Теория и методы ценообразования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 20:13, доклад

Описание работы

Целью данного доклада является определение порядка ценообразования, его методов и ценовой политики организации. К задачам можно отнести: разъяснение понятия ценовой политики организации, рассмотрение ее как системы, выделение целей ценовой политики, выявление основных этапов процесса ценообразования, отражение его методов, а также изучение информации, необходимой для проведения ценового анализа в организации.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..............3 Глава1.Теория и методы ценообразования Цена.……………………..…......7 1.1. Ценообразование на различных рынках…………………………………9 1.2. Расчет цены на товар……………………………………………………...11 1.3. Этапы ценообразования………………………………………………. …21 Глава 2. Основные характеристики ценообразования на рынке услуг…….22 2.1. Схема стратегии ценообразования…………………………………........23 2.2. Постановка задач и целей ценообразования……………………………31 Заключение…………………………………………………………………….32 Список использованной литературы………………………………………...36

Файлы: 1 файл

Курсовая. (Автосохраненный).docx

— 54.97 Кб (Скачать файл)

Влияние технических  факторов также отражается на уровнях  спроса и цен.                                                                                                                            Изобретение и использование двигателя внутреннего сгорания обусловило значительное повышение спроса на нефтепродукты. Рост цен на нефтепродукты определил концентрацию научных исследований на создании энергосберегающих технологий и особенно потребляющих небольшое количество нефтепродуктов, на открытии альтернативных источников энергии; это и привело к изменению спроса и, следовательно, к понижающим колебаниям цен на нефтепродукты. Подобным же образом изобретение полупроводников способствовало миниатюризации вычислительной техники и, таким образом, падению цены на калькуляторы, а также на повышение спроса на них. Эволюция демографических факторов тоже проявляется весьма значительно в колебаниях спроса и цен. Например, спрос определяется возрастной структурой населения. Высокий спрос на детские швейные изделия в какой-либо стране говорит об удельном весе соответствующей возрастной категории в структуре всего населения. Социально-профессиональная, а также территориальная структура населения тоже оказывает значительное влияние на спрос. Структура спроса на товары в среде сельского населения во многом отличается от структуры спроса городского населения, а спрос на товары со стороны промышленных рабочих не соответствует структуре спроса на товары со стороны крестьян. Эти особенности по-своему воздействуют на эволюцию производства, на предложение. Эволюция внутриполитической и внешнеполитической ситуации в той или иной стране также оказывает влияние, как на спрос, так и на цены.

                                                          15

Политическая  нестабильность, в какой либо стране может привести к возникновению  таких психологических коллизий, которые прямо определяют повышение  спроса и рост цен. Масштабы внутреннего  рынка, международная экономическая  конъюнктура тоже сильно воздействует на спрос и цены. Доходы влияют на цены весьма многообразно: повышают их, что связанно с производством и распределением, где и устанавливается уровень доходов, и понижают, что связано с потреблением в том смысле, что доходы являются источником спроса, то есть затрат, производимых с целью приобретения потребительских благ и средств производства. Любой рынок, независимо от его конкретного вида, базируется на трёх основных элементах: цене, спросе и предложении, конкуренции. Любая экономическая система сталкивается с необходимостью решения трёх основных вопросов: Что производить? Как производить? и Для кого производить? В рыночной экономике эти вопросы решаются главным образом с помощью рынка (через механизм цен, спроса и предложения и конкуренции). Цены в топливно-энергетическом комплексе складываются под влиянием большего количества факторов и критериев. Это и издержки, и баланс спроса и предложения, и меры государства по регулированию деятельности энергетических предприятий, и цены мирового рынка, и инвестиционная политика, и др. По мере развития рыночных отношений круг регулируемых государством цен сужается и увеличивает роль собственных цен. Цены во всё большей степени формируются в результате конкуренции, как между отдельными энергоносителями, так и между отдельными топливодобывающими и энергопроизводящими предприятиями. Особенности сферы услуг обуславливают как особенности формирования цен и методов их определения, так и проведения ценовой политики и стратегии предприятий. Во-первых, рассмотрим особенности спроса и предложения в сфере услуг как основных ценообразующих факторов. Исходя, из особенности услуги можно отметить, что спрос на услуги всегда индивидуален, предшествует их  

                                                             16                         

производству, имеет местный характер и практически  невзаимозаменяем. Во-вторых, на процесс формирования цен в сфере услуг оказывает влияние высокая общественная значимость социальных услуг, наличие значительных и постоянных внешних эффектов. В-третьих, высокая чувствительность услуг к конъюнктуре рынка требует значительной гибкости ценообразования, широкой дифференциации цен в зависимости от изменения спроса, в том числе и по различным периодам времени, использования скидок с цен в целях устойчивого получения доходов в условиях неравномерности спроса. Причём любые колебания в объёме производства услуг приводят к резкому изменению уровня доходности предприятия в связи с тем, что в составе себестоимости услуг чрезвычайно велика доля условно-постоянных расходов (50-70%). И, наконец, с точки зрения ценообразования, чрезвычайно важным является то, что сфере услуг присуща асимметричность информации. Потребитель далеко не всегда имеет надлежащую информацию о качестве оказываемой ему услуги, поэтому цена рассматривается им как показатель качества и важный рыночный сигнал. Значительное влияние на процесс формирования цены в сфере услуг, выбор маркетинговой стратегии и метода ценообразования оказывает структура рынка, на котором работает предприятие. Формирование цен на услуги происходит на основе тех же методов, что и на товары. В основном применяются методы ценообразования на основе издержек и текущего уровня цен, позволяющие небольшим предприятиям сферы услуг определить цены быстро и без особых затрат на сбор информации. В отличие от отраслей, традиционно платные для нашей страны виды услуг (бытовые, коммунальные, организационного отдыха и т.д.), учреждения здравоохранения и образования до начала 90-х годов находились практически полностью на бюджетном финансировании. На основную часть услуг, за исключением узкого круга цены не исчислялись.

                                                

                                              17

Поэтому процесс  формирования и регулирования цен  на услуги этих отраслей представляет значительный интерес, как с теоретической, так и с практической точки  зрения.

Ценообразование в сфере услуг происходит по схожей схеме к ценообразованию в  любой другие сфере торговли. Тот факт, что в условиях рынка цена устанавливается объективно в результате соотношения спроса и предложения, не вызывает сомнений. Однако не надо считать, что производитель услуг надеется только на цену, которую ему предложит рынок, а сам никакого участия в ценообразовании не берет. Производитель услуг, предприниматель использует методику расчета исходных цен, т.е. базисных цен или цен предложения. Услуги предлагаются покупателям именно по таким ценам. А уже во время купли-продажи возникает (под влиянием соотношения спроса и предложения), по которой и реализуется услуга.

Методика  расчета исходных цен включает постановку задачи ценообразования, оценку расходов учреждения, учет спроса на услугу, анализ цен конкурентов, выбор метода ценообразования. Основной задачей ценообразования является покрытие расходов выработки услуг и получения прибыли. Это вытекает из особенностей рыночной экономики, где, как правило, царит острая конкуренция, в которой выживает тот, кто имеет наивысшую норму прибыли. Следовательно, задачей предприятия, фирмы при установлении цены является максимизация текущего дохода. Цена позволяет фирме захватить лидерство на рынке. Суть его заключается в завоевании значительной доли на рынке. Это достигается благодаря снижению цен или производству услуг высокого качества. Снижение цены имеет определенную минимальную грань - покрытие затрат по производству услуг, распределению и сбыту, включая справедливую норму прибыли. Если фирма с помощью цены не покрывает расходов выработки услуг, то оно через некоторое время испытывает банкротства.

                                                    18

В связи с  этим необходима правильная оценка всех расходов. Расходы как элемент  цены тесно связаны с функционально-стоимостным  анализом. Для того чтобы успешно  использовать цену как рычаг конкурентной борьбы, производитель услуг должен все время искать пути к снижению издержек. Функционально-стоимостной  анализ дает возможность значительно  снизить издержки производства. А  если индивидуальная стоимость меньше, чем рыночная (общественно необходимо), то производитель, реализуя услуги по рыночным ценам, получает избыточный доход, который дает ему значительные преимущества перед конкурентами. При установлении цены необходимо учитывать сложившийся спрос. Повышение цены может уменьшить покупательную способность, а, следовательно, и спрос на услуги. Практика рыночной экономики свидетельствует о необходимости изучения и измерения спроса. Для этого оценивают спрос при разных ценах. Такой анализ показывает, что снижение цены повышает спрос, но до определенного предела. Есть уровень цены, после которого спрос не растет, а начинает падать. Покупатель начинает с подозрением относиться к дешевой услуге, считая, что она низкого качества и может нанести ему вред. Следует учитывать также эластичность спроса на услуги, о котором мы уже говорили. Производители должны знать, что если услуги теряют эластичность спроса, надо снижать цены. Следовательно, можно сделать вывод: если минимальная цена определяется издержками производства, то максимальная цена зависит от спроса на эти услуги. Однако на диапазон цен влияют и другие причины. На уровень цен предприятия, фирмы влияют цены конкурентов. Производитель должен знать цены и качество услуг своих конкурентов. Для этого используют различные способы: сравнение цен с помощью прейскурантов, закупка оборудования и проверка его качества, изучение мнения покупателей о качестве услуг конкурентов и уровень цен на услуги. Если установлено, что качество услуг не уступает качеству услуг конкурентов, устанавливают цену, близкую к цене услуг конкурентов.  

                                                         19                                                                                                                                                                                                                                  

 Если  услуги по качеству лучше, чем услуг конкурентов, можно установить более высокую цену. Есть много методов ценообразования. И каждая фирма имеет право выбрать тот из них, который отвечает ее интересам. Самый простой способ ценообразования заключается в расчете цены по формуле: средние издержки плюс прибыль. Второе приложение иногда называют наценкой, ее размер зависит от вида услуг, спроса на него, стоимости единицы услуг, объема продаж и т.д. Для многих предпринимателей очень удобный метод ценообразования на основе равновесия спроса и предложения. Как уже отмечалось, продавец чувствует это равновесие с устойчивым спросом на свои услуги. Популярен также метод расчета цены на основе обеспечения целевой прибыли. Этот метод основан на изучении графика безубыточности. Производитель знает, что покрытия валовых издержек производства требует определенного объема производства товарных единиц. Такой метод ценообразования предусматривает анализ различных вариантов цен, их влияния на объем сбыта. Он необходим для преодоления уровня безубыточности и получения желаемой прибыли. Опыт показывает, что изначально производитель устанавливает на услуги, которые ранее не производил, высокие цены. В таком случае говорят, что фирма снимает «сливки» с рынка. Однако это возможно при определенных условиях: большой спрос, высокая цена не должны быстро «создавать» новых конкурентов и, наконец, высокая цена должна соответствовать высокому качеству услуг. При использовании данного метода, прежде всего, принимаем во внимание не только затраты на производство, но и задаваемые менеджером предприятия возможные на его взгляд рыночные цены этого продукта. На основе внутренней информации о постоянных и переменных затратах по конкретному продукту, а так же внешней информации о рыночной цене, строится график безубыточности. С помощью него можно рассчитать критическую продажную цену в точке безубыточности, которой будет равна себестоимость единицы продукции.

                                                     20

После этого  к данной цене следует добавить необходимую  надбавку в виде прибыли и принять  окончательное решение о размере  цены.

Цена отдельного товара может отличаться от его стоимости  под влиянием случайных рыночных факторов. Таким образом, теория Маркса усматривает в стоимости объективную  основу цены, тем самым различая стоимость и цену. Другая концепция  основана на определении цены товара как суммы денежных затрат в наилучшем  варианте использования производственных ресурсов. В этом случае рыночная цена товара зависит не столько от затрат изготовителя, сколько от оценки полезности таких затрат покупателем. При этом цена является самостоятельной внестоимостной величиной, для определения которой  оценка покупателя более значима, чем  затраты производителя. Цена «освобождается»  от стоимости, для объяснения цены в  ней нет необходимости. В итоге  основное различие изложенных концепций  состоит в следующем: что же определяет цену товара — предложение (стоимость) или спрос (полезность)? Является ли полезность товара функцией его стоимости  или, напротив, стоимость есть функция  полезности товара? Современная экономическая  теория пытается синтезировать оба  подхода к ценообразованию, совместив  в цене объективность (стоимость) и  субъективность (полезность) товара. Однако бесспорным является положение о  том, что количественное определение  затрат на производство и реализацию товаров и услуг было и остается объективной потребностью и реальностью  в любой общественно-экономической  формации. Ведь очевидно, что объективный  процесс формирования затрат в условиях рыночных отношений происходит на базе рыночных цен и требует возмещения всех расходов, связанных с осуществлением процессов производства и реализации товаров за счет доходов, полученных от их продажи. Фирмы, не обеспечивающие эти условия, разоряются и гибнут. Их место занимают предприятия с  более низкими затратами на производство и реализацию товаров.

                                                      21

У них более  высокие доходы, обеспечивающие им условия для осуществления нормального  процесса воспроизводства. Генеральное  агентство по тарифам и торговле (ГАТТ) рекомендует использовать следующее  определение нормальной стоимости: «Нормальная стоимость понимается как стоимость материалов и изготовления товара в стране его происхождения, покрываемая в ходе обычных торговых операций, плюс разумная прибыль и  общие расходы». Построение рыночного  хозяйства требует решительного преодоления многих теоретических  и методологических догм, которые  все еще имеются в экономической  науке и практике хозяйствования, в том числе в области ценообразования. Прежде всего необходимо решить весьма важную проблему общего и принципиального  характера, в зависимости от которой  находятся другие вопросы, связанные  с теорией, методологией и практикой  ценообразования. Эта проблема может  быть сформулирована следующим образом:.

1.3  Этапы  ценообразования

Основная  схема ценообразования включает следующие этапы:

 

1. Подготовительный  этап - конкретизация задач и выбор  метода ценообразования, инструктивно-методическая  работа.                                                            

2. Этап сбора  первичной информации и оперативного  экономического анализа - определение  количественных и качественных  характеристик обслуживания, показателей  состояния и использования основных  фондов.                                                                                                 3. Этап определения себестоимости  - расчет затрат на заработную  плату, прямых, косвенных и накладных  расходов.                                             

   4. Этап  формирования цены - включение в  структуру цены коэффициента  рентабельности, поправочных коэффициентов  (надбавка - скидка), заключительная  экспертная оценка, калькуляция  цены и оформление прейскуранта.          

                                                  22                                                                                                                                    

5. Этап коррекционной  работы - ввод инфляционных коэффициентов,  расчет цен на вновь вводимые  услуги, использование новых методик  ценообразования.

На подготовительном этапе формируются цели и задачи ценообразования. Цели ценообразования  могут быть различными. Например, обеспечение  выживаемости организации, завоевание лидерства по показателям доли рынка  и качества.                                                                                                                     

Информация о работе Теория и методы ценообразования