Антикризисное законодательство Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 15:50, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы состоит в анализе российского антикризисного законодательства.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть основные антикризисные меры законодательного характера;
провести обзор антикризисного законодательства Российской Федерации в банковском секторе;
изучить антикризисные изменения налогового законодательства;
рассмотреть антикризисные изменения законодательства о банкротстве.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………..
Глава 1. Антикризисное законодательство Российской Федерации…..….
1.1 Антикризисные меры законодательного характера…………..……
1.2 Обзор антикризисного законодательства Российской Федерации в банковском секторе…………………………………………..…………….
1.3 Антикризисные изменения налогового законодательства………..
Глава 2. Антикризисные изменения законодательства о банкротстве..…..
Заключение………………………………………………….…….…………..
Список литературы……………………………………………….………….

Файлы: 1 файл

курсовая печать.doc

— 329.50 Кб (Скачать файл)

Проводимые АСВ мероприятия  должны быть включены в план участия  АСВ в предупреждении банкротства  банка. Указанный план подлежит согласованию с Комитетом банковского надзора Банка России. Положения нового Закона будут применяться до 31.12.2011 включительно.

Положения Федеральных законов  от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах», от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», от 25.02.1999 N 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», от 10.07.2002 N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», от 23.12.2003 N 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» и от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности» будут применяться с учетом положений Закона N 175-ФЗ.

Достаточно ли принятых законодательных  мер для погашения разрушительной силы глобального финансового кризиса?

Заместитель председателя Комитета ГД РФ по промышленности Елена Панина считает, что в дополнение к сделанному в интересах реального сектора  экономики следует срочно внести соответствующие сложившейся ситуации изменения в законы о госзаказе, о защите конкуренции, для того чтобы стало возможным на период кризиса оперативно оказать поддержку предприятиям не только на федеральном, но и на региональном уровне. Кроме того, следует ввести в Налоговый кодекс понятие «налоговые каникулы», временно освободив предприятия от налогов на прибыль, имущество, НДС и других федеральных и региональных налогов и платежей. В НК РФ предусмотрена рассрочка или отсрочка платежей, но для этого требуется внести изменения в каждую его главу для каждого налога, что невозможно реализовать в стремительно меняющейся кризисной ситуации[18].

Нынешние обстоятельства, как и во время дефолта 1998 г., еще  раз указывают на серьезный пробел в российском законодательстве - отсутствие федерального закона, определяющего  действия властей в период экономических кризисов. Отсюда непоследовательность принимаемых решений, стремление всевозможных лоббистов ухватить «кусок пожирнее», всевозможные злоупотребления. Необходимо законодательно выстроить систему действий и взаимодействий в этот период как для режима чрезвычайных ситуаций, полагает г-жа Панина.

А депутат и президент  Ассоциации «Россия» Анатолий Аксаков считает необходимым продолжить законодательную работу, чтобы обеспечить поддержку со стороны ЦБ РФ всем банкам, работающим с населением. По его мнению, сегодня можно говорить о двух типах реакции суверенных экономик на мировой финансовый кризис. Сильные экономики безоговорочно поддерживают национальные финансовые институты и гарантируют их вкладчиков от каких-либо потерь. Слабые экономики законодательно вводят временные ограничения на досрочное снятие депозитов и спасают лишь отдельные банки. Объективно российская экономика сегодня является достаточно сильной, не существует фундаментальных причин снижения ликвидности и надежности российских банков, полагает г-н Аксаков [18].

Оперативное принятие решений  является основным условием преодоления  кризиса. И хорошо, что ключевые решения  по повышению лимита страхования  депозитов и о дополнительных мерах по поддержанию финансовой системы были приняты буквально в считанные дни. Но фактически в этой ситуации ускорение может быть достигнуто, если все, даже самые небольшие, кредитные организации смогут получить рефинансирование напрямую от Банка России.

Однако Банком России предложена двухуровневая модель обеспечения банковской системы денежной ликвидностью. На первом уровне в режиме беззалогового кредитования средства ЦБ РФ поступят в 116 банков, которые должны распределяться затем на межбанковском рынке. И трудно сказать, насколько эффективной окажется эта модель.

Кроме того, необходимо оперативно создать нормативную базу, регулирующую работу рейтинговых агентств в России. Статья 1 Закона N 171-ФЗ гласит, что Совет директоров Банка России устанавливает перечень рейтинговых агентств, рейтинги которых применяются для определения кредитоспособности кредитных организаций, а также необходимые минимальные показатели соответствующих рейтингов.

В соответствии с Положением Банка России от 16.10.2008 N 323-П «О предоставлении Банком России российским кредитным организациям кредитов без обеспечения» для определения кредитоспособности кредитных организаций Банк России применяет международные рейтинги, присвоенные международными рейтинговыми агентствами Fitch Ratings, Standard & Poor's и Moody's Investors Service. При этом ни одно из российских рейтинговых агентств не попало в названный список.

К сожалению, такой важный элемент управления рисками финансовой системы, как кредитные рейтинги, до сих пор не получил в России надлежащего правового оформления. Неразвитость национального рейтингового рынка помимо повышенного системного риска ведет к потере финансового суверенитета и дополнительным издержкам участников рынка, возникающим в результате обращения к иностранным рейтинговым агентствам. Отсрочка принятия прозрачной официальной аккредитации рейтинговых агентств, работающих в России, усугубляет ситуацию.

Слабости национального  рейтингового рынка особенно проявились в условиях разрастания мирового финансового кризиса и расширения программ государственной поддержки финансового сектора и банковской системы. В новых законодательных решениях, направленных на реализацию дополнительных мер по поддержке российского финансового рынка, широко используется критерий наличия кредитного рейтинга. Это является необходимым условием финансирования и предоставления капитала коммерческим кредитным организациям. Таким образом, наличие у банка кредитного рейтинга зарубежного рейтингового агентства (согласно принятой редакции Положения N 323-П) во многом становится фактором его выживания, при том что сами понятия рейтинга и рейтингового агентства не определены на уровне закона. В отсутствие законодательно определенной терминологии ключевые, жизненно важные для финансового рынка решения (в том числе условия предоставления банкам беззалоговых и субординированных кредитов) допускают произвольное толкование.

По мнению Гусевой  Т.А, единственным выходом из возникшего правового тупика должно стать оперативное создание национальной нормативной базы, вводящей «мягкое» регулирование деятельности по присвоению кредитных рейтингов и процедуру аккредитации рейтинговых агентств. На первом этапе такая аккредитация могла бы осуществляться на уровне федеральных объединений и ассоциаций участников финансового рынка, а затем уполномоченным федеральным органом [15].

В Ассоциации «Россия» считают, что в настоящее время ЦБ РФ наделен достаточными полномочиями для того, чтобы немедленно провести аккредитацию национальных рейтинговых агентств и признать их кредитные рейтинги для целей Федерального закона N 171-ФЗ. На национальном рынке рейтинговых услуг сложилась четверка лидеров - «Эксперт РА», «РусРейтинг», Национальное рейтинговое агентство (НРА) и рейтинговое агентство «АК&М», кредитные рейтинги и рейтинги надежности которых признаны участниками финансового рынка.

По оценкам  многих экспертов, ситуация, сложившаяся на мировых финансовых рынках, будет продолжаться достаточно долго, и наш рынок, как часть мирового финансового рынка, будет испытывать на себе его турбулентность еще на протяжении значительного времени. Поэтому, решая сегодняшние задачи, надо заглядывать и в завтрашний день, и в обозримую перспективу.

Конечно, ЦБ РФ и Правительство РФ предприняли  серьезные шаги для того, чтобы  минимизировать последствия мирового финансового кризиса. По мнению Смирнова И.Е, самый решительный и самый верный шаг - это беззалоговые аукционы, к которым допущено около 120 банков[16].

К сожалению, практика показывает, что даже беззалоговые аукционы имеют ряд недостатков, тем более что ЦБ РФ не совсем последователен. Когда речь идет о  размещении относительно долгосрочных в нынешних условиях ресурсов, то, соответственно, сразу же повышаются рейтинги кредитных организаций, допущенных к таким аукционам.

Решая эту задачу, ЦБ РФ сталкивается с рядом проблем. Первая проблема заключается в том, что деньги между банками не циркулируют, поскольку межбанковский рынок не работает. И получение банками дополнительной ликвидности не решает эту проблему.

Вторая проблема заключается в том, что дорожающий доллар привлекает тех, у кого есть ликвидные средства. В результате некоторые кредитные организации, приняв участие в аукционе, направляют полученные средства на приобретение валюты. Возникает ситуация, при которой банки, приобретая доллар, стимулируют его рост. А рост доллара вызывает интерес к этой валюте у населения. По мнению депутата, есть смысл вернуться к соответствующим формам валютного контроля и внимательно следить за трансграничными операциями, за валютными пассивами и активами. Может быть, вернуться на время к практике обязательной продажи валютной выручки экспортерами и установить какие-то ограничения на трансграничные перемещения валюты.

Решительные действия со стороны ЦБ РФ необходимы и для  организации эффективной работы межбанковского рынка. Одно из таких  возможных действий - хеджирование рисков при межбанковских операциях. По информации, которой располагает г-н Аксаков, до 90% рисков ЦБ РФ вроде бы готов брать на себя, если кредитные организации будут участвовать в этом процессе. Тогда интерес к внутрироссийскому рынку возрастет и ликвидность не будет уходить за рубеж.

Концепция развития финансового сектора, разработанная  Ассоциацией региональных банков России и рейтинговым агентством «Эксперт РА», рассматривает все финансовые рынки в комплексе, взаимосвязанными: и банковский сектор, и рынок фондовый, и страховой рынок.

Главная задача, которую необходимо решать, - стимулирование кредитования. Причем для достижения успеха целесообразно создать многоуровневую систему кредитования. Институты  развития могли бы рефинансировать  региональные банки, а региональные банки - кредитовать кредитные кооперативы либо напрямую малый бизнес.

Разработчики  Концепции предложили внести серьезные  изменения в действующее законодательство, направленные на укрепление банковского  сектора. В частности, речь шла о  создании правовой базы для секьюритизации кредитов малому бизнесу. Такая практика существует в Европе. Например, в Германии Банк развития устанавливает стандарты по кредитам, которые могут выдаваться малому бизнесу региональными банками. Эти кредиты затем выкупаются Банком развития и секьюритизируются, то есть выпускаются ценные бумаги под обеспечение пакета однородных кредитов.

Такая практика возможна и в России. Эту функцию  мог бы выполнять Российский банк развития. Это важно и на данном этапе, когда наши коммерческие банки  сталкиваются с трудностями в связи с тем, что их балансы переполнены кредитами, в том числе хорошо обеспеченными кредитами. Например, неплохим таким активом у банков являются автокредиты, которые можно было бы приобретать некоему юридическому лицу и затем секьюритизировать.

Для того чтобы  появился интерес к ценным бумагам, которые секьюритизируются в  таком процессе, считает депутат, необходимо, чтобы эти ценные бумаги включались в ломбардный список. Тогда  выстраивается определенная конструктивная цепочка. Банк развития вырабатывает жесткие стандарты, опираясь на мировую практику. По этим стандартам выдаются соответствующие кредиты. Банк развития выкупает эти кредиты и секьюритизирует их. Ценные бумаги, появившиеся в результате этой секьюритизации, включаются в ломбардный список ЦБ РФ. Естественно, у инвесторов появляется интерес к приобретению таких бумаг.

Но, для того, чтобы этот процесс работал, нужен  закон о секьюритизации. Сегодня  же можно секьюритизировать лишь ипотечные ценные бумаги. К тому же, как показал опыт внутренней секьюритизации по ипотечным активам, в ныне действующем Законе «Об ипотечных ценных бумагах» есть определенные изъяны. И эти изъяны необходимо в процессе законодательной работы ликвидировать.

В настоящее  время во Внешэкономбанке идет интенсивная  работа по отбору банков и компаний, которые хотели бы рефинансировать  свои внешние заимствования. Но на это  Банк развития получил от государства  только 50 млрд долл.

1.2 Обзор антикризисного законодательства Российской Федерации в банковском секторе

 

Антикризисное законодательство в банковском секторе представлено следующими документами:

1. Указ Президента  РФ от 17 октября 2008 г. N 1489 «О Совете при Президенте Российской Федерации по развитию финансового рынка Российской Федерации».

Этим Указом образован  Совет при Президенте РФ по развитию российского финансового рынка. Государственная комиссия по защите прав инвесторов на финансовом и фондовом рынках России упразднена. Определены задачи, права, состав и структура Совета, порядок проведения его заседаний.

Совет является совещательным  органом, который:

- рассматривает вопросы,  связанные с развитием и стабильностью  финансового рынка, оценивает  эффективность принимаемых в этой области мер;

- готовит Президенту  РФ предложения по защите прав  инвесторов и предотвращению  кризисов на финансовом рынке;

- по поручению Президента  РФ проводит экспертизу законопроектов, касающихся финансового рынка;  ежегодно представляет Президенту РФ доклад о состоянии и развитии финансового рынка. Ранее проекты нормативных правовых актов по защите прав инвесторов разрабатывала вышеупомянутая Комиссия.

Председателем Совета является Первый заместитель Председателя Правительства РФ.

2. Указание ЦБ РФ  от 14 октября 2008 г. N 2092-У «Об установлении нормативов обязательных резервов (резервных требований) Банка России».

В соответствии с указанием  с 15 октября 2008 г. снижены нормативы  обязательных резервов (резервных требований) ЦБ РФ. Так, норматив обязательных резервов по обязательствам кредитных организаций перед физическими лицами в рублях теперь составляет 0,5% (ранее - 1,5%); по обязательствам перед банками-нерезидентами в рублях и в иностранной валюте - 0,5% (ранее - 4,5%); по иным обязательствам кредитных организаций в рублях и в иностранной валюте - 0,5% (с 18 сентября - 2%). С 1 февраля 2009 г. нормативы возрастут до 1,5%, с 1 марта - до 2,5%. Установлены отчетные периоды, когда необходимо применять эти нормативы, в том числе при регулировании обязательных резервов крупной кредитной организации с широкой сетью подразделений.

Информация о работе Антикризисное законодательство Российской Федерации