Антикризисное законодательство Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 15:50, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы состоит в анализе российского антикризисного законодательства.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть основные антикризисные меры законодательного характера;
провести обзор антикризисного законодательства Российской Федерации в банковском секторе;
изучить антикризисные изменения налогового законодательства;
рассмотреть антикризисные изменения законодательства о банкротстве.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………..
Глава 1. Антикризисное законодательство Российской Федерации…..….
1.1 Антикризисные меры законодательного характера…………..……
1.2 Обзор антикризисного законодательства Российской Федерации в банковском секторе…………………………………………..…………….
1.3 Антикризисные изменения налогового законодательства………..
Глава 2. Антикризисные изменения законодательства о банкротстве..…..
Заключение………………………………………………….…….…………..
Список литературы……………………………………………….………….

Файлы: 1 файл

курсовая печать.doc

— 329.50 Кб (Скачать файл)

Законом устанавливается  ограничение срока краткосрочных  операций с совершением позднее  обратной сделки (не более трех месяцев) с иными ценными бумагами, а также требования к раскрытию Банком России информации об объеме сделок, совершенных им на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг. Данные ограничения направлены на устранение рисков изменения уровня рыночных цен на ценные бумаги, используемые в операциях Банка России.

В соответствии с Федеральным  законом «О рынке ценных бумаг» к участию в торгах допускаются только профессиональные участники рынка ценных бумаг - коммерческие организации (дилеры, брокеры, управляющие). В условиях, когда значительная часть операции (сделки) с ценными бумагами совершается на организованном рынке, указанное ограничение по участникам организованных торгов создает необоснованные препятствия для проведения Банком России денежно-кредитной политики через инфраструктуру организованного рынка ценных бумаг, а также для отчуждения (реализации) ценных бумаг, являющихся обеспечением по кредитам, предоставляемым кредитным организациям.

11. Указанием ЦБ РФ  от 28 ноября 2008 г. N 2135-У «О размере ставки рефинансирования Банка России» с 1 декабря 2008 г. повышается ставка рефинансирования Банка России - с 12 до 13% годовых. В последний раз она повышалась 12 ноября 2008 г.

1.3 Антикризисные  изменения налогового законодательства

 

В последние  годы несколькими федеральными законами внесены изменения в российское налоговое законодательство. Среди  изменений немало таких, которые  можно назвать антикризисными.

Очевидно, что  к антикризисным изменениям налогового законодательства можно отнести лишь те, которые произошли после распространения на Россию мирового финансового кризиса.

Но, конечно  же, не любые изменения Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ), которые были сделаны после распространения кризиса на Россию, можно отнести к антикризисным.

Одним из индикаторов  антикризисности изменений является, на взгляд М.А. Булатова [12], высвобождение (временное или постоянное) значительных денежных ресурсов организаций, которое одновременно означает недополучение доходов бюджетом. Первым таким налоговым решением был Федеральный закон от 13.10.2008 N 172-ФЗ «О внесении изменения в статью 174 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», который изменил редакцию п. 1 ст. 174 НК РФ, то есть позволил начиная с III квартала 2008 года платить налог на добавленную стоимость равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом.

Очевидно, что в результате такого нововведения организации (включая кредитные) получили лишь рассрочку уплаты налога (временное высвобождение денежных средств).

Высвобождению денежных средств организаций (включая  кредитные) будет способствовать также  и нововведение (в отношении налога на прибыль организаций), которое содержится в ст. 3 Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ «О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон от 26.11.2008 N 224-ФЗ). Этой статьей Федеральный закон от 05.08.2000 N 118-ФЗ «0 введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» (далее - Закон от 05.08.2000 N 118-ФЗ) дополнен ст. 27.1, согласно которой налогоплательщики, уплачивающие ежемесячные авансовые платежи по итогам отчетного (налогового) периода, вправе (но не обязаны) применить следующий порядок исчисления авансовых платежей по налогу на прибыль, подлежащих уплате за IV квартал 2008 года: «сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в четвертом квартале 2008 года, исчисляется исходя из фактически полученной прибыли, рассчитываемой нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания месяца, предшествующего месяцу, в котором производится уплата авансового платежа. При этом сумма авансовых платежей, подлежащих уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм авансовых платежей».

В ст. 27.1 Закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ установлены условия применения налогоплательщиками новой нормы: «Изменение порядка исчисления авансовых платежей по налогу на прибыль должно быть отражено в учетной политике организации. Налогоплательщики, применившие предусмотренное настоящей статьей право, обязаны уведомить об этом налоговый орган по месту своего учета не позднее срока уплаты, установленного для уплаты соответствующего авансового платежа, в том числе в случае, если рассчитанная сумма авансового платежа отрицательна или равна нулю».

Индикатором антикризисности  изменений можно считать, временный  характер применения той или иной нормы налогового законодательства, хотя само по себе (в отрыве от других факторов) установление законодателем границы применения той или иной нормы во времени еще не свидетельствует о ее антикризисности. Если же применение новой нормы приводит к высвобождению денежных средств налогоплательщиков и законодатель установил границу применения этой нормы во времени, то, на наш взгляд, антикризисная направленность изменений очевидна.

Например, п. 22 ст. 2 Закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ приостанавливает действие абз. 4 п. 1 ст. 269 НК РФ до 31 декабря 2009 года и одновременно ст. 8 Закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ вводит на период до 31 декабря 2009 года новую редакцию абз. 4 п. 1 ст. 269 НК РФ, то есть новый размер предельной величины признаваемых расходом в налоговом учете для целей налогообложения прибыли процентов: «при отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, предельная величина процентов, признаваемых расходом (включая проценты и суммовые разницы по обязательствам, выраженным в условных денежных единицах по установленному соглашением сторон курсу условных денежных единиц), принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной в 1,5 раза, - при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 22% - по долговым обязательствам в иностранной валюте». Текст приостановленной нормы был тем же самым, за исключением количественных параметров, которые составляли, соответственно, 1,1 раза и 15%.

Чем больше величина признанных в налоговом учете  для целей налогообложения прибыли расходов, тем меньше налоговая база по налогу на прибыль. Ведь объект налогообложения - прибыль (ст. 247 НК РФ), а прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов (ст. 247 Н К РФ).

Таким образом, изменения, внесенные на период до 31 декабря 2009 года в абз. 4 п. 1 ст. 269 НК РФ Законом от 26.11.2008 N 224-ФЗ, снижают величину налога на прибыль, высвобождая тем самым денежные средства организаций.

Совет директоров Банка России принял решение о  повышении ставки рефинансирования Банка России с 1 декабря 2008 года до 13% годовых (Указание Банка России от 28.11.2008 N 2135-У).

Постоянным  высвобождением значительных денежных ресурсов организаций назовем их высвобождение на период до следующего изменения соответствующей нормы  налогового законодательства, которое, на наш взгляд, в исторической перспективе  может произойти, но, скорее всего, если и произойдет, то не в ближайшее время.

Подпунктом 23 ст. 1 Закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ основная ставка налога на прибыль организаций (включая кредитные), установленная в п. 1 ст. 284 НК РФ, снижена с 24 до 20%.

Подпунктом 26 ст. 1 Закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ внесены изменения в п. 2 ст. 346.20 НК РФ. Этот пункт дополнен предложением: «Законами субъектов РФ могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15% в зависимости от категорий налогоплательщиков». Таким образом, если объектом налогообложения организации, применяющей упрощенную систему налогообложения, являются доходы, уменьшенные на величину расходов, то в соответствии с законами субъектов РФ применяется налоговая ставка в пределах от 5 до 15% (вместо ранее применявшейся фиксированной ставки 15%). Таким образом, малые предприятия, применяющие упрощенную систему налогообложения, количество которых в России велико (они являются потенциальными клиентами кредитных организаций), получат постоянное высвобождение денежных средств.

Выше перечислены  не все, а лишь несколько наиболее заметных изменений налогового законодательства, которые можно назвать антикризисными. Ведь сделаны еще множество нововведений (в частности, Законом от 26.11.2008 N 224-ФЗ), которые стимулируют развитие экономики. Можно предположить, что место России среди других стран по ее конкурентоспособности повысится и это будет способствовать привлечению иностранных инвестиций.

Глава 2. Антикризисные изменения законодательства о банкротстве

 

30 декабря 2008 г. был подписан Федеральный закон N 296-ФЗ, вносящий целый ряд существенных изменений в действующий Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» 2002 г.

Также 30 декабря 2008 г. был принят еще один важный Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 306-ФЗ, внесший изменения в порядок обращения взыскания на заложенное имущество. Они затронули в том числе и статус залоговых кредиторов в процедуре банкротства.

В данной главе курсовой работы представлен обзор основных законодательных нововведений, в соответствии с которыми в настоящее время должны проводиться процедуры банкротства, начатые после вступления в силу указанных поправок.

1. Изменены  понятие текущих платежей и очередность их погашения

В прежней редакции Закона о банкротстве был установлен следующий подход: текущими платежами  в процедурах банкротства признавались не только денежные обязательства, возникшие  после принятия заявления о признании  должника банкротом, но и денежные обязательства, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства (ст. 5 Закона о банкротстве) [13].

В отличие от ранее действовавшего законодательства, Федеральный закон от 30.12.2008 г. N 296-ФЗ относит к текущим платежам только денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом. В новой редакции ст. 5 Закона о банкротстве отсутствует критерий, связанный со сроком исполнения требования. Учитывается исключительно момент возникновения самого обязательства (который, как правило, совпадает с моментом заключения соответствующего договора). Что же касается ранее заключенных договоров, то здесь новый закон установил различный подход для отдельных видов обязательств. Применительно к возникшим после возбуждения производства по делу о банкротстве требованиям кредиторов об оплате поставленных товаров, оказанных услуг и выполненных работ установлено, что они являются текущими во всех процедурах банкротства. Все иные типы требований (например, из договора займа, кредита, по выплате страхового возмещения и т.п.) попадают в реестр требований.

В этой связи  следует отдельно отметить положение п. 1 ст. 4 новой редакции Закона о банкротстве, в котором также прямо указывается, что в целях участия в деле о банкротстве учитываются требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения которых не наступил на дату введения наблюдения.

Таким образом, расширяется круг кредиторов, участвующих  в деле о банкротстве уже на начальной процедуре наблюдения. Теперь кредиторам не нужно ждать  наступления срока исполнения своих требований и введения следующей по очереди процедуры для вступления в дело о банкротстве, они могут с самого начала быть его полноправными участниками и представлять в нем свои интересы. Создается дополнительная правовая определенность для кредиторов и должника, которые уже на стадии наблюдения могут оценить общий объем конкурсных требований. Кроме того, обеспечиваются дополнительные гарантии для кредиторов, имеющих денежные требования по договорам о передаче товаров, выполнении работ и оказании услуг: они будут удовлетворяться вне очереди, если соответствующее требование возникает после возбуждения процедуры банкротства [13].

Еще одно изменение, касающееся текущих платежей, заключается  в изменении очередности погашения  текущих требований в конкурсном производстве. Если ранее все текущие требования удовлетворялись согласно очередности, установленной в ст. 855 ГК РФ (очередность списания денежных средств с банковского счета), то теперь в Законе о банкротстве для них установлена специальная очередность. Приоритет отдается судебным расходам по делу о банкротстве, выплате вознаграждения арбитражному управляющему и лицам, привлечение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации (первая очередь); затем удовлетворяются текущие требования об оплате труда лиц, работающих по трудовым договорам, и лиц, привлеченных арбитражным управляющим (вторая очередь); в третью очередь удовлетворяются требования по коммунальным и эксплуатационным платежам, необходимым для осуществления деятельности должника. Все остальные требования по текущим платежам составляют четвертую очередь. Требования кредиторов по текущим платежам, относящиеся к одной очереди, удовлетворяются в порядке календарной очередности.

2. Устранено  ограничение прав кредиторов  по требованиям о взыскании  убытков

Как известно, ранее  требования кредитора о возмещении убытков не учитывались при определении  наличия признаков банкротства  должника, а также не давали ему  права голоса на собрании кредиторов. Таким образом, ранее действовавшая редакция Закона о банкротстве полностью лишала таких кредиторов как возможности инициирования дела о банкротстве, так и любого участия в мероприятиях конкурса. Некоторые из них пытались найти возможности обойти законодательные ограничения, например, формулировали свои требования об убытках как требования о возврате исполненного по сделке.

Согласно внесенным  в Закон о банкротстве изменениям, вышеуказанные ограничения применяются только в отношении убытков в виде упущенной выгоды. В отношении убытков в размере реального ущерба кредиторы теперь полностью приравнены в своих правах к другим конкурсным кредиторам. Такой подход представляется вполне справедливым и соответствует концепции Закона о банкротстве: ограничиваются права кредиторов только в отношении акцессорных требований по имущественным и (или) финансовым санкциям за неисполнение обязательств (неустойки, пени, штрафы и др.), а упущенная выгода близка к таким санкциям по своему назначению и сущности. Однако требованиям из основных неисполненных обязательств, в том числе требованиям о возмещении реального ущерба, в деле о банкротстве должна быть предоставлена полная правовая защита, что и было сделано [13].

3. Внесено изменение в систему государственных органов, обладающих полномочиями по контролю и регулированию в сфере несостоятельности

Информация о работе Антикризисное законодательство Российской Федерации