подчеркивая  при этом, что социально-политический кризис отражает процессы, охватывающие не только органы государственного управления, но и деятельность ведущих политических партий и общественных организаций, входящих в политическую систему  общества.

По моему  мнению, сущность социально-политического  кризиса – глубокое расстройство всей политической системы общества, его государственных властных структур, резкое снижение эффективности управления социально-политическими процессами, обострение недовольства властью со стороны ведущих политических сил  страны.

Содержание  социально-политического кризиса  характеризуется следующим:

  • во-первых, возникновением острых политических конфликтов между различными ветвями власти – исполнительной, законодательной и судебной; наличием взаимных обвинений, требованиями изменения политического курса, как во внутренней, так и во внешней политике;
  • во-вторых, ухудшением отношений между федеральной центральной властью и некоторыми органами власти субъектов Федерации, нарастанием сепаратистских и националистических движений и конфликтов;
  • в-третьих, ростом числа банкротств предприятий во всех отраслях национальной экономики, резким сокращением инвестиций в обрабатывающий сектор экономики, снижением роста ВВП, производительности труда, реальных доходов населения, увеличением безработицы, ухудшением качества жизни ведущих групп населения,  явной не способностью политического класса справится с нарастающими экономическими и  социальными катаклизмами.

Необходимо  различать траектории развертывания  социально-политического кризиса  по вертикали и горизонтали. Вертикальное развертывание кризиса проявляется  в правительственном кризисе (отставка всего состава правительства  и его ведущих персон), падение  авторитета и легитимности государственно-административной власти. Наблюдается разбалансированность, раскол в политических партиях и  движениях, рушатся политические союзы  и коалиции. Горизонтальная составляющая социально-политического кризиса  находит проявление в кризисе  федерализма, в резком ослаблении управленческого  воздействия центральных органов  власти на региональные и муниципальные  образования, их не послушании, отказе выполнять директивные указания и распоряжения центра. Рушатся хозяйственные  и экономические связи, технологические  и транспортные взаимодействия. Острота  и опасность социально-политического  кризиса осложняется внешнеполитическим кризисом, появлением угрозы разного  рода вооруженных конфликтов и войн.

Социально-политический кризис не возникает «вдруг», внезапно. Ему присущи следующие стадии (Рис. 1).

Рис. 1. Процесс  развития социально-политического  кризиса

 

   Первая            Вторая    Третья  Четвертая

   стадия               стадия     стадия     стадия

Латентная   Открытый   Обострение Завершение

(скрытая)    инцидент      кризиса         или

ослабление

   кризиса

 

 

Разрешение Ослабление

  кризиса      кризиса.

   Вызревание

нового  кризиса 

 

  1. Латентная (скрытая) стадия. Она начинается с выяснения наличия у различных политических групп противоречивых интересов и потребностей. До открытого столкновения дело еще не доходит, но при тщательном наблюдении и анализе поведение конфликтующих группировок можно заметить усиления напряженности в отношениях между ними, появление негативных высказываний и оценок. При определенных условиях эта стадия может исчезнуть или трансформироваться в другую.
  2. Стадия возникновения открытого инцидента (повода). Открытое столкновение противоборствующих сил может возникнуть как в результате целенаправленной сознательной деятельности одной из сторон (или действиями обеих), а также стихийно. Это можно проиллюстрировать на примере зарождения и углубления политического кризиса в СССР (июнь-июль 1988 – май-июнь 1989 гг.), завершившегося прекращением существования СССР, деятельности КПСС, выработкой курса на вхождение в рыночную экономику.
  3. Стадия обострения кризиса в социально-политических отношениях. Оно проявляется в открытой и скрытой формах и в различных событиях. Например, обострение кризиса в социально-политических отношения были: XIX Всесоюзная партийная конференция,  Первый съезд народных депутатов РФ, референдум о сохранении СССР, августовские события 1991г., декабрьские дни этого же года, знаменовавшие конец существования СССР, либерализация цен (январь 1992г., сентябрь-октябрь 1993г.) и т.п.

Каждое  из этих событий не было запрограммировано  и предопределенно заранее. Для  понимания происходящего важно  иметь в виду и то, что каждое событие было не только результатом  игры на соответствующих полях политического  пространства, но и само становилось  причиной того, что следующие события  развивались так, а не иначе.

Практика  показывает, что политическими процессами не управляют некоторые вечные законы политической борьбы. В их реальном развертывании имеется большой  запас неопределенности. Причиной этой неопределенности – многогранность разрешаемого в том или ином событии противоречия или группы противоречий.

  1. Стадия завершения или ослабления кризиса. На завершающей стадии социально-политический кризис может быть исчерпан в случае выхода из борьбы ведущих участников политического конфликта или при значительном снижении накала противостояния. Это можно подтвердить характером складывающейся политической ситуацией в России.

С тех  пор как в октябре 1993 г. Возникло острое, доведенное до вооруженного столкновения, противоборство между силами, поддерживающими  первого президента Б.Н. Ельцина, с  одной стороны, и силами, поддерживающими  Верховный Совет, с другой, произошли  крупные позитивные перемены.

Во-первых, достигнуто согласие всех политических сил страны действовать в рамках Конституции.

Во-вторых, стабилизировались взаимоотношения  между федеральным центром и  большинством регионов.

В-третьих, в законодательных рамках решаются отношения собственности. Можно  говорить об утверждении в России смешанной собственности – частной, государственной, муниципальной и  кооперативной – при ее конституционной  защите и равноправии.

В-четвертых, утвердились относительно спокойные  деловые отношения между всеми  ветвями в России: законодательной (Федеральное Собрание), исполнительной (Правительство и органы государственного управления), судебной, Президентом  РФ и его администрацией. В стенах законодательных органов все  реже звучат экстремистские заявления, лидеры политических партий и руководители думских фракций начинают все  в большей степени осознавать, что экстремизм ни слева, ни справа не приносит политических дивидендов.

 Однако  совокупность наметившихся позитивных  сдвигов еще не дает оснований  утверждать, что новое обострение  социально-политического кризиса невозможно. В России пока не сложилась система полнокровных, сравнительно массовых политических партий, имеющих прочную социальную опору в обществе. В экономической и социальной сферах не преодолены кризисные явления: инфляционные процессы не остановлены, жизненный уровень значительного числа населения продолжает оставаться низким, миллионы людей продолжают получать доходы ниже прожиточного минимума; разрыв в уровне жизни 10 % богатых и 10% бедных продолжает увеличиваться и достигает в настоящее время 1:15; все еще велика доля нищих и обездоленных; не преодолены в полной мере явления сепаратизма и национализма. Такова реальность российской действительности. Она не так уж благостна, чтобы почивать на лаврах. Нельзя забывать о точках социальной и политической напряженности, которые могут перерастать в социально-политические кризисы.

 

    1. Риски антикризисного управления.

Любой вид  управления организацией так или иначе сопряжен с воздействиями изменяющейся внешней и внутренней среды. Различными также являются сила и характер ее воздействия на элементы социально-экономической системы. Причем далеко не всегда можно точно определить периодичность воздействия и оценить возможные последствия для ведения бизнеса.

Антикризисное управление в этом отношении еще  более усложняет ситуацию. Известно, что объектами антикризисного менеджмента  являются предкризисные, банкнотные предприятия  и корпорации, финансово-экономическое  состояние которых труднопредсказуемо, в значительной степени неопределенно и сопровождается острыми противоречиями и деструктивными конфликтами. В этих условиях для менеджера разработка и принятие управленческого решения, как правило, связано с определением и оценкой альтернатив при отсутствии достоверных прогнозов. Вот почему весьма актуальной в теоретическом и практическом плане является разработка методологии и методики оценки экономических и управленческих рисков и возможности их учета в антикризисном управлении.

С развитием  рыночных отношений в нашей стране, когда руководители предприятий  столкнулись с необходимостью самостоятельного принятия социально-экономических  управленческих решений, обострилась  проблема учета влияния различных  природных, экономических, политических, социальных, демографических и военно-политических факторов на результаты деятельности хозяйствующих субъектов и принимаемые  ими решения.

Количественно возможность наступления рисковой ситуации оценивается с помощью  методов математической статистики и теорией вероятностей. Сравнение  степени неблагоприятности ситуации или неудачи результата деятельности осуществляется с помощью экономической теории полезности. При этом риск имеет определенный элемент субъективности, поскольку оценка полезности зависит от субъекта, принимающего решение. Например, замена натуральных льгот и дополнительных пособий ветеранам и участникам войны денежными доплатами к пенсии неоднозначно оценивается как самими ветеранами, так и представителями правящей элиты. В обществе возникла острая дискуссия. Предлагались различные варианты. Можно утверждать, что в следствии реализации такой меры ведущие фракции в Государственной думе и Правительство РФ в известном смысле рисковали потерять поддержку значительной части своих избирателей.

Итак, риск возникает тогда, когда есть различные  варианты решения той или иной проблемы, степень полезности различными субъектами оценивается по-разному, а достоверной информации о последствиях принятого решения получить нельзя.

В менеджменте  понятие «риск» целесообразно увязывать  со сложностью решаемых проблем, с принятием  менеджером на себя ответственности за реализацию решения в условиях дефицита информации и недостаточной уверенности  в достижение положительного результата.

Риск  в менеджменте имеет объективный  и субъективный аспекты. Первый обусловлен изменяющимися условиями коммерческой деятельности, второй отражает зависимость  содержания и качества принимаемых  решений от компетентности, таланта  и воли руководителя.

При характеристике рисков в управлении обычно пользуются такими терминами как:

  • вероятность риска – степень воздействия источника риска (события), изменяемая в пределах значений от 0 до 1, т.е. каждый вид риска имеет нижнее и верхние (от 0 до 1) границы вероятности;
  • уровень риска – отношение величины ущерба (потерь) к затратам на подготовку и реализацию риск-решения. Изменяется по величине от нулевого значения до 1, выше которого риск не оправдан;
  • степень риска – качественная характеристика величины риска и его вероятности. Различают степени высокую, среднюю, низкую и нулевую;
  • приемлемость риска – вероятность потерь и вероятность того, что эти потери не превысят определенный рубеж (уровень);
  • правомерность риска – вероятность риска находится в пределах нормативного уровня (стандарта) для данного вида деятельности, который нельзя превысить без правовых нарушений;
  • размер вероятного ущерба (потерь) или величина ожидаемого дополнительного дохода (прибыли) как результат длительности нахождения в риск-ситуации;
  • цена риска – размер потерь организации как результата деятельности в условиях неопределенности;
  • плата за риск – величина успеха (дополнительная прибыль).

Антикризисный менеджер часто действует в сверхсложной ситуации. С одной стороны, в условиях надвигающегося кризиса экономическая  организация рискует оказаться  в положении банкрота, поэтому  должна принимать осмотрительные, эволюционные решения. С другой стороны, руководитель предприятия в этой ситуации должен уметь действовать смело, масштабно, не преувеличивать опасности, просчитывать и прогнозировать последствия вариантов  своих решений.

При определении  влияния рисковых ситуаций на содержание антикризисного управления важно установить, с какими видами рисков может встретится антикризисный менеджер. Решению этой проблемы в определенной степени могут помочь систематизация и классификация рисков.

Информация о работе Кризис государственного управления, на примере России 90-х годов