Антикризисное законодательство Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 15:50, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы состоит в анализе российского антикризисного законодательства.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть основные антикризисные меры законодательного характера;
провести обзор антикризисного законодательства Российской Федерации в банковском секторе;
изучить антикризисные изменения налогового законодательства;
рассмотреть антикризисные изменения законодательства о банкротстве.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………..
Глава 1. Антикризисное законодательство Российской Федерации…..….
1.1 Антикризисные меры законодательного характера…………..……
1.2 Обзор антикризисного законодательства Российской Федерации в банковском секторе…………………………………………..…………….
1.3 Антикризисные изменения налогового законодательства………..
Глава 2. Антикризисные изменения законодательства о банкротстве..…..
Заключение………………………………………………….…….…………..
Список литературы……………………………………………….………….

Файлы: 1 файл

курсовая печать.doc

— 329.50 Кб (Скачать файл)

Ранее действовавший  Закон о банкротстве предусматривал существование регулирующего органа, полномочия которого были косвенно связаны с банкротством: он осуществлял контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Согласно новой редакции, эти функции теперь будут осуществляться органом по контролю (надзору), который остается таким же, - это Федеральная регистрационная служба.

В то же время  сохранилось и понятие регулирующего  органа, однако теперь этот орган уполномочен  осуществлять функции по выработке  государственной политики и нормативно-правовому  регулированию в сфере несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления. Им стало Министерство экономического развития РФ. В законе указывается на полномочие данного органа предусматривать в отношении отдельных категорий должников иной порядок оплаты услуг лиц, привлеченных арбитражным управляющим, чем тот, что установлен законом. Кроме того, регулирующий орган наделен полномочиями по нормативно-правовому регулированию контроля за арбитражными управляющими и их объединениями, разработки федеральных стандартов в сфере банкротства, утверждения официального издания для опубликования сведений о банкротстве и т.п.

4. Изменен  порядок опубликования сведений  о банкротстве

Согласно поправкам, помимо публикации в официальном  издании, сведения о банкротстве  должны включаться в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве. Данный реестр должен быть создан через 90 дней после утверждения регулирующим органом порядка его формирования и ведения. Новая редакция Закона о банкротстве также предусматривает обязательную публикацию сведений из реестра в сети Интернет.

5. Исключена  обязанность арбитражного управляющего  уведомлять 
кредиторов о начавшейся процедуре банкротства

На стадии наблюдения отменена обязанность временного управляющего уведомлять всех выявленных им кредиторов должника о введении наблюдения. Более того, временный управляющий больше не должен самостоятельно выявлять кредиторов. Предполагается, что последние имеют достаточную возможность узнать о введении наблюдения по публикации в официальном издании и в специально предусмотренном для этих целей Едином федеральном реестре сведений о банкротстве.

6. Изменен  порядок инициирования процедуры  банкротства кредитором

Одной из существенных новелл Закона о банкротстве является изменение порядка обращения в суд конкурсного кредитора с заявлением о признании должника банкротом. Принятые поправки отменяют необходимость соблюдать тридцатидневный срок с даты направления исполнительного документа в службу судебных приставов. По действующей редакции, право кредитора инициировать дело о банкротстве должника возникает сразу после вступления в законную силу решения суда, арбитражного суда или третейского суда о взыскании с должника денежных средств. Следует иметь в виду, что, согласно существующей практике, решения третейского суда и международного коммерческого арбитража не обладают законной силой, поэтому кредиторам по таким решениям придется идти в суд для получения его определения (постановления) о приведении в исполнение решения третейского суда (международного коммерческого арбитража).

С одной стороны, данная норма, принятая в условиях финансового  кризиса, поможет кредиторам ускорить возбуждение дела о банкротстве  должника, в особенности когда  является очевидным, что взыскание задолженности в общем порядке маловероятно. С другой стороны, не исключено, что такая возможность в ряде случаев может привести к злоупотреблениям со стороны кредиторов. Получив судебное решение, кредитор может не пытаться взыскать задолженность через возбуждение исполнительного производства, а сразу обращаться в суд с заявлением о признании должника банкротом (даже в том случае, если сумма долга невелика и должник является вполне платежеспособным) с целью оказать на него давление, сковав его деятельность введением процедуры наблюдения.

7. Изменена  процедура выбора кандидатуры арбитражного управляющего при подаче заявления о введении наблюдения

Закон о банкротстве в новой редакции предусматривает, что при подаче заявления о собственном банкротстве должник указывает либо кандидатуру временного управляющего, которая будет утверждена судом при условии ее соответствия заявленным требованиям, либо саморегулируемую организацию (далее - СРО), из которой должен быть выбран управляющий. В последнем случае управляющий будет выбран самой СРО и утвержден судом. Тот же порядок действует и для случаев, когда заявление о банкротстве подается кредитором или уполномоченным органом. Отметим, что ранее процедура предусматривала выбор управляющего судом из трех кандидатур, что ограничивало возможность манипулирования кандидатурой управляющего.

8. Введена  новая процедура - погашение задолженности  по обязательным платежам третьими  лицами

Погашение учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника унитарного предприятия и (или) третьим лицом задолженности по обязательным платежам в ходе процедур банкротства является новой возможностью, которая позволяет изменить распределение интересов в деле о банкротстве. Дело в том, что у уполномоченного органа, занимающего место кредитора по обязательным платежам, задача всегда одна - взыскание в бюджет обязательных платежей в максимальном размере. Также существует ведомственный интерес - быстрее разобраться с несостоятельным налогоплательщиком. Соответственно, действия уполномоченного органа будут направлены на скорейшую продажу имеющегося у должника имущества. И в этом уполномоченный орган может преуспеть, если размер его требований превышает размер задолженности кредиторов. Однако такой вариант развития событий далеко не всегда является оптимальным. Могут существовать другие лица, которых интересует предприятие в целом как функционирующий комплекс. Очевидно, что экономический эффект от его сохранения будет гораздо выше, чем в случае его продажи по частям. Поэтому иные лица могут быть заинтересованы в том, чтобы погасить задолженность по обязательным платежам, занять место уполномоченного органа в реестре кредиторов и далее, уже обладая правами кредитора в реестре, решить судьбу предприятия более конструктивно. Для такого случая, как представляется, и была введена данная процедура.

9. В  ходе внешнего управления разрешено применение обеспечительных мер вне процедуры банкротства

Как и ранее, по новому закону, с введением внешнего управления прекращаются все обеспечительные меры. После этого они могут накладываться, но - по общему правилу - только в рамках процесса о банкротстве. Однако поправками введено существенное исключение из этого правила: оно теперь не касается обеспечительных мер, налагаемых в арбитражном судопроизводстве или исполнительном производстве в отношении взыскания задолженности по текущим платежам и истребования имущества из чужого незаконного владения.

10. Срок  конкурсного производства сокращен с 1 года до 6 месяцев

Уменьшение  срока конкурсного производства напрямую связано с желанием законодателя ограничить затягивание конкурсными  управляющими конкурсного производства. Длительность данной процедуры приводила  к необоснованному расходованию денежных средств из конкурсной массы на ее проведение (включая вознаграждение конкурсного управляющего), в результате чего требования кредиторов не удовлетворялись.

Вместе с  тем следует отметить, что, хотя ранее  максимальный срок конкурсного производства составлял 1,5 года, на практике данная процедура занимала в среднем 2-3 года, а в некоторых случаях доходила до 7-8 лет. Столь длительный срок был зачастую связан даже не с недобросовестными действиями конкурсного управляющего, а с рядом объективных обстоятельств, возникающих в ходе проведения производства: сложностью поиска и истребования имущества у третьих лиц, сроками оформления правоустанавливающих документов на имущество должника, необходимостью продажи на торгах обнаруженного имущества и т.п.

Таким образом, на сегодняшний день сложно сказать, насколько внесенное изменение  повлияет на практику затягивания конкурсных производств. Скорее всего, суды и далее  не будут рассматривать данный срок как пресекательный, и в большинстве  случаев конкурсное производство будет занимать более года

11. Введено  начисление процентов в размере  ставки рефинансирования на сумму  заявленных кредиторами требований

Согласно ранее  действующей редакции Закона о банкротстве, с даты открытия конкурсного производства прекращалось начисление неустоек, процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности, независимо от характера требований; начисление иных процентов не производилось. Фактически должник бесплатно пользовался денежными средствами. Поэтому, безусловно, изменение в части введения процентов носит положительный характер, так как благодаря ему кредиторы получают право хотя бы на компенсацию потерь, понесенных вследствие отсрочки в погашении их требований и инфляции.

12. Изменен  порядок продажи имущества должника в ходе конкурсного производства

Упрощена процедура  утверждения предложения по порядку  продажи имущества. Как и ранее, продажа имущества производится на основании предложения конкурсного  управляющего о порядке продажи  имущества, которое подлежит утверждению собранием кредиторов (комитетом кредиторов). При этом в случае несогласия последнего с данным предложением на процедуру дальнейшего согласования впустую тратилось несколько месяцев: для утверждения предложения необходимо было обратиться в суд с ходатайством о разрешении разногласий. В случае если стороны не смогли в судебном заседании разрешить разногласия, суд освобождал конкурсного управляющего от исполнения своих обязанностей, затем назначал нового конкурсного управляющего, и процесс утверждения указанного предложения повторялся.

Принятые изменения  позволяют избежать указанной длительной процедуры. Поправки предусматривают, что в случае несогласия кредиторов с предложением конкурсного управляющего о продаже имущества суд может  сам одобрить данное предложение. При этом права кредиторов также остаются защищенными, так как они вправе предъявлять свои возражения в суде при рассмотрении вопроса об утверждении данного предложения.

Кроме того, в законе описан характер и порядок проведения торгов: установлено, что, по общему правилу, торги проводятся в форме открытого аукциона, четко регламентирована процедура подготовки к проведению торгов и само их проведение. Данные изменения направлены, в первую очередь, на ограничение необоснованных действий со стороны конкурсного управляющего в ходе продажи имущества должника.

13. Разрешен  один из ключевых вопросов, с  которым сталкивались арбитражные  управляющие: что делать, если  имущество не было продано  по итогам торгов

Теперь в  случае, если торги были признаны несостоявшимися, предусмотрена возможность заключения договора с единственным участником торгов либо проведения повторных торгов; в случае нереализации имущества на повторных торгах оно подлежит продаже посредством публичного предложения с последовательным снижением начальной цены. Таким образом, подлежащее продаже имущество не остается нереализованным после несостоявшихся торгов.

Стоит также  отметить, что для продажи имущества  стоимостью до 100 000 рублей описанная  выше процедура необязательна - собрание кредиторов (комитет кредиторов) может установить другой порядок продажи.

14. Значительные  изменения претерпело правовое  регулирование положения залоговых  кредиторов 

Залоговые кредиторы  относятся к привилегированной  категории конкурсных кредиторов, так как они получают удовлетворение требований из заложенного имущества преимущественно перед другими кредиторами. Однако ранее эта гарантия прав залоговых кредиторов в большинстве случаев не работала. Прежнее законодательство предусматривало, что средства, полученные от реализации заложенного имущества, сначала направлялись на покрытие текущих расходов и требований, далее - на требования первой и второй очереди, возникшие до заключения договора залога. После этого средств практически не оставалось, и залоговые кредиторы не получали никакого удовлетворения. Кроме того, не была урегулирована очередность обращения взыскания на заложенное имущество. В результате могло получиться, что за счет имущества, которое продавалось первым, выплачивались текущие платежи, и залогодержатель этого имущества получал меньше в сравнении с теми залоговыми кредиторами, имущество которых продавалось позже.

Благодаря новой  норме произошло укрепление прав залоговых кредиторов. Так, залоговые  кредиторы теперь не относятся к кредиторам третьей очереди. Поэтому их требования удовлетворяются после реализации залога независимо от наличия иных внеочередных требований и в фиксированном размере: 70% полученных от реализации заложенного имущества денежных средств (если залог обеспечивал обязательство по кредитному договору, эта доля увеличивается до 80%). В случае же, если после реализации предмета залога требования залогового кредитора удовлетворены не полностью, их оставшаяся часть удовлетворяется в составе требований кредиторов третьей очереди.

Не обижены  оказались и другие заинтересованные лица: кредиторы первой и второй очереди получают 20% (15%, если залог  обеспечивал обязательство по кредитному договору) полученных от реализации заложенного  имущества денежных средств, арбитражный управляющий - 10% (соответственно 5%, если залог обеспечивал обязательство по кредитному договору).

Таким образом, был найден компромисс между интересами залоговых кредиторов, кредиторов первой и второй очереди и арбитражного управляющего. В то же время стоит отметить, что остались за бортом текущие кредиторы: из средств, полученных от реализации залога, они теперь не получают ничего.

Одновременно  обеспечение возможности преимущественного  получения денежных средств отразилось на правах залоговых кредиторов. Теперь они имеют право голоса в собрании кредиторов лишь в наблюдении; в финансовом оздоровлении и внешнем управлении, по общему правилу, такого права у них нет. Однако они могут получить его в случае отказа от прав на преимущественное удовлетворение требований из предмета залога.

Информация о работе Антикризисное законодательство Российской Федерации