Антикризисное законодательство Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 15:50, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы состоит в анализе российского антикризисного законодательства.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть основные антикризисные меры законодательного характера;
провести обзор антикризисного законодательства Российской Федерации в банковском секторе;
изучить антикризисные изменения налогового законодательства;
рассмотреть антикризисные изменения законодательства о банкротстве.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………..
Глава 1. Антикризисное законодательство Российской Федерации…..….
1.1 Антикризисные меры законодательного характера…………..……
1.2 Обзор антикризисного законодательства Российской Федерации в банковском секторе…………………………………………..…………….
1.3 Антикризисные изменения налогового законодательства………..
Глава 2. Антикризисные изменения законодательства о банкротстве..…..
Заключение………………………………………………….…….…………..
Список литературы……………………………………………….………….

Файлы: 1 файл

курсовая печать.doc

— 329.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение ……………………………………………………………………..

3

Глава 1. Антикризисное  законодательство Российской Федерации…..….

4

1.1 Антикризисные меры законодательного  характера…………..……

4

1.2 Обзор антикризисного  законодательства Российской Федерации  в банковском секторе…………………………………………..…………….

16

1.3 Антикризисные  изменения налогового законодательства………..

33

Глава 2. Антикризисные изменения законодательства о банкротстве..…..

37

Заключение………………………………………………….…….…………..

49

Список литературы……………………………………………….………….

52


Введение 

 

Настоящая курсовая работа посвящена проблематике антикризисного законодательства.

Борьба с  кризисом - это как раз тот случай, когда прикладная роль нормативно-правового регулирования проявилась особенно наглядно. Этот период опять показал, насколько противоречивыми могут быть действия государства. Законодатели могут делать шаги, которые либо погасят панику, либо усилят ее. Государство способно реализовать меры, которые приведут к повышению процентной ставки по кредитованию или, наоборот, к ее снижению. Можно добиться повышения покупательной способности населения, а можно и понизить ее.

В работе предпринята  попытка оценить законодательные акты, принятые в России в 2008-2009 гг. с целью минимизации последствий мирового финансового кризиса.

Цель настоящей работы состоит в анализе российского антикризисного законодательства.

Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    • рассмотреть основные антикризисные меры законодательного характера;
    • провести обзор антикризисного законодательства Российской Федерации в банковском секторе;
    • изучить антикризисные изменения налогового законодательства;
    • рассмотреть антикризисные изменения законодательства о банкротстве.

Методологическую  базу курсовой работы составили законодательные и нормативные правовые акты, учебный материал и материалы периодической печати.

Курсовая работа включает в себя введение, две главы, заключение и список использованной литературы.

Глава 1. Антикризисное законодательство Российской Федерации

1.1 Антикризисные  меры законодательного характера

 

В связи с негативными  событиями на мировом рынке, вызванными глобальным финансовым кризисом и нашедшими  отражение на российском рынке, на осенней парламентской сессии Государственная Дума уделила большое внимание выработке антикризисных мер законодательного характера.

В российском парламенте и  в Банке России, принимая антикризисные  меры, исходили из того, что существенное ухудшение ситуации на мировых финансовых рынках обусловило масштабный отток капитала из страны, значительная переоценка рисков участниками международных и внутренних финансовых рынков ужесточила условия заимствований для российских кредитных и нефинансовых организаций, ухудшила функционирование финансового и фондового рынков страны.

Затруднение привлечения  средств на рынке межбанковских  кредитов (в том числе формирование цепочек неплатежей по операциям  междилерского РЕПО1) в совокупности с критическим ухудшением ситуации на рынке ценных бумаг (резкое снижение котировок акций российских эмитентов и основных фондовых индексов, приостановка торгов на российских биржах) нарушило нормальное функционирование рыночного механизма перераспределения ликвидности, следствием чего стало формирование дефицита банковской ликвидности и резкое повышение спроса кредитных организаций на рефинансирование со стороны Банка России, который вынужден был переориентировать свои основные усилия на поддержание финансовой стабильности. В сентябре - октябре им был реализован комплекс значительных мер денежно-кредитной политики, направленных на сглаживание для российских кредитных организаций негативных последствий кризиса.

В частности, приняты решения  о временном снижении нормативов обязательных резервов. С 18.09.2008 они были снижены на 4 процентных пункта по каждой категории резервируемых обязательств (с 8,5 до 4,5% - по обязательствам перед банками-нерезидентами, с 5,5 до 1,5% - по обязательствам перед физическими лицами в валюте РФ, с 6,0 до 2,0% - по иным обязательствам). А с 15.10.2008 они были установлены в размере 0,5% по каждой категории резервируемых обязательств с их последующим поэтапным повышением: начиная с 1 февраля 2009 г. - до 1,5%, начиная с 1 марта 2009 г. - до 2,5%. При этом с 18 по 22 сентября и с 15 по 17 октября 2008 г. было проведено внеочередное регулирование обязательных резервов (по вновь установленным нормативам), в рамках которого на корреспондентские счета кредитных организаций было перечислено соответственно 262 млрд руб. и около 100 млрд руб. Одновременно было принято решение о повышении с 01.10.2008 коэффициента усреднения расчета усредненной величины обязательных резервов для кредитных организаций, не являющихся расчетными небанковскими кредитными организациями, и РЦ ОРЦБ - с 0,55 до 0,6, а также о предоставлении временно (в течение периода с 01.10.2008 до 01.07.2009) права на усреднение обязательных резервов кредитным организациям независимо от классификационных групп, присвоенных им в результате оценки их экономического положения в соответствии с требованиями соответствующих нормативных актов ЦБ РФ.

С 18.09.2008 Банк России снизил на 1 процентный пункт процентные ставки по инструментам предоставления ликвидности  постоянного действия - ломбардным кредитам и операциям прямого РЕПО по фиксированной ставке на срок 1 день, а также по операциям «валютный своп» (рублевая часть) на 1 день - до 8% годовых. Минимальная ставка по ломбардным кредитным аукционам на срок 2 недели была снижена с 8,0 до 7,5% годовых. Также были снижены процентные ставки по кредитам Банка России, обеспеченным нерыночными активами (с 8 - 10 до 7,5 - 9,5% годовых).

С 15.10.2008 снижены процентные ставки по кредитам Банка России, обеспеченным активами, предоставляемым на срок до 30 календарных дней включительно в соответствии с Положением Банка России от 12.11.2007 N 312-П, - до 9% годовых; по ломбардным кредитам, предоставляемым на срок 7 календарных дней в соответствии с Положением Банка России от 04.08.2003 N 236-П (в случае если последние два ломбардных аукциона признаны несостоявшимися), - до 8% годовых; минимальная процентная ставка по операциям прямого РЕПО на срок 90 дней, проводимым на аукционной основе, - до 8,5% годовых.

Федеральное Собрание РФ также  приняло пакет законов, позволяющих  реализовать комплекс дополнительных мер по поддержке финансовой системы страны.

Прежде всего во избежание  перехода к иностранным банкам пакетов  акций российских компаний, предоставленных  в качестве залога по кредитам, российские парламентарии приняли два весьма важных Закона - N 173-ФЗ «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации» и N 171-ФЗ «О внесении изменения в статью 46 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

В соответствии с Законом «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации» Внешэкономбанк со дня вступления его в силу и до 31.12.2009 включительно вправе предоставлять организациям кредиты (займы) в иностранной валюте для погашения и (или) обслуживания кредитов (займов), полученных этими организациями до 25.09.2008 от иностранных организаций. Общая сумма указанных кредитов (займов) Внешэкономбанка не должна превышать сумму, эквивалентную 50 млрд долл.

Минимальная процентная ставка по кредитам (займам), предоставляемым в соответствии с настоящим Законом, должна превышать ставку LIBOR, установленную на дату предоставления кредита (займа), не менее чем на 5 процентных пунктов.

Требования  к получателям кредитов (займов), а также порядок и условия предоставления соответствующих кредитов (займов) устанавливаются Правительством РФ. В качестве одного из условий предоставления кредита (займа) может быть установлена обязанность получателя кредита (займа) до момента погашения соответствующего кредита (займа) согласовывать с Внешэкономбанком получение кредитов (займов) от третьих лиц, а также существенные условия договоров о получении таких кредитов (займов).

В целях обеспечения  возможности предоставления Внешэкономбанком кредитов (займов), указанных в настоящем Законе, ЦБ РФ размещает во Внешэкономбанке депозиты на общую сумму не более 50 млрд долл. сроком на один год по ставке, превышающей на 1 процентный пункт ставку LIBOR на дату размещения депозита, с возможностью продления срока размещения.

В целях стимулирования сделок на межбанковском кредитном рынке ЦБ РФ со дня вступления в силу настоящего Федерального закона и до 31.12.2009 включительно вправе заключать с кредитными организациями договоры поручительства, в соответствии с которыми ЦБ РФ обязуется компенсировать таким кредитным организациям часть убытков (расходов), возникших у них по кредитам (займам), выданным другим кредитным организациям, у которых со дня вступления в силу настоящего Федерального закона и до 31.12.2009 включительно была отозвана лицензия на осуществление банковских операций.

Законом N 171-ФЗ дано право ЦБ РФ предоставлять кредиты без обеспечения на срок не более шести месяцев российским кредитным организациям, имеющим рейтинг не ниже установленного уровня.

Госдума также  приняла Закон от 27.10.2008 N 175-ФЗ «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года», который содержит набор необходимых дополнительных инструментов по предупреждению банкротства банков. Приоритетом при их применении являются сохранение активов проблемного банка в обороте, защита интересов кредиторов и обеспечение системной стабильности путем перехода банка (его активов и обязательств перед кредиторами) под контроль нового инвестора без отзыва лицензии на осуществление банковских операций. Выполнение новых функций по предупреждению банкротства банков и соответствующая организационная работа возложены на Агентство по страхованию вкладов (АСВ). Причем такая работа будет вестись под контролем Банка России и в тесном взаимодействии с ним.

Законом N 175-ФЗ предусмотрено необходимое финансирование деятельности по предупреждению банкротства банков. Помимо средств новых инвесторов в качестве «последнего резерва» предлагается использовать средства федерального бюджета, фонда страхования вкладов и Банка России. В связи с этим решено сделать взнос Российской Федерации в имущество АСВ в размере до 250 млрд руб., а также предусмотреть возможность предоставления Банком России кредитов АСВ на срок до 5 лет без обеспечения.

Специальные процедуры  предупреждения банкротства банков (с использованием государственных  средств) будут применяться Банком России по результатам работы наблюдателей в проблемном банке и оценки ими реального положения дел.

Предусмотрены следующие основные процедуры:

1) проведение  рекапитализации банка за счет  средств новых инвесторов;

2) в случаях,  когда инвестор временно отсутствует  (например, в связи со сложной  ситуацией на рынке), в качестве резервного варианта предусматривается рекапитализация банка за счет государственных средств и его последующая продажа;

3) перевод в  другой, финансово устойчивый, банк  обязательств проблемного банка  перед кредиторами с одновременной  передачей активов на эквивалентную рыночную стоимость (после этого проблемный банк может быть ликвидирован);

4) выкуп активов  банка (в том числе неработающих, долгосрочных, не приносящих доход).

Указанные процедуры  в различных сочетаниях могут  применяться для двух сценариев.

Первый сценарий (между новым инвестором и старыми  владельцами банка достигнуто соглашение о продаже банка): инвестору и (или) банку со стороны АСВ может  быть оказана финансовая помощь, например выдан кредит и осуществлен выкуп  у банка активов, не приносящих доход.

Второй сценарий (действия при отсутствии нового инвестора): над  проблемным банком временно может быть установлен Банком России административный контроль. В его рамках предусмотрены  процедура принудительного приведения капитала банка в соответствие с величиной его собственных средств (при отрицательных значениях капитал списывается до одного рубля), приостановление полномочий органов управления банка и их передача временной администрации. Полномочия временной администрации передаются АСВ.

После уменьшения капитала временной администрацией может  быть принято решение о его  увеличении. Дополнительная эмиссия  акций (вклад) может быть сразу выкуплена  инвестором, либо на период поиска инвестора  в капитал банка вправе временно войти АСВ. Для последнего случая предусмотрена процедура быстрого выхода из капитала: при получении предложения о продаже акций (долей) АСВ обязано выставить их на торги; цена реализации не должна быть ниже большей из двух величин - стоимости чистых активов банка или расходов АСВ по предупреждению его банкротства.

Законом предусмотрена возможность перевода в другой банк обязательств проблемного банка перед кредиторами с одновременной передачей активов на эквивалентную стоимость. Данная мера позволяет сохранить активы банка в обороте, обеспечить кредиторам быстрый доступ к их средствам и системе расчетов. Обязательства перед кредиторами передаются в соответствии с их очередностью, допускается также передача застрахованной части обязательств. В последнем случае при превышении страховой ответственности над стоимостью отчуждаемых активов за счет фонда страхования вкладов возможна выплата компенсации банку-приобретателю, а также кредиторам проблемного банка в целях справедливого удовлетворения оставшихся требований. Подобный механизм широко используется в мировой практике.

Информация о работе Антикризисное законодательство Российской Федерации